Презентация на тему "Значение уменьшительно-ласкательных суффиксов в русском языке" 6 класс

Презентация: Значение уменьшительно-ласкательных суффиксов в русском языке
Включить эффекты
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 6 класса на тему "Значение уменьшительно-ласкательных суффиксов в русском языке" по русскому языку. Состоит из 21 слайда. Размер файла 0.41 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    21
  • Аудитория
    6 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Значение уменьшительно-ласкательных суффиксов в русском языке
    Слайд 1

    Значение уменьшительно-ласкательных суффиксов в русском языке

    Автор:Трушкина Елена Алексеевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Криушинская СОШ»

  • Слайд 2

    Цельурока:изучение употребления и правописания уменьшительно-ласкательных суффиксов в слове

    Задачи: практическое усвоение словообразования посредством суффикса; знакомство с понятием уменьшительно-ласкательный суффикс ; усвоение правописания уменьшительно-ласкательных суффиксов; определение роли уменьшительно-ласкательных суффиксов в речи.

  • Слайд 3

    Что такое суффикс? Суффикс - значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов. А что такое уменьшительно- ласкательный суффикс? Уменьшительно-ласкательный суффикс –значимая часть слова, помогающая изменить его значение для придания особого оттенка.

  • Слайд 4

    Уменьшительно-ласкательный суффикс

    -ик: столик; -чик: чемоданчик; -ок, -ёк: кружок, огонёк; -к- : песенка; -оч-к-а, -еч-к-а: тетрадочка, копеечка; -ец, -ц-о (-ц-е), -иц-е: пальтецо, деревцо, платьице; -еньк-а, -оньк-а: маменька, берёзонька; -ушк-а, -юшк-а: соседушка, волюшка; -ышк-о:солнышко, гнёздышко, зёрнышко.

  • Слайд 5

    ЗАМЕТКА

    1.Пренебрежительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов:          -ишк-о, -ишк-а: городишко, человечишка, хвастунишка;          -ёнк-а, -онк-а: избёнка, шубёнка, клячонка.2.Увеличительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов:          -ищ-е, -ищ-а: домище, ручища. 3. Названия молодых животных образуются при помощи суффиксов          -ёнок (-онок): котёнок, медвежонок.

  • Слайд 6

    Задание 1.

    «Назови ласково» огурец — огурчик;  помидор — помидорчик;  горох — горошек; птица — птичка; кресло — креслице; морковь — морковка; буква — буковка.

  • Слайд 7

    ЗАМЕТКА

    Уменьшительно-ласкательные суффиксы -ек-, -ик- в безударном положении у существительных произносятся и слышатся одинаково: [ик]. Поэтому можно допустить ошибку.

  • Слайд 8

    Правописание суффиксов

         1. -ик, -ек. Чтобы различить суффиксы -ик, -ек, надо помнить, что при склонении слова суффикс -ик сохраняет гласный звук, а суффикс -ек утрачивает гласный звук: ключ-ик – ключ-ик-а, огурч-ик – огурч-ик-а, но цветоч-ек – цветоч-к-а, огонёч-ек – огонёч-к-а.

  • Слайд 9

    Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы -ек-, -ик- у существительных?

    Измени слово по падежам Посмотри, выпадет ли гласный звук в суффиксе. Если выпадет, пиши –ек-; если сохраняется, пиши -ик-.

  • Слайд 10

    СКАЗКА

    Жили-были суффиксы –ик, -ишк, -ищ. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. -Ик был очень ласковый. –Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. –Ищ был очень маленький, и ему всё казалось большим. Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано: маленький дом. «Домик», - писал –ик. «Большой дом. Домище», - писал -ищ. «Старый, дряхлый дом. Домишко», - писал –ишк.

  • Слайд 11

    Суффиксы –ик, -ищ, -ишк были очень довольны, что сделали всю работу и счастливые и довольные пошли домой все вместе. Дома их ждал вкусный торт. «Тортик!» - закричал –ик. «Тортишко!» - промолвил –ишк. «Тортище!» - сказал –ищ.

