Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация на тему "Ель, сосна" подготовлена для нахождения сходства и различия между елью и сосной. Данный презентационный материал поможет научить распознавать ель и сосну по нескольким признакам. Презентация содержит двенадцать слайдов.
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
4 класс
Тема. Ель, сосна –хвойные растения.
Слайд 2
Игра «Четвёртый лишний».
Дуб, осина, клён, смородина.
Берёза, осина, ель, липа.
Ель, сосна, берёза, кедр.
Слайд 3
Ель, сосна – хвойные деревья.
Слайд 4
Слайд 5
Сосна растёт в бору.
В густом ельнике медведь устроил берлогу.
Слайд 6
Тихо дремлет зелёный бор.Стоят прямоствольные сосны.Прекрасные ветви устремились в небо.В сосновом бору светло и сухо.Приятно дышать смолистым ароматом.
Слайд 7
В зале стоит душистая ёлка.На ветках красивые игрушки.На макушке надета звезда.Дети водят хороводы вокруг ёлки.
Слайд 8
Шапкой Саша шишку сшиб.
Скороговорка.
Слайд 9
Еловая роща в с. Юношеское.
Слайд 10
Слайд 11
Пословицы.
Сломить дерево – секунда, а вырастить – года.
Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Слайд 12
СПАСИБО!
МОЛОДЦЫ!
Посмотреть все слайды
Конспект
БОУ «Ростиловская средняя общеобразовательная школа» Грязовецкого района, Вологодской области
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе специального (коррекционного) обучения 8 вида
Тема. Ель, сосна – хвойные растения.
Автор – учитель начальных классов специального (коррекционного) обучения 8 вида Белова Светлана Валентиновна
Тема. Ель, сосна – хвойные растения.
Цель: нахождение сходства и различия между елью и сосной, распознавание частей хвойного дерева, охрана леса.
Задачи: расширить понятие «хвойные деревья», научить распознавать ель и сосну по нескольким признакам (внешний вид, хвоя, шишки, кора на стволе); выявить части хвойного дерева, их особенности (хвоя – листья); расширить представление о сотрудничестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу; развивать речь, обогащать словарный запас через отгадывание загадок, игру «Четвёртый лишний», составление предложений из слов, составление рассказа из предложений, устную беседу, полные ответы на вопросы; развивать умение работать в парах при выполнении практической работы; воспитывать умение выслушивать товарища, прислушиваться к мнению другого при работе в парах; воспитывать бережное отношение к растительному миру, умение видеть красоту природы.
Оборудование: презентация, гербарии, ветки, шишки, раздаточный материал, графический план урока.
1. Оргмомент.
- Сегодня на урок к нам пришли гости, посмотрите на гостей, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе и всему классу.
2. Целеполагание
- Найди «лишнее» слово, скажи, по какому признаку выделили.
Игра «Лишнее слово». Слайд2
Дуб, сосна, клён, смородина.
Берёза, осина, ель, липа.
Ель, сосна, берёза, кедр.
- Сегодня на уроке мы будем изучать хвойные деревья. А какие, отгадайте загадки.
Её всегда в лесу найдём, Слайд3
Пойдём гулять и встретим.
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
А к нам придёт под Новый год –
Ребята будут рады.
Хлопот весёлых полон рот,
Готовы ей наряды.
( Ёлка)
- Кто приносил ёлку в дом на Новый год?
- У кого была искусственная ёлка? Почему?
- Много елей вырубают на Новый год, чтобы их сохранить люди и стали изготовлять и наряжать искусственные ёлки.
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.
(Сосна)
- Какие деревья мы будем сегодня изучать? (ель, сосну)
Тема. Ель, сосна – хвойные деревья. Слайд3
- Значит, исходя из сказанного, какая цель урока? (изучить ель и сосну)
- Как вы думаете, почему ель и сосну мы изучаем вместе? (похожи, но есть и отличия, значит, надо учиться их различать)
- Какие задачи урока? (различие ели и сосны, части дерева)
- Мы уже сказали, что человек вырубает ели к Новому году, многие ваши папы работают в лесу и тоже рубят ёлки при заготовке леса. Значит, что ещё должны мы выяснить? (как сохранить лес, что произойдёт, если мы вырубим леса)
-Мы должны выяснить, какую пользу приносит лес людям, и как человек иной раз даже не задумываясь наносит вред лесу.
