Содержание
-
Курс «ГЕНЕТИКА» ведут: ЛЕКЦИИ – профессор, кандидат биологических наук Кривенко Алла АлександровнаЛабораторно-практические занятия – доцент кандидат с.-х. наук Есаулко Наталия Александровна Рекомендуемая литература: Жученко А.А. и др. Генетика. М.: Колос, 2003 (200 4) Гуляев Г.В. Генетика. М.: Колос, 1984 Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М.: Высшая школа, 1989
-
Тема лекции:ГЕНЕТИКА И ЕЁ МЕСТО В СИСТЕМЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
-
ПЛАН ЛЕКЦИИ:1. ПРЕДМЕТ ГЕНЕТИКИ И ЕЕ ЗАДАЧИ2. МЕТОДЫ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ3. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГЕНЕТИКИ4. ГЕНЕТИКА И СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
-
Вопрос 1:ПРЕДМЕТ ГЕНЕТИКИ И ЕЕ ЗАДАЧИ ГЕНЕТИКА – наука о наследственности и изменчивости живых организмов НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – свойство живых организмов проявлять материальную и функциональную преемственность поколений ИЗМЕНЧИВОСТЬ – свойство живых организмов материального и функционального отличаться от своих родителей
-
РАЗМЕРЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ НЕОБОЗРИМО ВЕЛИКИ СИСТЕМАТИКИ НАСЧИТЫВАЮТ: 286 ТЫСЯЧ ВИДОВ РАСТЕНИЙ, 100 ТЫСЯЧ ВИДОВ ГРИБОВ, 1,5 МЛН. ВИДОВ НАСЕКОМЫХ Каждый вид характеризуется специфическими отличительными признаками, воспроизводящимися из поколения в поколение, что демонстрирует наследственность
-
Термин«ГЕНЕТИКА» ввел английский ученый У.БЕТСОН в 1906 г. GENETICOS - по-древнегречески значит«относящийся к происхождению»
-
ЗАДАЧИ ГЕНЕТИКИ: изучитьзаконы наследственности и изменчивости на всех уровнях организацииживых организмов - м о л е к у л я р н о м - к л е т о ч н о м - о р г а н и з м е н н о м - п о п у л я ц и о н н о м
-
ОБЪЕКТОМ ГЕНЕТИКИ являются живые организмы, находящиеся на всех уровнях эволюционного развития: -неклеточные формы(в и р у с ы, плазмиды) - м и к р о о р г а н и з м ы -р а с т е н и я -ж и в о т н ы е -ч е л о в е к
-
Вопрос 2:МЕТОДЫ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ГИБРИДОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЛИ ГИБРИДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Заключается в гибридизации специально подобранных родительских пар и последующем учете расщеплений у полученных гибридов. Устанавливает генотип особи по фенотипу потомков. В законченном виде был разработан Г.-И.Менделем
-
2. ЦИТОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД Роль клеткии ее структур в передаченаследственности,т.е. в обеспечении м а т е р и а л ь н о й и ф у н к ц и о н а л ь н о й п р е е м с т в е н н о с т и между поколениями Цитогенетика– исследование строенияхромосомвместе сгибридологическим анализом
-
3. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД Развитие признаков и свойств в процессеонтогенеза –индивидуального развития организма 4. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Количественный учетпри анализерезультатов расщепления и построения гипотезы наследования.Впервые введенГ.-И.Менделем.Основывается на методе вариационной статистики.
-
МЕТОДЫ ВСЕХ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК: химии, биохимии, иммунологии(изучение белков и нуклеиновых кислот);физики(оптический, седиментационный, меченых атомов),математики (моделирование процессов),медицины, зоологии, ботаники, микробиологии и др. Исследования проводят в системах: in vivo, in vitro
-
Вопрос 3:ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГЕНЕТИКИ Доменделевский период V век до н.э. Гиппократ– умозрительная гипотеза«прямого наследования»(передаются признаки) IV век до н.э. Аристотель– умозрительная гипотеза«непрямого наследования»(передаются наследственные задатки)
-
1838-1839 г.г. возникновение клеточной теории – Т.Шванн, М.Шлейден Опыты по гибридизацииИ.Г.Кельрейтера(1733-1806) Т.Э.Найт(1759-1838) – гибридизация гороха. Установил единообразие гибридов первого поколения и расщепление во втором. О.Сажрэ (1763-1851) – комбинирование родительских признаков при гибридизации. Результаты исследований не были количественно проанализированы
-
1 ЭТАП – от открытия (1865) до переоткрытия законов Менделя (1900) Г.-И.Мендель впервые сформировал и применил принципы гибридологического анализадля проверки конкретной гипотезы– гипотезы о передаче дискретных наследственных факторов. С1870по1887годы сформироваласьклеточная теория.Были открытыхромосомы,описанымитоз, мейоз, оплодотворение,установленопостоянство хромосомных наборов.
-
2 ЭТАП – КЛАССИЧЕСКАЯ ГЕНЕТИКА (1900-1953) В 1900 годувновь были открытынезависимо друг от другазакономерности наследования, установленные Г.-И.Менделем. ГУГО ДЕ ФРИЗ (ГОЛЛАНДИЯ) КАРЛ КОРРЕНС (ГЕРМАНИЯ) ЭРИХ ЧЕРМАК (АВСТРИЯ) 1900 г. ДАТА РОЖДЕНИЯ ГЕНЕТИКИ
-
Период «классической генетики» связан с установлением материальных основ наследственности. В 1910 г.американский генетикТ.-Х.Морганначал исследования сплодовой мушкой дрозофилой. В работах школы Морганапонятие наследственного фактора – гена,получило материальное воплощение(участок хромосомы) Г е н с т а н о в и т с я ц е н т р а л ь н о й п р о б л е м о й г е н е т и к и .
-
ПЕРВЫМ НАЧАЛ ЧИТАТЬ КУРС ГЕНЕТИКИ В РОССИИЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ФИЛИПЧЕНКО В 1913 г. В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В 1919 г. В ПЕТРОГРАДСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ОН СОЗДАЛ ПЕРВУЮ КАФЕДРУ ГЕНЕТИКИ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЗООЛОГИИ И ПЕРВУЮ ЛАБОРАТОРИЮ ГЕНЕТИКИ, ПРЕОБРАЗОВАННУЮ В 1933 г. В ИНСТИТУТ ГЕНЕТИКИ АН СССР
-
3 ЭТАП (С 1953 г.) – СОВРЕМЕННАЯ ГЕНЕТИКА Анализ материальных основ наследственности перешелна молекулярный уровень.Были привлечены новейшие методы и принципы исследований химии, физики, математики, кибернетики. Объектом исследований становятсябактерии и вирусы. 1953 г. ДЖ.УОТСОН И Ф.КРИК СОЗДАЛИ МОДЕЛЬ СТРОЕНИЯ ДНК. Молекулярные принципыисследований проникают во все областиучения о наследственности.
-
Вопрос 4:ГЕНЕТИКА И СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ Начинаяс ХХ века г е н е т и к аявляетсянаиболее быстроразвивающейсяведущейбиологической наукой. Генетические закономерности установлены на уровне ДНК(универсальный носитель наследственности) иклетки(универсальная структурная единица), поэтомуони универсальны для всех живых организмов. Генетикаявляетсяметодологической основойдля всехбиологических наук,в т.ч. длямедицины, селекции, эволюционной теории, экологии.
-
На XVIII Международном генетическом конгрессе (август 1998 г., Пекин –КНР) было установлено, чтов XXI веке генетикабудет игратьопределяющую роль во всех сферах жизни человека.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.