Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация для 6 класса на тему "Движение веществ в организме" по Биологии. Состоит из 28 слайдов. Размер файла 2.59 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.
МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М.»
учитель биологии
Фёдорова Екатерина Николаевна
Слайд 2
Дыхание.
Слайд 3
Дыхание – это сложный процесс, состоящий из поступления в организм _____________, окисления __________ ________ в __________ клеток с образованием _________ и удаления образовавшегося при этом _________ _____.
кислорода
митохондриях
энергии
углекислого газа
органических веществ
Слайд 4
Транспорт веществ в организме.
Транспорт
Слайд 5
Цель урока:
Познакомиться с особенностями переноса веществ в организмах растений и животных.
Слайд 6
Движение цитоплазмы
Слайд 7
Клетки сообщаются между собой цитоплазматическими каналами
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
У растений передвижение веществ осуществляется по двум системам:
СОСУДЫ ДРЕВЕСИНЫ (КСИЛЕМА) - вода и минеральные соли;
СИТОВИДНЫЕ ТРУБКИ ЛУБА (ФЛОЭМА) - органические вещества.
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Типы кровеносной системы
Слайд 15
Кровеносная система
Дождевой червь Моллюскигемолимфа
Рыбы Насекомые
Земноводные
Рептилии
Птицы
Млекопитающие
Замкнутая
Незамкнутая
Слайд 16
Органы кровеносной системы
__________________ ___________________
___________ ______________ ____________ ___________
_______________
Слайд 17
Органы кровеносной системы
СердцеСосуды
Предсердия Желудочки Артерии Вены
Капилляры
Артерии – От сердца (гласные)
Вены – КСердцу (согласные)
Водном кубическом миллиметре крови – около 5 млн. эритроцитов.
Если разместить все эритроциты человека в одну линию, то получиться лента, три раза опоясывающая земной шар по экватору.
Если считать эритроциты со скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все, понадобится 450 тыс. лет.
В каждом эритроците – 265 млн. молекул гемоглобина.
Слайд 27
Домашнее задание:
§12;
вопросы на с. 83;
подготовить сообщение о разнообразии
кровеносных систем организмов
и их значении в жизни животных
.
Слайд 28
Спасибо за урок!!!
Посмотреть все слайды
Конспект
Конспект урока биологии в 6 классе.
Тема: Транспорт веществ в организме.
Цель: сформировать представления об особенностях переноса веществ в организмах растений и животных.
Задачи:
Образовательные:
Рассмотреть особенности переноса веществ в организмах растений и животных;
Дать понятие о соответствии строения органов выполняемым функциям;
Показать значение процесса движения веществ.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру.
Развивающие:
продолжить развитие умений и навыков сравнивать и делать выводы, пользоваться учебной литературой, решать проблемные вопросы, делать схемы, развить интерес к предмету;
Тип урока:
По содержанию – анатомо-физиологический;
По дидактической цели – комбинированный;
По положению в теме – раскрывающий содержание темы.
Методы:
Словесные: беседа, объяснение.
Наглядные: демонстрация рисунков
Практические: самостоятельная работа, работа с рисунками учебника, частично – поисковый.
Формулировка учебной проблемы. Определение темы урока.
Изучение нового материала
Перенос веществ в организме – важный процесс жизнедеятельности.
Особенности транспорта веществ в растении. Роль корневого давления и испарения в перемещении воды и минеральных веществ.
Проводящие образования растений.
Особенности переноса веществ в организме многоклеточных животных.
Закрепление. Подведение итогов урока.
Ход урока
Организационный момент(проверка готовности учащихся к уроку).
Проверка знаний.
Задание: соотнесите типы дыхания и органы дыхания с представителями животных.
Подсолнух
Амебы обыкновенная
Паук-крестовик
Майский жук
Омар
Осетр русский
Озерная лягушка
Прыткая ящерица
Сизый голубь
Бурый медведь
А – кожа
Б – легкие
В – жабры
Г – трахеи
Д – клеточное дыхание
Е – легочные мешки
Ж - устьица
Задание: вставьте пропущенные слова.
