Содержание
-
Решение экологических проблем и экологическое образование
Всероссийская конференция по экологическому образованию
Москва, 21 октября 2009 года
Докладчик: член-корр.РАН, д.т.н., профессор, председатель Правления Международной экологической общественной организации «GREENLIGHT» В.А.ГРАЧЕВ
pptcloud.ru
-
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
- Глобальные
- Локальные
- Изменение климата;
- Деградация биосферы;
- Вода;
- Космос;
- Обеспечение энергией.
- Загрязнение воздуха;
- Загрязнение водных источников;
3. Отходы;
4. Загрязнение почвы;
5. Расточительное природопользование .
2
-
Растет средняя температура, отступает вечная мерзлота, наблюдаются различные проявления нестабильности климатического характера (снег в Арабских Эмиратах, аномальные пики положительных и отрицательных температур, бури, ураганы, наводнения и т.п.).
Изменение климата
Ущерб от крупнейших природных катастроф, млрд. долл.
По данным компаний «МЮНИХ РЕ» И «СВИСС РЕ» (2005), стандартные отклонения значений взяты по состоянию на 20.12.2005
3
-
Отступление мерзлоты
– гибель инфраструктуры
– гибель лесов
Разрушительное действие глобального потепления
4
-
5
Связь глобальных и локальных экологических проблем
-
В 2006 г. 65 млн. чел. проживали в 206 городах, где средние за год концентрации одного или нескольких веществ превышали ПДК. За отчетный период средние за год концентрации взвешенных веществ были выше ПДК в 64 городах, бенз(а)пирена – в 160 городах, диоксида азота – в 102 городах, формальдегида – в 125 городах.
В целом по России 38% городского населения проживает на территориях, где не проводятся наблюдения за загрязнением атмосферы, а 55% (58,2 млн. чел.) – в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферы.
6
Состояние экологии России
-
Список городов с максимальными концентрациями загрязняющих веществ 10 ПДК и более в атмосферном воздухе в 2006 г.
Состояние экологии России
(продолжение)
-
Основные показатели использования воды поречным бассейнам России в 2006 г., млн. м3
Сброс сточных вод металлургическими, нефтехимическими и химическими комплексами в водные объекты с хронически высоким загрязнением воды усугубляет экологическое состояние водных объектов.
Состояние водных ресурсов России
8
-
9
Состояние водных ресурсов России
-
В соответствии с данными государственного статистического наблюдения за нарушенными землями, снятием и использованием плодородного слоя почвы на 1 января 2007 г. площадь нарушенных земель за все годы составила 1135,0 тыс. га, что на 18,3 тыс. га больше, чем в предыдущем году.
Более половины нарушенных земель (55%) образовалось в результате: разработки месторождений полезных ископаемых и проведения геологоразведочных работ, 20% – торфоразработки, 12% – строительства. У предприятий и организаций сельского хозяйства находятся 116,8 тыс. га нарушенных земель, цветной металлургии – 110,4 тыс. га, угольной промышленности – 105,1 тыс. га, на земельных участках, принадлежность которых документально не установлена, – 124,4 тыс. га и на землях запаса – 100,7 тыс. га.
10
Состояние экологии России
-
- Дряхлые основные производственные фонды ни по каким меркам не соответствующие экологическим требованиям;
- Стремление предпринимателей выжать из производства прибыль любой ценой и без вложения средств в реконструкцию основных производственных фондов;
- Развал общественной дисциплины;
- Разгул коррупции;
- Безответственность и безнаказанность;
- Низкая экологическая культура.
11
Причины сложившегося экологического положения России
-
1. Обеспокоенность мирового сообщества:
- Рамочная конвенция об изменении климата;
- Киотский протокол.
2. Поиск альтернативы антропогенному извлечению углерода из недр, где он «складирован» природой миллионы лет назад при выходе из первоначального тепличного периода:
- отказ от энергопотребления – неприемлемо;
- энергосбережение и отказ от сжигания органики – необходимо.
3. Пути решения локальных экологическим проблем.
