Содержание
-
"Основы селекции" Электронное пособие
-
Задание:отгадайте ключевое слово кроссворда
- 8 – наследственное изменение генотипа
- 1 – процесс передачи «наследственных задатков» от поколения к поколению
- 2 – совокупность признаков и свойств организма, проявляющаяся при взаимодействии генотипа со средой обитания
- 3 – наследственное изменение, которое выражается в кратном увеличении числа хромосом
- 4 – наука о наследственности и изменчивости
- 5 – ненаследственное изменение фенотипа под влиянием внешней среды
- 6 – необратимый процесс исторического развития живых существ и их сообществ
- 7 – организм, полученный в результате скрещивания особей, отличающихся наследственными задатками
-
Сегодня на уроке:
- Знакомимся с понятием «селекция»
- Определяем задачи селекции как науки
- Знакомимся с результатами селекции растений, животных и микроорганизмов
- Знакомимся с основными этапами становления селекции как науки и их результатами
- Изучаем основные методы селекции (отбор, гибридизация, мутагенез и другие)
- Проверяем полученные знания
-
Задание на дом:
- Выучить определения: селекция, сорт, порода, штамм, аутбридинг, инбридинг, гетерозис, чистая линия, инбридная депрессия
- Называть основные задачи (5) селекции
- Называть этапы (3) становления селекции как науки и давать их краткую характеристику
- Называть и давать характеристику основных методов селекции (не менее 5)
- Заполнить таблицу «Основные методы селекции растений и животных»
6. Выписать достижения советских ученых в селекции растений и животных
-
Предмет и задачи селекции
- Задание 1: вспомните из курса биологии 6-7 класса определение «селекция».
- Задание 2: сравните ваше определение с определением в вашем учебнике (с.105-106). Чем отличаются эти определения?
- Задание 4: представьте, что Вы селекционер и Вам необходимо создать новый сорт (ознакомьтесь с заданиями и решите их)
- Задание 3: результатами селекции являются породы, сорта и штаммы (найдите определения этих понятий в учебнике с.106 и выпишите их в тетрадь)
-
Сорта растений
Сорта капусты:
1 – белокочанная
2 – цветная
3 – брюссельская
4 – кольраби
5 - савойская
Сорта гладиолусов
-
Породы животных
Породы лошадей
- Арабская
- Арабская
- Ахалтекинская
- Владимирский тяжеловоз
- Орловский рысак
- Породы овец
- Цигейская
- Асканийская
- Каракульская
-
Предмет и задачи селекции
- Селекция – наука об улучшении уже существующих и о выведении новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку свойствами.
Задачи селекции:
- Повышение урожайности сортов и продуктивности пород
- Улучшение качества продукции
- Повышение устойчивости к заболеваниям
- Экологическая пластичность сортов и пород
- Пригодность для механизированного и промышленного выращивания и разведения
-
Этапы становления селекции
Задание 1: рассмотрите схемы, сделайте вывод о первом этапе развития селекции
1 этап – одомашни-вание Первые попытки предприни-мались еще за 20-30 тыс. лет до н.э.
- собака
- овца
- курица
- банкивская курица
- архар
- волк
-
Этапы становления селекции
2 этап – широкое одомашнивание (началось с 8-6 тыс. до н.э.)
3 этап – разработка научных основ селекционной работы
Вавилов Н. И. (1887 – 1943 гг)
Направления научной работы Н. И. Вавилова
- формирование задач современной селекции
- создание учения о центрахмногообразия и происхождения культурных растений
- закон гомологических рядов
- разработка проблемы иммунитета растений
- создание коллекции семян культурных растений и их дикорастущих предков
- создание сети институтов и селекционных опытных станций в стране
-
Центры происхождения растений
Н. И. Вавилов вначале выделил 8 центров происхождения культурных растений с рядом подцентров, но в более поздних работах укрупнил их в 7 основных первичных центров. Среднеазиатский и Переднеазиатский центры были объединены в Юго-западноазиатский центр.