Дыхание – это сложный процесс, состоящий из поступления в организм _____________, окисления __________ ________ в __________ клеток с образованием _________ и удаления образовавшегося при этом _________ _____.
Формулировка учебной проблемы. Определение темы урока.
На доске записано слово «транспорт».
- Отвлекитесь от биологии и попробуйте подобрать ассоциативный ряд к этому слову. Останавливаемся на слове «перемещение».
- Что перемещается в живом организме?
Изучая тему «Дыхание», мы обратили внимание на тесную взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем между собой. Ведь дыхание – это не просто обмен газами в легких или других органах дыхания, жабрах, например, это и еще клеточное дыхание, а к клеткам кислород надо транспортировать, доставлять. Доставляется к клеткам не только кислород для дыхания, но и питательные вещества. А из клеток удаляются продукты жизнедеятельности – углекислый газ. Это характерно для всех живых организмов. Транспорт веществ в организме – наша сегодняшняя тема. Цель урока - познакомиться с особенностями перемещения веществ в организмах растений и животных.
Изучение нового материала.
1. Перенос веществ в организме – важный процесс жизнедеяте-льности.
Движение – это характерный признак всех живых организмов, причем на всех уровнях организации - от одноклеточного до организменного. Движение осуществляет не только организм, как таковой, движение происходит внутри каждой отдельно взятой клетки, внутри каждого клеточного органоида – это важный процесс жизнедеятельности.
- На с. 78 найдите информацию о том, как перемещаются вещества внутри клетки, между соседними клетками и между органами, выбрав самые точные обобщающие слова (движение цитоплазмы, цитоплазматические каналы, проводящие ткани, кровеносная система).
2.Особенности транспорта веществ в растении.
Рассмотрим передвижение веществ на примере фотосинтеза с. 79.
- Где происходит этот процесс? (в листьях)
- Что необходимо для протекания этого процесса? (вода, углекислый газ, солнечный свет)
- Каким путем доставляется к клеткам углекислый газ? (через устьица)
- Как в клетки доставляется вода? (в корне растения есть зона всасывания, клетки которой называются корневыми волосками. Они всасывают воду и передают её в зону проведения, откуда она по сосудам стебля поднимается к листьям).
- У эвкалиптов, произрастающих в Австралии, вода поднимается по сосудам на высоту до 100 м. Сила, которая заставляет ее двигаться по стеблю называется корневым давлением. Корень работает, как насос, непрерывно подавая воду наверх по стеблю в листья.
- Куда же девается вся эта вода? (Испаряется)
Два этих процесса очень взаимосвязаны. Без одного из них не будет другого.
3. Проводящие образования растений.
Вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины (ксилема), которые состоят из вытянутых клеток, лишенных живого содержимого.
Органические вещества транспортируются из листьев в другие части растения по ситовидным трубкам луба (флоэма), построенным из живых клеток, разделенных поперечными перегородками, которые пронизаны сквозными отверстиями, напоминая сито.
Демонстрация слайдов с опытами по передвижению воды и органических веществ:
Побег поставили в воду с подкрашенными чернилами. Какая часть стебля окрасилась?
У одного из двух побегов аккуратно сняли кольцо коры, другой оставили без изменений. Побеги поместили в сосуд и оставили на месяц. Чем можно объяснить образование наплыва? Какие вещества скапливаются в этом утолщении?
Особенности переноса веществ в организме животных.
Рассмотрим процесс переноса веществ на примере многоклеточных животных.
- Какая из систем органов животных имеет непосредственное отношение к переносу веществ?
- Рассмотрим особенности кровеносной системы у разных представителей животных.
В состав крови входят кровяные клетки и жидкое бесцветное межклеточное вещество – плазма. Белые кровяные клетки- лейкоциты – способны убивать микробов. Красные клетки – эритроциты – содержат белок гемоглобин, который придает крови красный цвет. В легочных пузырьках эритроциты присоединяют к себе кислород, переносят его по кровеносным сосудам и отдают клеткам. От клеток эритроциты переносят к легким углекислый газ. Эритроциты человека мелкие, они имеют двояковогнутую форму и не имеют ядра. В крови также имеются мелкие кровяные пластинки – тромбоциты, которые участвуют в свертывании крови.
