Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Скачать презентацию (0.71 Мб). Тема: "Экологическая ситуация в России". Предмет: биология. 16 слайдов. Добавлена в 2016 году. Средняя оценка: 3.1 балла из 5.
Как возникает экологическая ситуация?
От чего зависит экологическая ситуация?
Слайд 3
Человек не только приспосабливается к своему природному окружению, но и активно изменяет его в результате хозяйственной деятельности
Слайд 4
Слайд 5
Общество приспосабливает природу под свои нужды, изменяет ее так, как считает необходимым
Слайд 6
Экологически значимые характеристики отдельных стран (в % к общемировой величине)
Слайд 7
Биологическое разнообразие в «восьмерке экологически доминирующих стран»
Слайд 8
Рис. 1. Планетарно значимые экологическе характеристики России, %
Слайд 9
Рис. 2. Выбросы вредных веществ в атмосферу по отдельным странам
Слайд 10
Рис. 3. Использование водных ресурсов по отдельным странам
Слайд 11
Однонаправленная деятельность человека может повлечь за собой колоссальные разрушения в природной экосистеме, что повлечет в дальнейшем большие затраты на восстановление
Слайд 12
Хозяйственная деятельность человека изменяет природную среду, это часто приводит к возникновению негативных экологических ситуаций
Влияние хозяйственной деятельности на природу
Воздействие человека на природу
Потребности человека
Виды воздействия
Изменение природы
Экологические ситуации
Последствия изменений для человека
Здоровье населения
Качество окружающей среды
Слайд 13
Эколого-географическое положение России
Выписать в тетрадь «Факторы влияющие на экологическую ситуацию» (учебник стр.41)
Слайд 14
Виды экологических ситуаций
Экологическая ситуация зависит от характера и степени антропогенного воздействия на природу, в результате которого изменяется качество окружающей среды
Слайд 15
Слайд 16
Домашнее задание:
Читать § 8
Отвечать на вопросы стр. 42
Посмотреть все слайды
Конспект
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 36»
�
Урок географии
по курсу «Природа России»
для учащихся 8 классов
Тема урока:
«Экологическая ситуация в России»
Урок подготовила:
учитель географии высшей категории
Старостина Татьяна Владимировна
г. Владимир, 2010
Пояснительная записка
Тема урока «Экологическая ситуация в России» является очень актуальной, особенно в наше непростое время, когда человек все чаще ощущает себя «властелином» природы. В этом легко можно убедиться, если проанализировать содержание программного материала по курсу «География России» по различным учебно-методическим комплексам. Данная тема урока в разных УМК может называться по-разному, но суть изучаемого материала от того не изменяется. Вот несколько примеров названий параграфов по обозначенной теме в разных учебниках:
Баринова И.И. География. Природа России, 8 класс, М., Дрофа, § 47 - «Экологическая ситуация в России».
Алексеев А.И. География России, 9 класс, М., Просвещение, серия «Академический школьный учебник», § 8 - «Экологическая ситуация в России».
Алексеев А.И. География России. Природа и население, 8 класс, М., Дрофа, § 41 «Рациональное использование природных ресурсов», § 42 «Охрана природы и охраняемые территории».
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География, 8 класс, М., Русское слово, § 54 «Природные ресурсы и природные условия».
Как видно из названий параграфов, они не всегда полностью соответствуют обозначенной теме, но если просмотреть содержание этих параграфов, то оно во многом совпадает. Если мы заглянем в старые учебники, то снова увидим отголоски экологической темы.
Таким образом, тема «Экологическая ситуация в России» - тема вечная, и не зависимо от того, какой учебник, или какая власть в стране, она будет рассматриваться на уроках географии. Поэтому материал, представленный в данном плане-конспекте, может быть использован всеми учителями географии, изучающим курс «География России», не зависимо от того, по какому УМК они работают. Единственное пожелание – проводить данный урок после того, как полностью будет рассмотрена природная составляющая нашей страны.
Впервые урок «Экологическая ситуация в России» в том виде, как он здесь представлен, был подготовлен и проведен по УМК Бариновой И.И. (учебник География. Природа России, 8 класс, М., Дрофа) в 2010 году (курс ведется 2 часа в неделю). Он проводился как обобщающий урок по разделу «Человек и природа» и одновременно по курсу «Природа России», поскольку требовал от ребят знания теоретической основы программного материала для выполнения практической составляющей урока и формирования образа «Эксперта по экологии». Кроме того, этот урок позволяет посмотреть на окружающую действительность не с теоретической позиции, а с практической, соединив их воедино. Данный момент очень важен для современного школьника, поскольку позволяет наиболее полно и комплексно представить проблему «окружающая среда - общество - человек», что соответствует новым стандартам образования по географии.
В целях повышение качества образования, совершенствования научно-методического обеспечения образовательно-воспитательного процесса, были использованы наиболее современные и эффективные педагогические методы, приемы и технологии (или их элементы):
технология проектной деятельности, которая позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, развивает критическое мышление, формирует коммуникативную компетентность,
информационно-коммуникационные технологии, позволяющие формировать информационную компетентность, обеспечивающую повышение качества обучения, эффективное рассмотрение географических объектов, личностно-ориентированное обучение;
групповая работа учащихся (технология сотрудничества), которая повышает мотивацию, позволяет выбирать индивидуальный темп, решать творческие задачи, реализовывать принцип партнерства, формирует навыки самоорганизации и самообразования;
опережающие задания, обеспечивающие «погружение» в проблему и способствующие личностному росту учащихся;
игровые технологии, способствующие формированию устойчивого интереса к рассматриваемым вопросам.
В целом вышеперечисленные методы, приемы и технологии обеспечивают деятельностный и личностно-ориентированный характер образования, который является неотъемлемой частью стандартов нового поколения. Согласно этим стандартам, школьники должны не только усвоить систему знаний об особенностях географического пространства, но и уметь правильно ориентироваться в нем: осваивать, оценивать изменения и преобразования окружающей среды, бережно относиться к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества, вырабатывать свой конструктивный географический подход. Активная, осознанная познавательная практическая деятельность учащихся формирует их способность и готовность к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Эффективность урока легко проследить по ее результатам. На данном уроке вещественным результатом будут экологические карты природных районов с указанием оценки степени экологической опасности, а также качество защиты этих работ. Поскольку карты готовились в группах, то каждый учащийся внес посильный вклад в их подготовку, смог проникнуться заданной проблемой и ощутить себя причастным к судьбе своего Отечества, т.е. учебный материал стал предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика.
Эпиграф:
Как яблоко на блюде�У нас Земля одна.�Не торопитесь, люди,�Все выскрести до дна.�Немудрено добраться�До скрытых тайников,�Разграбить всё богатство�У будущих веков.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ!
Не то Земли – не будет,
И каждого из нас!
М. Дудин
Цели:
развитие информационной и коммуникативной компетентности учащихся, навыков самоорганизации и самообразования на основе анализа экологической ситуации в России;
воспитание экологической культуры, любви к Отечеству, к земле своих предков и ответственности за нее.
Задачи:
используя различные источники информации, включая ресурсы сети Internet, провести отбор, анализ и обобщение тематических материалов по экологии районов России;
составить и презентовать экологические карты природных районов России (по группам);
выявить экологически «чистые» и «проблемные» природные районы, объяснить причины их появления, предложить пути спасения;
определить степень и качество своего воздействия на экологию родной страны, родного города, наметить меры помощи любимому уголку природы.
Используемые учебники и учебные пособия:
Алексеев А.И. География России, 9 класс, М., Просвещение, серия «Академический школьный учебник», 2009г.
Алексеев А.И. География России. Природа и население, 8 класс, М., Дрофа, 2009г.
Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс, М., Дрофа, 2009.
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. «Общая физическая география России». 8 класс. В 2-х частях, М. Русское слово, 2010.
Лобжанидзе А.А. География России. Эколого-экономические аспекты. Учебное пособие для 8-9 классов, М., Просвещение, 1996.
Используемая методическая литература:
Жижина Е.А. Универсальные поурочные разработки по географии. 8 класс. В помощь школьному учителю, М., ВАКО, 2007.
Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии, М., Просвещение, 1990.
Ярошенко В. Экспедиция «Живая вода», М., Молодая гвардия, 1989.
Яншин А.Л., Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов, М., Мысль, 1991.
Оборудование:
на доске – физическая карта России, тема урока со стихами М.Дунина, слайд-заставка с экологической картосхемой России, рисунки учащихся на тему «Берегите родную природу», ромашка из 6 лепестков их для выбора групп;
на центральном столе – разноцветные карточки (для определения состава групп), рефераты учащихся прошлых лет по теме «Экология…», сборники стихов о природе, сочинения-рассуждения на тему «Каким будем мир через 50 лет», рабочее место специалиста-эколога;
на местах - 6 рабочих мест с 1 компьютером (подключенным для доступа в Internet), с загруженной презентацией на тему «Экологическая ситуация в России», с заготовками экологических карт и экологической шкалы России;
у учителя – компьютер, проектор для презентации материалов урока.
на стенах (по возможности) - иллюстративный материал о природе России, фотовыставка «Мои любимые уголки природы».
Ход урока:
Организационный момент: введение в тему, определение задач, деление на группы, выбор природного района для исследования, представление специалиста-эколога (помощника учителя).
Изучение нового материала:
творческий поиск учащихся по различным источникам информации, разработка экологической карты природного района, презентация своей работы;
совместное обсуждение представленного материала, выявление экологически «чистых» и «проблемных» территорий, определение причин их появления, перспектив существования и путей спасения.
Закрепление: составление «Экологической шкалы» по природным районам России, ее анализ и общий вывод по материалам урока.
Домашнее задание: определить степень и качество своего воздействия на экологию родной страны, родного города, наметить мероприятия помощи любимому уголку природы.
I. Организационный момент
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вводное слово:
Сегодня у нас необычный урок. Его тема до боли знакома всем нам не понаслышке: о ней говорят по радио и показывают по телевидению, рассуждают на конференциях специалисты. Эта тема имеет слишком много нерешенных, спорных вопросов, а потому всегда будет актуальна. Тема эта – «Экология», но не сама по себе, а в свете тех природных районов России, которые мы с вами уже рассмотрели.
В течение всего урока нас будет сопровождать специалист-эколог Всероссийского Общества охраны природы – Иванов Иван Иванович, который поможет нам с некоторыми теоретическими вопросами, подскажет при выполнении практической части работы, проведет независимую экспертную оценку ваших материалов и выступлений, а также сделает вам небольшой экологический подарок.
При входе в класс беру на центральном солее любую цветную карточку, не зная, что означает ее цвет.
Внимательно слушают сначала учителя, а потом – специалиста-эколога, настраиваются на соответствующий предметный материал.
Специалист-эколог представляется ученикам (это может быть как настоящий специалист, так и подготовленный ученик) и дает «энциклопедические» сведения о понятии «экология» и демонстрирует особенности взаимоотношений природы и человека.
Справочные сведения специалиста-эколога:
Слово «экология» появилось сравнительно недавно. Оно состоит из двух греческих слов: «oikos» - дом, родина и «logos» - знание. В буквальном переводе экология звучит как «домоведение», «домознание». С точки зрения наук экологию чаще относят к категории наук биологических, однако «oikos» - это не только реки, поля, горы, леса, болота и природа в целом, но и среда обитания человека, т.е. и дома, и села, и улицы, и города…, а это уже – география.