3.1.Восстановление общественной дисциплины. И прежде всего изменение всей структуры и нормативно-распорядительной документации в надзорных органах (армия вымогателей по сути находится в сговоре с экологическими правонарушителями).
3.2.Четкое определение и проведение в жизнь ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (не клубы футбольные покупать, а реконструировать производство).
3.3. Экономическая ответственность:
- тот, кто не превышает нормативов, ничего не платит;
- тот, кто превышает, платит в 20-25 раз больше, чем сейчас.
Поиск путей выхода
12
-
Достаточно просто перечислить законы, которые за последние 10 лет так и не удалось принять, несмотря на многочисленные попытки со стороны депутатов.
- О питьевой воде и водоснабжение.
- Об экологизации автотранспорта.
- Об экологической безопасности.
- О плате за негативное воздействие на окружающую среду.
- Об использовании попутного нефтяного газа.
- Об экологической культуре и экологическом образовании.
- Об экологическом аудите.
- Об экологическом страховании.
- Об отходах производства и потребления (изменение по борьбе с хищением лома металлов).
Без персональной воли первых лиц не обойтись, ибо все усилия снизу были в течение последних 10 лет блокированы ведомствами не заинтересованными в принятии законов, ограничивающих права тех, кто являлся и является источником, т.е. бизнеса, интересы которого эти ведомства и защищают.
13
Совершенствование законодательства
-
Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»
е) о включении в федеральные государственные стандарты основного общего образования основ экологических знаний
14
-
- устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;
- приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;
- справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним;
- предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, учет отдаленных экологических последствий;
15а
Принципы Государственной экологической политики
-
- отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;
- природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды;
- открытость экологической информации;
- участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
15б
Принципы Государственной экологической политики
-
1. Восстановление эффективной системы государственного управления охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности. От разговоров и «едином органе» надо перейти к четкому распределению обязанностей и ответственности.
2. Совершенствование законодательного обеспечения: необходимо к Лесному и Водному Кодексам и Кодексу законов о недрах принять законы о нормировании качества окружающей среды, о плате за негативное воздействие и об ответственности как бизнеса, так и властных структур за экологическое состояние России. Необходимо пересмотреть все нормативно – распорядительные документы, контролирующих органов на предмет вычленения и устранения элементов коррупции. Общественная дисциплина в экологии должна быть жесткой как для бизнеса, так и для и его контролеров.
16
План действий по реализации экологической политики
16а
-
- Внедрение экономических механизмов: эффективная плата за негативное воздействие на окружающую среду. Главный принцип - тот, кто применяет наилучшие существующие технологии - тот ничего не платит. Тот, кто сознательно нарушает - платит по принципу "мало не покажется".
- Экологическое просвещение, образование и формирование экологической культуры - главная задача всех уровней власти и институтов гражданского общества.
- Развитие институтов гражданского общества в сфере экологии должно иметь конструктивный, а не левопопулистский, заведомо невыполнимый характер.
- Эффективный экологический контроль, экологическая экспертиза как превентивный экологический инструмент, экологический мониторинг состояния окружающей среды и экологическое информирование населения.
12
План действий по реализации экологической политики
16б
-
- Разумное и эффективное сочетание федеральных, региональных и местных полномочий в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
- Международное сотрудничество по всем конвенциям в сфере экологии и последовательная отстаивание позиции, что Россия является глобальным экологическим донором, и мы готовы получить за это соответствующее, т.е. главенствующее положение, признание нас как Мировой Экологической Державы.
