Содержание
-
Листопад
-
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Для детей младшего возраста
- ЦЕЛЬ: развивать монологическую речь, логическое мышление.
- ЗАДАЧИ: - создать в памяти детей самые радостные впечатления от первого жёлтого листочка;
- закрепить знания детей о том почему лист на дереве желтеет и о том как это происходит.
- АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ: хлорофилл, багряный, устьице.
- МАТЕРИАЛ: картина с изображением осеннего леса, осенние листья, микроскоп, восковые мелки, цветные карандаши, краски, лист бумаги.
- ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: наблюдение за деревьями на участке, экскурсия в парк, чтение литературы, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций.
-
-
- Сегодня ребята на занятии мы разгадаем много загадок природы. Узнаем, как деревья готовятся к зиме? Отчего листья на деревьях желтеют? И почему деревья сбрасывают листву? А вот послушайте самую первую загадку. О каком времени года в ней говорится?
- «Пусты поля, мокнет земля,
- День убывает, когда это бывает?»
- Дети: Осенью.
- Воспитатель: Правильно. А что происходит осенью с природой.
- Дети: опустели поля; высохла трава; день становится короче, а ночи длиннее;
- часто идут дожди; листья на деревьях желтеют.
- Воспитатель: Правильно. А скажите ребята, название каких деревьев вы знаете?
- Дети: тополь; клён; берёза; черёмуха; липа; рябина; сосна; ель и др.
- Воспитатель: Молодцы ребята. Но есть ещё много разных деревьев, название которых вы узнаете, когда будете учиться в школе. Дети, а зачем нам нужны деревья?
- Дети: - это дом для птиц;
- - дерево даёт нам кислород, а поглощает углекислый газ;
- - они спасают нас в сильную жару;
- - они защищают нас от сильного ветра;
- - из дерева делают мебель, строят дома, делают бумагу.
- Воспитатель: Хорошо дети. А какая мебель сделана из дерева у нас в группе?
- Дети: - столы; - стулья; - кровати; - рамки для картин; - рамы для окон; - кубики.
- Воспитатель: Правильно. Ребята, а вы знаете, что деревья хотят отдохнуть, ведь они хорошо поработали летом. А к отдыху они готовятся заранее, начиная сбрасывать с себя листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев. Идёт подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения. Перво – наперво листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки желтой краски. Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным – зелёным. Зелёный цвет листьям придаёт особое вещество хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету.
- Дети, давайте рассмотрим с вами засушенные листочки: зелёный и жёлтый, что вы видите?
- Дети: листья одинаковые по рисунку, но разные по цвету, у них есть прожилки.
- Воспитатель: Но осенью листья становятся не только жёлтыми, но и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество
-
- находится в завянувшем листе. Но как же это происходит? Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается. Образование хлорофилла не отстаёт от его разрушения. Лист всё время остаётся зелёным. С наступлением осени удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл днём разрушается, но не успевает восстановиться. Зелёный цвет в листве убывает, и заметным становится жёлтый: лист желтеет. Осенний лес богат своими красками! Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода. Если осень затяжная, дождливая – окраска листвы от избытка воды и недостатка света будет тусклой и невыразительной. А если ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать погоде – сочными, яркими.
- Воспитатель: Ребята, а деревья все сразу стоят с пожелтевшей листвой?
- Дети: Нет. Листочки у них желтеют постепенно.
- Воспитатель: Правильно. Но на берёзе самой первой появляются (пряди) жёлтых листьев, от неё не отстаёт липа. А вот в сентябре краснеет листва у рябин, а конце сентября надевают жёлтый и ярко красный наряд осины. И действительно, у деревьев, как у всего живого, есть свои внутренние «часы». Эти «живые часы» чутко ощущают смену дня и ночи. Хотя наши деревья живут десятки, нередко и сотни лет, листья у них «работают» всего один сезон. И за это время всё равно быстро изнашиваются. Через микроскоп можно увидеть, что лист покрыт прозрачной кожицей, которая усеяна мелкими отверстиями – устьицами. Под влиянием окружающей температуры и влажности воздуха они то открываются, то закрываются. Как форточки в домах. Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям. Когда форточки-устьица открыты – из листьев испаряется влага, и новые порции воды подтягиваются через ствол в крону. Солнце нагревает листья, а испарение охлаждает их, не даёт перегреться.
- Воспитатель: Ребята, приложите листочек к щеке. Что вы чувствуете?
- Дети: Он холодный. Он холодит.
- Воспитатель: Что произойдёт с листочком, если его сорвать с дерева?
- Дети: Листик быстро засохнет.
- Воспитатель: А если он останется висеть на дереве?
- Дети: Он будет живой, зелёный, свежий.
- Воспитатель: Да ребята, на дереве листья сочные, свежие, клетки живого листа всегда наполнены водой. А для чего нужен листопад деревьям?
- Дети: Чтобы дерево отдохнуло, поспало, приготовилось к зиме.
- Воспитатель: А ещё листопад нужен деревьям и в лечебных целях. Вместе с водой дерево втягивает из почвы различные минеральные соли, но использует их не полностью. Излишки накапливаются в листьях как зола в топках печей. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить. Там, где много фабрик и заводов, мельчайшие частички сажи оседают на листья, забивают устьица, испарение замедляется. Поэтому в городах некоторым деревьям приходится менять листву дважды в год. А известен случай, когда тополь сменил её пять раз! Дети попробуйте сорвать зелёный листочек. Что произошло с ним?
- Дети: Он разорвался, но не оторвался.
- Воспитатель: Значит, этому листочку ещё долго сидеть на ветке, он крепко (прочно) скреплён с веткой. А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он отрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черенком. Ещё вчера
-
- листья не мог сорвать даже сильный ветер, а сегодня они отваливаются сами. Что произошло? Оказывается, осенью в основании черенка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Даже лёгкое дуновение ветра – и листья начинают падать.
- Воспитатель: Дети, а все ли деревья сбрасывают свою листву?
- Дети: Нет.
- Воспитатель: Назовите деревья, которые не сбрасывают свою листву.
- Дети: Хвойные. У них иголки. Они всегда стоят зелёными и зимой и летом.
- Воспитатель: Правильно. Но эти иголки называются хвоинками. А какие деревья относятся к хвойным?
- Дети: Сосна, ель, пихта.
- Воспитатель: А ещё кедр. Ребята, поэты в своих стихах отражают приход осени по разному, а название у них одинаковое. Давайте мы их послушаем.
- Дети читают стихи об осени.
- «ОСЕНЬ»
- Всё быстрее облетают клёны
- Всё темнее низкий свод небес
- Всё виднее, как пустеют кроны,
- Всё слышнее, как немеет лес,
- И всё чаще прячется во мгле
- Солнце, охладевшее к земле.
- И. Мазнин
- «ОСЕНЬ»
- Осень на опушке краски разводила,
- По листве тихонько кистью проводила.
- Пожелтел орешник, и зардели клёны,
- В пурпуре осеннем только дуб зелёный,
- Утешает осень – не жалейте лето!
- Посмотрите – роща золотом одета!
- З. Федоровская
- «ОСЕНЬ»
- Осень. По утрам морозы.
- В рощах жёлтый листопад
- Листья около берёзы
- Золотым ковром лежат.
- В лужах лёд прозрачно-синий
- На листочках белый иней. Е. Головин
- Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас я предлагаю вам взять то, чем бы вы хотели зарисовать «листопад».
- Дети берут краски, карандаши, восковые мелки и рисуют «листопад» под сопровождение музыки «Голоса птиц». После занятия дети рассматривают рисунки.
- Воспитатель: Молодцы. Все справились с заданием, у всех получились интересные работы.
- Литература: «Почемучкины книжки» Г. Граубин.
- «Учить детей наблюдать и рассказывать» Н.В. Ёлкина.
- «Мы и окружающий мир» А.Н. Казаков.
- Пословицы и приметы:
- «Осенью семь погод на дворе – сеет, веет, кружит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт».
- «Мигнула липа пёстрым листом – осень позвала».
- «Холоден батюшка сентябрь – да кормить горазд».
- «Таков октябрь: когда кроет землю – когда листком, когда снежком».
- «Народные имена октябрю, месяцу – листобой, грязник, ветродуй, мокрохвост».
-
-
Причины листопада
- Листопад – это приспособление лиственных деревьев и кустарников к суровым условиям. Если лиственное дерево останется зимой с зелеными листьями – оно погибнет от недостатка влаги. Значение листопада в жизни лиственных деревьев особенно хорошо заметно, если сравнивать их с хвойными. Хвойные деревья (особенно сосна и ель) – хорошо переносят засуху. К тому же хвоя испаряет очень мало воды, чем листва лиственных деревьев. Поэтому хвойные деревья могут оставаться зелеными весь год. Количество влаги, которое испаряют хвойные, в десять раз меньше, чем у лиственных деревьев. Но лиственница ведет себя как лиственное дерево и испаряет влаги в 5 раз больше, чем ель обыкновенная и в 10 раз больше, чем сосна. Способность хвойных деревьев экономить влагу достигается за счет хвои. Хвоинки имеют множество приспособлений для сохранения влаги: толстую кожицу, восковой налет. Листья же у лиственных деревьев лишены засухоустойчивых приспособлений.
-
- При листопаде лиственные деревья избавляются от лишних минеральных солей, которые становятся для деревьев и кустарников вредными. С возрастом у листвы деревье повышается содержание золы. Накопление минеральных веществ у лиственных деревьев происходит, потому что листья дерева испаряют много воды. На смену ей поступает новая влага, которая и содержит минеральные вещества. Часть их идет на питание лиственного дерева, остальное остается в листьях. Листопад для лиственного дерева является нормальным условием для нормального роста и развития растения. Хвойные деревья не нуждаются в таком сбрасывании хвои, так как сосны, ели и другие хвойники испаряют очень мало влаги. Лиственница по испарению влаги достигает уровня лиственных деревьев, поэтому при влажном климате происходит сбрасывание мягких игл.
-
Посмотреть все слайды
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.