Презентация на тему "Утраченный смысл известных выражений." 8 класс

Презентация: Утраченный смысл известных выражений.
Включить эффекты
1 из 14
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Утраченный смысл известных выражений." по русскому языку, включающую в себя 14 слайдов. Скачать файл презентации 1.11 Мб. Для учеников 8 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    14
  • Аудитория
    8 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Утраченный смысл известных выражений.
    Слайд 1

    Утраченный смысл известных выражений

    Знаем ли мы, что говорим?

  • Слайд 2

    Введение

    В наше время в речи часто используются разные известные выражения. Но знаем ли мы, что означали эти выражения в старину? Вследствие этого возникают такие вопросы:

  • Слайд 3

    Вопросы

    Как много людей , проживающих в нашем городе , не знают истинного смысла известных выражений? Почему их смысл теряется ?

  • Слайд 4

    Задачи

    Узнать смысл выражений . Провести опрос среди жителей.

  • Слайд 5

    Гипотеза

    Многие люди произносят выражения , не зная их подлинный смысл.

  • Слайд 6

    Цели исследования

    Ответить на поставленные вопросы. Решить поставленные задачи. Подтвердить или опровергнуть гипотезу. Предоставить результаты опроса.

  • Слайд 7

    Не знает ни бельмеса

    Бельмес Это необычное словечко присутствует в выражении "не знает ни бельмеса", а происходит из татарского белъмэс – "он не знает".(тур. belmez - не понимаю).

  • Слайд 8

    Балда

    БАЛДА - герой сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830). По словарю Даля, « балда» означает «толстое корневище, палица, дубина». Это вполне характеризует героя сказки.

  • Слайд 9

    Балбес

    БАЛБЕС, балбеса, м. (от казак. balbas - идол) (разг. бран., презрит.). Бестолковый, грубоватый и большого роста(преимущ. молодой) человек. Дети вы-росли балбесами.   

  • Слайд 10

    Мотать на ус У древних славян имелись клубки с узелковыми письменами, содержащие географические сведения, клубки мифов и религиозных языческих гимнов, заклинаний. Хранились эти клубки в специальных берестяных коробах. Отсюда и пошло выражение: «наврать с три короба» , которое могло возникнуть в то время, когда мифы, хранящиеся в клубках, в таких коробах, воспринимались как языческая ересь. При чтении нити с узелками, скорее всего «наматывались на усы» — очень может быть, что «усы» это приспособления для чтения или для наматывания этих клубков. Возможно отсюда же берет происхождение путеводный клубок из русских сказок. Клубок – узелковое описание маршрута

  • Слайд 11

    Тьма, тьма-тьмущая

    Александр Блок писал в «Скифах» , обращаясь к Западу:«Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы, Попробуйте, сразитесь с нами! »В этих стихах тьма означает «множество» . Образовалась тьма, или тма, от татарского туман — «десять тысяч» . Со временем туман в русском языке мог превратиться в тман, а затем в тма и тьма.Войсковой командир — «десятитысячник» — назывался тьмуначальник или темник. А тьма в значении «темнота» тоже старое славянское слово. От слова тьма происходит и темница.

  • Слайд 12

    Туман

    В цикле «Персидские мотивы» Есенина есть строки Я спросил сегодня у менялы, Что дает за полтумана по рублю Как сказать мне для прекрасной Лалы слово ласковое «люблю» Здесь, явно, «туман» не атмосферное явление, а название денежной единицы.

  • Слайд 13

    Не было ни гроша, да вдруг алтын

    Грош- старинная денежная единица, равная двум копейкам (с 1657 до 1838 г.), позднее — полкопейке (с 1838 до 1917  Три копейки — традиционный номинал русской денежной системы, первоначально называвшийся алты́н или алты́нник (от тат. алты — шесть). В XV веке алтын равнялся 6 московским или 3 новгородским деньгам. В 1654 годувпервые выпущена медная монета с надписью «алтынник», а в 1704 году (по 1726) — серебряный алтын. В период с 1841 по 1916 год чеканились медные и серебряные алтыны. Название образовано, по мнению И. Г. Спасского[1][2] и многих других исследователей истории русского монетного обращения, от тюркского числительного алты — шесть (что соответствует счётному смыслу алтына — 6 денег). В денежной системе Золотой Орды алтын также означал монету достоинством 6 денег — по татарски букв. «алтытиен», что по законусингармонизма присущему тюркским языкам при слиянии в одно слово привело к трансформации мягких гласных в твердые и образованию слова алтын[источник не указан 1020 дней]. Название алтына встречается в поговорке "Не было ни гроша, да вдруг алтын", что свидетельствует о значимости монеты. Кроме того, алтын никогда не чеканился в золоте, поэтому нет оснований утверждать, что название это произошло от тюркского слова алтын — золото (тюрк. Altın, Алтын). Счётный алтын в русских княжествах появился в конце XIV века одновременно с началом чеканки деньги и равнялся 6 деньгам; после реформы Елены Глинской — 6 московским (сабельным) деньгам или 3 новгородским деньгам (копейным или копейкам). При расчётах алтын мог исполнять роль промежуточной единицы при переходе из российской денежной системы, с зачатками десятеричного строя, в монголо-татарскую — двенадцатеричную. Хоть алтын и не укладывался в систему счётного рубля, который состоял из 200 денег (таким образом, 33 алтына и 2 деньги составляли один рубль), зато три рубля содержали 100 алтынов, что позволяло пользоваться им при денежных расчётах.  В 18 веке на грош можно было купить миску щей и кусок хлеба

  • Слайд 14
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке