Презентация на тему "Урок-зачет по теме «Лексика»." 10 класс

Презентация: Урок-зачет по теме «Лексика».
Включить эффекты
1 из 10
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Урок-зачет по теме «Лексика»."? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 10 слайдов. Также представлены другие презентации по русскому языку для 10 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Урок-зачет по теме «Лексика».
    Слайд 1

    Зачет по теме «Лексика».

  • Слайд 2

    1)Определите значение слов. Распределите слова в два столбика: 1) историзмы; 2) архаизмы. Городовой, цирюльник, перст, епанча, кольчуга, вотще, чело, конка, бурса, буде, отрок, курсистка, доселе, зерцало, ямщик, сокольничий, алтын, пищаль, челобитье, гонитель, изрядный, комедиант, столоначальник, рачительный, смерд, чужестранец, вече, опричник, яхонт, камергер, диамант, картуз, камердинер, маёвка, стачка.

  • Слайд 3

    2)Выделите историзмы и архаизмы во фрагменте речи Иоанна Грозного ( А.К.Толстой «Князь Серебряный». С какой целью они используются?) «- Я , аки господин винограда, поставлен Господом Богом над народом возделывати виноград мой. Бояре же мои, и дума, и советники не хотели помогать мне и замыслили погубить меня; тогда я взял, от них виноград мой, и отдал другим делателям. И се есть опричнина».

  • Слайд 4

    3.Выделите диалектизмы в следующих текстах. Постарайтесь по контексту определить значения диалектных слов. Старшина сплавщиков – краснолицый, бородатый мужик с диковатыми глазами- протягивает боцману и капитану ложки: 1)- Садитесь снедать, мужики! Уха, должно быть, скусная! Мы намедни на берег смотались, рыбёшкой разжились…исетра кусок, кельмы хребтина… Настоящий нарымский говор у старшины: слова произносит вкусно, дробно и в то же время немного тянет окончания. - Пригостевайте, мужики! 2) Старуха, укачивая дитя, бурчала: - Ты , старый, сроду на выдумки. Спать ложились бы, гас всё дорожает, а ты жжёшь… - Не разумеешь- молчи! Самое стерлядей на косе возьмём. Рыба к берегу зараз идёт, боится бурю. Вода, небось, уж мутная. Ну-ка, Дуняшка, послушай,- играет ерик? 3)…Завтри, слышишь, и завтри придёшь поджигать- чтоб в избу не заходил. Оттуль поджигай. Избу чтоб мне не поганил. Запомнил? -Запомнил,- кивнул обалдевший, ничего не понимающий мужик. И, поозиравшись ещё, ушёл. А Дарья заторопилась ещё пуще. Ишь, зачастили, неймётся им, охолодали.

  • Слайд 5

    4.Расположите синонимы по возрастающей степени признака. Определите нейтральное слово каждого синонимического ряда. 1.Огромный, большой, громадный, колоссальный, исполинский, гигантский. 2. Микроскопический, малюсенький, маленький, небольшой, крошечный, карликовый, миниатюрный, малый. 3. Вмиг, моментально, быстро, мгновенно, в минуту, в мгновение ока.

  • Слайд 6

    5)Какое слово является лишним в каждом синонимическом ряду. 1)Небольшой, маленький, незаметный, крошечный, миниатюрный. 2)Большой, огромный, гигантский, впечатляющий, громадный. 3)Аккуратный, гигиенический, чистоплотный, опрятный. 4)Скучать, горевать, грустить, тосковать, печалиться. 5)Мыслить, думать, размышлять, аргументировать, соображать. 6)Оберегать, оттенять, защищать, оборонять, охранять. 7)Смелый, храбрый, мужественный, отважный, доблестный,. 8)Работящий, покладистый, старательный, прилежный, усердный. 9)Известный, прославленный, знаменитый, популярный, талантливый. 10)Бесполезный, тщетный, надоевший, излишний, напрасный. 11)Растратить, издержать, израсходовать, разменять, растранжирить. 12)Терапевт, врач, медик, лекарь, доктор. 13)Писатель, критик, автор, литератор, сочинитель.

  • Слайд 7

    6.Соедините слова левой колонки с антонимами из правой колонки. Коллективный Густой Редкий Далёкий Правдивый Примитивный Известный Незнакомый Действительный Вымышленный Былой Конкретный Близкий Грядущий Замысловатый Бесцеремонный Абстрактный Лживый Тактичный Индивидуальный

  • Слайд 8

    7)Укажите значения следующих многозначных слов. Какие из значений являются переносными? Ядро, зерно, голова, земля, тяжёлый, дом, бой, переход, полный.

  • Слайд 9

    8 .Определите значение и авторство крылатых выражений. 1. Бойцы поминают минувшие дни. 2. Недреманное око. 3. Униженные и оскорбленные. 4. Любви все возрасты покорны. 5. Краткость- сестра таланта. 6. Мы все учились понемногу , чему-нибудь и как-нибудь. 7. дома новы, но предрассудки стары. 8. На деревню дедушке. 9. С чувством , с толком, с расстановкой. 10. Блажен, кто верует, тепло ему на свете. 11. В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. 12. Премудрый пескарь. 13. Пошла писать губерния. 14. С корабля на бал. 15. Чему смеётесь? Над собой смеётесь.

  • Слайд 10

    9)Исправьте ошибки в употреблении ФО. 1)Гроша выеденного не стоит, смотреть спустя рукава, голова убелена сединой, быть из робкой десятки, семи пядей на лбу, делать под скорую руку, сделать хорошую мину, бить другим ключом, ни зги не брезжит, битый небитого тащит. 2)Сломив голову, кануть в лето, как мышь в колесе, как рыба в мутной воде, на скорую нитку, задать стрекач, надрывать животик, яблоко разбора, куда Иван телят не гонял, прописная правда, курам наспех.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке