Презентация на тему "Экологическая ситуация в России"

Презентация: Экологическая ситуация в России
Включить эффекты
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.1
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.71 Мб). Тема: "Экологическая ситуация в России". Предмет: биология. 16 слайдов. Добавлена в 2016 году. Средняя оценка: 3.1 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Экологическая ситуация в России
    Слайд 1

    Экологическая ситуация в России

    9 класс pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Цель:

    Как возникает экологическая ситуация? От чего зависит экологическая ситуация?

  • Слайд 3

    Человек не только приспосабливается к своему природному окружению, но и активно изменяет его в результате хозяйственной деятельности

  • Слайд 4
  • Слайд 5

    Общество приспосабливает природу под свои нужды, изменяет ее так, как считает необходимым

  • Слайд 6

    Экологически значимые характеристики отдельных стран (в % к общемировой величине)

  • Слайд 7

    Биологическое разнообразие в «восьмерке экологически доминирующих стран»

  • Слайд 8

    Рис. 1. Планетарно значимые экологическе характеристики России, %

  • Слайд 9

    Рис. 2. Выбросы вредных веществ в атмосферу по отдельным странам

  • Слайд 10

    Рис. 3. Использование водных ресурсов по отдельным странам

  • Слайд 11

    Однонаправленная деятельность человека может повлечь за собой колоссальные разрушения в природной экосистеме, что повлечет в дальнейшем большие затраты на восстановление

  • Слайд 12

    Хозяйственная деятельность человека изменяет природную среду, это часто приводит к возникновению негативных экологических ситуаций

    Влияние хозяйственной деятельности на природу Воздействие человека на природу Потребности человека Виды воздействия Изменение природы Экологические ситуации Последствия изменений для человека Здоровье населения Качество окружающей среды

  • Слайд 13

    Эколого-географическое положение России

    Выписать в тетрадь «Факторы влияющие на экологическую ситуацию» (учебник стр.41)

  • Слайд 14

    Виды экологических ситуаций

    Экологическая ситуация зависит от характера и степени антропогенного воздействия на природу, в результате которого изменяется качество окружающей среды

  • Слайд 15
  • Слайд 16

    Домашнее задание:

    Читать § 8 Отвечать на вопросы стр. 42

Посмотреть все слайды

Конспект

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 36»

image10.wmf

Урок географии

по курсу «Природа России»

для учащихся 8 классов

Тема урока:

«Экологическая ситуация в России»

image1image2.png

Урок подготовила:

учитель географии высшей категории

Старостина Татьяна Владимировна

г. Владимир, 2010

Пояснительная записка

Тема урока «Экологическая ситуация в России» является очень актуальной, особенно в наше непростое время, когда человек все чаще ощущает себя «властелином» природы. В этом легко можно убедиться, если проанализировать содержание программного материала по курсу «География России» по различным учебно-методическим комплексам. Данная тема урока в разных УМК может называться по-разному, но суть изучаемого материала от того не изменяется. Вот несколько примеров названий параграфов по обозначенной теме в разных учебниках:

Баринова И.И. География. Природа России, 8 класс, М., Дрофа, § 47 - «Экологическая ситуация в России».

Алексеев А.И. География России, 9 класс, М., Просвещение, серия «Академический школьный учебник», § 8 - «Экологическая ситуация в России».

Алексеев А.И. География России. Природа и население, 8 класс, М., Дрофа, § 41 «Рациональное использование природных ресурсов», § 42 «Охрана природы и охраняемые территории».

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География, 8 класс, М., Русское слово, § 54 «Природные ресурсы и природные условия».

Как видно из названий параграфов, они не всегда полностью соответствуют обозначенной теме, но если просмотреть содержание этих параграфов, то оно во многом совпадает. Если мы заглянем в старые учебники, то снова увидим отголоски экологической темы.

Таким образом, тема «Экологическая ситуация в России» - тема вечная, и не зависимо от того, какой учебник, или какая власть в стране, она будет рассматриваться на уроках географии. Поэтому материал, представленный в данном плане-конспекте, может быть использован всеми учителями географии, изучающим курс «География России», не зависимо от того, по какому УМК они работают. Единственное пожелание – проводить данный урок после того, как полностью будет рассмотрена природная составляющая нашей страны.

Впервые урок «Экологическая ситуация в России» в том виде, как он здесь представлен, был подготовлен и проведен по УМК Бариновой И.И. (учебник География. Природа России, 8 класс, М., Дрофа) в 2010 году (курс ведется 2 часа в неделю). Он проводился как обобщающий урок по разделу «Человек и природа» и одновременно по курсу «Природа России», поскольку требовал от ребят знания теоретической основы программного материала для выполнения практической составляющей урока и формирования образа «Эксперта по экологии». Кроме того, этот урок позволяет посмотреть на окружающую действительность не с теоретической позиции, а с практической, соединив их воедино. Данный момент очень важен для современного школьника, поскольку позволяет наиболее полно и комплексно представить проблему «окружающая среда - общество - человек», что соответствует новым стандартам образования по географии.

В целях повышение качества образования, совершенствования научно-методического обеспечения образовательно-воспитательного процесса, были использованы наиболее современные и эффективные педагогические методы, приемы и технологии (или их элементы):

технология проектной деятельности, которая позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, развивает критическое мышление, формирует коммуникативную компетентность,

информационно-коммуникационные технологии, позволяющие формировать информационную компетентность, обеспечивающую повышение качества обучения, эффективное рассмотрение географических объектов, личностно-ориентированное обучение;

групповая работа учащихся (технология сотрудничества), которая повышает мотивацию, позволяет выбирать индивидуальный темп, решать творческие задачи, реализовывать принцип партнерства, формирует навыки самоорганизации и самообразования;

опережающие задания, обеспечивающие «погружение» в проблему и способствующие личностному росту учащихся;

игровые технологии, способствующие формированию устойчивого интереса к рассматриваемым вопросам.