Человек и природы находятся в тесном взаимодействии. Природа удовлетворяет его потребности, а человек – создает антропогенные ландшафты. В результате отрицательных воздействий человека на природу обостряются и экологические проблемы. В настоящее время проблемы взаимоотношения человека и природы вышли за пределы отдельных стран захватили обширные области Земли. Это, прежде всего, загрязнение воздуха, вод и почв, сокращение площади лесов, наступание пустынь на продуктивные земли.
Учитель благодарит специалиста-эколога за сотрудничество и просит занять его почетное место на центральном столе.
Учитель настраивает ребят на серьезную работу.
Мы, россияне, владеем пятой частью лесов Земли - это самые мощные «легкие» - планеты. Наш Байкал - это четверть мировых запасов пресной воды. Дельта красавицы Волги - быть может, последняя самоочищающаяся речная пойма подобной величины. У нас самая протяженная на Земле морская береговая линия, кишащая четвероногими, ластоногими и пернатыми обитателями. Чудом сохранились уникальные в земной природе амурский тигр и дальневосточный леопард, реликтовая чайка, стерх (сибирский белый журавль) и выхухоль. И, пожалуй, самое невероятное: в начале третьего тысячелетия просторов, о которых можно было сказать «здесь не ступала нога человека», практически не осталось. В целом наша страна относится к странам с наихудшей экологической ситуацией.
Учитель определяет цели и задачи урока:
В течение этого урока нам надо будет провести анализ экологической ситуации в крупных природных районах России, разработать экологические карты этих районов, дать оценку экологической ситуации в каждом районе и в целом в России по 10-балльной шкале, и, конечно же, наметить перспективы развития каждой экологической ситуации, т.е. составить элементарный географический прогноз.
Учитель определяет формы и методы работы учащихся на уроке:
Сейчас вы разделитесь на 6 рабочих групп (по количеству крупных природных районов), представитель каждой группы должен подойти к доске и выбрать район для изучения, сорвав один из лепестков ромашки. Принадлежность к той или иной рабочей группе вы можете определить по цветным листочкам на ваших рабочих местах.
Итак, вы уже определились с составом своей рабочей группы, поэтому сейчас я предлагаю представителям каждой группы подойти к доске для выбора названия природного района для исследования.
При заполнении экологических карт вы можете воспользоваться материалами учебника, услугами специалиста-эколога, рабочей презентацией по обозначенной теме, которая загружена в ваши компьютеры, ресурсами сети Internet. Критериями оценки работы будет не только содержание экологической карты, но и художественные особенности оформления, а также уровень «защиты» работы. Поэтому в своих рабочих группах распределите роли, кто - что будет делать и приступайте к работе. Время на выполнение задания – 12-15 минут.
Учащиеся внимательно слушают учителя.
Учащиеся изучают содержимое розданного на партах материала.
Учащиеся пересаживаются согласно цветным карточкам (формируются рабочие группы), представители рабочих групп выбирают лепесток ромашки (природный район для изучения) и направляются на места.
Учащиеся внимательно слушают учителя, распределяют «роли» внутри группы, готовят оформительский материал и приступают к выполнению задания.
II. Обобщение изученного материала
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Учитель внимательно следит за работой групп, подходит к каждой группе, помогает в выборе источников информации или технике оформления работы.
Учащиеся на основе различных источников информации в течение 12-15 минут разрабатывают экологические карты «своих» природных районов (по группам), готовятся к «защите» работы, при необходимости подходят к специалисту-экологу.
Специалист-эколог готовит детям экологический сюрприз: «Россия будущего: быть! или не быть?», при необходимости консультирует ребят.
Учитель сообщает учащимся об исходе времени и настраивает на следующий этап работы. Чтобы смена видов деятельности учащихся на уроке была организованной и продуктивной предлагает специалисту экологу провести небольшую физкультминутку.
Время для проведения творческих работ подошло к концу, и, прежде чем вы представите свои работы, я хочу нашего почтенного гостя организовать для вас небольшую физкультминутку.
Учащиеся заканчивают работу с экологическими картами и выполняют упражнения физкультминутки по команде специалиста-эколога.
Специалист-эколог проводит физкультминутку с упражнениями для глаз, шеи, рук и спины.
Учитель напоминает критерии оценки «защиты» работы группы и организует учащихся на данный вид деятельности.
Теперь, вы чуть-чуть отдохнули и с новыми силами можете представить нашему вниманию свои экологические карты. Главными критериями оценки ваших выступлений будут соответствие представленного материала реальной действительности (специалиста-эколога не обманешь), краткость, четкость, логичность и убедительность изложения, а также регламент – на «защиту» работы дается всего 2 минуты!
Каждой группе по итогам выступления других групп необходимо составить сводный рейтинг экологии районов, заполнив листочки с названием «Экологическая шкала России», проставив по 10-балльной шкале уровень экологической опасности каждого природного района и просчитав средний балл по России.Более высокий балл за экологическую шкалу получит та группа, в которой данные в большей степени совпадут с данными специалиста-эколога.
Итак,
я приглашаю членов группы №1 с экологической картой ПК Восточно-Европейской равнины.
Я приглашаю членов группы №2 с экологической картой ПК Северного Кавказа.
Я приглашаю членов группы №3 с экологической картой ПК Урала.
Я приглашаю членов группы №4 с экологической картой ПК Западной Сибири.
Я приглашаю членов группы №5 с экологической картой ПК Восточной Сибири.
Я приглашаю членов группы №6 с экологической картой ПК Дальнего Востока.
Учитель параллельно со специалистом-экологом, но независимо от него, ставит предварительную экспертную оценку группам за работу.
Учащиеся меняют вид деятельности, организуются на «защиту» своих работ, находят на столах «Экологические шкалы России» и готовятся к их заполнению.
Члены групп по очереди выходят к доске, вывешивают свои экологические карты и комментируют «защищают» их.
На местах ведется заполнение экологической шкалы России.
Специалист-эколог внимательно слушает выступления членов групп и так же, как и учитель, ставит предварительную экспертную оценку группам за работу.
Учитель подводит промежуточные итоги деятельности учащихся, подготавливает их к формулированию вывода урока.
Только что мы выслушали комментарии рабочих групп к своим творческим материалам, вы на местах заполнили листочки с экологической шкалой России. Однако, прежде, чем мы подведем итог нашей огромной работы, оценим рейтинг районов по экологии и сделаем окончательный вывод по экологической ситуации в России, я предоставлю слово специалисту-экологу, который приготовил для вас небольшой сюрприз и с нетерпением ожидает его демонстрации. Может быть, именно его информация поможет вам сделать правильный вывод по результатам рассматриваемого вопроса.
Во время выступления специалиста-эколога учитель оформляет свою экспертную страничку по качеству подготовки групп и сдает свои данные на стол специалиста-эколога.
Учащиеся внимательно слушают сначала учителя, потом наблюдают за «сюрпризом» специалиста-эколога и думают над выводом урока.
Специалист-эколог представляет учащимся свой экологический подарок: раздает каждой группе учащихся небольшие экологические книжки с цифрами по экологии России и мира. На обратной стороне книжки есть вопросы о бумаге:
из чего делают бумагу,
много ли этого ресурса у нас в России;
что является основой бумаги;
сколько каждый человек потребляет бумаги в России;
сколько ее производят на каждого жителя России и мира в целом.
Сейчас каждая группаполучила мой экологический подарок - небольшие книжки «Экология в цифрах и фактах». Впоследствии вы сможете ознакомиться с содержимым этой книжки, а я попрошу вас обратить внимание на последний форзац, где есть вопросы о бумаге, поскольку вы, школьники, являетесь активными потребителями этой продукции. Я предлагаю Вам в течение 30 секунд подумать и попробовать ответить на предложенные вопросы о бумаге.
Демонстрация книжки
«Экология в цифрах и фактах»
III. Закрепление
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Учитель настраивает учащихся на подведение итогов и формулировку основного вывода урока.
Сегодня на уроке мы все услышали немало хороших слов об уникальности различных ПК России, но в тоже время, в каждом районе была своя «экологическая боль», своя «экологическая трагедия», но наша задача заключалась не только в том, чтобы обнаружить источник экологической опасности, но и дать ему разумную оценку, определить перспективы ее дальнейшего развития и наметить пути по улучшению.
Пока вы думаете над ответом, я попрошу членов групп сдать специалисту-экологу свои экологический шкалы для уточнения экспертной оценки.
Какая группа желает начать выступление?
Кто – продолжит?....
Учащиеся обговаривают в группах основной вывод урока и выбирают человека, который будет его озвучивать.
Члены групп сдают свои экологические шкалы специалисту-экологу.
Выступают члены групп по оценке степени экологической опасности и перспектив ее развития в крупных ПК в частности и по России в целом (формулируют вывод урока).
Специалист-эколог проверяет экологические шкалы групп, определяет средний балл по классу по каждому району и заносит полученные данные в сводную таблицу (Экологическую шкалу России).
Учитель организует небольшой блиц-опрос учащихся по материалам экологический карт и экологической шкалы (при этом все работы учащихся уже сданы).
А теперь для вас небольшой блиц-опрос по рассмотренному на уроке материалу.
Итак, назовите:
Самые экологически «чистые» ПК России.
В чем главная причина их появления?
Самые экологически «грязные» ПК России.
В чем главная причина их появления?
Назовите степень экологической комфортности на территории России по вашим данным.
Учитель делает заключительное слово по содержательной части урока и передает слово специалисту-экологу для оглашения экспертной оценки.
Итак, собрав воедино все ваши выводы и выступления, можно сказать, что Россия – страна огромная, необъятная, и многие ее экологические проблемы имеют глобальный характер, но важно одно – мы, россияне, живет в этой стране, ходим по ее полям, лугам и леса, дышим ее воздухом, купаемся в ее реках. И в каком бы уголке мы не жили, мы должны понимать, что природа – она единая, все ее компоненты находятся в тесной взаимосвязи, и если в каком-нибудь отдаленном уголке, в частичке какого-то природного комплекса экологическое равновесие нарушается, «заболевает» и вся природа, и человек как ее неотъемлемая часть. А потому берегите природу, будьте с ней взаимовежливыми, и она вас непременно отблагодарит!
А теперь слово предоставляется специалисту-экологу для подведения итогов работы групп и вынесения итоговой экспертной оценки.
Учащиеся отвечают по принципу «кто быстрее поднимет руку» и правильно ответит на вопрос.
Учащиеся внимательно слушают учителя, а потом – специалиста-эколога с подведением итогов работы групп.
Специалист-эколог оглашает окончательные результаты работы групп по вопросу экологической ситуации в России в баллах.
Учитель подписывает рабочий протокол урока, переводит полученные баллы в оценки и заносит их в классный в журнал.
Учащиеся выставляют оценки в дневники.
IV. Домашнее задание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Учитель объявляет домашнее задание, которое является логическим продолжением материала урока, и комментирует его,
Вспоминая материалы урока, дома вам надо:
разработать резолюцию по улучшению экологического состояния одного из природных районов России («своего» района, по группам) - письменно;
определить степень и качество своего воздействия на экологию родной страны, родного города и наметить меры помощи любимому уголку природы (индивидуально) - устно.