Цель: изучить ель и сосну.
Задачи: найти черты сходства и различия, определить части этих деревьев, их особенности, учиться разумно использовать лесные богатства.
- Раз наш урок называется развитее устной речи, какие дополнительные задачи мы должны поставить? (развивать речь, правильно отвечать, строить предложения, узнавать больше новых слов и использовать их в своей речи)
-Что необходимо для успешной работы на уроке?
(Слушать, думать, отвечать.)
3. Работа над темой урока.
Практическая работа в парах.
(У детей гербарии, рисунки ели и сосны, шишки)
С помощью рисунков найдите части дерева.
Карточка – задание.
1. Как называется растение?
2. Есть ли у него корень?
3. Найдите стебель.
4. Найдите листья.
5. Найдите цветок.
6. Найдите плод.
Коллективная проверка.
- Корень у сосны уходит глубоко в землю, у ели не глубоко.
- Стебли у деревьев называют ствол и ветви, они толстые и твёрдые.
Листья – хвоинки, которые на все не опадают. А почему я сказала не все? (опадают постепенно в течение 7 – 9 лет) Вместо плодов – шишки с семенами. Слайд4
- Но ведь плоды вырастают на месте цветка. Значит, ель и сосна цветут? (да)
- В начале лета сосна цветёт. Она не даёт пышных цветов, а появляется маленькие красноватые шишечки. Семена вызревают через 18 месяцев, в феврале-марте они выпадают из шишек на снег, их подхватывает ветер и разносит в разные стороны. Прорастают семена весной.
Вывод. У ели и сосны есть одни и те же части – корень, стебель (ствол, ветви), листья (хвоинки), цветок, плод с семенами (шишка).
Вернёмся к задачам урока. Что мы выяснили? (Части хвойных деревьев)
4. Физминутка.
Во дворе стоит сосна.
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветви гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт.
Будем вместе приседать – 1, 2, 3, 4, 5.
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим.
5. Возврат к задачам урока. – Какую следующую задачу мы поставили?
Отличие ели от сосны.
Работа в парах.
- Перед вами веточки ели и сосны, шишки. Задание: определить ветки и шишки с какого они дерева.
Проверка
- Возьмите в правую руку веточку ели, в левую – сосны. Как отличили? ( Хвоинки у ели короткие, у сосны – длинные.)
- Как прикрепляются к веточке? (У ели сидят по одной, у сосны – по две).
Ствол ели достигает в высоту до 40 – 50 м. По цвету он красновато-коричневый, чешуйчатый. Ветви густые, растут от земли, поэтому еловые леса тёмные.
Ствол сосны имеет такую же высоту, но по цвету он медно-красный, более светлый. Ветви расположены вверху, поэтому сосновые леса светлые.
По стволу ели и сосны часто стекает смола. Какая она? (Липкая, клейкая)
- Чему мы сейчас научились? (отличать ель от сосны)
-Какую задачу выполнили?
- Оцените работу своего соседа.
6. Возврат к задачам урока.
- Какую ещё задачу мы поставили? (Развивать речь)
1). – Построить предложения из слов. Слайд 5
Сосна растёт в бору. (Что такое – бор?)
В густом ельнике медведь устроил берлогу. (Что такое – ельник?)
2). – Составить рассказ из предложений.
Тихо дремлет зелёный бор. Слайд 6
Стоят прямоствольные сосны.
Прекрасные ветви устремились в небо.
В сосновом бору светло и сухо.
Приятно дышать смолистым ароматом.
В зале стоит душистая ёлка.
На ветках красивые игрушки. Слайд 7
На макушке надета звезда.
Дети водят хороводы вокруг ёлки.
3). Скороговорка.
Шапкой Саша шишку сшиб. Слайд 8
-Кто хочет поблагодарить своего соседа? Себя?
7. Физминутка.
- При назывании признаков сосны вы наклоняетесь влево, ели – вправо.
- Длинные иголки, короткие иголки, шишки округлой формы, шишки продолговатой формы, корни не глубоко уходят в землю, корни глубоко уходят в землю.
8. Возврат задачам урока. Значение леса, охрана.
- Какая ещё задача урока осталась?
- Возьмите веточки и понюхайте. Запах слышите?