- ЦА
- ЮА
- Аб
- Сзм
- ПА
- СА
- ВА
- ЮА
-
Центры происхождения растений
ЮА
- Южноазиатский центр
ВА
- Восточноазиатский центр
-
Центры происхождения растений
СА
ПА
- Переднеазиатский центр
- Среднеазиатский центр
-
Центры происхождения растений
Сзм
Аб
- Абиссинский центр
- Средиземноморский центр
-
Центры происхождения растений
ЦА
ЮА
- Южноамериканский центр
- Центральноамериканский центр
-
Закон гомологических рядов
«Виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что, зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть нахождение параллельных форм у других видов и родов.»
-
Методы селекции
- Подбор родительских форм
- Индуцированный мутагенез
- Получение полиплоидов
- Испытания по потомству
- Гибридизация
- Искусственный отбор
- Аутбридинг (гетерозис)
- Инбридинг (депрессия)
- Массовый
- Индивидуальный
-
Методы селекции
- Таблица «Основные методы селекции растений и животных
- Задание 2:сравните методы селекции растений и животных. Сделайте вывод, что общего и чем отличаются методы селекции растений и животных.
- Задание 1:используя предложенную схему, текст учебника (с.107-108, 118-119) и дополнительную литературу, заполните таблицу.
-
Повторяем!
итог
- Методы селекции
- Подбор родительских форм
- Индуцированный мутагенез
- Получение полиплоидов
- Испытания по потомству
- Гибридизация (аутбридинг, инбридинг)
- Искусственный отбор (массовый, индивидуальный)
- Селекция
- Сорт
- Порода
- Штамм
-
Достижения селекции растений
Селекционер
Примеры работ по гибридизации
- Мичурин И.В.
- Карпеченко Г.Д.
- Цицин Н.В.
- Лукьяненко П.П.
- Пустовойт В.С.
- Черемуха х Вишня Идеал = Церападус
- Бельфлер желтый х Китайка = Бельфлер-китайка
- Редька х Капуста = Капустно-редичный гибрид
- Пшеница х Пырей = ППГ
- Пшеница х Рожь = Тритикале
- Гибридизация географически отдаленных форм (Саратовская-29, Безостая-1)
- Работа с подсолнечником (получение сортов с масличностью более 50%)
- Задание:используя текст учебника (с.111-112) и дополнительную литературу, заполните таблицу.
-
Достижения селекции животных
- Селекционер
- Примеры работ по гибридизации
- Иванов М.Ф.
- Результаты отдаленной гибридизации
- Английская порода х Украинская порода = Белая степная украинская
- Кобылица х Осел = Мул
- Архар х Меринос = Архаро-меринос
- Белуга х Стерлядь = Бестер
- Хорек х Норка = Хонорик
- Карп х Карась = Гибрид
Задание:используя дополнительную литературу, заполните таблицу.
-
Проверь себя:
Задание: замените приведенные утверждения одним термином
1 – скрещивание неродственных особей одного и того же вида
2 – искусственно полученная популяция домашних животных
3 - наука об улучшении уже существующих и о выведении новых искусственных популяций растений, животных и микроорганизмов с нужными человеку свойствами.
4 – явление гибридной мощности
5 – скрещивание особей, имеющих общих предков
6 - искусственно полученная популяция культурных растений
7 - искусственно полученная популяция микроорганизмов
-
Проверь себя:
Нормы оценок:
«5»– 7 баллов «4» – 5 - 6 баллов «3» – 3 - 4 балла
Эталон ответа:
- 1 – аутбридинг
- 2 – порода
- 3 – селекция
- 4 – гетерозис
- 5 – инбридинг
- 6 – сорт
- 7 – штамм
-
Использованная литература:
Учебник И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова «Основы общей биологии», М., «Вентана – Граф», 2003 год
Методическое пособие О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова «Универсальные поурочные разработки по общей биологии», М., «ВАКО», 2006 год
ЭУИ «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», ООО «Кирилл и Мефодий», 2007 год
ЭУИ «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Общая биология 11 класс», ООО «Кирилл и Мефодий», с изменениями и дополнениями, 2007 год
ЭУИ «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс», Республиканский мультимедиа центр, 2004 год
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.