  • Слайд 12

    Задание 2.

    Есть три домика. В каждом домике живет один суффикс. Поселите слова, от которых можно образовать новые слова с тем или иным суффиксом, в нужный домик . ГОРЛО ВРЕМЯ ДЕД БРЕВНО СКАМЕЙКА ПЕРО СЕМЯ ИМЯ ТЁТЯ ЗИМА

  • Слайд 13

    Задание 3.

    «Ласковое имя» Каждый из нас любит и умеет называть себя ласково. Именно суффиксы помогают нам обращаться друг к другу с любовью, уважением, вниманием, желанием помочь.Давайте все вместе образуем из данных имен уменьшительно-ласкательную форму. Алена… Лена… Саша… Юля… Соня… Лида… Ваня… Илья… Миша… Петя… Света… Гриша… Рома… Паша… Вова… Коля… Аня… Оля…

  • Слайд 14

    Задание 4.

    Вставьте пропущенные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как вы думаете, почему в тексте употреблено так много слов с уменьшительно-ласкательным значением? Открыв глаза, Незнайка увидел, что лежит в чужой комнате. По углам стояли … и … с изображением разных цветов. У окна стоял круглый … . На нем возвышалась куча разноцветных ниток для вышивания и лежала …, вся истыканная иголками, словно ощетинившийся … . столик; маленькие креслица; коврики и картинки; ежик; подушечка.

  • Слайд 15

    Задание 5. Какая часть слова поможет нам образовать новые слова с корнем -мыш- :мышка, мышонок, мышоночек, мышата, мышиный? Определите оттенок суффиксов. 1. Мышь, как мышь, сама с вершок, влезла на мешок (мышка шустрая, проворная). Оттенок - суффикс -к-. 2. Шепчет мышь: "Ты всё шуршишь, не спишь!" (видно, что мышонок не просто маленький, он играет, балуется. Вот какой оттенок у суффикса -онок-). 3. Увидев кошку за домом у ёлочек, сжался наш бедный мышоночек (он испугался, сжался, стал малюсеньким, чтобы его не заметила кошка. Здесь нам помогли суффиксы  -оноч- и -ек-).

  • Слайд 16

    Задание 6. Давайте отыщем в первом стихотворении существительные с суффиксами, которые помогают сделать это стихотворение выразительным, интересным, называют слова ласково. За окном ветерок Веселится: то попрыгает, то притаится. И листочки бегут по дорожке, Словно жёлтые мышки от кошки.

  • Слайд 17

    Правописание суффиксов

    2. -ок, -ек. После шипящих под ударением в суффиксах существительных пишется -ок: бережок, волчок, петушок, сапожок. Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение: ножичек, орешек.

  • Слайд 18

    3. -чик, -щик. После согласных суффиксы -щик и -чик в произношении трудно различаются. Нужно помнить, что в существительных, которые обозначают людей по характеру их занятий и действий, пишется суффикс -чик, если перед суффиксом стоит т, д, с, з, ж: летать – лётчик, После других согласных пишется -щик: наборщик, каменщик, пальщик.

  • Слайд 19

    Задание 7.

    ЗАГАДКА Встает на заре, Поет во дворе. На голове гребешок. Кто же он? (Петушок)  ЗАГАДКА Осенью был в луже сапожок, Зимой же вместо луж…? (Снежок)

  • Слайд 20

    Задание 8.

    1) Образуйте слова с суффиксами –онок- -ёнок- со значением “детёныш” от слов : лиса, ёж, медведь, человек, свинья, собака, лошадь, заяц, морж Все ли слова удалось образовать? Если нет, то почему? 2) Образуйте слова с суффиксами –ушч- - к- -чик- -ик- -еньк- от слов: карман, девочка, мыло, шея, рука, стол, стул Все ли слова удалось образовать? Если нет, то почему?

  • Слайд 21

    УЧИТЕ РУССКИЙ ЯЗЫК!!!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке