Содержание
-
Человек – живое существо
-
-
-
-
ПО СЛОВАРЮ ОЖЕГОВА: «Организм- живое целое, обладающее совокупностью свойств , отличающей его от неживой материи». Организм человека - система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое. Что такое «организм»?
-
голова, шея, туловище, верхние и нижние конечности 2. Внутренние органы человека. головной мозг, лёгкие, сердце, желудок, печень, кишечник опорно-двигательная, кровеносная, нервная, дыхательная, пищеварительная, выделительная 3. Системы органов человека. 1. Части тела человека.
-
Органы чувств
-
Системы человеческого организма
Органы сотрудничают между собой и создают системы: Дыхательная система Пищеварительная система Кровеносная система Выделительная система Нервная система
-
Тема урока: «НЕРВНАЯ СИСТЕМА. ГОЛОВНОЙ И СПИННОЙ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА»
-
НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА ЧАСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Центральная нервная система Головной мозг Спинной мозг Периферическая нервная система Нервы Нервные узлы Нервная система – это система, которая регулирует деятельность всех органов и систем человека.
-
С ПОМОЩЬЮ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЗА ВЗДОХОМ СЛЕДУЕТ ВЫДОХ СЕРДЦЕ СОКРАЩАЕТСЯ И РАССЛАБЛЯЕТСЯ ЧЕЛОВЕК РЕШАЕТ СЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ ЧЕЛОВЕК СОВЕРШАЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ ПОСТОЯННАЯ ТЕМПЕРАТУРА ТЕЛА НЕРВНАЯ СИСТЕМА - самая сложная их всех системорганов человека и выполняет ряд сложных функций в организме. Онауправляет всем организмом человека, влияет на его поведение, а типы высшей нервной деятельности являются основой будущего характера человека.
-
ГОЛОВНОЙ И СПИННОЙ МОЗГ – «КОМАНДИРЫ» НАШЕГО ОРГАНИЗМА Головной и спинной мозг – составные части нервной системы. Благодаря их командам все органы действуют слаженно, как единое целое.
-
ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА СРАВНИМ ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ головноймозг рыб головной мозг земноводных головной мозг пресмыкающихся головной мозг птиц головной мозг млекопитающих головной мозг человека ЧЕЙ МОЗГ САМЫЙ СЛОЖНЫЙ? ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА
-
БЛАГОДАРЯ ГОЛОВНОМУ МОЗГУ МЫ МОЖЕМ ДУМАТЬ ВИДЕТЬ СЛЫШАТЬ ГОВОРИТЬ ДВИГАТЬСЯ СОХРАНЯТЬ В ПАМЯТИ ВСЁ, ЧТО ВОСПРИНИМАЕМ
-
Головной мозг состоит из огромного числа нервных клеток. Каждая решает свою задачу. нервные клетки головного мозга задачи клеток головного мозга
-
Строение головного мозга
-
Доли полушарий большогомозга
-
-
так мозг насыщается кислородом Для нормальной работы мозгу нужно постоянно получать большое количество кислорода. Поэтому нужно регулярно проветривать помещение и чащебывать на свежем воздухе. Если мозг будет получать мало кислорода, то человек может потерять сознание.
-
Мозг спящего человека, который не видит снов, то есть спит глубоким сном. Мозг матери, которая спит рядом со своим ребёнком. «Сторожевой пункт даёт сигнал, если ребёнок проснётся и заплачет. Мозг бодрствующего человека. «сторожевой пункт»
-
СПИННОЙ МОЗГ Находится внутри позвоночника. Он выполняет важную работу – отвечает за разнообразные движения человека.
-
Головной и спинной мозг соединены нервамисо всеми органами. По нервам, как по проводам, поступают сигналыот органов в головной и спинной мозг, которые посылают команду органам: «Действуйте так!». Сигналы движутся очень быстро – со скоростью 120 м/с. Название «нервы» произошло от латинского означает "жила", "нерв". Нервы напоминают нити, которые состоят из длинных тонких волокон, те, в свою очередь, состоят из нервных клеток, т.е. нейронов. У каждого нейрона есть отростки (нервные окончания). В работе нервной системы участвуют 31 пара нервов от спинного мозга и 12 пар нервов, которые связаны с головным мозгом.
-
Строение спинного мозга:
Шейный отдел Грудной отдел Поясничный отдел Крестцовый отдел
-
ОБОБЩИМ ИЗУЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ НЕРВНАЯ СИСТЕМА ОБЪЕДИНЯЕТ ВСЕ ЧАСТИ ОРГАНИЗМА В ЦЕЛОЕ И РУКОВОДИТ ЕГО РАБОТОЙ.
-
Опорно-двигательная система. СКЕЛЕТ.
-
Опорно-двигательную систему называют костно-мышечной, поскольку скелет и мышцы работают согласовано.
-
-
Скелет взрослого человека состоит приблизительно из 200—208 костей, соединенных различными видами суставов.
-
Скелет и мышцы определяют форму тела, обеспечивают опорную, защитную и двигательную функции. ОПОРА И ЗАЩИТА ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ПОДДЕРЖИВАЕТ ФОРМУ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА ОБЕСПЕЧИВАЕТ ДВИЖЕНИЯ
-
-
В скелете различают четыре отдела: скелет туловища, скелет головы (череп), скелет верхних и нижних конечностей.
-
Позвоночник является главной опорной структурой нашего тела. Без позвоночника человек не мог бы ходить и даже стоять. Другой важной функцией позвоночника является защита спинного мозга. 33 позвонка
-
От скелета и мышц зависит ОСАНКАчеловека. От неправильной посадки за столом, за партой или от неправильной походки позвоночник может искривиться.
-
Лёгкие и сердце окружены грудной клеткой. Она состоит из 12 пар очень крепких , но гибких рёбер.
-
Между собой кости соединены СУСТАВАМИ. Если бы не было суставов, мы не смогли бы двигаться.
-
ЧЕРЕП Кости черепа очень тверды. Череп защищает головной мозг от повреждений.
-
Какими свойствами обладают кости. прочность упругость лёгкость
-
Вещества, входящие в состав кости : соли кальция, магния , фосфора и белки,жиры,углеводы. Белки,жиры,углеводысообщают кости упругость и эластичность. Соли кальция и магния придают кости твердость. Сочетание твердости и эластичности сообщает кости прочность.
-
Укрепление костей 39 Состав костей скелета зависит от возраста человека и от качества пищи. Чтобы кости не были хрупкими и мягкими, врачи рекомендуют употреблять продукты, богатые содержанием кальция.
-
Кости приводят в движение мышцы. В теле человека около 600 мышц, и каждая из них участвует в выполнении какого-либо движения. Мышцы, словно канаты, состоят из тонких волокон. Своими концами мышцы крепятся к костям. Мышцы могут сокращаться и расслабляться. Когда мышца сокращается, кости как бы подтягиваются друг к другу. Например, чтобы сделать один шаг, требуется работа 20 мышц.
-
-
Мышцы лица называются мимическими. Они позволяют человеку выражать различные чувства: радость, страх, испуг и др.
-
Пищеварительная система человека
-
Пищеваре́ние — сложный процесс, при котором происходит переваривание пищи и её усвоение клетками.
-
печень желчный пузырь тонкий кишечник толстый кишечник ротовая полость язык пищевод желудок
-
Ротовая полость
Процесс пищеварения начинается в ротовой полости. Зубы измельчают пищу, язык прижимает её к нёбу, смешивая со слюной. Когда зубы и слюна делают пищу мягкой, язык проталкивает её к глотке.
-
Профессии зубов
Резцы -откусывают Клыки -перекусывают жесткие волокна Предкоренные -измельчают Коренные -перетирают пищу У детей 24 «молочных» зуба, у взрослого-32.
-
Язык
Во рту всем распоряжается язык. Он определяет на вкус, съедобна ли пища и подталкивает ее под зубы. Слюнные железы выделяют слюну, которая смачивает и начинает расщеплять пищу. Язык помогает проглотить пищу, которая достаточно измельчена и смочена.Язык помогает различать вкус с помощью вкусовых сосочков языка: сладкое, кислое, солёное, горькое. сладкое кислое горькое солёное
-
Пищевод
Пищевод – это мышечная трубка, выстланная слизистой оболочкой. Размельчённая пища по пищеводу поступает в желудок. Длина пищевода взрослого человека равна 23-24 см.
-
Желудок
Когда пища достигает желудка, мышцы желудка её сдавливают, встря-хивают, перемешивают, доводя до кашицеобраз-ного состояния. Здесь пища разлагается под действием соляной кислоты и желудочного сока. Умеренно наполненный желудок имеет длину 24-26 см.
-
Печень
Печень вырабатывает желчь, которая расщепляет пищу и способствует её перевариванию. Печень обезвреживает некоторые вредные вещества, попадающие в организм. Желчный пузырь Печень
-
Желчный пузырь
Желчный пузырь – это «мешок», в котором хранится желчь, образованная в печени.
-
Тонкий кишечник
Процесс пищеварения продолжается в тонкой кишке. Здесь происходит основное пищеварение. Все полезные для организма вещества сквозь стенку тонкой кишки поступают в кровь. Кровоток разносит их ко всем органам тела. Длина кишечника примерно 7метров.
-
Толстый кишечник
В толстом кишечнике извлекаются минеральные вещества и влага. В кишке остаются лишь плотные отходы. Они перемещаются вниз по прямой кишке. Отходы выделяются в виде фекалий, или кала, через анальное отверстие. Длина колеблется от 1,5 до 2 метров. прямая кишка анальное отверстие
-
Пищеварительная система
Все органы пищеварительной системы связаны между собой. Если пострадает хоть один орган, то нарушится работа всей системы.
-
Питательные вещества
-
Белки.
-
Жиры.
-
Углеводы.
-
«Золотые правила питания»
Никогда не набирай пищи полный рот
-
Когда ешь, рот должен быть закрыт. Не разговаривай и не читай во время еды.
-
Питайся разнообразной пищей, чтобы организм получал питательные вещества. Старайся есть в одно и тоже время.
-
Ешь больше фруктов и овощей, они помогают передвижению пищи.
-
Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого. Такая пища может быть очень вкусной, но не очень полезной и даже вредной.
-
Поменьше ешь булочек и сладостей, так как в этой пище много углеводов, что может привести к излишней полноте.
-
Пища не должна быть очень горячей, обжигающей.
-
-
Дыхательная система
Исключительно важно для человека дыхание. Известно, что без пищи он может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, а без воздуха – всего несколько минут.
-
Дыхание – это процесс поглощения из воздуха кислорода и выделения углекислого газа. Главный орган дыхательной системы – легкие. Смена воздуха в легких происходит при чередовании вдоха и выдоха. Каждый день человек вдыхает 15 000 литров воздуха, используя 3 000 литров кислорода.
-
Правильное дыхание осуществляется через нос. Он согревает и очищает проходящий через него воздух. Внутри носа имеются волоски и слизь, которые задерживают частички пыли. Под слизью находится слой мерцательных клеток, реснички которых колышутся и гонят из носа слизь с прилипшими пылинками.
-
Пройдя через нос, воздух попадает в носоглотку, где становится еще чище и теплее. Далее воздух идет через гортань в дыхательное горло – трахею. Гортань при глотании закрывается, не пропуская в легкие пищу. Трахея – это трубка из плотных хрящевых колец. Она разветвляется на бронхи, через которые воздух идет в правое и левое легкие. Бронхи ветвятся на тонкие трубочки, на концах которых находятся легочные пузырьки. В них кровь получает кислород и отдает углекислый газ. вдох выдох
-
Животные дышат легкими, кожей, жабрами. Чем крупнее животное – тем медленнее оно дышит. Слон делает всего 10 вдохов и выходов в минуту, а мышь – 200. жабры кожа легкие
-
Что опасно для органов дыхания
Органы дыхания очищают вдыхаемый воздух от пыли, но не могут оградить организм от ядовитых газов и микробов. Опасны для здоровья выхлопные газы автомобилей, ядовитые газы, выбрасываемые в воздух заводами, а также табачный дым. Выхлопные газы сокращают продолжительность жизни на 6 месяцев.
-
Частицы дыма оседают на стенках легочных пузырьков и мешают поступлению кислорода в кровь. Вместе с дымом сигареты в легкие курильщика и находящихся рядом людей попадает яд – никотин. Легкие курильщика Легкие некурящего человека
-
Никотин проникает в кровь, и она разносит его по всем органам. Этот яд притупляет зрение, слух, внимание, заставляет усиленно работать сердце. У курильщиков часто возникают опасные, а порой смертельные заболевания легких и сердца.
-
За последние 100 лет вредная привычка к курению распространилась по всему миру. Вслед за взрослыми к курению стали приобщаться и дети. Врачи назвали курение чумой двадцатого столетия. Во многих странах курильщиков стараются не брать на работу. Не курить!
-
Наши далекие предки считали курение грехом. Когда 400 лет назад купцы стали завозить табак из Западной Европы, царскими указами были введены жестокие наказания за «питие табака», как тогда говорили. Курильщиков наказывали «сечением кнутом».
-
Кровеносная система человека
-
Кровеносная система
Движение крови в организме человека называется кровообращением. Непрерывность тока крови обеспечивают органы кровообращения, к которым относятся сердце и кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры). Они составляют кровеносную систему.
-
Роль крови
Кровь играет роль связующего элемента, который обеспечивает жизнедеятельность каждого органа, каждой клетки. Благодаря кровообращению ко всем тканям и органам поступают кислород и питательные вещества, а также выводятся продукты распада веществ. Кроме того, кровь поддерживает постоянную температуру тела и защищает организм от вредных микробов.
-
Движение крови
Кровь в организме человека движется непрерывным потоком, по кругу: она вытекает из сердца по артериям, а возвращается по венам. Кровь движется по двум кругам кровообращения – большому и малому. Двигаясь по малому кругу кровообращения, кровь насыщается кислородом и освобождается от углекислого газа. Вбольшом же круге кровообращения кровь разносит ко всем органам кислород и питательные вещества и забирает от них углекислый газ и продукты выделения. Непосредственно движение крови происходит по сосудам: артериям, капиллярам, венам.
-
Состав крови
У ребенка в организме около 3 литров крови, у взрослого человека – 5-6 литров крови. Кровь– это жидкая соединительная ткань, состоящая из кровяной плазмы (примерно 54 % объёма) и клеток (46 % объёма). Плазма– это желтоватая полупрозрачная жидкость, содержащая 90–92 % воды и 8–10 % белков, жиров, углеводов и некоторых других веществ.
