Презентация на тему "Хромосомная теория наследственности"

Включить эффекты
1 из 22
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.9
3 оценки

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация «Хромосомная теория наследственности» составлена учителем биологии для проведения урока. Содержит типовые задачи по теме, решённые с помощью наглядных схем. Слайды выполнены на чёрном фоне, что может затруднять восприятие при ярком освещении или использовании плохого проектора.

Краткое содержание

  • Опыты Т. Моргана.
  • Сцепленные гены.
  • Скрещивание чистых линий мухи дрозофилы. Гибриды первого и второго поколения.
  • Закон сцепления (Моргана).
  • Нарушения сцепления генов.

Содержание

  • Слайд 1

    Учитель биологии Галковская И.И

    10 класс

    Хромосомная теория

    наследственности

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Петровская средняя

    общеобразовательная школа Урюпинского района Волгоградской области

  • Слайд 2

    Учащиеся дают определение ключевым понятиям( группа сцепления, сцепленное наследование, кроссинговер, коньюгация);

    Объясняют причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании;

    Обосновывают цитологические основы проявления закона сцепленного наследования;

    Называют положения хромосомной теории;

    Анализируют содержание рисунков.

    Планируемый результат:

  • Слайд 3

    Опыты Т.Моргана

    цвет

    форма

    Разные пары гомологичных хромосом

    Одна пара

    гомологичных хромосом

    цвет

    форма

  • Слайд 4

    Сцепленные гены

    А

    В

    С

    D

    Группа сцепления

    Не подчиняются III закону Менделя –

    закону независимого наследования!

  • Слайд 5

    Т.Морган (1866 – 1945). Лауреат Нобелевской премии 1933г

  • Слайд 6

    Мушка дрозофила

  • Слайд 7

    Скрещивание чистых линий дрозофилы

    Цвет:

    Форма

    крыльев:

    А – серое тело

    а – черное тело

    В – нормальные

    в – короткие

    Р:

    ААВВ х аавв

    с. н ч. к

    F: АаВв

    Гаметы:

    АВ

    ав

    единообразно

    А

    В

    А

    В

    а

    в

    а

    в

    Х

    А

    В

    а

    в

  • Слайд 8

    Скрещивание гибридов между собой

    А

    В

    а

    в

    Р:

    Х

    А

    В

    а

    в

    А

    В

    а

    в

    АВ

    ав

    аВ

    Ав

    Р: АаВв х АаВв

    АВ

    Ав

    аВ

    ав

    АВ

    ав

    F2:ААВВ АаВв аАвВ аавв

  • Слайд 9

    Гибриды второго поколения, хромосомная запись

    F2:ААВВ АаВв аАвВ аавв

    А

    В

    А

    В

    А

    В

    а

    в

    А

    В

    а

    в

    а

    в

    а

    в

    Вместо 16 вариантов в случае действия закона Менделя

    Сцепленные гены

    Сер.Норм. Сер. Норм. Сер.Норм. Черн. Кор.

  • Слайд 10

    Какие гаметы образуют самки и самцы из первого поколения? Проведем анализирующее скрещивание сначала самцов, затем самок.

    Р: (из )

    АаВв х

    С.н.

    аавв

    ч.к

    АВ

    ав

    ав

    АаВв аавв

    50% 50%

    Проведем анализирующее скрещивание

    самок из первого поколения

  • Слайд 11

    Р:(из )

    АаВв

    С.н.

    Х

    аавв

    Ч.к.

    АВ

    Ав

    аВ

    ав

    ав

    41,5% 8,5% 8,5% 41,5%

  • Слайд 12

    Профаза I мейоза

    +

    1 2

    гомологичные

    Бивалент

    Коньюгация

    Кроссинговер

    Перекрест

    Н

    С

    Ч

    С

    Н

    Ч

    К

    К

    С

    С

    Н

    Н

    Ч

    Ч

    К

    К

    С

    С

    Н

    Н

    Ч

    Ч

    К

    К

    кроссоверные

  • Слайд 13

    Р:(из )

    АаВв

    С.н.

    Х

    аавв

    Ч.к.

    АВ

    Ав

    аВ

    ав

    ав

    41,5% 8,5% 8,5% 41,5%

    Кроссоверное

    потомство

  • Слайд 14

    Закон Т.Моргана - закон сцепления

    Сцепленные гены, располагающиеся в одной хромосоме, наследуются вместе;

    А

    В

    С

    D

    Группа сцепления

    Не подчиняются III закону Менделя –

    закону независимого наследования!

