Презентация на тему "Компоненты внутренней среды организма"

Включить эффекты
1 из 39
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.1
4 оценки

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Компоненты внутренней среды организма" описывает клеточный состав крови и плазмы, роль и значение эритроцитов, тромбоцитов и лейкоцитов, процесс фагоцитоза, функции, выполняемые кровью и лимфой. В конце есть несколько практических и игровых заданий.

Краткое содержание

  • Тканевая жидкость;
  • Лимфа;
  • Функция крови;
  • Состав крови;
  • Клетки крови или форменные элементы.

Содержание

  • Компоненты внутренней среды организма
    Слайд 1

    Компоненты внутренней среды организма

    • Внутренняя среда организма. Состав крови: плазма и клетки крови.
    • «Самое ценное для человека – его собственный опыт».

  • Слайд 2

    Найдите лишнее и объясните почему?

  • Слайд 3

    Травмы костей

    Установите соответствие между типом травмы, их рисунками и описанием

    • Перелом
    • Вывих сустава
    • Растяжение связок
    1. боль, припухлость сустава, посинение, ограниченность движений из-за боли
    2. резкая боль, ограничение движений сустава и опухоль
    3. боль, деформация, припухлость и нарушение функции костей

  • Слайд 4

    Биологические задачи

    • 1 группа: Почему у детей чаще бывает искривление позвоночника и ног, чем у взрослого человека?
    • 2 группа: Почему недопустимо, чтобы вывих вправляли не специалисты? Ответ поясните.
    • 3 группа: Два человека поспорили, как лучше нести груз, попеременно без отдыха правой или левой рукой или нести в одной, потом отдыхать и снова нести той же рукой. Кто прав?
    • 4 группа: Почему у людей пожилого возраста переломы костей бывают чаще, чем у молодых?
    • 5 группа: Большая берцовая кость человека в вертикальном положении может выдержать груз до 1500 кг, иногда до 1800 кг. Объясните, почему кость столь прочна и тверда?

  • Слайд 5

    Цель урока

    Цель: изучить состав, роль и значение постоянства внутренней среды организма, состав и функции крови.

  • Слайд 6

    Внутренняя среда организма


  • Слайд 7

    Используя приложение 1 и материал на страницах 138, 141- 142 учебника под редакцией Р. Алимкуловой, заполняют по рядам, работая в парах, колонку в таблице, а затем представители выступают перед классом:

    • 1 ряд: «Кровь» (страница 138).
    • 2 ряд: «Тканевая жидкость» (страница 141).
    • 3 ряд: «Лимфа» (страницы 141- 142).

  • Слайд 8


  • Слайд 9

    Тканевая жидкость

    • до 20 литров
    • окружает клетки;
    • отдает питательные вещества и О2 клеткам;
    • забирает продукты обмена из клеток

  • Слайд 10

    Лимфа

    • По химическому составу близка к плазме крови
    • Видеоролик «Лимфатическая система»

  • Слайд 11

    Взаимосвязь компонентов внутренней среды организма

    • Гомеостаз – поддержание постоянства внутренней среды организма
    • Регулируется нервной и эндокринной системами

  • Слайд 12

    История крови

    • Кровопускание
    • Переливание крови
    • В 1492 г. папа римский Иннокентий VII с целью омоложения пил кровь, взятую от 3-х десятилетних мальчиков.

  • Слайд 13

    Функция крови

    Биологическая задача:

    • Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление. Интересно толкование фраз “кровь за кровь", “кровные братья", “кровная месть". Почему же так важно присутствие крови в организме?
    • Для того чтобы решить данную задачу, составьте и запишите в виде кластера функции крови.

  • Слайд 14


  • Слайд 15

    Состав крови

    Плазма (межклеточное вещество)
    Форменные элементы (клетки крови):

    • лейкоциты
    • эритроциты
    • тромбоциты

  • Слайд 16


  • Слайд 17

    Плазма крови

    • Строение. Бесцветная прозрачная жидкость. Состоит из неорганических веществ (90% воды и 0,9% минеральных веществ) и органических (белков (7- 8%), глюкозы (0,12%), жиров (0,7- 0,9%), витаминов, гормонов и продуктов распада белков)
    • Функции
      • запас воды;
      • транспорт клеток крови;
      • участие в регуляции артериального давления;
      • транспорт гормонов, регулирование их влияния;
      • участие и поддержание температуры тела;
      • обеспечение органов питательными веществами.

  • Слайд 18

    Клетки крови или форменные элементы

    Используя приложение 2 и материал на страницах 121, 123, 124 учебника под редакцией Р. Алимкуловой, найдите материал по предложенному виду клеток крови, обсудите в малых группах, запишите в тетрадь по плану и выступите перед классом:
    Характеристика клеток крови по плану:

    1. количество в 1 мм3 крови
    2. наличие ядра
    3. место образования
    4. функция клетки

    Всегда ли сохраняется в организме человека количество клеток крови?

  • Слайд 19

    Эритроциты

    • Эритроциты (от греч. «эритрос» – красный). В 1 мм3 крови – до 4,5 - 5 млн. самые крупные из клеток крови, имеют более высокий удельный вес.
    • Строение. Красные, безъядерные клетки, имеют двояковогнутую форму, увеличивающая площадь их поверхности, содержат белок Hb (гемоглобин).