Учащиеся записывают домашнее задание в дневниках.
Образцы экологических карт для рабочих групп
Экологическая шкала России
(оценивается по 10-балльной шкале)
Группа № 1 (________________________)
Восточно-Европейская равнина
Северный Кавказ
Урал
Западная Сибирь
Восточная Сибирь
Дальний Восток
Средний балл по России
Экологическая шкала России
(оценивается по 10-балльной шкале)
Группа № 2 (________________________)
Восточно-Европейская равнина
Северный Кавказ
Урал
Западная Сибирь
Восточная Сибирь
Дальний Восток
Средний балл по России
Экологическая шкала России
(оценивается по 10-балльной шкале)
Группа № 3 (________________________)
Восточно-Европейская равнина
Северный Кавказ
Урал
Западная Сибирь
Восточная Сибирь
Дальний Восток
Средний балл по России
Экологическая шкала России
(оценивается по 10-балльной шкале)
Группа № 4 (________________________)
Восточно-Европейская равнина
Северный Кавказ
Урал
Западная Сибирь
Восточная Сибирь
Дальний Восток
Средний балл по России
Экологическая шкала России
(оценивается по 10-балльной шкале)
Группа № 5 (________________________)
Восточно-Европейская равнина
Северный Кавказ
Урал
Западная Сибирь
Восточная Сибирь
Дальний Восток
Средний балл по России
Экологическая шкала России
(оценивается по 10-балльной шкале)
Группа № 6 (________________________)
Восточно-Европейская равнина
Северный Кавказ
Урал
Западная Сибирь
Восточная Сибирь
Дальний Восток
Средний балл по России
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 36»
�
Урок географии
по курсу «Природа России»
для учащихся 8 классов
Тема урока:
«Экологическая ситуация в России»
Урок подготовила:
учитель географии высшей категории
Старостина Татьяна Владимировна
г. Владимир, 2010
Пояснительная записка
Тема урока «Экологическая ситуация в России» является очень актуальной, особенно в наше непростое время, когда человек все чаще ощущает себя «властелином» природы. В этом легко можно убедиться, если проанализировать содержание программного материала по курсу «География России» по различным учебно-методическим комплексам. Данная тема урока в разных УМК может называться по-разному, но суть изучаемого материала от того не изменяется. Вот несколько примеров названий параграфов по обозначенной теме в разных учебниках:
Баринова И.И. География. Природа России, 8 класс, М., Дрофа, § 47 - «Экологическая ситуация в России».
Алексеев А.И. География России, 9 класс, М., Просвещение, серия «Академический школьный учебник», § 8 - «Экологическая ситуация в России».
Алексеев А.И. География России. Природа и население, 8 класс, М., Дрофа, § 41 «Рациональное использование природных ресурсов», § 42 «Охрана природы и охраняемые территории».
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География, 8 класс, М., Русское слово, § 54 «Природные ресурсы и природные условия».
Как видно из названий параграфов, они не всегда полностью соответствуют обозначенной теме, но если просмотреть содержание этих параграфов, то оно во многом совпадает. Если мы заглянем в старые учебники, то снова увидим отголоски экологической темы.
Таким образом, тема «Экологическая ситуация в России» - тема вечная, и не зависимо от того, какой учебник, или какая власть в стране, она будет рассматриваться на уроках географии. Поэтому материал, представленный в данном плане-конспекте, может быть использован всеми учителями географии, изучающим курс «География России», не зависимо от того, по какому УМК они работают. Единственное пожелание – проводить данный урок после того, как полностью будет рассмотрена природная составляющая нашей страны.
Впервые урок «Экологическая ситуация в России» в том виде, как он здесь представлен, был подготовлен и проведен по УМК Бариновой И.И. (учебник География. Природа России, 8 класс, М., Дрофа) в 2010 году (курс ведется 2 часа в неделю). Он проводился как обобщающий урок по разделу «Человек и природа» и одновременно по курсу «Природа России», поскольку требовал от ребят знания теоретической основы программного материала для выполнения практической составляющей урока и формирования образа «Эксперта по экологии». Кроме того, этот урок позволяет посмотреть на окружающую действительность не с теоретической позиции, а с практической, соединив их воедино. Данный момент очень важен для современного школьника, поскольку позволяет наиболее полно и комплексно представить проблему «окружающая среда - общество - человек», что соответствует новым стандартам образования по географии.
В целях повышение качества образования, совершенствования научно-методического обеспечения образовательно-воспитательного процесса, были использованы наиболее современные и эффективные педагогические методы, приемы и технологии (или их элементы):
технология проектной деятельности, которая позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, развивает критическое мышление, формирует коммуникативную компетентность,
информационно-коммуникационные технологии, позволяющие формировать информационную компетентность, обеспечивающую повышение качества обучения, эффективное рассмотрение географических объектов, личностно-ориентированное обучение;
групповая работа учащихся (технология сотрудничества), которая повышает мотивацию, позволяет выбирать индивидуальный темп, решать творческие задачи, реализовывать принцип партнерства, формирует навыки самоорганизации и самообразования;
опережающие задания, обеспечивающие «погружение» в проблему и способствующие личностному росту учащихся;
игровые технологии, способствующие формированию устойчивого интереса к рассматриваемым вопросам.
В целом вышеперечисленные методы, приемы и технологии обеспечивают деятельностный и личностно-ориентированный характер образования, который является неотъемлемой частью стандартов нового поколения. Согласно этим стандартам, школьники должны не только усвоить систему знаний об особенностях географического пространства, но и уметь правильно ориентироваться в нем: осваивать, оценивать изменения и преобразования окружающей среды, бережно относиться к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества, вырабатывать свой конструктивный географический подход. Активная, осознанная познавательная практическая деятельность учащихся формирует их способность и готовность к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Эффективность урока легко проследить по ее результатам. На данном уроке вещественным результатом будут экологические карты природных районов с указанием оценки степени экологической опасности, а также качество защиты этих работ. Поскольку карты готовились в группах, то каждый учащийся внес посильный вклад в их подготовку, смог проникнуться заданной проблемой и ощутить себя причастным к судьбе своего Отечества, т.е. учебный материал стал предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика.
Эпиграф:
Как яблоко на блюде�У нас Земля одна.�Не торопитесь, люди,�Все выскрести до дна.�Немудрено добраться�До скрытых тайников,�Разграбить всё богатство�У будущих веков.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ!
Не то Земли – не будет,
И каждого из нас!
М. Дудин
Цели:
развитие информационной и коммуникативной компетентности учащихся, навыков самоорганизации и самообразования на основе анализа экологической ситуации в России;
воспитание экологической культуры, любви к Отечеству, к земле своих предков и ответственности за нее.
Задачи:
используя различные источники информации, включая ресурсы сети Internet, провести отбор, анализ и обобщение тематических материалов по экологии районов России;
составить и презентовать экологические карты природных районов России (по группам);
выявить экологически «чистые» и «проблемные» природные районы, объяснить причины их появления, предложить пути спасения;
определить степень и качество своего воздействия на экологию родной страны, родного города, наметить меры помощи любимому уголку природы.
Используемые учебники и учебные пособия:
Алексеев А.И. География России, 9 класс, М., Просвещение, серия «Академический школьный учебник», 2009г.
Алексеев А.И. География России. Природа и население, 8 класс, М., Дрофа, 2009г.
Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс, М., Дрофа, 2009.
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. «Общая физическая география России». 8 класс. В 2-х частях, М. Русское слово, 2010.
Лобжанидзе А.А. География России. Эколого-экономические аспекты. Учебное пособие для 8-9 классов, М., Просвещение, 1996.
Используемая методическая литература:
Жижина Е.А. Универсальные поурочные разработки по географии. 8 класс. В помощь школьному учителю, М., ВАКО, 2007.
Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии, М., Просвещение, 1990.
Ярошенко В. Экспедиция «Живая вода», М., Молодая гвардия, 1989.
Яншин А.Л., Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов, М., Мысль, 1991.
Оборудование:
на доске – физическая карта России, тема урока со стихами М.Дунина, слайд-заставка с экологической картосхемой России, рисунки учащихся на тему «Берегите родную природу», ромашка из 6 лепестков их для выбора групп;
на центральном столе – разноцветные карточки (для определения состава групп), рефераты учащихся прошлых лет по теме «Экология…», сборники стихов о природе, сочинения-рассуждения на тему «Каким будем мир через 50 лет», рабочее место специалиста-эколога;
на местах - 6 рабочих мест с 1 компьютером (подключенным для доступа в Internet), с загруженной презентацией на тему «Экологическая ситуация в России», с заготовками экологических карт и экологической шкалы России;
у учителя – компьютер, проектор для презентации материалов урока.
на стенах (по возможности) - иллюстративный материал о природе России, фотовыставка «Мои любимые уголки природы».
Ход урока:
Организационный момент: введение в тему, определение задач, деление на группы, выбор природного района для исследования, представление специалиста-эколога (помощника учителя).
Изучение нового материала:
творческий поиск учащихся по различным источникам информации, разработка экологической карты природного района, презентация своей работы;
совместное обсуждение представленного материала, выявление экологически «чистых» и «проблемных» территорий, определение причин их появления, перспектив существования и путей спасения.
Закрепление: составление «Экологической шкалы» по природным районам России, ее анализ и общий вывод по материалам урока.
Домашнее задание: определить степень и качество своего воздействия на экологию родной страны, родного города, наметить мероприятия помощи любимому уголку природы.
I. Организационный момент
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вводное слово:
Сегодня у нас необычный урок. Его тема до боли знакома всем нам не понаслышке: о ней говорят по радио и показывают по телевидению, рассуждают на конференциях специалисты. Эта тема имеет слишком много нерешенных, спорных вопросов, а потому всегда будет актуальна. Тема эта – «Экология», но не сама по себе, а в свете тех природных районов России, которые мы с вами уже рассмотрели.
В течение всего урока нас будет сопровождать специалист-эколог Всероссийского Общества охраны природы – Иванов Иван Иванович, который поможет нам с некоторыми теоретическими вопросами, подскажет при выполнении практической части работы, проведет независимую экспертную оценку ваших материалов и выступлений, а также сделает вам небольшой экологический подарок.
При входе в класс беру на центральном солее любую цветную карточку, не зная, что означает ее цвет.
Внимательно слушают сначала учителя, а потом – специалиста-эколога, настраиваются на соответствующий предметный материал.
Специалист-эколог представляется ученикам (это может быть как настоящий специалист, так и подготовленный ученик) и дает «энциклопедические» сведения о понятии «экология» и демонстрирует особенности взаимоотношений природы и человека.
Справочные сведения специалиста-эколога:
Слово «экология» появилось сравнительно недавно. Оно состоит из двух греческих слов: «oikos» - дом, родина и «logos» - знание. В буквальном переводе экология звучит как «домоведение», «домознание». С точки зрения наук экологию чаще относят к категории наук биологических, однако «oikos» - это не только реки, поля, горы, леса, болота и природа в целом, но и среда обитания человека, т.е. и дома, и села, и улицы, и города…, а это уже – география.