-
В крови много различных клеток, каждая из которых отвечает за свою работу. Эритроциты – красные кровяные тельца. Основная функция эритроцитов - транспортировка кислорода и углекислого газа. Тромбоциты - бесцветные клетки крови, которые играют главную роль в свертывании крови (образовании тромбов и остановке кровотечения). Лейкоциты - белые кровяные клетки, создающие барьер для болезнетворных микробов.
-
Кровь – ценное лекарство
Кровь – это невероятно ценное лекарство, которое можно получить только от людей. Люди, сдающие кровь, называютсядонорами крови. Переливание крови необходимо при обильных кровопотерях, болезнях. Дополнительная кровь может потребоваться и во время различных операций.
-
Сердце – главный орган кровеносной системы
Сердце человека представляет собой полый мышечный орган, состоящий из двух предсердий и двух желудочков. Оно располагается в грудной полости. Левая и правая стороны сердца разделены сплошной мышечной перегородкой. Вес сердца взрослого человека составляет примерно 300 г. Сердце в нашем организме выполняет роль насоса. Оно никогда не останавливается и делает в день до 12.000 сокращений.
-
Практическая работа
Измерение пульса в спокойном состоянии Измерение пульса после выполнения физических упражнений (сделайте 10 приседаний)
-
Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества(выделительная система организма)
-
-
-
Как вода удаляется из организма?
Вода испаряется с нашей кожи, когда мы потеем, она выделяется изо рта и носа, когда мы выдыхаем воздух. Небольшое количество воды содержится в кале. Но в основном вода выходит с мочой.
-
Главные органы, вырабатывающие и выделяющие мочу, - это почки. Моча, образуемая в почках, состоит из воды и вредных веществ, удаленных (отфильтрованных) почками из крови.
-
Мочевыделительная система Мочеобразующие органы Мочевыводящие органы Почки (1) Мочеточники (2) Мочевой пузырь (3) Мочеиспускательный канал (4) 1 2 3 4
-
Строение и функции почек
Парные органы, располагаются в поясничном отделе по обе стороны от позвоночника; Масса – 150-200 г; Длина – 10-12 см; Ширина – 5-6 см.
-
Из почек моча по длинной трубке (мочеточнику) стекает в мочевой пузырь и накапливается в нем. Когда мочевой пузырь наполняется наполовину, человек чувствует потребность пойти в туалет. Почки расположены по обе стороны позвоночника в поясничной области брюшной полости.
-
Кожа, её строение и значение
-
Кожа - это живая защитная оболочка нашего тела. Ее общий вес составляет примерно 4 кг. Самая тонкая кожа на веках глаз -около 1 мм, самая толстая на подошвах ног -около 4 мм.
-
Строение кожи
Дерма Волос Волосяная луковица Нервные окончания Кровеносные сосуды Эпидермис Потовые железы
-
Кожа имеет три слоя:
-
-
Значение кожи Защищает внутренние органы от повреждения Не пропускает в организм микробы Не пропускает в организм воду Защищает организм от жары и холода Удаляет с потом вредные вещества
-
Волосы и волосяной покров
Волосы защищают кожу головы от повреждений, охлаждения и вредного воздействия солнечных лучей.Губы, стопы ног и ладони рук лишены волосяного покрова, на других же участках тела растут волосы: брови, ресницы, ноздри, верхняя губа, руки, ноги, подмышечные впадины и др. Волосы растут со скоростью 0,2 мм в сутки. Тело человека покрыто волосками в количестве от 200 000 до 1 миллиона.
-
Потоотделение
Потоотделение позволяет избежать перегрева организма и освободиться от шлаков. Потоотделение осуществляется на стопах ног, ладонях, лбу, груди и в подмышечных впадинах. Поэтому необходимо ежедневно принимать душ и мыться с мылом. Человек выделяет 21 л пота в месяц На 1 м2 кожи содержится 1 миллион потовых желез!
-
Температура кожи
Температура человеческого тела обычно колеблется в диапазоне между 36,5 и 37,2 градусами по Цельсию. При потении избыток тепла удаляется. Температура колеблется в течение суток -во время сна и пищеварения она повышается. Критической температурой тела считается 42°и 25° .
-
Гигиена кожи
Бактерии могут размножаться и на коже человека. Поэтому минимум раз в неделю надо принять душ или ванну, а лицо мыть с мылом каждый день. Твой организм и сам борется с бактериями, пытающимися проникнуть через его защитные преграды. Например, возникающие на коже прыщи и фурункулы — чаще всего следствия борьбы организма с бактериями стафилококками.