-Какую роль играет лес (ель и сосна) в нашей жизни? (Воздух, для красоты, ягоды, грибы, звери, птицы)
- Лес имеет важное значение в жизни людей. Одно из главных – это чистый воздух. Деревья выделяют кислород, которым мы дышим, особенно полезен воздух в еловом и сосновом лесу. Не случайно люди строят санатории, дома отдыха, лагеря для отдыха детей там, где растут сосны и ели.
В Юношеском была раньше санаторно-лесная школа, где учились дети с заболеванием органов дыхания. А какой там лес? Там преобладают ели. Еловая роща, которая была посажена более 200 лет назад, теперь она является охраняемой территорией. Слайд 9
- Лес это дом для зверей и птиц, место сбора ягод и грибов.
В наше время очень много вырубается лесов. А кто знает, какая древесина самая ценная? (ель и сосна) - Для чего люди вырубают леса? (для строительства, для изготовления бумаги, мебели, музыкальных инструментов) Леса становится всё меньше и меньше.
- Представьте, что по лесу протекала речка. Что с ней произойдёт, если вырубят лес? (обмелет и высохнет)
- Хвоёй питается глухарь, даже лоси едят сосновую хвою, белки достают семена из шишек, клесты выводят своих птенцов в лапах ели. А если в лесу вырубят сосны и ели? Не будет белок, птиц.
- Лес защищает поля от ветра, бережёт влагу в почве, улучшает климат.
- Лес – это великое богатство.
- Что мы должны делать? (сохранять леса)
- Деревья живут очень долго, до 500 лет.
Но чтобы вырастить молодую ёлочку нужно до 10 лет, сосенки вырастают чуть быстрее. Лесники выращивают молодые сосны и ели, потом их высаживают на вырубках. Дети тоже помогают. Слайд 10
Пословицы.
Сломить дерево – секунда, а вырастить года.
Слайд 11
Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
- Объясните смысл пословиц.
9. Итог урока. Рефлексия.
- Вернёмся к теме урока. Ель, сосна – хвойные растения.
Цель: изучить ель и сосну.
Задачи: найти черты сходства и различия, определить части этих деревьев, их особенности, развивать речь, учиться разумно использовать лесные богатства. (Проанализировать выполнение каждой задачи)
- Кому было интересно работать на уроке?
- Кому было трудно?
- Кто узнал новое на уроке?
Игра «С какого дерева шишка?»
- Достаньте шишку из корзинки с закрытыми глазами и определите с какого она дерева.
Игра «Угадай».
- У меня в руках две иголки, угадайте с какого она дерева.
Слайд 12
Литература
Е. Д. Худенко, И. А. Терехова. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ 8 вида 4 класс. Москва, АРТКИ, 2006г.
Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. Сценарии по экологическому воспитанию. Москва, «ВАКО», 2011г.
Т. И. Подрезова. Материалы к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы. Москва, Айрис-пресс, 2006г.
Н. Ю. Васильева. Растения России: Начальная школа. Москва, «ВАКО», 2011г
БОУ «Ростиловская средняя общеобразовательная школа» Грязовецкого района, Вологодской области
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе специального (коррекционного) обучения 8 вида
Тема. Ель, сосна – хвойные растения.
Автор – учитель начальных классов специального (коррекционного) обучения 8 вида Белова Светлана Валентиновна
Тема. Ель, сосна – хвойные растения.
Цель: нахождение сходства и различия между елью и сосной, распознавание частей хвойного дерева, охрана леса.
Задачи: расширить понятие «хвойные деревья», научить распознавать ель и сосну по нескольким признакам (внешний вид, хвоя, шишки, кора на стволе); выявить части хвойного дерева, их особенности (хвоя – листья); расширить представление о сотрудничестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу; развивать речь, обогащать словарный запас через отгадывание загадок, игру «Четвёртый лишний», составление предложений из слов, составление рассказа из предложений, устную беседу, полные ответы на вопросы; развивать умение работать в парах при выполнении практической работы; воспитывать умение выслушивать товарища, прислушиваться к мнению другого при работе в парах; воспитывать бережное отношение к растительному миру, умение видеть красоту природы.
Оборудование: презентация, гербарии, ветки, шишки, раздаточный материал, графический план урока.
1. Оргмомент.
- Сегодня на урок к нам пришли гости, посмотрите на гостей, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе и всему классу.
2. Целеполагание
- Найди «лишнее» слово, скажи, по какому признаку выделили.
Игра «Лишнее слово». Слайд2
Дуб, сосна, клён, смородина.
Берёза, осина, ель, липа.
Ель, сосна, берёза, кедр.
- Сегодня на уроке мы будем изучать хвойные деревья. А какие, отгадайте загадки.
Её всегда в лесу найдём, Слайд3
Пойдём гулять и встретим.
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
А к нам придёт под Новый год –
Ребята будут рады.
Хлопот весёлых полон рот,
Готовы ей наряды.
( Ёлка)
- Кто приносил ёлку в дом на Новый год?
- У кого была искусственная ёлка? Почему?
- Много елей вырубают на Новый год, чтобы их сохранить люди и стали изготовлять и наряжать искусственные ёлки.
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.
(Сосна)
- Какие деревья мы будем сегодня изучать? (ель, сосну)
Тема. Ель, сосна – хвойные деревья. Слайд3
- Значит, исходя из сказанного, какая цель урока? (изучить ель и сосну)
- Как вы думаете, почему ель и сосну мы изучаем вместе? (похожи, но есть и отличия, значит, надо учиться их различать)
- Какие задачи урока? (различие ели и сосны, части дерева)
- Мы уже сказали, что человек вырубает ели к Новому году, многие ваши папы работают в лесу и тоже рубят ёлки при заготовке леса. Значит, что ещё должны мы выяснить? (как сохранить лес, что произойдёт, если мы вырубим леса)
-Мы должны выяснить, какую пользу приносит лес людям, и как человек иной раз даже не задумываясь наносит вред лесу.
Цель: изучить ель и сосну.
Задачи: найти черты сходства и различия, определить части этих деревьев, их особенности, учиться разумно использовать лесные богатства.
- Раз наш урок называется развитее устной речи, какие дополнительные задачи мы должны поставить? (развивать речь, правильно отвечать, строить предложения, узнавать больше новых слов и использовать их в своей речи)
-Что необходимо для успешной работы на уроке?
(Слушать, думать, отвечать.)
3. Работа над темой урока.
Практическая работа в парах.
(У детей гербарии, рисунки ели и сосны, шишки)
С помощью рисунков найдите части дерева.
Карточка – задание.
1. Как называется растение?
2. Есть ли у него корень?
3. Найдите стебель.
4. Найдите листья.
5. Найдите цветок.
6. Найдите плод.
Коллективная проверка.
- Корень у сосны уходит глубоко в землю, у ели не глубоко.
- Стебли у деревьев называют ствол и ветви, они толстые и твёрдые.
Листья – хвоинки, которые на все не опадают. А почему я сказала не все? (опадают постепенно в течение 7 – 9 лет) Вместо плодов – шишки с семенами. Слайд4
- Но ведь плоды вырастают на месте цветка. Значит, ель и сосна цветут? (да)
- В начале лета сосна цветёт. Она не даёт пышных цветов, а появляется маленькие красноватые шишечки. Семена вызревают через 18 месяцев, в феврале-марте они выпадают из шишек на снег, их подхватывает ветер и разносит в разные стороны. Прорастают семена весной.
Вывод. У ели и сосны есть одни и те же части – корень, стебель (ствол, ветви), листья (хвоинки), цветок, плод с семенами (шишка).
Вернёмся к задачам урока. Что мы выяснили? (Части хвойных деревьев)
4. Физминутка.
Во дворе стоит сосна.
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветви гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт.
Будем вместе приседать – 1, 2, 3, 4, 5.
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим.
5. Возврат к задачам урока. – Какую следующую задачу мы поставили?
Отличие ели от сосны.
Работа в парах.
- Перед вами веточки ели и сосны, шишки. Задание: определить ветки и шишки с какого они дерева.
Проверка
- Возьмите в правую руку веточку ели, в левую – сосны. Как отличили? ( Хвоинки у ели короткие, у сосны – длинные.)
- Как прикрепляются к веточке? (У ели сидят по одной, у сосны – по две).
Ствол ели достигает в высоту до 40 – 50 м. По цвету он красновато-коричневый, чешуйчатый. Ветви густые, растут от земли, поэтому еловые леса тёмные.
Ствол сосны имеет такую же высоту, но по цвету он медно-красный, более светлый. Ветви расположены вверху, поэтому сосновые леса светлые.
По стволу ели и сосны часто стекает смола. Какая она? (Липкая, клейкая)
- Чему мы сейчас научились? (отличать ель от сосны)
-Какую задачу выполнили?
