Презентация на тему "Знаки препинания при сравнительных оборотах"

Презентация: Знаки препинания при сравнительных оборотах
Включить эффекты
1 из 51
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.5
13 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.36 Мб). Тема: "Знаки препинания при сравнительных оборотах". Предмет: русский язык. 51 слайд. Для учеников 5-9 класса. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 4.5 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Знаки препинания при сравнительных оборотах
    Слайд 1

    Знаки препинания при сравнительных оборотах

  • Слайд 2

    коттедж лабиринт мажорный макулатура

  • Слайд 3

    премировАние премирОванный придАное

  • Слайд 4

    Что такое сравнительный оборот

  • Слайд 5

    Сравнительные обороты присоединяются союзами словно, как будто, точно, подобно, что, чем, нежели, например: Там лёд ровный, будто зеркало. На катке лёд ровнее, чем на реке. Сравнительные обороты выделяются запятыми

  • Слайд 6

    Отсутствие и наличие запятой перед союзом КАК

    Для 8-11 классов

  • Слайд 7

    ГЛАВА 1

    Когда запятую ставить надо.

  • Слайд 8

    Сравнительный оборот с союзом КАК выделяется запятыми, если

    1. Он обозначает уподобление, никаких других оттенков не содержат (КАК имеет значение «подобно») Как чайка, парус там белеет. (М. Лермонтов) Степь уходила вдаль, Обширная и ровная, как море. (Л. Соболев).

  • Слайд 9

    Ставить или не ставить запятую перед союзом КАК ?

    Вопрос очень сложный. Посмотрим? объект субъект основание сравнения 1 Как чайка (?) парус там белеет в вышине. Смело ставьте запятую. Как чайка, парус там белеет в вышине. Субъект (философия) — носитель действия, тот, кто (или то, что) познаёт, мыслит или действует, в Объект - явление, предмет, на который направлена какая-л. деятельность

  • Слайд 10

    Потренируемся?

    -Вокруг высокого чела как тучи локоны чернеют. ( найдите субъект, объект и основание сравнения) - Черные лохматые как пауки самолеты с хищно вытянутыми лапами беззвучно кружили над ним. ( Бондарев). - Вот с неба звезды глянут и как река засветит Млечный Путь. (Обозначают уподобление.)

  • Слайд 11

    Сравнительный оборот выделяется запятыми, если

    2. Оборот начинается словосочетанием КАК ИВ её глазах, как и во всем лице, было что-то необычное.

  • Слайд 12

    Сравнительный оборот выделяется запятыми, если

    3. В основной части предложения имеется указательное слово ТАК, ТАКОЙ, ТОТ, СТОЛЬ. Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринуждённо, как на Невском проспекте. (Н. Гоголь). Черты лица его были те же, как и у сестры. (Л. Толстой).

  • Слайд 13

    4. Оборот выражается сочетанием КАК ПРАВИЛО, КАК ИСКЛЮЧЕНИЕ, КАК ОБЫЧНО, КАК ВСЕГДА, КАК ПРЕЖДЕ, КАК СЕЙЧАС, КАК ТЕПЕРЬ, КАК НАРОЧНО и др. Занятия начались, как обычно, в девять часов.Помню, как сейчас, свою первую учительницу. Запятыми, как правило, выделяются деепричастные обороты.

  • Слайд 14

    ПРИМЕЧАНИЕ.

    Указанные сочетания не выделяются запятыми, если входят в состав сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу. Вчерашний день прошел как обычно.(т.е. по обыкновению)

  • Слайд 15

    Сравнительный оборот имеет оттенок причинного значения.

    «будучи старшим» «поскольку я старший» Как старший приказываю вам, господа, немедленно разойтись. Следовательно: Как старший, приказываю вам, господа , разойтись. .

  • Слайд 16

    Ставим всего одну запятую! Я мчался на лихом коне, как ветер волен и один. -не «мчался, как ветер»,а «волен и один, как ветер» . А это ,согласитесь, не одно и то же. А если оборот в середине?

  • Слайд 17

    Практикум. Расставить знаки препинания и объяснить условия выбора.

    И подлинно как жар червонец заиграл. Ямщик был в таком же изумлении как и сам француз от предложения Дубровского. Как и на прошлогодних соревнованиях впереди оказались спортсмены России. Как нарочно в кармане не было ни копейки.

  • Слайд 18

    Анализ предложений.

    И подлинно, как жар, червонец заиграл. (имеет значение «подобно»). Ямщик был в таком же изумлении, как и сам француз от предложения Дубровского.(есть в основной части предложения указательное слово). Как и на прошлогодних соревнованиях, впереди оказались спортсмены России.(оборот начинается с КАК И). Как нарочно, в кармане не было ни копейки.(оборот выражается сочетанием КАК НАРОЧНО).

  • Слайд 19

    Глава 2

    Когда запятую ставить не надо.

  • Слайд 20

    Обороты с союзом КАК не выделяются запятыми:

    1. Если на первый план в обороте выступает обстоятельственное значение ( обычно образа действия на вопрос КАК?) Как дым рассеялись мечты.(М. Лермонтов).(ср. рассеялись дымом).Как демон коварна и зла.(М. Лермонтов)(ср. демонически коварна). Примечание: Обычно обороты с КАК в этих случаях можно заменить творительным падежом существительного или наречием..

  • Слайд 21

    2.Если основное значение оборота - приравнивание или отождествление Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей…(М. Лермонтов).(ср. …любил меня, считая своей собственностью..)

  • Слайд 22

    3. Если союз КАК имеет значение «в качестве» или оборот с союзом КАК (приложение) характеризует предмет с какой- либо одной стороны. Богат, хорош собою Ленский везде был принят как жених. (А. Пушкин). Публика ценила раннего Чехова как тонкого юмориста.

  • Слайд 23

    4. Если оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связана со сказуемым (обычно в этих случаях сказуемое не имеет законченного смысла без сравнительного оборота). Как ребенок душою я стал. (И. Тургенев) Я смотрел как очарованный. (Арсеньев)

  • Слайд 24

    5. Если сравнительному обороту предшествует отрицание НЕ или слова СОВСЕМ, СОВЕРШЕННО, ПОЧТИ, ВРОДЕ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ, ИМЕННО, ПРЯМО, ПРОСТО и др. Было светло почти как днем. Дети иногда рассуждают совсем как взрослые.

  • Слайд 25

    Если оборот имеет характер устойчивого сочетания Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу. (А. Чехов).

  • Слайд 26

    Устойчивые обороты с союзом КАК

    …Сделался как камень Побледнел как смерть Полетел как стрела Упал как подкошенный Упал как сноп Льёт как из ведра Мечется как угорелый Вертится как белка в колесе Всё идёт как по маслу …Крепок как дуб Здоров как бык Свеж как огурчик …Белый как снег Красный как рак Бледный как смерть …Сделать как следует Отвечать как попало Поступить как угодно

  • Слайд 27

    Устойчивые сочетания.

    Белый как лунь, бледный как смерть, блестит как зеркало, болезнь как рукой сняло, дрожит как осиновый лист, катался как сыр в масле, красный как рак, летит как стрела, похожи как две капли воды, свеж как огурчик, слушал как завороженный , мрут как мухи, как в воду канул, голодный как волк и др.

  • Слайд 28

    Практикум. В данных предложениях объяснить отсутствие запятой перед КАК.

    Все относились к Ване как к своему человеку.Как зарницы огни запылали, как огненный дождь с неба упали. Мы знаем Индию как страну древней культуры. Волосы у девочки вьются точь-в -точь как у матери. Надо сказать лекарю, чтобы он перевязал ему рану и берег его как зеницу ока.

  • Слайд 29

    Анализ предложений.

    Все относились к Ване как к своему человеку. (оборот образует именную часть составного сказуемого)Как зарницы огни запылали, как огненный дождь с неба упали. (можно заменить творительным падежом существительного). Мы знаем Индию как страну древней культуры. (союз КАК имеет значение в «качестве»). Волосы у девочки вьются точь-в точь как у матери.(предшествует слово ТОЧЬ-в-ТОЧЬ). Надо сказать лекарю, чтобы он перевязал ему рану и берег его как зеницу ока. (оборот имеет характер устойчивого сочетания).

  • Слайд 30

    Тест.

    Задание1. В КАКОМ СЛУЧАЕ НУЖНО ПОСТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ. А). Отец и мать ей как чужие. Б) Как нарочно в кармане не было ни копейки. В). Мы больше знаем Лермонтова как поэта и прозаика.

  • Слайд 31

    Задание 2. Найдите предложение с устойчивым словосочетанием.(знаки препинания не расставлены) А). Она сама ходила как дикая. Б). Воздух чист и свеж как поцелуй ребёнка. В). Наш герой дрожит как осиновый лист.

  • Слайд 32

    Задание 3. Найдите предложение со сравнительным оборотом. А).Это кто такие и что им надобно?. Б). Важно не что он сказал, а как он сказал. В). Он поступил не как друг.

  • Слайд 33

    Задание 4. В каком предложении оборот составляет именную часть составного сказуемого? А). Один как изумруд, другие как коралл. Б). Старик заплакал как дитя. В). Я через всю жизнь как через тысячу лет пронес это воспоминание.

  • Слайд 34

    Задание 5. В каком предложении нет запятой.(знаки препинания не расставлены) А). В гневе он как гром загремел как сталь засверкал. Б). Все вокруг какое-то церковное, и маслом пахло так же крепко как в церкви. В). На улице было много людей как в праздник.

  • Слайд 35

    Проверка теста и его анализ.

    1 - Б 2 - В 3 - В 4 - А 5 - А

  • Слайд 36

    Задание1. В КАКОМ СЛУЧАЕ НУЖНО ПОСТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ. А). Отец и мать ей как чужие. (Именное сказуемое) Б). Как нарочно в кармане не было ни копейки. (Оборот с КАК НАРОЧНО) В). Мы больше знаем Лермонтова как поэта и прозаика.(Употреблено в качестве)

  • Слайд 37

    Задание 2. Найдите предложение с устойчивым словосочетанием. А) Она сама ходила как дикая. Б) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка. В) Наш герой дрожит как осиновый лист.

  • Слайд 38

    Задание 3. Найдите предложение со сравнительным оборотом. А).Это кто такие и что им надобно?.(Это простое предложение) Б). Важно не что он сказал, а как он сказал.(Союз КАК во второй части СП) В) Он поступил не как друг.

  • Слайд 39

    Задание 4. В каком предложении оборот составляет именную часть составного сказуемого? А). Один как изумруд, другие как коралл.(сказуемое КАК ИЗУМРУД, КАК КОРАЛЛ) Б). Старик заплакал, как дитя.(Старик –подлежащее, заплакал- сказуемое, как дитя- сравнительный оборот) В). Я через всю жизнь, как через тысячу лет, пронес это воспоминание. (Я –подлежащее, пронес –сказуемое, «как через тысячу лет»- сравнительный оборот.)

  • Слайд 40

    Задание 5. В каком предложении нет запятой. А). В гневе он как гром загремел как сталь засверкал. (нет запятой, ибо обстоятельственное значение) Б). Все вокруг какое-то церковное, и маслом пахло так же крепко, как в церкви. (Есть запятая, т.к. есть слово ТАК) В). На улице было много людей, как в праздник.(Есть запятая , так как со значением уподобления, «подобно»)

  • Слайд 41

    Если допустили много ошибок, не печальтесь!Поработайте над этой темой дома и выполните тест еще раз…

  • Слайд 42

    Употребление союза КАК в различных синтаксических конструкциях

  • Слайд 43

    Запятая ставится при присоединении придаточных предложений (изъяснительных, сравнительных, меры и степени и др.):

    Он видел, как далеко раскинулась сеть железных дорог.

  • Слайд 44

    Возможна двоякая постановка знака в союзах: , с тех пор, как ,по мере того, как ,подобно тому, как

    С тех пор как он поселился в этих местах, прошло уже больше 10 лет. С тех пор, как вечный судия мне дал всеведенье порока, в очах людей читаю я страницы злобы и порока

  • Слайд 45

    Запятая ставится ,если союз КАК входит в состав приложения со значением причины:

    Он, как человек дела, сразу подошёл к станку.

  • Слайд 46

    Невозможна двоякая постановка знака в союзах: , так как ,тогда как ,словно как ,в то время как ,между тем как

    На доске оставалась всего одна белая пешка при коне, в то время как у чёрных была ладья и две пешки.

  • Слайд 47

    Запятая не ставится ,если союз КАК входит в состав сказуемого:

    Овраг был как глубокое ущелье.

  • Слайд 48

    Запятая не ставится, если КАК входит в состав парного союза (КАК…,ТАК И):.

    Позади остались как большие города, так и маленькие деревушки

  • Слайд 49

    !Запомни правописание: не кто иной, как… не что иное, как...

  • Слайд 50

    Домашнее задание

    Правило Упр. 411 п 90 Практическая работа

  • Слайд 51

    !Запомни правописание: не кто иной, как… не что иное, как...

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке