Содержание
-
Интернет консультация по биологии в формате ЕГЭ2013год№2
1
-
Основные ошибки
2
- Эукариоты, прокариоты, вирусы: обоснование биологических объектов.
- Строение и функции вегетативной нервной системы.
- Биосинтез белка, энергетический обмен.
- Характеристика растительных и животных тканей.
- Характерные функции физиологических систем.
- Движущие силы эволюции, результаты эволюции.
-
Задание Части А Выбрать один правильный ответ из предлагаемых вариантов
3
Пример:Симбиотические отношения проявляются на уровне организации живого:Ответ:1. Молекулярном
2. Тканево-органном
3. Популяционно-видовом 4. Биосферном
-
4
Пример:к форменным элементам крови не относятся:
Ответ:
- Эритроциты
- Миоциты
- Лимфоциты
- Тромбоциты
-
5
Пример:В состав всех живых организмов входят нуклеиновые кислоты, что свидетельствует о:
Ответ:
1.Многообразии живой природы
2.Единстве органического мира
3.Приспособленности организмов к факторам среды
4.Взаимосвязи организмов в природных сообществах
-
6
Пример:На подготовительной стадии энергетического обмена исходными веществами являются?
Ответ:
1.Аминокислоты
2.Полисахариды
3.Моносахариды
4.Жирные кислоты
-
7
Пример:Сколько клеток образуется в результате мейоза одной клетки
Ответ:
-
Пример:Способность к хемо-автотрофному питанию характерна для:Ответ:1.Бактерий2.Животных3.
Растений 4.Грибов
-
Пример:одной из форм наследственной изменчивости являетсяОтвет:1. Комбинативная
изменчивость2. Групповая изменчивость3. Модификационная изменчивость4. Фенотипическая изменчивость
-
Пример:Верны ли следующие формулировки генетических законов?
10
А) При дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других и дает с ними разные сочетания
Б) Пары альтернативных признаков не смешиваются и при образовании гамет по одному переходят в них в чистом виде
Ответ:
1.Верно только А.
2.Верно только Б.
3.Оба утверждения верны.
4.Оба утверждения не верны.
-
Верны ли следующие суждения о витаминах?
11
А. Витамины не служат источником энергии и пластическим материалом для синтеза веществ.
Б. Большинство витаминов не синтезируется в организме человека.
- Верно только А
- Верно только Б
3) Верны обе формулировки
4) Обе формулировки неверны.
-
Ответ
12
Верный ответ 3
-
Задание Части В
13
Пример:Выберите признаки гипофиза.
Ответ:
- Железа расположена на шее, выделяет тироксин
- Железа расположена в промежуточном мозге
- Парная железа, гормон - адреналин
- Выделяет гормон роста - соматотропин
- Регулирует гормональную деятельность других желез
- Выделяет инсулин и глюкагон
-
14
-
15
Пример:Установите соответствие между функцией ткани в организме человека и ее типом.
Ответ:
ФУНКЦИЯ ТКАНИ ТИП ТКАНИ
А) регуляция движений тела 1) эпителиальная
Б) отложение питательных веществ в запас 2) соединительная
В) передвижение веществ в организме 3) нервная
Г) защита от химических воздействий
Д) выделение пота
-
16
-
Пример: установите соответствие между эффектом воздействия и отделом вегетативной нервной
системы
-
18
-
19
Задание Части С
Пример:Почему курение особенно опасно для работы сердечно-сосудистой системы?
Ответ:
- Никотин вызывает сужение кровеносных сосудов, что способствует повышению кровяного давления;
- Часть гемоглобина прочно соединяется с угарным газом, в результате чего сердечные волокна не получают необходимого количества кислорода.
-
20
Пример:Объясните, как влияет курение табака на состав крови. Укажите не менее двух причин
Ответ:
- Табачный дым содержит угарный газ (СО), который образует прочное соединение с гемоглобином эритроцитов, что снижает количество кислорода в крови;
- Содержащиеся в табачном дыме ядовитые вещества растворяются в плазме крови, изменяя ее химический состав.
-
Пример: как происходит свертывание крови в организме человека?
21
- При повреждении сосудов тромбоциты начинают прилипать друг к другу и к краям раны.
- Ферменты, выделяемые тромбоцитами, превращают растворимый белок фибриноген в нерастворимый фибрин, который вместе с другими клетками крови образует тромб.
-
22
Пример:
Опишите путь, который пройдет лекарственный препарат, введенный в вену на левой руке, если он должен воздействовать на желудок
-
23
Ответ:
По верхней полой вене большого круга кровообращения лекарство поступит в правое предсердие, а далее в правый желудочек;
Из правого желудочка по сосудам малого круга в левое предсердие;
Из левого предсердия в левый желудочек и далее по аорте и артериям большого круга к желудку.
-
24
Пример:
В толстом кишечнике человека обитает большое количество бактерий, составляющих нормальную микрофлору. Какова их роль? Укажите не менее трех значений.
Ответ:
- Расщепление клетчатки;
- Синтез витаминов группы В;
- Подавление развития гнилостных и болезнетворных организмов.
-
Пример:Что такое поведение человека? Какие рефлексы лежат в его основе? Ответ поясните.