    Число групп сцепления

    равно гаплоидному набору хромосом

  • Слайд 15

    Прочитав текст учебника ответить на вопросы:

    От чего зависит % кроссоверного потомства?

    Как связаны понятия «частота кроссинговера» и «расстояние между генами»?

    Что такое Морганида и чему она равна?

  • Слайд 16

    Нарушение сцепления генов

    Чем ближе друг к другу расположены гены, тем сцепление крепче.

    Если гены лежат в хромосоме далеко, сцепление может нарушаться в результате кроссинговера и гены могут разойтись в разные хромосомы

    А

    В

    С

    D

  • Слайд 17

    Морганида

    Расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме, определяют в процентах гамет, при образовании которых в результате кроссинговера произошла перекомбинация генов в гомологичных хромосомах.

    Это расстояние измеряется в Морганидах

    За 1 Морганиду принимают такое расстояние между генами, при котором образуется 1% кроссоверного потомства

  • Слайд 18

    Хромосомная теория

    Гены в хромосоме располагаются линейно;

    В хромосоме каждый ген занимает определенное место;

    Расстояние между генами в хромосоме прямо пропорционально проценту кроссинговера между ними;

    Гены одной хромосомы образуют группу сцепления, благодаря этому происходит сцепленное наследование некоторых признаков

    Каждый вид имеет определенное количество групп сцепления, соответствующее числу хромосом в гаплоидном наборе

  • Слайд 19

    Участок генетической карты II хромосомыдрозофилы

  • Слайд 20

    Генетическая картаII хромосомы томата

    D – нормальная высота растения;

    d – карликовые;

    O – круглый плод;

    o – овальный;

    Ne – нормальные листья;

    ne – пораженные листья болезнью;

    Bk – круглый плод;

    bk – плод с заостренным концом

  • Слайд 21

    Генетическая картаХI хромосомы томата

    F – гладкий плод

    f – ребристый плод

    Lf – Необлиственное соцветие

    lf – облиственное соцветие

  • Слайд 22

    Спасибо за урок!

Посмотреть все слайды

Конспект

Приложение 2

Задание 1

Установите последовательность событий мейоза, начиная с интерфазы перед первым делением:

А) Репликация ДНК;

Б) Образование двух клеток с гаплоидным набором хромосом;

В) Расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки;

Г) Коньюгация хромосом;

Д) Кроссинговер;

Е) Расхождение дочерних хромосом (хроматид) к полюсам клетки.

Задание 2

1. Изучите рисунки, иллюстрирующие поведение хромосом во время первого и второго мейотических делений животной клетки. На каком рисунке изображены:

а) профаза I?

б) конъюгация и кроссинговер гомологичных друг другу хромосом?

image3.jpg

2. Какой рисунок иллюстрирует:

а) конъюгацию?

б) кроссинговер?

Какими цифрами обозначено следующее:

в) гомологичные друг другу хромосомы;

г) две хроматиды одной хромосомы;

д) участки хроматид гомологичных хромосом, которыми эти хромосомы обменялись друг

с другом.

image1

image2.jpg

Приложение 2

Задание 1

Установите последовательность событий мейоза, начиная с интерфазы перед первым делением:

А) Репликация ДНК;

Б) Образование двух клеток с гаплоидным набором хромосом;

В) Расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки;

Г) Коньюгация хромосом;

Д) Кроссинговер;

Е) Расхождение дочерних хромосом (хроматид) к полюсам клетки.

Задание 2

1. Изучите рисунки, иллюстрирующие поведение хромосом во время первого и второго мейотических делений животной клетки. На каком рисунке изображены:

а) профаза I?

б) конъюгация и кроссинговер гомологичных друг другу хромосом?

image3.jpg

2. Какой рисунок иллюстрирует:

а) конъюгацию?

б) кроссинговер?

Какими цифрами обозначено следующее:

в) гомологичные друг другу хромосомы;

г) две хроматиды одной хромосомы;

д) участки хроматид гомологичных хромосом, которыми эти хромосомы обменялись друг

с другом.

image1

image2.jpg

Скачать конспект

Предложить улучшение Сообщить об ошибке