-
Причины повреждения кожи
-ожог -обморожение - грязь в ране -укусы насекомых -мозоли -ходьба босиком -грибковые заболевания ног -грязная одежда -неосторожность при работе с режущими предметами
-
Правила ухода за кожей
Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом Перед каждым приемом пищи надо мыть руки с мылом. Два раза в день чистить зубы. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов. Ногти надо регулярно подстригать, для того чтобы не создавать под ними для бактерий бесплатный санаторий. Закаляться
-
Это интересно
Под микроскопом на поверхности кожи видны мелкие чешуйки. Они постоянно обновляются. Полное обновление происходит дней за 20. За всю жизнь человек в среднем теряет около 18 кг отмерших клеток кожи. Отпечатки пальцев у каждого человека уникальны. Оставленные на месте преступления отпечатки помогают опознать преступника.
-
Как человек воспринимает окружающий мир (органы чувств)
-
Органы чувств
Глаза – орган зрения Уши – орган слуха Нос – орган обоняния Язык – орган вкуса Кожа – орган осязания
-
Строение глаза
На лице видна только передняя часть глаза. Глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Большая часть глаза расположена в глазнице. Глаз защищен тонкими складками кожи – веками. Брови защищают глаз от пота. Ресницы от попадания в глаз пыли. Глаз постоянно увлажняется слезной жидкостью.
-
Внутреннее строение.
Спереди глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Цветная оболочка глаза называется – радужка. Интересный факт. Большинство детей рождаются с голубыми глазами. Когда ребенку исполнится несколько месяцев глаза могут стать карими,зелеными,серыми,или остаться голубыми.
-
В центре находится черный кружок – это зрачок. Он отвечает за проведение света внутрь глаза. Если свет яркий зрачок сужается, а если свет слабый – расширяется.
-
Оболочка глаза белого цвета – это склера. Ее задача - защищать те части глаза, которые находятся внутри глазного яблока. В центре глаза, позади зрачка находится овальная линза – хрусталик. Хрусталик может менять свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским.
-
Сетчатка – часть глаза, с помощью которой мы видим. Она покрывает заднюю часть глазного яблока. Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по зрительному нерву в головной мозг (его затылочную часть). Когда мозг получит сигнал, мы начинаем видеть то, на что смотрят наши глаза.
-
Как работает глаз.
Свет проходит сквозь роговицу и зрачок к хрусталику. Затем он проходит через хрусталик и жидкость, заполняющую глазное яблоко и попадает на сетчатку. Сетчатка принимает световой импульс и передает его зрительному нерву. Зрительный нерв посылает сигнал в головной мозг. Мозг переводит сигнал в зрительный образ.
-
Движение глаза.
Глаза парный орган и движутся они одновременно. Работой глаз управляют специальные глазодвигательные мышцы, расположенные по бокам сверху с снизу глазного яблока. Эти мышцы прикреплены к склере.
-
Гигиена зрения.
Читайте при хорошем освещении. Свет при чтении должен исходить сзади, как бы из-за плеча. При письме у правшей — слева, у левшей — справа. При чтении держите текст на расстоянии 30 см от глаз. Не читайте на ходу, в транспорте, лежа. При тряске глазу придется перестраиваться чуть ли не ежесекундно, это сильно изнашивает глазную мышцу . Глаз должен быть увлажнен. Сухому глазу сложнее выполнять свою оптическую работу, и микробам гораздо легче поразить такой глаз. Естественное увлажнение глаз получает в процессе моргания, поэтому, выполняя зрительную работу, следует как можно чаще и систематически моргать.
-
Гимнастика для глаз.
-
Это важно.
Делайте перерывы каждые 40-50 минут. Это время очень индивидуально: если глаза устают уже через 30 минут, то перерыв следует делать каждые полчаса. Посидите с закрытыми глазами, посмотрите вдаль. Берегите глаза от прямого воздействия ультрафиолета. На морском побережье, в горах, при яркой солнечной погоде носите солнцезащитные очки. При возникновении жалоб и какого-либо дискомфорта в области органа зрения следует обязательно обратиться за помощью к специалисту.
-
Уши – орган слуха
Ухо – орган слуха и равновесия. Много информации человек получает через слух. Это звуки, издаваемые объектами неживой и живой природы, и человеческая речь. Благодаря слуху человек узнает об опасности, которую он не видит, например, о приближающемся автомобиле.
-
Ухо — сложный вестибулярно-слуховой орган, который выполняет две функции: воспринимает звуковые импульсы отвечает за положение тела в пространстве и способность удерживать равновесие. Это парный орган, который размещается в височных костях черепа, ограничиваясь снаружи ушными раковинами.
-
Анатомически ухо делится на три части: наружное, среднее, внутреннее ухо. Каждая часть выполняет свои функции.
-
Наружное ухо Ушная раковина — сложной формы упругий хрящ. Ушная раковина концентрирует звуковые колебания и направляет их в наружное слуховое отверстие.
-
Среднее ухо Основной частью среднего уха является барабанная полость. Здесь находятся три слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко — они передают звуковые колебания из наружного уха во внутреннее, одновременно усиливая их. Полость среднего уха связана с носоглоткой посредством евстахиевой трубы, через которую выравнивается среднее давление воздуха внутри и снаружи от барабанной перепонки.