В целом вышеперечисленные методы, приемы и технологии обеспечивают деятельностный и личностно-ориентированный характер образования, который является неотъемлемой частью стандартов нового поколения. Согласно этим стандартам, школьники должны не только усвоить систему знаний об особенностях географического пространства, но и уметь правильно ориентироваться в нем: осваивать, оценивать изменения и преобразования окружающей среды, бережно относиться к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества, вырабатывать свой конструктивный географический подход. Активная, осознанная познавательная практическая деятельность учащихся формирует их способность и готовность к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Эффективность урока легко проследить по ее результатам. На данном уроке вещественным результатом будут экологические карты природных районов с указанием оценки степени экологической опасности, а также качество защиты этих работ. Поскольку карты готовились в группах, то каждый учащийся внес посильный вклад в их подготовку, смог проникнуться заданной проблемой и ощутить себя причастным к судьбе своего Отечества, т.е. учебный материал стал предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика.

Эпиграф:

Как яблоко на блюде�У нас Земля одна.�Не торопитесь, люди,�Все выскрести до дна.�Немудрено добраться�До скрытых тайников,�Разграбить всё богатство�У будущих веков.

Поймите это, люди,

Как собственный приказ!

Не то Земли – не будет,

И каждого из нас!

М. Дудин

Цели:

развитие информационной и коммуникативной компетентности учащихся, навыков самоорганизации и самообразования на основе анализа экологической ситуации в России;

воспитание экологической культуры, любви к Отечеству, к земле своих предков и ответственности за нее.

Задачи:

используя различные источники информации, включая ресурсы сети Internet, провести отбор, анализ и обобщение тематических материалов по экологии районов России;

составить и презентовать экологические карты природных районов России (по группам);

выявить экологически «чистые» и «проблемные» природные районы, объяснить причины их появления, предложить пути спасения;

определить степень и качество своего воздействия на экологию родной страны, родного города, наметить меры помощи любимому уголку природы.

Используемые учебники и учебные пособия:

Алексеев А.И. География России, 9 класс, М., Просвещение, серия «Академический школьный учебник», 2009г.

Алексеев А.И. География России. Природа и население, 8 класс, М., Дрофа, 2009г.

Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс, М., Дрофа, 2009.

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. «Общая физическая география России». 8 класс. В 2-х частях, М. Русское слово, 2010.

Лобжанидзе А.А. География России. Эколого-экономические аспекты. Учебное пособие для 8-9 классов, М., Просвещение, 1996.

Используемая методическая литература:

Жижина Е.А. Универсальные поурочные разработки по географии. 8 класс. В помощь школьному учителю, М., ВАКО, 2007.

Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии, М., Просвещение, 1990.

Ярошенко В. Экспедиция «Живая вода», М., Молодая гвардия, 1989.

Яншин А.Л., Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов, М., Мысль, 1991.

Оборудование:

на доске – физическая карта России, тема урока со стихами М.Дунина, слайд-заставка с экологической картосхемой России, рисунки учащихся на тему «Берегите родную природу», ромашка из 6 лепестков их для выбора групп;

на центральном столе – разноцветные карточки (для определения состава групп), рефераты учащихся прошлых лет по теме «Экология…», сборники стихов о природе, сочинения-рассуждения на тему «Каким будем мир через 50 лет», рабочее место специалиста-эколога;

на местах - 6 рабочих мест с 1 компьютером (подключенным для доступа в Internet), с загруженной презентацией на тему «Экологическая ситуация в России», с заготовками экологических карт и экологической шкалы России;

у учителя – компьютер, проектор для презентации материалов урока.

на стенах (по возможности) - иллюстративный материал о природе России, фотовыставка «Мои любимые уголки природы».

Ход урока:

Организационный момент: введение в тему, определение задач, деление на группы, выбор природного района для исследования, представление специалиста-эколога (помощника учителя).

Изучение нового материала:

творческий поиск учащихся по различным источникам информации, разработка экологической карты природного района, презентация своей работы;

совместное обсуждение представленного материала, выявление экологически «чистых» и «проблемных» территорий, определение причин их появления, перспектив существования и путей спасения.

Закрепление: составление «Экологической шкалы» по природным районам России, ее анализ и общий вывод по материалам урока.

Домашнее задание: определить степень и качество своего воздействия на экологию родной страны, родного города, наметить мероприятия помощи любимому уголку природы.

I. Организационный момент

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводное слово:

Сегодня у нас необычный урок. Его тема до боли знакома всем нам не понаслышке: о ней говорят по радио и показывают по телевидению, рассуждают на конференциях специалисты. Эта тема имеет слишком много нерешенных, спорных вопросов, а потому всегда будет актуальна. Тема эта – «Экология», но не сама по себе, а в свете тех природных районов России, которые мы с вами уже рассмотрели.

В течение всего урока нас будет сопровождать специалист-эколог Всероссийского Общества охраны природы – Иванов Иван Иванович, который поможет нам с некоторыми теоретическими вопросами, подскажет при выполнении практической части работы, проведет независимую экспертную оценку ваших материалов и выступлений, а также сделает вам небольшой экологический подарок.

При входе в класс беру на центральном солее любую цветную карточку, не зная, что означает ее цвет.

Внимательно слушают сначала учителя, а потом – специалиста-эколога, настраиваются на соответствующий предметный материал.

Специалист-эколог представляется ученикам (это может быть как настоящий специалист, так и подготовленный ученик) и дает «энциклопедические» сведения о понятии «экология» и демонстрирует особенности взаимоотношений природы и человека.

Справочные сведения специалиста-эколога:

Слово «экология» появилось сравнительно недавно. Оно состоит из двух греческих слов: «oikos» - дом, родина и «logos» - знание. В буквальном переводе экология звучит как «домоведение», «домознание». С точки зрения наук экологию чаще относят к категории наук биологических, однако «oikos» - это не только реки, поля, горы, леса, болота и природа в целом, но и среда обитания человека, т.е. и дома, и села, и улицы, и города…, а это уже – география.