Человек и природы находятся в тесном взаимодействии. Природа удовлетворяет его потребности, а человек – создает антропогенные ландшафты. В результате отрицательных воздействий человека на природу обостряются и экологические проблемы. В настоящее время проблемы взаимоотношения человека и природы вышли за пределы отдельных стран захватили обширные области Земли. Это, прежде всего, загрязнение воздуха, вод и почв, сокращение площади лесов, наступание пустынь на продуктивные земли.
Учитель благодарит специалиста-эколога за сотрудничество и просит занять его почетное место на центральном столе.
Учитель настраивает ребят на серьезную работу.
Мы, россияне, владеем пятой частью лесов Земли - это самые мощные «легкие» - планеты. Наш Байкал - это четверть мировых запасов пресной воды. Дельта красавицы Волги - быть может, последняя самоочищающаяся речная пойма подобной величины. У нас самая протяженная на Земле морская береговая линия, кишащая четвероногими, ластоногими и пернатыми обитателями. Чудом сохранились уникальные в земной природе амурский тигр и дальневосточный леопард, реликтовая чайка, стерх (сибирский белый журавль) и выхухоль. И, пожалуй, самое невероятное: в начале третьего тысячелетия просторов, о которых можно было сказать «здесь не ступала нога человека», практически не осталось. В целом наша страна относится к странам с наихудшей экологической ситуацией.
Учитель определяет цели и задачи урока:
В течение этого урока нам надо будет провести анализ экологической ситуации в крупных природных районах России, разработать экологические карты этих районов, дать оценку экологической ситуации в каждом районе и в целом в России по 10-балльной шкале, и, конечно же, наметить перспективы развития каждой экологической ситуации, т.е. составить элементарный географический прогноз.
Учитель определяет формы и методы работы учащихся на уроке:
Сейчас вы разделитесь на 6 рабочих групп (по количеству крупных природных районов), представитель каждой группы должен подойти к доске и выбрать район для изучения, сорвав один из лепестков ромашки. Принадлежность к той или иной рабочей группе вы можете определить по цветным листочкам на ваших рабочих местах.
Итак, вы уже определились с составом своей рабочей группы, поэтому сейчас я предлагаю представителям каждой группы подойти к доске для выбора названия природного района для исследования.
При заполнении экологических карт вы можете воспользоваться материалами учебника, услугами специалиста-эколога, рабочей презентацией по обозначенной теме, которая загружена в ваши компьютеры, ресурсами сети Internet. Критериями оценки работы будет не только содержание экологической карты, но и художественные особенности оформления, а также уровень «защиты» работы. Поэтому в своих рабочих группах распределите роли, кто - что будет делать и приступайте к работе. Время на выполнение задания – 12-15 минут.
Учащиеся внимательно слушают учителя.
Учащиеся изучают содержимое розданного на партах материала.
Учащиеся пересаживаются согласно цветным карточкам (формируются рабочие группы), представители рабочих групп выбирают лепесток ромашки (природный район для изучения) и направляются на места.
Учащиеся внимательно слушают учителя, распределяют «роли» внутри группы, готовят оформительский материал и приступают к выполнению задания.
II. Обобщение изученного материала
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Учитель внимательно следит за работой групп, подходит к каждой группе, помогает в выборе источников информации или технике оформления работы.
Учащиеся на основе различных источников информации в течение 12-15 минут разрабатывают экологические карты «своих» природных районов (по группам), готовятся к «защите» работы, при необходимости подходят к специалисту-экологу.
Специалист-эколог готовит детям экологический сюрприз: «Россия будущего: быть! или не быть?», при необходимости консультирует ребят.
Учитель сообщает учащимся об исходе времени и настраивает на следующий этап работы. Чтобы смена видов деятельности учащихся на уроке была организованной и продуктивной предлагает специалисту экологу провести небольшую физкультминутку.
Время для проведения творческих работ подошло к концу, и, прежде чем вы представите свои работы, я хочу нашего почтенного гостя организовать для вас небольшую физкультминутку.
Учащиеся заканчивают работу с экологическими картами и выполняют упражнения физкультминутки по команде специалиста-эколога.
Специалист-эколог проводит физкультминутку с упражнениями для глаз, шеи, рук и спины.
Учитель напоминает критерии оценки «защиты» работы группы и организует учащихся на данный вид деятельности.
Теперь, вы чуть-чуть отдохнули и с новыми силами можете представить нашему вниманию свои экологические карты. Главными критериями оценки ваших выступлений будут соответствие представленного материала реальной действительности (специалиста-эколога не обманешь), краткость, четкость, логичность и убедительность изложения, а также регламент – на «защиту» работы дается всего 2 минуты!
Каждой группе по итогам выступления других групп необходимо составить сводный рейтинг экологии районов, заполнив листочки с названием «Экологическая шкала России», проставив по 10-балльной шкале уровень экологической опасности каждого природного района и просчитав средний балл по России.Более высокий балл за экологическую шкалу получит та группа, в которой данные в большей степени совпадут с данными специалиста-эколога.
Итак,
я приглашаю членов группы №1 с экологической картой ПК Восточно-Европейской равнины.
Я приглашаю членов группы №2 с экологической картой ПК Северного Кавказа.
Я приглашаю членов группы №3 с экологической картой ПК Урала.
Я приглашаю членов группы №4 с экологической картой ПК Западной Сибири.
Я приглашаю членов группы №5 с экологической картой ПК Восточной Сибири.
Я приглашаю членов группы №6 с экологической картой ПК Дальнего Востока.
Учитель параллельно со специалистом-экологом, но независимо от него, ставит предварительную экспертную оценку группам за работу.