-
Внутреннее ухо является наиболее сложным из трех отделов органа слуха и равновесия. Из-за своей замысловатой формы оно называется лабиринтом. Костный лабиринт состоит из преддверия, улитки и полукружных каналов. Улитка является органом слуха, а преддверия и полукружные каналы – это органы чувства равновесия и положения тела в пространстве.
-
Звуковая волна улавливается ушной раковиной и попадает в СЛУХОВОЙ ПРОХОД. Затем ударяется в БАРАБАННУЮ ПЕРЕПОНКУ. Барабанная перепонка соединена с молоточком. Когда звуковая волна ударяется в барабанную перепонку, она начинает дрожать, молоточек падает и ударяется по наковаленке и стремечку. От удара звук усиливается еще больше, и волна летит дальше. Она попадает в настоящий ЛАБИРИНТ. Эта часть уха называется УЛИТКА. Здесь происходит самое главное: особые невидимые волоски улавливают звук и передают его в МОЗГ. А уж мозг разбирает, что же нам такое сказали.
-
-
Нос – орган обоняния
Обоняние информирует о свойствах вдыхаемого воздуха, помогает пищеварению, способствует выделению слюны и пищеварительных соков и, следовательно, сохраняет здоровье. Также обоняние предупреждает человека об опасности, например, при утечке газа, при пожаре
-
Строение носа
Орган обоняния – нос. Внутри носа расположена слизистая поверхность, а на ней – миллионы нервных волокон. От различных предметов отделяется множество мелких частичек, которые парят в воздухе. Эти незаметные частички попадают на нервные волокна носа и раздражают их. Это раздражение передается в мозг, в специальный центр, где формируется ощущение запаха. Частички разных веществ раздражают нервные волокна по-разному, поэтому человек различает запахи.
-
-
-
Восприятие запаха Раздражаются рецепторорные клетки слизистой оболочки носа По обонятельному нерву импульс проходит в обонятельную зону коры больших полушарий мозга
-
Около 90 % информации поступает к человеку через глаза, 5 % – через уши и только 2 % – через обоняние. Но обоняние – чрезвычайно сильный канал, так как он воздействует непосредственно на подсознание, а значит и на наши чувства, мышление, поведение
-
Зачем человеку обоняние?
Оно информирует о свойствах вдыхаемого воздуха, помогает пищеварению, способствует выделению слюны и пищеварительных соков и, следовательно, сохраняет здоровье. Также обоняние предупреждает человека об опасности
-
Любопытно….
Поверхность зоны обоняния всего 5 см², на ней размещается около миллиона нервных окончаний. Ощущение запаха возникает при возбуждении не менее 40 нервных окончаний. Скорость воздушного потока в носу при спокойном дыхании 2,4 км/ч, а при чихании – 170 км/ч. Самая холодная часть человеческого тела – нос. Температура его кончика обычно не превышает 22°С.
-
Как беречь орган обоняния
Не прилично ковыряться в носу Нельзя втягивать в себя выделения из носа Содержать нос в чистоте Беречь организм от простуды Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей Закаляться Не засовывать в нос мелкие предметы Пользоваться личным носовым платком
-
Язык – орган вкуса
Язык позволяет нам различать вкусы, ощущать разницу температур. Мы можем отличать соленое от кислого, сладкое от горького, холодное от горячего.
-
Функции языка
Язык выполняет следующие функции: определяет температуру и вкус пищи, перемешивает пищу со слюной, обеспечивает акт глотания, участвует в речи.
-
Язык – орган вкуса
На языке есть особые бугорки, покрытые тончайшими волосками. Мы чувствуем вкус пищи, когда её молекулы ударяются в эти волоски.
-
Вкусовые рецепторы находятся во вкусовых почках, расположенных на оболочке языка.
-
-
Вкусовых почек особенно много на кончике, по краям и на задней стенке языка.
-
Установлено, что передняя часть языка реагирует на сладкое, задняя – на горькое, боковые – на кислое, кончик – на солёное.
-
Любопытно
Длина языка – 9 см, ширина – 5 см, вес – 50 граммов За минуту язык может совершить 80 движений На поверхности языка находится около 9 тысяч нервных окончаний, реагирующих на вкус. Они лучше всего функционируют при температуре 24 градуса. 519 литров слюны вырабатывает организм человека ежегодно.
-
Как беречь орган вкуса
После приёма пищи прополоскать рот. Не брать в рот острые предметы, чтобы не поранить язык. Нельзя есть горячую пищу, чтобы не повредить вкусовые сосочки. Систематически очищать язык от налёта, чтобы избежать попадания инфекции в организм.
-
Кожа – орган осязания
Осязание – это распознавание предметов при помощи прикосновения. На коже находится множество нервных окончаний, через которые человек воспринимает твердое и мягкое, холодное и теплое, гладкое и шершавое, сухое и влажное. Благодаря этим же нервным окончаниям человек испытывает чувство боли.