Человек и природы находятся в тесном взаимодействии. Природа удовлетворяет его потребности, а человек – создает антропогенные ландшафты. В результате отрицательных воздействий человека на природу обостряются и экологические проблемы. В настоящее время проблемы взаимоотношения человека и природы вышли за пределы отдельных стран захватили обширные области Земли. Это, прежде всего, загрязнение воздуха, вод и почв, сокращение площади лесов, наступание пустынь на продуктивные земли.

Учитель благодарит специалиста-эколога за сотрудничество и просит занять его почетное место на центральном столе.

Учитель настраивает ребят на серьезную работу.

Мы, россияне, владеем пятой частью лесов Земли - это самые мощные «легкие» - планеты. Наш Байкал - это четверть мировых запасов пресной воды. Дельта красавицы Волги - быть может, последняя самоочищающаяся речная пойма подобной величины. У нас самая протяженная на Земле морская береговая линия, кишащая четвероногими, ластоногими и пернатыми обитателями. Чудом сохранились уникальные в земной природе амурский тигр и дальневосточный леопард, реликтовая чайка, стерх (сибирский белый журавль) и выхухоль. И, пожалуй, самое невероятное: в начале третьего тысячелетия просторов, о которых можно было сказать «здесь не ступала нога человека», практически не осталось. В целом наша страна относится к странам с наихудшей экологической ситуацией.

Учитель определяет цели и задачи урока:

В течение этого урока нам надо будет провести анализ экологической ситуации в крупных природных районах России, разработать экологические карты этих районов, дать оценку экологической ситуации в каждом районе и в целом в России по 10-балльной шкале, и, конечно же, наметить перспективы развития каждой экологической ситуации, т.е. составить элементарный географический прогноз.

Учитель определяет формы и методы работы учащихся на уроке:

Сейчас вы разделитесь на 6 рабочих групп (по количеству крупных природных районов), представитель каждой группы должен подойти к доске и выбрать район для изучения, сорвав один из лепестков ромашки. Принадлежность к той или иной рабочей группе вы можете определить по цветным листочкам на ваших рабочих местах.

Итак, вы уже определились с составом своей рабочей группы, поэтому сейчас я предлагаю представителям каждой группы подойти к доске для выбора названия природного района для исследования.

При заполнении экологических карт вы можете воспользоваться материалами учебника, услугами специалиста-эколога, рабочей презентацией по обозначенной теме, которая загружена в ваши компьютеры, ресурсами сети Internet. Критериями оценки работы будет не только содержание экологической карты, но и художественные особенности оформления, а также уровень «защиты» работы. Поэтому в своих рабочих группах распределите роли, кто - что будет делать и приступайте к работе. Время на выполнение задания – 12-15 минут.

Учащиеся внимательно слушают учителя.

Учащиеся изучают содержимое розданного на партах материала.

Учащиеся пересаживаются согласно цветным карточкам (формируются рабочие группы), представители рабочих групп выбирают лепесток ромашки (природный район для изучения) и направляются на места.

Учащиеся внимательно слушают учителя, распределяют «роли» внутри группы, готовят оформительский материал и приступают к выполнению задания.

II. Обобщение изученного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель внимательно следит за работой групп, подходит к каждой группе, помогает в выборе источников информации или технике оформления работы.

Учащиеся на основе различных источников информации в течение 12-15 минут разрабатывают экологические карты «своих» природных районов (по группам), готовятся к «защите» работы, при необходимости подходят к специалисту-экологу.

Специалист-эколог готовит детям экологический сюрприз: «Россия будущего: быть! или не быть?», при необходимости консультирует ребят.

Учитель сообщает учащимся об исходе времени и настраивает на следующий этап работы. Чтобы смена видов деятельности учащихся на уроке была организованной и продуктивной предлагает специалисту экологу провести небольшую физкультминутку.

Время для проведения творческих работ подошло к концу, и, прежде чем вы представите свои работы, я хочу нашего почтенного гостя организовать для вас небольшую физкультминутку.

Учащиеся заканчивают работу с экологическими картами и выполняют упражнения физкультминутки по команде специалиста-эколога.

Специалист-эколог проводит физкультминутку с упражнениями для глаз, шеи, рук и спины.

Учитель напоминает критерии оценки «защиты» работы группы и организует учащихся на данный вид деятельности.

Теперь, вы чуть-чуть отдохнули и с новыми силами можете представить нашему вниманию свои экологические карты. Главными критериями оценки ваших выступлений будут соответствие представленного материала реальной действительности (специалиста-эколога не обманешь), краткость, четкость, логичность и убедительность изложения, а также регламент – на «защиту» работы дается всего 2 минуты!

Каждой группе по итогам выступления других групп необходимо составить сводный рейтинг экологии районов, заполнив листочки с названием «Экологическая шкала России», проставив по 10-балльной шкале уровень экологической опасности каждого природного района и просчитав средний балл по России. Более высокий балл за экологическую шкалу получит та группа, в которой данные в большей степени совпадут с данными специалиста-эколога.

Итак,

я приглашаю членов группы №1 с экологической картой ПК Восточно-Европейской равнины.

Я приглашаю членов группы №2 с экологической картой ПК Северного Кавказа.

Я приглашаю членов группы №3 с экологической картой ПК Урала.

Я приглашаю членов группы №4 с экологической картой ПК Западной Сибири.

Я приглашаю членов группы №5 с экологической картой ПК Восточной Сибири.

Я приглашаю членов группы №6 с экологической картой ПК Дальнего Востока.

Учитель параллельно со специалистом-экологом, но независимо от него, ставит предварительную экспертную оценку группам за работу.

Учащиеся меняют вид деятельности, организуются на «защиту» своих работ, находят на столах «Экологические шкалы России» и готовятся к их заполнению.

Члены групп по очереди выходят к доске, вывешивают свои экологические карты и комментируют «защищают» их.

На местах ведется заполнение экологической шкалы России.

Специалист-эколог внимательно слушает выступления членов групп и так же, как и учитель, ставит предварительную экспертную оценку группам за работу.

Учитель подводит промежуточные итоги деятельности учащихся, подготавливает их к формулированию вывода урока.

Только что мы выслушали комментарии рабочих групп к своим творческим материалам, вы на местах заполнили листочки с экологической шкалой России. Однако, прежде, чем мы подведем итог нашей огромной работы, оценим рейтинг районов по экологии и сделаем окончательный вывод по экологической ситуации в России, я предоставлю слово специалисту-экологу, который приготовил для вас небольшой сюрприз и с нетерпением ожидает его демонстрации. Может быть, именно его информация поможет вам сделать правильный вывод по результатам рассматриваемого вопроса.

Во время выступления специалиста-эколога учитель оформляет свою экспертную страничку по качеству подготовки групп и сдает свои данные на стол специалиста-эколога.

Учащиеся внимательно слушают сначала учителя, потом наблюдают за «сюрпризом» специалиста-эколога и думают над выводом урока.

Специалист-эколог представляет учащимся свой экологический подарок: раздает каждой группе учащихся небольшие экологические книжки с цифрами по экологии России и мира. На обратной стороне книжки есть вопросы о бумаге:

из чего делают бумагу,

много ли этого ресурса у нас в России;

что является основой бумаги;

сколько каждый человек потребляет бумаги в России;

сколько ее производят на каждого жителя России и мира в целом.

Сейчас каждая группа получила мой экологический подарок - небольшие книжки «Экология в цифрах и фактах». Впоследствии вы сможете ознакомиться с содержимым этой книжки, а я попрошу вас обратить внимание на последний форзац, где есть вопросы о бумаге, поскольку вы, школьники, являетесь активными потребителями этой продукции. Я предлагаю Вам в течение 30 секунд подумать и попробовать ответить на предложенные вопросы о бумаге.

Демонстрация книжки

«Экология в цифрах и фактах»

III. Закрепление

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель настраивает учащихся на подведение итогов и формулировку основного вывода урока.

Сегодня на уроке мы все услышали немало хороших слов об уникальности различных ПК России, но в тоже время, в каждом районе была своя «экологическая боль», своя «экологическая трагедия», но наша задача заключалась не только в том, чтобы обнаружить источник экологической опасности, но и дать ему разумную оценку, определить перспективы ее дальнейшего развития и наметить пути по улучшению.

Пока вы думаете над ответом, я попрошу членов групп сдать специалисту-экологу свои экологический шкалы для уточнения экспертной оценки.

Какая группа желает начать выступление?

Кто – продолжит?....

Учащиеся обговаривают в группах основной вывод урока и выбирают человека, который будет его озвучивать.

Члены групп сдают свои экологические шкалы специалисту-экологу.

Выступают члены групп по оценке степени экологической опасности и перспектив ее развития в крупных ПК в частности и по России в целом (формулируют вывод урока).

Специалист-эколог проверяет экологические шкалы групп, определяет средний балл по классу по каждому району и заносит полученные данные в сводную таблицу (Экологическую шкалу России).

Учитель организует небольшой блиц-опрос учащихся по материалам экологический карт и экологической шкалы (при этом все работы учащихся уже сданы).

А теперь для вас небольшой блиц-опрос по рассмотренному на уроке материалу.

Итак, назовите:

Самые экологически «чистые» ПК России.

В чем главная причина их появления?

Самые экологически «грязные» ПК России.

В чем главная причина их появления?

Назовите степень экологической комфортности на территории России по вашим данным.

Учитель делает заключительное слово по содержательной части урока и передает слово специалисту-экологу для оглашения экспертной оценки.

Итак, собрав воедино все ваши выводы и выступления, можно сказать, что Россия – страна огромная, необъятная, и многие ее экологические проблемы имеют глобальный характер, но важно одно – мы, россияне, живет в этой стране, ходим по ее полям, лугам и леса, дышим ее воздухом, купаемся в ее реках. И в каком бы уголке мы не жили, мы должны понимать, что природа – она единая, все ее компоненты находятся в тесной взаимосвязи, и если в каком-нибудь отдаленном уголке, в частичке какого-то природного комплекса экологическое равновесие нарушается, «заболевает» и вся природа, и человек как ее неотъемлемая часть. А потому берегите природу, будьте с ней взаимовежливыми, и она вас непременно отблагодарит!

А теперь слово предоставляется специалисту-экологу для подведения итогов работы групп и вынесения итоговой экспертной оценки.

Учащиеся отвечают по принципу «кто быстрее поднимет руку» и правильно ответит на вопрос.

Учащиеся внимательно слушают учителя, а потом – специалиста-эколога с подведением итогов работы групп.

Специалист-эколог оглашает окончательные результаты работы групп по вопросу экологической ситуации в России в баллах.

Учитель подписывает рабочий протокол урока, переводит полученные баллы в оценки и заносит их в классный в журнал.

Учащиеся выставляют оценки в дневники.

IV. Домашнее задание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель объявляет домашнее задание, которое является логическим продолжением материала урока, и комментирует его,

Вспоминая материалы урока, дома вам надо:

разработать резолюцию по улучшению экологического состояния одного из природных районов России («своего» района, по группам) - письменно;

определить степень и качество своего воздействия на экологию родной страны, родного города и наметить меры помощи любимому уголку природы (индивидуально) - устно.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневниках.

Образцы экологических карт для рабочих групп

image3.png

image4.png

image5.png

image6.png

image7.png

image8.png

Экологическая шкала России

(оценивается по 10-балльной шкале)

Группа № 1 (________________________)

Восточно-Европейская равнина

Северный Кавказ

Урал

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Дальний Восток

Средний балл по России

Экологическая шкала России

(оценивается по 10-балльной шкале)

Группа № 2 (________________________)

Восточно-Европейская равнина

Северный Кавказ

Урал

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Дальний Восток

Средний балл по России

Экологическая шкала России

(оценивается по 10-балльной шкале)

Группа № 3 (________________________)

Восточно-Европейская равнина

Северный Кавказ

Урал

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Дальний Восток

Средний балл по России

Экологическая шкала России

(оценивается по 10-балльной шкале)

Группа № 4 (________________________)

Восточно-Европейская равнина

Северный Кавказ

Урал

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Дальний Восток

Средний балл по России

Экологическая шкала России

(оценивается по 10-балльной шкале)

Группа № 5 (________________________)

Восточно-Европейская равнина

Северный Кавказ

Урал

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Дальний Восток

Средний балл по России

Экологическая шкала России

(оценивается по 10-балльной шкале)

Группа № 6 (________________________)

Восточно-Европейская равнина

Северный Кавказ

Урал

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Дальний Восток

Средний балл по России

image9.png

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 36»

image10.wmf

Урок географии

по курсу «Природа России»

для учащихся 8 классов

Тема урока:

«Экологическая ситуация в России»

image1image2.png

Урок подготовила:

учитель географии высшей категории

Старостина Татьяна Владимировна

г. Владимир, 2010

Пояснительная записка

Тема урока «Экологическая ситуация в России» является очень актуальной, особенно в наше непростое время, когда человек все чаще ощущает себя «властелином» природы. В этом легко можно убедиться, если проанализировать содержание программного материала по курсу «География России» по различным учебно-методическим комплексам. Данная тема урока в разных УМК может называться по-разному, но суть изучаемого материала от того не изменяется. Вот несколько примеров названий параграфов по обозначенной теме в разных учебниках:

Баринова И.И. География. Природа России, 8 класс, М., Дрофа, § 47 - «Экологическая ситуация в России».

Алексеев А.И. География России, 9 класс, М., Просвещение, серия «Академический школьный учебник», § 8 - «Экологическая ситуация в России».

Алексеев А.И. География России. Природа и население, 8 класс, М., Дрофа, § 41 «Рациональное использование природных ресурсов», § 42 «Охрана природы и охраняемые территории».

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География, 8 класс, М., Русское слово, § 54 «Природные ресурсы и природные условия».

Как видно из названий параграфов, они не всегда полностью соответствуют обозначенной теме, но если просмотреть содержание этих параграфов, то оно во многом совпадает. Если мы заглянем в старые учебники, то снова увидим отголоски экологической темы.

Таким образом, тема «Экологическая ситуация в России» - тема вечная, и не зависимо от того, какой учебник, или какая власть в стране, она будет рассматриваться на уроках географии. Поэтому материал, представленный в данном плане-конспекте, может быть использован всеми учителями географии, изучающим курс «География России», не зависимо от того, по какому УМК они работают. Единственное пожелание – проводить данный урок после того, как полностью будет рассмотрена природная составляющая нашей страны.

Впервые урок «Экологическая ситуация в России» в том виде, как он здесь представлен, был подготовлен и проведен по УМК Бариновой И.И. (учебник География. Природа России, 8 класс, М., Дрофа) в 2010 году (курс ведется 2 часа в неделю). Он проводился как обобщающий урок по разделу «Человек и природа» и одновременно по курсу «Природа России», поскольку требовал от ребят знания теоретической основы программного материала для выполнения практической составляющей урока и формирования образа «Эксперта по экологии». Кроме того, этот урок позволяет посмотреть на окружающую действительность не с теоретической позиции, а с практической, соединив их воедино. Данный момент очень важен для современного школьника, поскольку позволяет наиболее полно и комплексно представить проблему «окружающая среда - общество - человек», что соответствует новым стандартам образования по географии.

В целях повышение качества образования, совершенствования научно-методического обеспечения образовательно-воспитательного процесса, были использованы наиболее современные и эффективные педагогические методы, приемы и технологии (или их элементы):

технология проектной деятельности, которая позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, развивает критическое мышление, формирует коммуникативную компетентность,

информационно-коммуникационные технологии, позволяющие формировать информационную компетентность, обеспечивающую повышение качества обучения, эффективное рассмотрение географических объектов, личностно-ориентированное обучение;

групповая работа учащихся (технология сотрудничества), которая повышает мотивацию, позволяет выбирать индивидуальный темп, решать творческие задачи, реализовывать принцип партнерства, формирует навыки самоорганизации и самообразования;

опережающие задания, обеспечивающие «погружение» в проблему и способствующие личностному росту учащихся;

игровые технологии, способствующие формированию устойчивого интереса к рассматриваемым вопросам.

В целом вышеперечисленные методы, приемы и технологии обеспечивают деятельностный и личностно-ориентированный характер образования, который является неотъемлемой частью стандартов нового поколения. Согласно этим стандартам, школьники должны не только усвоить систему знаний об особенностях географического пространства, но и уметь правильно ориентироваться в нем: осваивать, оценивать изменения и преобразования окружающей среды, бережно относиться к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества, вырабатывать свой конструктивный географический подход. Активная, осознанная познавательная практическая деятельность учащихся формирует их способность и готовность к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Эффективность урока легко проследить по ее результатам. На данном уроке вещественным результатом будут экологические карты природных районов с указанием оценки степени экологической опасности, а также качество защиты этих работ. Поскольку карты готовились в группах, то каждый учащийся внес посильный вклад в их подготовку, смог проникнуться заданной проблемой и ощутить себя причастным к судьбе своего Отечества, т.е. учебный материал стал предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика.

Эпиграф:

Как яблоко на блюде�У нас Земля одна.�Не торопитесь, люди,�Все выскрести до дна.�Немудрено добраться�До скрытых тайников,�Разграбить всё богатство�У будущих веков.