12
16в
План действий по реализации экологической политики
-
Пути решения глобальных экологических проблем
17
-
Экологическая культура и экологическое сознание
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в формах и типах организации жизни и в создаваемых человеком материальных и культурных ценностях, при котором имеет место глубокое и всеобщее осознание экологических проблем в жизни и развитии человечества
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
уровень понимания отдельными индивидуумами и всем обществом людей прямой связи человека с природой, необходимости соблюдения законов биосферы, сохранения естественной среды обитания организмов в объеме, достаточном для обеспечения устойчивости окружающей среды, зависимости здоровья и благополучия людей и сообществ организмов и использования всего этого при своей практической деятельности. Имеется достаточно фактов, которые показывают, что иное отношение к природе порождает такие экологические проблемы, которые уже сейчас затронуты сотни миллионов людей, влияют на благополучие и состояние здоровья практически всего населения земного шара и ставят проблемы выживания человека как вида
18
-
Формирование экологической культуры и экологического сознания
- Общество
- Семья
- Школа, ВУЗ
- Церковь
19
Роль государства и гражданского общества в формировании экологического сознания и экологической культуры
Государственная власть
-
1 августа 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел совещание по охране окружающей среды и обеспечение экологической безопасности .
«Рачительное природопользование, способность создать комфортную и безопасную среду для жизни людей, безусловно, сегодня относятся к важнейшим показателям конкурентоспособности любого современного государства», - сказал В. Путин.
Существующая в России система экологического контроля устарела и не отвечает принятым в мире стандартам. Поэтому перед Правительством стоит задача в ближайшее время разработать и внедрить новые механизмы, стимулирующиебизнес к внедрению экологичных технологий, а также усилить ответственность за загрязнение окружающей среды.
Жесткие экологические требования подталкивают бизнес к внедрению новых технологий, к снижению издержек, экономии ресурсов. Кроме того, соответствие экологическим стандартам сегодня является обязательным условием для выхода на рынки развитых стран - «то есть как раз на самые выгодные и емкие рынки».
«Вопросам экологии, реализации природоохранных программ уделено самое пристальное внимание в ключевых стратегических документах, принятых правительством - Концепции долгосрочного развития до 2020 года, Основных направлениях деятельности правительства до 2012 «Речь идет о совершенствовании законодательства, мерах по снижению промышленных выбросов, развитии системы утилизации отходов, восстановлении загрязненных территорий» - пояснил В.Путин
Но все еще сильны традиции «остаточного» подхода к экологии, что обходится государству крайне дорого, поскольку отражается на здоровье граждан.
«Еще одна опасность, с которой мы столкнулись, - это то, что практически «дармовое» пользование окружающей средой развращает экономику и участников бизнеса, консервирует отсталые «грязные» технологии и расточительные производства».
В.В.Путин об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности
20
-
Практически все развитые страны сегодня внимательно отслеживают, сколько воды, газа и нефти тратится на единицу ВВП, а также какой объем загрязнения окружающей среды приходится на единицу продукции. По таким критериям, как выбросы в атмосферу и в водяные объекты, образование отходов, российские предприятия уступают своим зарубежным аналогам.
Российские эколого-экономические механизмы, многие некоторых вложились еще в Советском Союзе и действуют до сих пор, уже давно устарели. «Существующая система экологического контроля часто не отвечает принятым в мире стандартам, - отметил Премьер-министр. - Нет действенных стимулов, которые побуждали бы предприятия внедрять экологически безопасные технологии и сокращать выбросы загрязняющих веществ».
Глава Правительства поставил задачу в ближайшее время разработать и внедрить такие механизмы, а также проработать вопрос усиления мер ответственности за загрязнение окружающей среды.
Аргументов в пользу того, что необходима эффективная и результативная политика в сфере экологии и охраны природы, более чем достаточно, отметил В. Путин. Он напомнил, что ведущие эксперты уверенно предсказывают рост влияния экологических факторов в мировой политике.
Государство должно расширять взаимодействие с общественными экологическими организациями.
В.В.Путин об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности
(продолжение)
21
-
Долгосрочная стратегия развития России - «Стратегия - 2020» базируется на экологическом развитии страны, что неразрывно связано с решением экологических проблем охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Все ключевые элементы «Стратегии – 2020» в той или иной степени связаны с экологией:
- Вхождение страны в пятерку мировых держав;
- Переход от энергосырьевой экономики к инновационной модели ;
- Фундаментальные социальные изменения.
- Стратегия - 2020
22
-
Вхождение страны в пятерку мировых держав по важнейшим показателям связано с решением глобальных экологических проблем, которыми озабочены все ведущие страны мира (глобальное изменение климата, деградация биосферы, сохранение ресурсов и их рациональное использование), а также с социально-экологической ответственностью бизнеса.