-
Даже с закрытыми глазами или в темноте мы можем определить форму и величину тел, узнать, мягкие они или твёрдые, гладкие или шершавые, сухие или влажные, тёплые или холодные. Возможность ощутить это даёт нам кожа. В отличие от остальных четырех чувств, которые реализуются через конкретные органы – глаза, уши, нос или рот, – осязательные ощущения воспринимаются по всему телу. Если другие чувства реагируют лишь на один вид раздражения, осязательная система чувствительна и к температуре, и к боли.
-
Благодаря осязанию человек может выполнять руками самые разнообразные действия с предметами. Например, когда вы рисуете, то не ломаете карандаш, так как чувствуете давление карандаша на бумагу. Ощущение давления помогает ориентироваться во время ходьбы и бега, и тогда, когда вы просто сидите на стуле и не падаете с него.
-
Орган осязания предупреждает нас и об опасности. Боль или чувство дискомфорта от одежды, обуви или жаркого дня предохраняют организм от травм, ожогов, аллергических заболеваний.
-
Когда мы касаемся предмета, ощупываем его, в нервных окончаниях кожи возникают сигналы, которые по нервам передаются в мозг. Особенно чувствительны у человека кончики пальцев рук и стопы ног, так как они часто первыми соприкасаются с предметами, о которые можно порезаться или обжечься.
-
Знаете ли вы? Поскольку осязание дает нам так много знаний об окружающем мире, оно может заместить недостаток иных ощущений. Наилучший пример – шрифт Брайля, позволяющий слабовидящим читать при помощи пальцев. Известны случаи, когда с помощью осязания люди создавали великолепные произведения искусства. Так советская балерина Лина По, ослепшая после тяжелой болезни, овладела мастерством скульптора. Тирольский резчик по дереву Иосиф Клейнчанс, который жил в 18 веке, в раннем детстве потерял зрение, но смог необычайно развить осязание, с помощью которого быстро освоился в своем небольшом мире и уже в семь лет научился вырезать себе из дерева игрушки. В будущем он стал знаменитым художником- резчиком по дереву. Его шедевры вызывали восторг. Однажды в деревню, где жил этот резчик, приехал император Франц 1. Только по осязательным ощущениям Клейнчанс удивительно точно создал его бюст.
-
Головной мозг
-
От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов Внутри мозга имеются 4 желудочка
-
Отделы головного мозга.
-
Головной мозг
Задний Средний Передний Продолговатый Мост Мозжечок Промежуточный Большие полушария
-
Продолговатый мозг
Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга, длиной 2,5—3 см, по форме он похож на опрокинутый усеченный конус. В ядрах находятся центры защитных рефлексов: кашля, чихания, слезоотделения, мигательного, рвотного; центрыпитания и дыхания: глотания, работы пищеварительных желез, вдоха и выдоха, деятельности сердца и сосудов.
-
Варолиев мост
В ядрах находятся центры движения глазных яблок и мимики. Через мост проходят нервные пути от мозжечка и спинного мозга в высшие отделы головного мозга.
-
Рефлексы продолговатого мозга.
1. Глотательный рефлекс. Сделайте в быстром темпе подряд несколько глотательных движений. 2. Получите мигательный рефлекс. Мигательный рефлекс заключается в непроизвольном смыкании век при прикосновении к зрачку или склере глаза.
-
Мозжечок
Мозжечок – «малый мозг» – состоит из полушаоий с извилинами и корой. В нем расположены центры координации движений и положения тела в пространстве.
-
Работа мозжечка.
1. Роль мозжечка в противодействии случайным движениям, возникающим в силу инерции. 2. Пальценосовая проба.
-
Мост.
Строение. Состоит из ядер серого вещества и белого вещества.
-
Средний мозг.
Строение. Он образован ножками мозга и четверохолмием. Ножки - это проводящие пути, которые связывают полушария конечного мозга с нижними этажами нервной системы. Средний мозг
-
Средний мозг
В нем расположены центры, обеспечивающие четкость зрения и слуха, точных движений рук, ориентировочного рефлекса, мышечного тонуса, регулировки актов жевания и глотания.
-
Промежуточный мозг
Состоит из трех частей: верхней, центральной и нижней. В центральной части – таламусе – находятся центры обработки первичной информации от органов чувст. В нижней части – гипоталамусе – находятся центры регуляции обмена веществ и энергии, жажды и ее утоления, голода и насыщения. Гипоталамус контролирует гомеостаз.
-
Большие полушария мозга
Два полушария соединены белым веществом – мозолистым телом. На поверхности кора из серого вещества. В слое белого вещества находятся подкорковые ядра. Борозды и извилины увеличивают площадь поверхности полушарий.
-
Самые глубокие борозды делят полушария на доли: лобную, теменную, височную и затылочную. В нейронах коры происходит анализ нервных импульсов от органов чувств.
-
Правое и левое полушария функционально различны. В полушариях образуются временные связи, благодаря которым накапливается индивидуальный опыт.
-
Причины нарушения работы головного мозга.
Травмы Недостаточный сон Неправильное питание Несоблюдение правил гигиены Нервные срывы Нездоровый образ жизни и т.д.
-
Памятка для тех, кто заботитсяо своем здоровье.
Хорошо высыпайся и планируй свой день. Начинай день с улыбки и зарядки Полноценно питайся Следи за своими эмоциями, сдерживай свой гнев, не давай волю нервам. Внимательно слушай собеседника Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе Читай много хороших книг Чаще общайся с природой, она — кладовая здоровья Если что-то тебя беспокоит, сообщи родителям или близким тебе людям.
-
Подпишите отделы головного мозга по памяти
-
« Мозг человека самый сложный объект во Вселенной, чем больше мы понимаем как он устроен, тем лучше мы можем заботиться о нём»
-
Внимание и память
-
Внимание- это направленность нашего сознания на определённый объект
Свойства внимания
-
-
Меню
«Порисуем!» В-1 «Порисуем!» В-2 «Порисуем!» В-3 «Порисуем!» В-4 «Запоминаем имена ребят» «Поиграем с рисунком»
-
Порисуем!В течение некоторого времени запомните рисунок. После чего самостоятельно нарисуйте то, что запомнил.
-
-
Порисуем!В течение некоторого времени запомните рисунок. После чего самостоятельно нарисуйте то, что запомнил.
-
Для выхода в меню щелкните здесь. Порисуем!В течение некоторого времени запомните рисунок. После чего самостоятельно нарисуйте то, что запомнил.
-
Задача: запомнить имена и настроение каждого из детей.
Коля Дима Юля Аня Федя Вова Юля Вова Федя Юля Вова Дима Федя Вова Коля Дима Федя Вова Аня Коля Дима Федя
-
Расскажи о каждом из нарисованных ребят, которых ты видел на предыдущем слайде.
Для выхода в меню щелкните здесь.
-
Поиграем с рисунком!За некоторое время запомни картинку, а потом ответьте на вопросы
-
Вопросы:1. Кто нарисован на рисунке?2. Сколько всего было маленьких котят?3. Какого цвета был бантик у мамы-кошки?4. Сколько было мисок?5. Сколько бантиков было на маме-кошке?
Для выхода в меню щелкните здесь
-
Память – это способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим и делаем, сохранять все это и в нужный момент воспроизводить.
-
Продуктивность памяти характеризуется объемом и скоростью запоминания информации, длительностью ее сохранения и точностью воспроизведения. По характеру усваиваемой информации различают слуховую, зрительную, моторную, эмоциональную, логическую память. Слуховая память важна для людей, имеющих дело со звуковой информацией, - акустиков и операторов связи, звукорежиссеров и звукооператоров, музыкантов и композиторов. Зрительная память должна быть хорошо развита у сотрудников правоохранительных органов и таможенников, художников и дизайнеров, учителей и воспитателей.
-
Спортсмены, каскадеры, танцоры должны обладать хорошей моторной памятью, то есть памятью на движения. Эмоциональная память позволяет актеру войти в состояние души своего персонажа и передавать это состояние зрителям. Ученых отличает развитая логическая память, благодаря которой они оперируют понятиями, формулами, схемами, гипотезами, идеями и концепциями.
-
Как тренировать память
Плохая память нередко является следствием плохого внимания. Чтобы сконцентрироваться на задаче, недостаточно просто думать о ней. Необходимо зрительно представить или проиграть ситуацию, выявить новые детали, рассмотреть задачу с различных сторон, поставив себя на место других людей. Тренируйте зрительную память, пытаясь перед сном как можно ярче представить дневные события. Мысленно всмотритесь в лица и предметы, стараясь увидеть детали. Тренируйте слуховую память. Попробуйте повторить сказанное директором с интервалом в несколько секунд, как это делает переводчик – синхронист. Выпишите понравившиеся интересные афоризмы и цитаты. Ежедневно запоминая хотя бы одну из них, вы не только улучшите память, но и обогатите свою речь.
-
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ(тренажёр)
-
Запомни.
ДАЛЬШЕ
-
Что изменилось?
ОТВЕТ ДАЛЬШЕ
-
Запомни.
ДАЛЬШЕ
-
Что изменилось?
ДАЛЬШЕ ОТВЕТ
-
Запомни пары.
ДАЛЬШЕ
-
Какой картинки нет?
ДАЛЬШЕ ОТВЕТ
-
Запомни пары.
ДАЛЬШЕ
-
Какой картинки нет?
ДАЛЬШЕ ОТВЕТ
-
ДАЛЬШЕ Запомни, что лежит на коврике.
-
Убери лишние игрушки.
ДАЛЬШЕ
-
ДАЛЬШЕ Запомни, что лежит в корзине.
-
Положи в корзину овощи.
ДАЛЬШЕ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.