Поймите это, люди,

Как собственный приказ!

Не то Земли – не будет,

И каждого из нас!

М. Дудин

Цели:

развитие информационной и коммуникативной компетентности учащихся, навыков самоорганизации и самообразования на основе анализа экологической ситуации в России;

воспитание экологической культуры, любви к Отечеству, к земле своих предков и ответственности за нее.

Задачи:

используя различные источники информации, включая ресурсы сети Internet, провести отбор, анализ и обобщение тематических материалов по экологии районов России;

составить и презентовать экологические карты природных районов России (по группам);

выявить экологически «чистые» и «проблемные» природные районы, объяснить причины их появления, предложить пути спасения;

определить степень и качество своего воздействия на экологию родной страны, родного города, наметить меры помощи любимому уголку природы.

Используемые учебники и учебные пособия:

Алексеев А.И. География России, 9 класс, М., Просвещение, серия «Академический школьный учебник», 2009г.

Алексеев А.И. География России. Природа и население, 8 класс, М., Дрофа, 2009г.

Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс, М., Дрофа, 2009.

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. «Общая физическая география России». 8 класс. В 2-х частях, М. Русское слово, 2010.

Лобжанидзе А.А. География России. Эколого-экономические аспекты. Учебное пособие для 8-9 классов, М., Просвещение, 1996.

Используемая методическая литература:

Жижина Е.А. Универсальные поурочные разработки по географии. 8 класс. В помощь школьному учителю, М., ВАКО, 2007.

Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии, М., Просвещение, 1990.

Ярошенко В. Экспедиция «Живая вода», М., Молодая гвардия, 1989.

Яншин А.Л., Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов, М., Мысль, 1991.

Оборудование:

на доске – физическая карта России, тема урока со стихами М.Дунина, слайд-заставка с экологической картосхемой России, рисунки учащихся на тему «Берегите родную природу», ромашка из 6 лепестков их для выбора групп;

на центральном столе – разноцветные карточки (для определения состава групп), рефераты учащихся прошлых лет по теме «Экология…», сборники стихов о природе, сочинения-рассуждения на тему «Каким будем мир через 50 лет», рабочее место специалиста-эколога;

на местах - 6 рабочих мест с 1 компьютером (подключенным для доступа в Internet), с загруженной презентацией на тему «Экологическая ситуация в России», с заготовками экологических карт и экологической шкалы России;

у учителя – компьютер, проектор для презентации материалов урока.

на стенах (по возможности) - иллюстративный материал о природе России, фотовыставка «Мои любимые уголки природы».

Ход урока:

Организационный момент: введение в тему, определение задач, деление на группы, выбор природного района для исследования, представление специалиста-эколога (помощника учителя).

Изучение нового материала:

творческий поиск учащихся по различным источникам информации, разработка экологической карты природного района, презентация своей работы;

совместное обсуждение представленного материала, выявление экологически «чистых» и «проблемных» территорий, определение причин их появления, перспектив существования и путей спасения.

Закрепление: составление «Экологической шкалы» по природным районам России, ее анализ и общий вывод по материалам урока.

Домашнее задание: определить степень и качество своего воздействия на экологию родной страны, родного города, наметить мероприятия помощи любимому уголку природы.

I. Организационный момент

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводное слово:

Сегодня у нас необычный урок. Его тема до боли знакома всем нам не понаслышке: о ней говорят по радио и показывают по телевидению, рассуждают на конференциях специалисты. Эта тема имеет слишком много нерешенных, спорных вопросов, а потому всегда будет актуальна. Тема эта – «Экология», но не сама по себе, а в свете тех природных районов России, которые мы с вами уже рассмотрели.

В течение всего урока нас будет сопровождать специалист-эколог Всероссийского Общества охраны природы – Иванов Иван Иванович, который поможет нам с некоторыми теоретическими вопросами, подскажет при выполнении практической части работы, проведет независимую экспертную оценку ваших материалов и выступлений, а также сделает вам небольшой экологический подарок.

При входе в класс беру на центральном солее любую цветную карточку, не зная, что означает ее цвет.

Внимательно слушают сначала учителя, а потом – специалиста-эколога, настраиваются на соответствующий предметный материал.

Специалист-эколог представляется ученикам (это может быть как настоящий специалист, так и подготовленный ученик) и дает «энциклопедические» сведения о понятии «экология» и демонстрирует особенности взаимоотношений природы и человека.

Справочные сведения специалиста-эколога:

Слово «экология» появилось сравнительно недавно. Оно состоит из двух греческих слов: «oikos» - дом, родина и «logos» - знание. В буквальном переводе экология звучит как «домоведение», «домознание». С точки зрения наук экологию чаще относят к категории наук биологических, однако «oikos» - это не только реки, поля, горы, леса, болота и природа в целом, но и среда обитания человека, т.е. и дома, и села, и улицы, и города…, а это уже – география.

Человек и природы находятся в тесном взаимодействии. Природа удовлетворяет его потребности, а человек – создает антропогенные ландшафты. В результате отрицательных воздействий человека на природу обостряются и экологические проблемы. В настоящее время проблемы взаимоотношения человека и природы вышли за пределы отдельных стран захватили обширные области Земли. Это, прежде всего, загрязнение воздуха, вод и почв, сокращение площади лесов, наступание пустынь на продуктивные земли.

Учитель благодарит специалиста-эколога за сотрудничество и просит занять его почетное место на центральном столе.

Учитель настраивает ребят на серьезную работу.

Мы, россияне, владеем пятой частью лесов Земли - это самые мощные «легкие» - планеты. Наш Байкал - это четверть мировых запасов пресной воды. Дельта красавицы Волги - быть может, последняя самоочищающаяся речная пойма подобной величины. У нас самая протяженная на Земле морская береговая линия, кишащая четвероногими, ластоногими и пернатыми обитателями. Чудом сохранились уникальные в земной природе амурский тигр и дальневосточный леопард, реликтовая чайка, стерх (сибирский белый журавль) и выхухоль. И, пожалуй, самое невероятное: в начале третьего тысячелетия просторов, о которых можно было сказать «здесь не ступала нога человека», практически не осталось. В целом наша страна относится к странам с наихудшей экологической ситуацией.

Учитель определяет цели и задачи урока:

В течение этого урока нам надо будет провести анализ экологической ситуации в крупных природных районах России, разработать экологические карты этих районов, дать оценку экологической ситуации в каждом районе и в целом в России по 10-балльной шкале, и, конечно же, наметить перспективы развития каждой экологической ситуации, т.е. составить элементарный географический прогноз.

Учитель определяет формы и методы работы учащихся на уроке:

Сейчас вы разделитесь на 6 рабочих групп (по количеству крупных природных районов), представитель каждой группы должен подойти к доске и выбрать район для изучения, сорвав один из лепестков ромашки. Принадлежность к той или иной рабочей группе вы можете определить по цветным листочкам на ваших рабочих местах.

Итак, вы уже определились с составом своей рабочей группы, поэтому сейчас я предлагаю представителям каждой группы подойти к доске для выбора названия природного района для исследования.

При заполнении экологических карт вы можете воспользоваться материалами учебника, услугами специалиста-эколога, рабочей презентацией по обозначенной теме, которая загружена в ваши компьютеры, ресурсами сети Internet. Критериями оценки работы будет не только содержание экологической карты, но и художественные особенности оформления, а также уровень «защиты» работы. Поэтому в своих рабочих группах распределите роли, кто - что будет делать и приступайте к работе. Время на выполнение задания – 12-15 минут.

Учащиеся внимательно слушают учителя.

Учащиеся изучают содержимое розданного на партах материала.

Учащиеся пересаживаются согласно цветным карточкам (формируются рабочие группы), представители рабочих групп выбирают лепесток ромашки (природный район для изучения) и направляются на места.

Учащиеся внимательно слушают учителя, распределяют «роли» внутри группы, готовят оформительский материал и приступают к выполнению задания.

II. Обобщение изученного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель внимательно следит за работой групп, подходит к каждой группе, помогает в выборе источников информации или технике оформления работы.

Учащиеся на основе различных источников информации в течение 12-15 минут разрабатывают экологические карты «своих» природных районов (по группам), готовятся к «защите» работы, при необходимости подходят к специалисту-экологу.

Специалист-эколог готовит детям экологический сюрприз: «Россия будущего: быть! или не быть?», при необходимости консультирует ребят.

Учитель сообщает учащимся об исходе времени и настраивает на следующий этап работы. Чтобы смена видов деятельности учащихся на уроке была организованной и продуктивной предлагает специалисту экологу провести небольшую физкультминутку.

Время для проведения творческих работ подошло к концу, и, прежде чем вы представите свои работы, я хочу нашего почтенного гостя организовать для вас небольшую физкультминутку.

Учащиеся заканчивают работу с экологическими картами и выполняют упражнения физкультминутки по команде специалиста-эколога.

Специалист-эколог проводит физкультминутку с упражнениями для глаз, шеи, рук и спины.

Учитель напоминает критерии оценки «защиты» работы группы и организует учащихся на данный вид деятельности.

Теперь, вы чуть-чуть отдохнули и с новыми силами можете представить нашему вниманию свои экологические карты. Главными критериями оценки ваших выступлений будут соответствие представленного материала реальной действительности (специалиста-эколога не обманешь), краткость, четкость, логичность и убедительность изложения, а также регламент – на «защиту» работы дается всего 2 минуты!

Каждой группе по итогам выступления других групп необходимо составить сводный рейтинг экологии районов, заполнив листочки с названием «Экологическая шкала России», проставив по 10-балльной шкале уровень экологической опасности каждого природного района и просчитав средний балл по России. Более высокий балл за экологическую шкалу получит та группа, в которой данные в большей степени совпадут с данными специалиста-эколога.

Итак,

я приглашаю членов группы №1 с экологической картой ПК Восточно-Европейской равнины.

Я приглашаю членов группы №2 с экологической картой ПК Северного Кавказа.

Я приглашаю членов группы №3 с экологической картой ПК Урала.

Я приглашаю членов группы №4 с экологической картой ПК Западной Сибири.

Я приглашаю членов группы №5 с экологической картой ПК Восточной Сибири.

Я приглашаю членов группы №6 с экологической картой ПК Дальнего Востока.

Учитель параллельно со специалистом-экологом, но независимо от него, ставит предварительную экспертную оценку группам за работу.

Учащиеся меняют вид деятельности, организуются на «защиту» своих работ, находят на столах «Экологические шкалы России» и готовятся к их заполнению.

Члены групп по очереди выходят к доске, вывешивают свои экологические карты и комментируют «защищают» их.

На местах ведется заполнение экологической шкалы России.

Специалист-эколог внимательно слушает выступления членов групп и так же, как и учитель, ставит предварительную экспертную оценку группам за работу.

Учитель подводит промежуточные итоги деятельности учащихся, подготавливает их к формулированию вывода урока.

Только что мы выслушали комментарии рабочих групп к своим творческим материалам, вы на местах заполнили листочки с экологической шкалой России. Однако, прежде, чем мы подведем итог нашей огромной работы, оценим рейтинг районов по экологии и сделаем окончательный вывод по экологической ситуации в России, я предоставлю слово специалисту-экологу, который приготовил для вас небольшой сюрприз и с нетерпением ожидает его демонстрации. Может быть, именно его информация поможет вам сделать правильный вывод по результатам рассматриваемого вопроса.

Во время выступления специалиста-эколога учитель оформляет свою экспертную страничку по качеству подготовки групп и сдает свои данные на стол специалиста-эколога.