- Оцените работу своего соседа.
6. Возврат к задачам урока.
- Какую ещё задачу мы поставили? (Развивать речь)
1). – Построить предложения из слов. Слайд 5
Сосна растёт в бору. (Что такое – бор?)
В густом ельнике медведь устроил берлогу. (Что такое – ельник?)
2). – Составить рассказ из предложений.
Тихо дремлет зелёный бор. Слайд 6
Стоят прямоствольные сосны.
Прекрасные ветви устремились в небо.
В сосновом бору светло и сухо.
Приятно дышать смолистым ароматом.
В зале стоит душистая ёлка.
На ветках красивые игрушки. Слайд 7
На макушке надета звезда.
Дети водят хороводы вокруг ёлки.
3). Скороговорка.
Шапкой Саша шишку сшиб. Слайд 8
-Кто хочет поблагодарить своего соседа? Себя?
7. Физминутка.
- При назывании признаков сосны вы наклоняетесь влево, ели – вправо.
- Длинные иголки, короткие иголки, шишки округлой формы, шишки продолговатой формы, корни не глубоко уходят в землю, корни глубоко уходят в землю.
8. Возврат задачам урока. Значение леса, охрана.
- Какая ещё задача урока осталась?
- Возьмите веточки и понюхайте. Запах слышите?
-Какую роль играет лес (ель и сосна) в нашей жизни? (Воздух, для красоты, ягоды, грибы, звери, птицы)
- Лес имеет важное значение в жизни людей. Одно из главных – это чистый воздух. Деревья выделяют кислород, которым мы дышим, особенно полезен воздух в еловом и сосновом лесу. Не случайно люди строят санатории, дома отдыха, лагеря для отдыха детей там, где растут сосны и ели.
В Юношеском была раньше санаторно-лесная школа, где учились дети с заболеванием органов дыхания. А какой там лес? Там преобладают ели. Еловая роща, которая была посажена более 200 лет назад, теперь она является охраняемой территорией. Слайд 9
- Лес это дом для зверей и птиц, место сбора ягод и грибов.
В наше время очень много вырубается лесов. А кто знает, какая древесина самая ценная? (ель и сосна) - Для чего люди вырубают леса? (для строительства, для изготовления бумаги, мебели, музыкальных инструментов) Леса становится всё меньше и меньше.
- Представьте, что по лесу протекала речка. Что с ней произойдёт, если вырубят лес? (обмелет и высохнет)
- Хвоёй питается глухарь, даже лоси едят сосновую хвою, белки достают семена из шишек, клесты выводят своих птенцов в лапах ели. А если в лесу вырубят сосны и ели? Не будет белок, птиц.
- Лес защищает поля от ветра, бережёт влагу в почве, улучшает климат.
- Лес – это великое богатство.
- Что мы должны делать? (сохранять леса)
- Деревья живут очень долго, до 500 лет.
Но чтобы вырастить молодую ёлочку нужно до 10 лет, сосенки вырастают чуть быстрее. Лесники выращивают молодые сосны и ели, потом их высаживают на вырубках. Дети тоже помогают. Слайд 10
Пословицы.
Сломить дерево – секунда, а вырастить года.
Слайд 11
Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
- Объясните смысл пословиц.
9. Итог урока. Рефлексия.
- Вернёмся к теме урока. Ель, сосна – хвойные растения.
Цель: изучить ель и сосну.
Задачи: найти черты сходства и различия, определить части этих деревьев, их особенности, развивать речь, учиться разумно использовать лесные богатства. (Проанализировать выполнение каждой задачи)
- Кому было интересно работать на уроке?
- Кому было трудно?
- Кто узнал новое на уроке?
Игра «С какого дерева шишка?»
- Достаньте шишку из корзинки с закрытыми глазами и определите с какого она дерева.
Игра «Угадай».
- У меня в руках две иголки, угадайте с какого она дерева.
Слайд 12
Литература
Е. Д. Худенко, И. А. Терехова. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ 8 вида 4 класс. Москва, АРТКИ, 2006г.
Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. Сценарии по экологическому воспитанию. Москва, «ВАКО», 2011г.
Т. И. Подрезова. Материалы к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы. Москва, Айрис-пресс, 2006г.
Н. Ю. Васильева. Растения России: Начальная школа. Москва, «ВАКО», 2011г
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.