Содержание
-
Тема урока: Основныезакономерности эволюцииорганического мира.
Цель урока:Сформировать у учащихся знания о типах эволюционных изменений, главных путях и направлениях эволюционного процесса.
1.Типы эволюционных изменений
2.Направления эволюционного процесса
3.Пути эволюционного процесса
-
1.Что такое биологическая эволюция?
Биологическая эволюция это необратимое развитие органического мира.
Ответьте на вопросы:
2.Какой эволюционный процесс называется микроэволюцией?
Процесс образования новых видов.
3.Что такое макроэволюция?
Процесс образования более крупных систематических единиц – родов, семейств, отрядов и т. д.
-
-
Параллелизм - независимое приобретение сходных признаков родственными организмами,
обитающих в одинаковых условиях и ведущих сходный образ жизни.
Известное общее сходство имеют млекопитающие тропического пояса, обитающие на разных континентах, в близких климатических условиях.
-
Конвергенция(схождение признаков) – возникновение сходных черт строения у неродственных видов, обитающих в одинако -вых условиях и ведущих сходный образ жизни.
Крупные водные хищники, показанные на рисунке, возникли в четырех совершенно разных группах: среди моллюсков, рыб, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.
-
Аналогичными называются органы, разные по происхождению, но выполняющие сходные функции.
-
Дивергенция(расхождение) – расхождение признаков в пределах популяции, вида, возникающее под действием естественного отбора, приводящее к образованию новых видов, родов, классов и т. д.
Схема дивергенции форм( рисунок Ч. Дарвина)
Общий предок дал начало двум или большему количеству форм, которые в свою очередь стали родоначальниками многих видов и родов.
-
Дивергентная эволюция или радиация.
Класс млекопитающих распался на многочисленные отряды, представители которых отличаются по строению, образу жизни, характеру физиологических и поведенческих адаптаций.
Примитивное млекопитающее юрского периода
-
Гомологичными называются органы, сходные по происхождению, но не сходные по выполняемым функциям.
-
Пути эволюции органического мира.
-
В разработку проблемы эволюции значительный вклад внесли крупные российские ученые А.Н.Северцев и И.И.Шмальгаузен. Они установили, что главными путями эволюции являются ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация.
- Алексей Николаевич Северцев (1866-1936). Выдающийся советский зоолог, основоположник эволюционной морфологии животных. С 1920г.- академик Российской АН.
- Иван Иванович Шмальгаузен (1884-1963) Известный советский биолог, теоретик эволюционного учения.С1935г.- академик АН СССР
-
Ароморфоз(от греч.«аро»- поднимать, «морфа» – форма) – приспособительные изменения общего значения, повышающие уровень организации и жизнеспособность особей, популяций, видов.
-
Ароморфоз у животных
Выход животных на сушу стал возможен благодаря изменению в строении скелета парных плавников некоторых рыб. В результате сформировались пятипалые конечности, способные поддерживать тело над землей.
-
Ароморфозу растений
Важным ароморфозом растений является появление цветка ( видо –измененного побега) у покрытосеменных растений.
-
Идиоадаптация(от греч. «идиом» - особенность, «адаптация» - приспособление) – частные приспособительные изменения, полезные в данной среде обитания, возникающие без изменения общего уровня организации.
-
Идиоадаптация у животных
Примером идиоадаптации как небольшого эволюционного изменения к частным условиям существования может служить разнообразие клювов гавайских цветочниц, питающихся нектаром различных покрытосеменных растений.
-
Идиоадаптация у растений
Одной из идиоадаптаций у растений является приспособление семян к распространению ветром.
-
Дегенерация(вырождение) – эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации, к утрате ряда систем и органов.
-
У плоских паразитических червей – паразитов человека – нет кишечника, слабо развита нервная система, почти отсутствует способность к самостоятельному движению. Но одновременно у паразитических червей появляются присоски, крючки, при помощи которых они держатся на стенках кишечника своего хозяина. Они имеют сильно развитые органы размножения и отличаются огромной плодовитостью.
-
Повилика(Cuscuta L.)
Это вьющееся растение - паразит не имеет листьев ( они редуцированы до мелких чешуек), корней. На стебле повилики образуются присоски (гаустории), через которые из растения - хозяина повилика добывает питательные вещества.
-
Соотношение путей эволюции
-
Направления эволюции органического мира.
-
Биологический прогрессхарактеризуется:
1.Увеличением численности особей
2.Расширением ареала
3.Интенсивными процессами видообразования
Изменение ареала ондатры после ее акклиматизации в Европе.
-
Биологический регрессхарактеризуется:
1.Уменьшением численности
2.Сужением ареала
3.Уменьшением числа видов, популяций
- Гигантский торфяной олень
- Ленивец
-
Повторение
?
-
Тип эволюционных изменений ?
Среди млекопитающих китообразные и ластоногие независимо друг от друга перешли к обитанию в водной среде и приобрели соответствующие изменения - ласты
Параллелизм
-
Основа образования новых систе – матических групп:
а) конвергенция
б) параллелизм
в)дивергенция
-
Лопатообразные конечности медведки и крота - это результат:
А) дивергенции
В) параллелизма
Б) конвергенция
-
Плавник дельфина и крыло беркута-пример аналогичных или гомологичных органов?
-
Какие органы называются аналогичными?
-
Появление в процессе эволюции четырехкамерного сердца млекопитающих является примером ароморфоза или идиоадаптации?
-
Дайте определения типам эволюционных изменений: идиоадаптациии дегенерации.
-
Направления эволюции органического мира
- Биологический прогресс
- ароморфоз
- дегенерация
- идиоадаптация
- Абиотические и биотические факторы
- Антропогенные факторы
- Биологический регресс
-
Были использованы:
1.Учебное электронное издание «Экология», Московский Государственный институт электроники и математики, 2004г.
2. 1С: Школа, Экология, 10-11кл., под редакцией А.К. Аклебинина, В.И. Сивоглазова
3.Лабораторная практика. Биология 6-11кл. Республиканский мультимедиа центр, 2004г.
4. БЭНП, биология 6-11кл., Министерство образования РФ, ГУРЦ ЭМТО «Кирилл и Мифодий», 2003г.
5. Д.К. Беляев, А.О. Рувинский, Общая биология для 10-11кл., Москва, «Просвещение», 1991
6.А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, Общая биология, 10-11кл. ДРОФА, Москва-2005
7.Уроки общей биологии: Пособие для учителя/ В.М. Корсунская, Г.Н. Мироненко,
З.А. Мокеева, Н.М. Верзилин – М: Просвещение, 1986
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.