Учащиеся меняют вид деятельности, организуются на «защиту» своих работ, находят на столах «Экологические шкалы России» и готовятся к их заполнению.
Члены групп по очереди выходят к доске, вывешивают свои экологические карты и комментируют «защищают» их.
На местах ведется заполнение экологической шкалы России.
Специалист-эколог внимательно слушает выступления членов групп и так же, как и учитель, ставит предварительную экспертную оценку группам за работу.
Учитель подводит промежуточные итоги деятельности учащихся, подготавливает их к формулированию вывода урока.
Только что мы выслушали комментарии рабочих групп к своим творческим материалам, вы на местах заполнили листочки с экологической шкалой России. Однако, прежде, чем мы подведем итог нашей огромной работы, оценим рейтинг районов по экологии и сделаем окончательный вывод по экологической ситуации в России, я предоставлю слово специалисту-экологу, который приготовил для вас небольшой сюрприз и с нетерпением ожидает его демонстрации. Может быть, именно его информация поможет вам сделать правильный вывод по результатам рассматриваемого вопроса.
Во время выступления специалиста-эколога учитель оформляет свою экспертную страничку по качеству подготовки групп и сдает свои данные на стол специалиста-эколога.
Учащиеся внимательно слушают сначала учителя, потом наблюдают за «сюрпризом» специалиста-эколога и думают над выводом урока.
Специалист-эколог представляет учащимся свой экологический подарок: раздает каждой группе учащихся небольшие экологические книжки с цифрами по экологии России и мира. На обратной стороне книжки есть вопросы о бумаге:
из чего делают бумагу,
много ли этого ресурса у нас в России;
что является основой бумаги;
сколько каждый человек потребляет бумаги в России;
сколько ее производят на каждого жителя России и мира в целом.
Сейчас каждая группаполучила мой экологический подарок - небольшие книжки «Экология в цифрах и фактах». Впоследствии вы сможете ознакомиться с содержимым этой книжки, а я попрошу вас обратить внимание на последний форзац, где есть вопросы о бумаге, поскольку вы, школьники, являетесь активными потребителями этой продукции. Я предлагаю Вам в течение 30 секунд подумать и попробовать ответить на предложенные вопросы о бумаге.
Демонстрация книжки
«Экология в цифрах и фактах»
III. Закрепление
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Учитель настраивает учащихся на подведение итогов и формулировку основного вывода урока.
Сегодня на уроке мы все услышали немало хороших слов об уникальности различных ПК России, но в тоже время, в каждом районе была своя «экологическая боль», своя «экологическая трагедия», но наша задача заключалась не только в том, чтобы обнаружить источник экологической опасности, но и дать ему разумную оценку, определить перспективы ее дальнейшего развития и наметить пути по улучшению.
Пока вы думаете над ответом, я попрошу членов групп сдать специалисту-экологу свои экологический шкалы для уточнения экспертной оценки.
Какая группа желает начать выступление?
Кто – продолжит?....
Учащиеся обговаривают в группах основной вывод урока и выбирают человека, который будет его озвучивать.
Члены групп сдают свои экологические шкалы специалисту-экологу.
Выступают члены групп по оценке степени экологической опасности и перспектив ее развития в крупных ПК в частности и по России в целом (формулируют вывод урока).
Специалист-эколог проверяет экологические шкалы групп, определяет средний балл по классу по каждому району и заносит полученные данные в сводную таблицу (Экологическую шкалу России).
Учитель организует небольшой блиц-опрос учащихся по материалам экологический карт и экологической шкалы (при этом все работы учащихся уже сданы).
А теперь для вас небольшой блиц-опрос по рассмотренному на уроке материалу.
Итак, назовите:
Самые экологически «чистые» ПК России.
В чем главная причина их появления?
Самые экологически «грязные» ПК России.
В чем главная причина их появления?
Назовите степень экологической комфортности на территории России по вашим данным.
Учитель делает заключительное слово по содержательной части урока и передает слово специалисту-экологу для оглашения экспертной оценки.
Итак, собрав воедино все ваши выводы и выступления, можно сказать, что Россия – страна огромная, необъятная, и многие ее экологические проблемы имеют глобальный характер, но важно одно – мы, россияне, живет в этой стране, ходим по ее полям, лугам и леса, дышим ее воздухом, купаемся в ее реках. И в каком бы уголке мы не жили, мы должны понимать, что природа – она единая, все ее компоненты находятся в тесной взаимосвязи, и если в каком-нибудь отдаленном уголке, в частичке какого-то природного комплекса экологическое равновесие нарушается, «заболевает» и вся природа, и человек как ее неотъемлемая часть. А потому берегите природу, будьте с ней взаимовежливыми, и она вас непременно отблагодарит!
А теперь слово предоставляется специалисту-экологу для подведения итогов работы групп и вынесения итоговой экспертной оценки.
Учащиеся отвечают по принципу «кто быстрее поднимет руку» и правильно ответит на вопрос.
Учащиеся внимательно слушают учителя, а потом – специалиста-эколога с подведением итогов работы групп.
Специалист-эколог оглашает окончательные результаты работы групп по вопросу экологической ситуации в России в баллах.
Учитель подписывает рабочий протокол урока, переводит полученные баллы в оценки и заносит их в классный в журнал.
Учащиеся выставляют оценки в дневники.
IV. Домашнее задание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Учитель объявляет домашнее задание, которое является логическим продолжением материала урока, и комментирует его,
Вспоминая материалы урока, дома вам надо:
разработать резолюцию по улучшению экологического состояния одного из природных районов России («своего» района, по группам) - письменно;
определить степень и качество своего воздействия на экологию родной страны, родного города и наметить меры помощи любимому уголку природы (индивидуально) - устно.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.