Содержание
-
Урок русского языка7 класс
Автор – Грязнова Ирина Сергеевна Г. Благовещенск
МОУ СОШ № 15
2010 г.
-
Язык как развивающееся явление
Язык изменчив, как изменчива сама жизнь.
С.Я. Маршак.
-
Язык – живой развивающийся организм
Какие изменения происходят в языке?
- Графические
- Фонетические
- Лексические
- Грамматические
Приведите примеры исторических изменений в русском языке.
-
Исторические изменения в графике
Какой азбукой мы пользуемся?
- Кириллицей
Почему она так называется?
- Ее создатели – болгарские монахи Кирилл и Мефодий
Когда была создана кириллица?
- В 863 г.
24 мая – День славянской письменности.
-
Первоначально в кириллице было 43 буквы, но со временем многие из них стали ненужными.
- Какие буквы сейчас не употребляются?
- Какие буквы добавились?
- Что еще изменилось?
-
Исторические изменения в фонетике
Древнерусский язык был очень звучным, мелодичным, в нем было 11 гласных звуков.
Например: Ђ (ять) - [ие]
К XVII в. звук утратился, но до начала ХХ в. букву продолжали писать, и ученики запоминали ряды слов с ятем:
БЂдный блЂдный бЂлый бЂс
убЂжал за рЂчку в лЂс…
-
Буквы ь (ерь) и ъ (ер) до XIII в. обозначали особые гласные звуки - редуцированные, которые затем в одних позициях усилились и совпали с е, и (ь) или о, а (ъ).
Например:
- Бърьвьно – бревно
- Съдоровъ - здоров
-
Согласные ж, ш, ц до XIV в были мягкими. Какое орфографическое правило напоминает нам об этом?
Звуки к, г, х были только твердыми, поэтому говорили и писали Кыев, погыбати, хытрость.
Перед е, и они изменялись: к – ч, г – ж, х – ш.
Например: рог – рожькъ, сок – сочити, тихо – тишина.
-
Исторические изменения в лексике
Неологизмы (греч. Neos – новый + logos – понятие, слово) – слова, которые появляются в языке для обозначения новых понятий.
Причины:
- Изменения в общественном устройстве
- Развитие науки и техники
Приведите примеры.
-
У каждой эпохи свои неологизмы.
Задание 1. Скажите, когда в русском языке новыми были следующие слова:
Промышленность, мануфактура, гимназия, лицей, большевик, комсомолец, колхоз, пенициллин, космодром, прилуниться, принтер.
Как долго слова остаются неологизмами?
-
Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного употребления. В толковых словарях они имеют помету устар.
Почему слова устаревают?
-
Историзмы – слова, обозначающие предметы и явления, ушедшие в прошлое.
Например: соха, колчан,
армяк, кика, дилижанс,
конка, статский советник,
комбед, изба-читальня,
комиссар.
-
Архаизмы – (греч. Archaios – древний) устаревшие слова, замененные более современными.
Например: уста, перст, выя, длань, десница, шуйца, ратник, отрок, зело, пиит.
Задание 2. Объясните значения архаизмов, подберите к ним синонимы.
Брадобрей, алчность, бард, поварня, глаголет, лобызать, грядет, отверзать.
-
Иногда у слов появляются новые значения, а старые отмирают.
Например:
подлый –
1) до XVIII в. «простонародный, неродовитый, принадлежащий к низшему сословию»;
2) современное «бесчестный, нравственно низкий».
-
Значение слова может сужаться и расширяться.
Например:
Порох – в древнерусском языке «вещество, состоящее из мелких частиц, пыль»
(ср. порошок, запорошить, пороша).
Палец – первоначально «большой палец руки».
-
Этимология – наука о происхождении слов
- Какого цвета должны быть чернила?
- Почему висок, ломоть, ветчина так называются?
- Из-под мышек – при чем здесь мыши?
-
Этимология – (греч. Etymon – правда, истина + logos – понятие, слово) наука о происхождении слов.
Задание 3. С помощью этимологического анализа объясните правописание слов
Зн..менитый, препод..ватель, зн..комиться, раздр..жать, насл..ждаться, м..шок.
-
Изменения в грамматике
Грамматические категории языка тоже изменяются, хотя и не так быстро.
Например:
имя существительное в древнерусском языке имело три формы числа, шесть типов склонения, семь падежей;
глагол – восемь времен и несколько неличных форм (причастие, инфинитив, супин).
-
Почему в качестве формы множественного числа у слов глаз, рог, рукав закрепилась древняя форма двойственного числа?
-
Подведем итоги
Какой уровень языка изменяется быстрее других?
- лексика
Какие группы слов выделяются в языке по времени их появления?
- историзмы, архаизмы, неологизмы
Что может произойти со значением слова?
- измениться, сузиться или расшириться
-
Что изучает этимология?
- происхождение слов
Какие еще уровни языка подверглись значительным изменениям?
- фонетика, грамматика
Какие следы исторических изменений сохранились в современном русском языке?
-
Домашнее задание
Подготовьте сообщение «Язык – развивающееся явление». Приведите свои примеры, пользуясь Школьным этимологическим словарем под ред. Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой, Школьным словарем устаревших слов под ред. Р.П. Рогожниковой и Т.С. Карской, Толковым словарем С.И. Ожегова и др.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.