23
Вхождение страны в пятерку мировых держав
-
Переход от энергосырьевой экономики к инновационной модели связан с решением конкретных экологических проблем во всех отраслях экономики, а это базируется на высокой экологической культуре и социально-экологической дисциплине.
Особенно важно решение экологических проблем:
- в горнодобывающей и угольной промышленности;
- в металлургии;
- в нефтедобыче и нефтепереработке;
- в химической промышленности;
- на транспорте.
24
Переход от энергосырьевой экономики к инновационной модели
-
Фундаментальные социальные изменения невозможны без существенного, качественного улучшения экологической ситуации. Это прежде всего выход на качественно новый уровень экологической культуры. Это и качество питьевой воды, и влияние различных экологических факторов на здоровье и продолжительность жизни людей, и многое другое, что можно решить в рамках проведения определенной ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ.
25
Фундаментальные социальные изменения
-
Экологическое образование - процесс, средство и результат получения и усвоения экологических знаний, умений и навыков, целенаправленно организованные и систематически осуществляемые в организациях образования, просвещения и воспитания или самостоятельно.
Современное понимание экологического образование и его этапы
Триада экологического образования
- Просвещение
- Воспитание
- Образование
Этапы экологического образования
1. Подготовительный – основы экологического мировоззрения в системе дополнительного образования;
2. Общий – школа, техникум, ВУЗ;
3. Специализированный (био, гео, агро, хим. факультеты);
4. Специальный – подготовка экологов;
5. Высший – защита диссертации.
26
-
Структура экологического образования
27
-
Деятельность общественных экологических организаций в нашей стране, с одной стороны, является положительной, т.к. способствует выявлению и устранению экологических недостатков хозяйственной деятельности.
С другой стороны, являясь инструментом политической борьбы, отдельные «экологические» организации используется недругами нашей страны для торможения развития экономики. Это особенно ощущается при реализации крупных проектов и программ развития экономики и, в частности, крупномасштабного развития атомной энергетики, строительства газо- и нефтепроводов, реализации крупных территориальных промышленных комплексов. При этом экологические организации, зачастую финансируемые из-за рубежа, по надуманным поводам без достаточных оснований и реальной экологической опасности устраивают протестные акции, пишут многочисленные обращения, используя слабую информированность населения. Известны многочисленные случаи атомно-радиационной «шумихи» без достаточных поводов и оснований, необоснованные требования по переносу тех или иных объектов ТЭК и т.д., что реально наносит ущерб экономике страны.
В то же время существует много экологических организаций, занимающихся реальными экологическими проблемами и помогающими в решении экологических задач, стоящих перед обществом и государством.
28
Роль общественных экологических организаций в реализации экологической политики
-
1. Не в коем случае не «сортировать» экологические организации. Нет «наших» и «ненаших»: ВСЕ НАШИ.
2. Сосредоточить усилие на:
- формировании экологической культуры;
- разработку путей подъема социально-экологической дисциплины.
3. Изменить парадигму получения средств на существование:
- не клянчить гранты за рубежом, играя на трудностях развития;
- зарабатывать, участвуя в решении конкретных экологических проблем.
4. Создать Всероссийскую организацию «Некоммерческое партнерство экологических организаций» по координации деятельности экологических организаций.
Экология как и внешняя политика должна консолидировать все политические силы, хотя не исключено разные взгляды на решение тех или иных проблем. В СПОРАХ РОЖДАЕТСЯ ИСТИНА.
29
Задачи экологических общественных организаций на современном этапе
-
Экологическое движение конкретных дел принимал участие во многих важнейших конкретных делах.
В.А.Грачев 20.02.2002г. был у Президента В.В.Путина по созданию оборотной системе водоснабжения.
- ВСТО
- День эколога
- В сентябре БЦБК прекратил сброс в Байкал. БЦБК
Экологическим организациям под силу решать серьезные проблемы, если усилия консолидируются
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.