25
-
Ответ:Поведение человека – это сложный комплекс приспособительных двигательных актов; В основе лежат безусловные рефлексы, которые организм получает от родителей по наследству;В процессе жизни поведение человека обогащается условными рефлексами, приобретенными в результате обучения, опыта.
-
Объясните, в чём сходство и различие биологического окисления органических веществ в клетке и
процесса их горения в неживой природе.
ОТВЕТ:
сходство:
1) происходит окисление органических веществ до конечных продуктов углекислого газа и воды; различие:
2) биологическое окисление происходит медленно, последовательно в процессе нескольких реакций, а горение – быстрый процесс в виде одной реакции;
3) при горении вся энергия выделяется в виде тепла, а при биологическом окислении часть энергии аккумулируется в молекулах АТФ в виде энергии химических связей.
-
28
Пример:
Объясните, почему мейоз, а не митоз лежит в основе комбинативной изменчивости организмов. Приведите не менее трех обоснований.
-
29
Ответ:
В результате митоза образуется клетки с точно таким же набором хромосом, что и материнская;
При мейозе образуется гаплоидные клетки, которые отличаются друг от друга разной комбинацией негомологичных хромосом;
В результате конъюгации и кроссинговера, происходящих в мейозе, хромосомы приобретают новые сочетания генов.
-
Пример:Объясните, в чем заключается сходство и различие мутационной и комбинативной
изменчивости.
-
31
Ответ:
- Сходство: мутационная и комбинативная изменчивости затрагивают генотип организма и наследуются;
- Отличия: мутации – изменения генотипа обусловлены изменением наследственных структур (генов, хромосом, генома);
При комбинативной изменчивости возникают разные сочетания генов.
-
32
Пример:
Белки, входящие в состав организма, сильно различаются, однако известно всего 20 видов аминокислот, из которых они образуются. Объясните, с чем связано разнообразие белков.
-
33
Ответ:
- Молекулы белков различаются числом аминокислотных остатков;
- Молекулы белков различаются составом аминокислотных остатков ;
- Последовательность соединения аминокислотных остатков различается у разных белков.
-
34
Пример:
В трансляции участвовало 50 молекул тРНК. Определите, во сколько раз молекула белка легче участка молекулы иРНК, на которой он синтезируется. Средняя молекулярная масса аминокислоты 110, нуклеотида – 300. Ответ поясните.
-
35
Ответ:
- Поскольку одна тРНК переносит одну аминокислоту, то белок состоит из 50 аминокислот;
- Одну аминокислоту кодирует триплет нуклеотидов, значит, белок из 50 аминокислот будут кодировать 50 х 3 = 150 нуклеотидов на иРНК;
Молекулярная масса белка 50 х 110= 5500, иРНК – 150 х 300 = 45000: белок легче иРНК в 8 раз.
-
36
Пример:
Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на котором синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов ЦГТТГГГЦТАГГЦТТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
-
37
Генетический код (иРНК)
-
38
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трех нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
-
39
Ответ: Этапы решения-
1. Фрагмент молекулы ДНК
Ц Г Т Т Г Г Г Ц ТА Г Г Ц Т Т.
Г Ц А А Ц ЦЦГ А У Ц Ц Г А А.
нуклеотидная последовательность участка тРНК.
2.нуклеотидная последовательность антикодонаЦГА(третий триплет) соответствует кодону на иРНКГЦУ.
3.По таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота АЛА, которую будет переносить данная тРНК.
-
Пример: синдром Дауна у человека проявляется при трисомии по 21 паре хромосом. Объясните
причины появления такого хромосомного набора у человека.
- При нарушении мейоза возникает нерасхождение хромосом у женщин.
- Формируются аномальные клетки(ХХ) вместо нормальных гамет.
- При оплодотворении гамета с аномальным набором 21 пары хромосом (ХХ)сливается с нормальны сперматозоидом,содержащим одну Х хромосому в 21 паре. В результате формируется зигота с набором хромосом в 21-й паре – ХХХ.
-
Задача: Группа крови и резус-фактор – аутосомные несцепленные признаки.Группа крови
контролируется тремя аллелями одного гена-i0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллелю i0.Первую группу (0)определяют рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IA, третью группу (В) определяет доминантный аллель IB, а четвертую (АВ)- два доминантных аллеля – IAIB. Положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r.У отца первая группа крови и отрицательный резус, у матери – вторая группа и положительный резус(дигетерозигота).Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, их группы крови и резус фактор. Какой закон наследственности проявляется?
-
42
Схема решения задачи включает:
1) Генотипы родителей: матери- IAi0Rr,
- отца i0iОrr,
- гаметы матери IAR, IAr, i0r, i0R,
- гаметы отца i0r .
2) потомство: вторая группа резус положительный IAi0Rr, вторая группа резус отрицательный IAi0rr, первая группа резус положительный i0i0Rr,первая группа резус отрицательный i0i0rr.
3) Проявляется закон независимого наследования признаков Менделя.
-
43
Рекомендуемая литература. -Б.М.Медников«Формы и уровни жизни»М., Просвещение. 1994г. -Ю.И. Полянский;-общая биология 10-11 класс. -А.О. Рувинский ;-общая биология 10-11 класс. -Справочник школьника 5-11 класс. А-С-Т-Пресс под ред.О.Л.Соболевой.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.