Учащиеся внимательно слушают сначала учителя, потом наблюдают за «сюрпризом» специалиста-эколога и думают над выводом урока.

Специалист-эколог представляет учащимся свой экологический подарок: раздает каждой группе учащихся небольшие экологические книжки с цифрами по экологии России и мира. На обратной стороне книжки есть вопросы о бумаге:

из чего делают бумагу,

много ли этого ресурса у нас в России;

что является основой бумаги;

сколько каждый человек потребляет бумаги в России;

сколько ее производят на каждого жителя России и мира в целом.

Сейчас каждая группа получила мой экологический подарок - небольшие книжки «Экология в цифрах и фактах». Впоследствии вы сможете ознакомиться с содержимым этой книжки, а я попрошу вас обратить внимание на последний форзац, где есть вопросы о бумаге, поскольку вы, школьники, являетесь активными потребителями этой продукции. Я предлагаю Вам в течение 30 секунд подумать и попробовать ответить на предложенные вопросы о бумаге.

Демонстрация книжки

«Экология в цифрах и фактах»

III. Закрепление

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель настраивает учащихся на подведение итогов и формулировку основного вывода урока.

Сегодня на уроке мы все услышали немало хороших слов об уникальности различных ПК России, но в тоже время, в каждом районе была своя «экологическая боль», своя «экологическая трагедия», но наша задача заключалась не только в том, чтобы обнаружить источник экологической опасности, но и дать ему разумную оценку, определить перспективы ее дальнейшего развития и наметить пути по улучшению.

Пока вы думаете над ответом, я попрошу членов групп сдать специалисту-экологу свои экологический шкалы для уточнения экспертной оценки.

Какая группа желает начать выступление?

Кто – продолжит?....

Учащиеся обговаривают в группах основной вывод урока и выбирают человека, который будет его озвучивать.

Члены групп сдают свои экологические шкалы специалисту-экологу.

Выступают члены групп по оценке степени экологической опасности и перспектив ее развития в крупных ПК в частности и по России в целом (формулируют вывод урока).

Специалист-эколог проверяет экологические шкалы групп, определяет средний балл по классу по каждому району и заносит полученные данные в сводную таблицу (Экологическую шкалу России).

Учитель организует небольшой блиц-опрос учащихся по материалам экологический карт и экологической шкалы (при этом все работы учащихся уже сданы).

А теперь для вас небольшой блиц-опрос по рассмотренному на уроке материалу.

Итак, назовите:

Самые экологически «чистые» ПК России.

В чем главная причина их появления?

Самые экологически «грязные» ПК России.

В чем главная причина их появления?

Назовите степень экологической комфортности на территории России по вашим данным.

Учитель делает заключительное слово по содержательной части урока и передает слово специалисту-экологу для оглашения экспертной оценки.

Итак, собрав воедино все ваши выводы и выступления, можно сказать, что Россия – страна огромная, необъятная, и многие ее экологические проблемы имеют глобальный характер, но важно одно – мы, россияне, живет в этой стране, ходим по ее полям, лугам и леса, дышим ее воздухом, купаемся в ее реках. И в каком бы уголке мы не жили, мы должны понимать, что природа – она единая, все ее компоненты находятся в тесной взаимосвязи, и если в каком-нибудь отдаленном уголке, в частичке какого-то природного комплекса экологическое равновесие нарушается, «заболевает» и вся природа, и человек как ее неотъемлемая часть. А потому берегите природу, будьте с ней взаимовежливыми, и она вас непременно отблагодарит!

А теперь слово предоставляется специалисту-экологу для подведения итогов работы групп и вынесения итоговой экспертной оценки.

Учащиеся отвечают по принципу «кто быстрее поднимет руку» и правильно ответит на вопрос.

Учащиеся внимательно слушают учителя, а потом – специалиста-эколога с подведением итогов работы групп.

Специалист-эколог оглашает окончательные результаты работы групп по вопросу экологической ситуации в России в баллах.

Учитель подписывает рабочий протокол урока, переводит полученные баллы в оценки и заносит их в классный в журнал.

Учащиеся выставляют оценки в дневники.

IV. Домашнее задание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель объявляет домашнее задание, которое является логическим продолжением материала урока, и комментирует его,

Вспоминая материалы урока, дома вам надо:

разработать резолюцию по улучшению экологического состояния одного из природных районов России («своего» района, по группам) - письменно;

определить степень и качество своего воздействия на экологию родной страны, родного города и наметить меры помощи любимому уголку природы (индивидуально) - устно.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневниках.

Образцы экологических карт для рабочих групп

image3.png

image4.png

image5.png

image6.png

image7.png

image8.png

Экологическая шкала России

(оценивается по 10-балльной шкале)

Группа № 1 (________________________)

Восточно-Европейская равнина

Северный Кавказ

Урал

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Дальний Восток

Средний балл по России

Экологическая шкала России

(оценивается по 10-балльной шкале)

Группа № 2 (________________________)

Восточно-Европейская равнина

Северный Кавказ

Урал

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Дальний Восток

Средний балл по России

Экологическая шкала России

(оценивается по 10-балльной шкале)

Группа № 3 (________________________)

Восточно-Европейская равнина

Северный Кавказ

Урал

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Дальний Восток

Средний балл по России

Экологическая шкала России

(оценивается по 10-балльной шкале)

Группа № 4 (________________________)

Восточно-Европейская равнина

Северный Кавказ

Урал

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Дальний Восток

Средний балл по России

Экологическая шкала России

(оценивается по 10-балльной шкале)

Группа № 5 (________________________)

Восточно-Европейская равнина

Северный Кавказ

Урал

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Дальний Восток

Средний балл по России

Экологическая шкала России

(оценивается по 10-балльной шкале)

Группа № 6 (________________________)

Восточно-Европейская равнина

Северный Кавказ

Урал

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Дальний Восток

Средний балл по России

image9.png

Скачать конспект

Сообщить об ошибке