Состав крови
�
_____________ _______________
�
__________ ____________
(………………….) (…………………….)
V. Закрепление. Подведение итогов урока.
Задание: по цепочке назовите как можно больше терминов по теме транспорт веществ в организме.
А теперь систематизируем термины и установим связь между ними, при помощи логических цепочек.
Задание: расположите в логической последовательности ряд слов.
3. Вода и минеральные соли; растительный организм; сосуды; проводящая ткань.
Тестовые вопросы.
Домашнее задание:
§12;Вопросы на с. 83; подготовить сообщение о разнообразии кровеносных систем организмов и их значении в жизни животных.
Литература.
Высоцкая М.В. Биология. Живой организм. 6 класс:поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина.- изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2010. – 255 с.
Морзунова И.Б. Книга для учителя. Биология. 6 класс: учебно-методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». – М.: Дрофа, 2010. – 493 с.
Интернет ресурсы.
Конспект урока биологии в 6 классе.
Тема: Транспорт веществ в организме.
Цель: сформировать представления об особенностях переноса веществ в организмах растений и животных.
Задачи:
Образовательные:
Рассмотреть особенности переноса веществ в организмах растений и животных;
Дать понятие о соответствии строения органов выполняемым функциям;
Показать значение процесса движения веществ.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру.
Развивающие:
продолжить развитие умений и навыков сравнивать и делать выводы, пользоваться учебной литературой, решать проблемные вопросы, делать схемы, развить интерес к предмету;
Тип урока:
По содержанию – анатомо-физиологический;
По дидактической цели – комбинированный;
По положению в теме – раскрывающий содержание темы.
Методы:
Словесные: беседа, объяснение.
Наглядные: демонстрация рисунков
Практические: самостоятельная работа, работа с рисунками учебника, частично – поисковый.
Формулировка учебной проблемы. Определение темы урока.
Изучение нового материала
Перенос веществ в организме – важный процесс жизнедеятельности.
Особенности транспорта веществ в растении. Роль корневого давления и испарения в перемещении воды и минеральных веществ.
Проводящие образования растений.
Особенности переноса веществ в организме многоклеточных животных.
Закрепление. Подведение итогов урока.
Ход урока
Организационный момент(проверка готовности учащихся к уроку).
Проверка знаний.
Задание: соотнесите типы дыхания и органы дыхания с представителями животных.
Подсолнух
Амебы обыкновенная
Паук-крестовик
Майский жук
Омар
Осетр русский
Озерная лягушка
Прыткая ящерица
Сизый голубь
Бурый медведь
А – кожа
Б – легкие
В – жабры
Г – трахеи
Д – клеточное дыхание
Е – легочные мешки
Ж - устьица
Задание: вставьте пропущенные слова.
Дыхание – это сложный процесс, состоящий из поступления в организм _____________, окисления __________ ________ в __________ клеток с образованием _________ и удаления образовавшегося при этом _________ _____.
Формулировка учебной проблемы. Определение темы урока.
На доске записано слово «транспорт».
- Отвлекитесь от биологии и попробуйте подобрать ассоциативный ряд к этому слову. Останавливаемся на слове «перемещение».
- Что перемещается в живом организме?
Изучая тему «Дыхание», мы обратили внимание на тесную взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем между собой. Ведь дыхание – это не просто обмен газами в легких или других органах дыхания, жабрах, например, это и еще клеточное дыхание, а к клеткам кислород надо транспортировать, доставлять. Доставляется к клеткам не только кислород для дыхания, но и питательные вещества. А из клеток удаляются продукты жизнедеятельности – углекислый газ. Это характерно для всех живых организмов. Транспорт веществ в организме – наша сегодняшняя тема. Цель урока - познакомиться с особенностями перемещения веществ в организмах растений и животных.
Изучение нового материала.
1. Перенос веществ в организме – важный процесс жизнедеяте-льности.
Движение – это характерный признак всех живых организмов, причем на всех уровнях организации - от одноклеточного до организменного. Движение осуществляет не только организм, как таковой, движение происходит внутри каждой отдельно взятой клетки, внутри каждого клеточного органоида – это важный процесс жизнедеятельности.
- На с. 78 найдите информацию о том, как перемещаются вещества внутри клетки, между соседними клетками и между органами, выбрав самые точные обобщающие слова (движение цитоплазмы, цитоплазматические каналы, проводящие ткани, кровеносная система).
2.Особенности транспорта веществ в растении.
Рассмотрим передвижение веществ на примере фотосинтеза с. 79.
- Где происходит этот процесс? (в листьях)
- Что необходимо для протекания этого процесса? (вода, углекислый газ, солнечный свет)
- Каким путем доставляется к клеткам углекислый газ? (через устьица)
- Как в клетки доставляется вода? (в корне растения есть зона всасывания, клетки которой называются корневыми волосками. Они всасывают воду и передают её в зону проведения, откуда она по сосудам стебля поднимается к листьям).
- У эвкалиптов, произрастающих в Австралии, вода поднимается по сосудам на высоту до 100 м. Сила, которая заставляет ее двигаться по стеблю называется корневым давлением. Корень работает, как насос, непрерывно подавая воду наверх по стеблю в листья.
- Куда же девается вся эта вода? (Испаряется)
Два этих процесса очень взаимосвязаны. Без одного из них не будет другого.
3. Проводящие образования растений.
Вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины (ксилема), которые состоят из вытянутых клеток, лишенных живого содержимого.
Органические вещества транспортируются из листьев в другие части растения по ситовидным трубкам луба (флоэма), построенным из живых клеток, разделенных поперечными перегородками, которые пронизаны сквозными отверстиями, напоминая сито.
Демонстрация слайдов с опытами по передвижению воды и органических веществ:
Побег поставили в воду с подкрашенными чернилами. Какая часть стебля окрасилась?
У одного из двух побегов аккуратно сняли кольцо коры, другой оставили без изменений. Побеги поместили в сосуд и оставили на месяц. Чем можно объяснить образование наплыва? Какие вещества скапливаются в этом утолщении?
Особенности переноса веществ в организме животных.
Рассмотрим процесс переноса веществ на примере многоклеточных животных.
- Какая из систем органов животных имеет непосредственное отношение к переносу веществ?
- Рассмотрим особенности кровеносной системы у разных представителей животных.
В состав крови входят кровяные клетки и жидкое бесцветное межклеточное вещество – плазма. Белые кровяные клетки- лейкоциты – способны убивать микробов. Красные клетки – эритроциты – содержат белок гемоглобин, который придает крови красный цвет. В легочных пузырьках эритроциты присоединяют к себе кислород, переносят его по кровеносным сосудам и отдают клеткам. От клеток эритроциты переносят к легким углекислый газ. Эритроциты человека мелкие, они имеют двояковогнутую форму и не имеют ядра. В крови также имеются мелкие кровяные пластинки – тромбоциты, которые участвуют в свертывании крови.
Состав крови
�
_____________ _______________
�
__________ ____________
(………………….) (…………………….)
V. Закрепление. Подведение итогов урока.
Задание: по цепочке назовите как можно больше терминов по теме транспорт веществ в организме.
А теперь систематизируем термины и установим связь между ними, при помощи логических цепочек.
Задание: расположите в логической последовательности ряд слов.
3. Вода и минеральные соли; растительный организм; сосуды; проводящая ткань.
Тестовые вопросы.
Домашнее задание:
§12;Вопросы на с. 83; подготовить сообщение о разнообразии кровеносных систем организмов и их значении в жизни животных.
Литература.
Высоцкая М.В. Биология. Живой организм. 6 класс:поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина.- изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2010. – 255 с.
Морзунова И.Б. Книга для учителя. Биология. 6 класс: учебно-методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». – М.: Дрофа, 2010. – 493 с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.