    Функции:

    • Транспортируют кислород и углекислый газ.
    • Содержат гемоглобин.
    • Присоединяя кислород, гемоглобин превращается в оксигемоглобин

  • Слайд 20

    Видеоролик «Эритроциты»

  • Слайд 21

    Малокровие


  • Слайд 22

    Лейкоциты


  • Слайд 23

    Виды лейкоцитов

    • Гранулоциты - лейкоциты, содержащие в цитоплазме зерна (гранулы). Защищают организм от бактерий и токсинов.
    • Виды гранулоцитов: нейрофилы, эозинофилы, базофилы.
    • Лимфоциты - лейкоциты, обеспечивающие иммунитет
    • Моноциты (фагоциты)- захватывают инородные тела с помощью ложноножек и пожирают их

  • Слайд 24

    Фагоцитоз

    • Илья Ильич Мечников (1845-1916), русский ученый, лауреат Нобелевской премии
    • Фагоцитоз - (греч. "фаго"- пожирать, "цитос" - клетка) – процесс поглощения и переваривания чужеродных частиц.
    • Клетки, которые поглощают микробы, И.И.Мечников назвал фагоцитами.

  • Слайд 25

    Видеоролик «Заноза»

  • Слайд 26

    Тромбоциты (кровяные пластинки)


  • Слайд 27

  • Слайд 28

    Игра «Криминалист»

    Криминалисту надо выяснить, кому принадлежит данная кровь:

    • человеку или животному. На столе два препарата – кровь
    • человека и кровь лягушки.

    Лабораторная работа № 10.Сравнение эритроцитов крови человека и лягушки

  • Слайд 29

    Сравнение эритроцитов человека и эритроцитов лягушки

    • Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов крови человека?
    • Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки и почему?

  • Слайд 30

    Эритроциты человека и лягушки отличаются формой, размером, количеством и наличием ядра. Эритроциты крови лягушки содержат ядро и имеют овальную форму, а эритроциты крови человека не имеют ядра и их форма двояковогнутая, такая увеличенная поверхность клетки быстрее поглощает кислород, а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объем клетки.

  • Слайд 31

    Известно ли Вам, что

    • ещё в 1857 г. французский учёный Клод Бернар справедливо заметил: «Постоянство внутренней среды организма - залог его свободной и независимой жизни»;
    • в 1805 г. шведский химик Берцелиус получил из красных телец крови бесцветный белок, который он назвал глобулином. Внутри телец глобулин соединен с красящим веществом, которое называли гематином. Всё соединение назвали гематоглобином. Со временем его название сократилось до гемоглобина;
    • в один день костный мозг производит 320 млрд. эритроцитов. В 1мм3 крови содержится 4- 5 млн. эритроцитов, а всего в крови человека их 25 триллионов. Общая поверхность всех эритроцитов составляет 3800м2;
    • если все эритроциты человека уложить рядом, то получиться лента 3 раза опоясывающая земной шар по экватору;
    • если считать число эритроцитов со скоростью 100 шт. в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все потребуется почти 450 тысяч лет!

  • Слайд 32

    Анализ здорового человека

    эритроцитов:

    • муж. 4,0 – 5,0 млн. в 1 мм3
    • жен. 3,9 - 4,7 млн. в 1 мм3

    лейкоцитов: 4 – 9 тыс. в 1 мм3

    • скорость оседания эритроцитов (СОЭ):
    • муж. 2 – 10 мм/час
    • жен. 2 – 15 мм/час

    содержание гемоглобина:

    • муж. 130 – 160 г/л
    • жен. 120 – 140 г/л

  • Слайд 33

    Соотнесите компоненты крови (левая колонка) с соответствующими понятиями в правой колонке и зашифруйте ответы.


  • Слайд 34

    Вставьте пропущенные слова в предложения


  • Слайд 35

    Домашнее задание

    • § 26, 28
    • Заполните таблицу

  • Слайд 36

    Рефлексия

    • Игра «5 пальцев»
    • Информация была интересна.
    • Я знаю состав внутренней среды организма и крови.
    • Мне понравилось, как я работал на уроке.
    • Я удовлетворен работой своей группы.
    • Я готов к выполнению домашней работы.
    • Если вы загнули все 5 пальцев – материал усвоен успешно.
    • Если 4 пальца – вы хорошо поработали на уроке.
    • Если 3 и меньше – возможно вам надо лучше разобраться в вопросах темы.

  • Слайд 37


  • Слайд 38


  • Слайд 39

    Литература и Интернет-ресурсы

    1. Р.Алимкулова., Р.Сагимбеков, А.Соловьева. Биология. 8 класс. Алматы «Атамура», 2008, 288с.
    2. «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2).
    3. Е.А.Резанова, И.П.Антонова, А.А.Резанов. Биология человека в таблицах и схемах, «Издат – Школа», М.,1998, 204с.
    4. Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «»АСТ – ПРЕСС», 2001, 815.
    5. А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. Биология. Человек и его здоровье. М., «Просвещение», 1997, 208с.
    6. А.М.Цузмер, О.Л.Петришина. Биология. Человек и его здоровье, М., «Просвещение», 1990, 240с.
    7. М.Р.Сапин, З.Г.Брыскина. Анатомия и физиология человека, М., «Просвещение», 1998, 256с.
    8. В.А.Липченко, Р.П.Самусев. Атлас нормальной анатомии человека. М., «Медицина», 1988, 320с.
    9. И.Д.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека, М., «Просвещение», 1978, 239с
    10. http://pptcloud.ru/

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке