Презентация на тему "Решения экологических проблем"

Презентация: Решения экологических проблем
Включить эффекты
1 из 34
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
14 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Данная презентационная работа по экологии на тему: "Решения экологических проблем", была составлена и зачитана профессором, действующим членом - корреспондентом РАН, что уже само по себе имеет большую ценность для людей, изучающих данную дисциплину.

Краткое содержание

  • Экологические проблемы
  • Изменение климата
  • Связь глобальных и локальных экологических проблем
  • Состояние экологии России
  • Поиск путей выхода
  • Принципы Государственной экологической политики
  • План действий по реализации экологической политики
  • Экологическая культура и экологическое сознание
  • Переход от энергосырьевой экономики к инновационной модели

Содержание

  • Презентация: Решения экологических проблем
    Слайд 1

    Решение экологических проблем и экологическое образование

    Всероссийская конференция по экологическому образованию

    Москва, 21 октября 2009 года

    Докладчик: член-корр.РАН, д.т.н., профессор, председатель Правления Международной экологической общественной организации «GREENLIGHT» В.А.ГРАЧЕВ

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

    • Глобальные
    • Локальные
    • Изменение климата;
    • Деградация биосферы;
    • Вода;
    • Космос;
    • Обеспечение энергией.
    • Загрязнение воздуха;
    • Загрязнение водных источников;

    3. Отходы;

    4. Загрязнение почвы;

    5. Расточительное природопользование .

    2

  • Слайд 3

    Растет средняя температура, отступает вечная мерзлота, наблюдаются различные проявления нестабильности климатического характера (снег в Арабских Эмиратах, аномальные пики положительных и отрицательных температур, бури, ураганы, наводнения и т.п.).

    Изменение климата

    Ущерб от крупнейших природных катастроф, млрд. долл.

    По данным компаний «МЮНИХ РЕ» И «СВИСС РЕ» (2005), стандартные отклонения значений взяты по состоянию на 20.12.2005

    3

  • Слайд 4

    Отступление мерзлоты

    – гибель инфраструктуры

    – гибель лесов

    Разрушительное действие глобального потепления

    4

  • Слайд 5

    5

    Связь глобальных и локальных экологических проблем

  • Слайд 6

    В 2006 г. 65 млн. чел. проживали в 206 городах, где средние за год концентрации одного или нескольких веществ превышали ПДК. За отчетный период средние за год концентрации взвешенных веществ были выше ПДК в 64 городах, бенз(а)пирена – в 160 городах, диоксида азота – в 102 городах, формальдегида – в 125 городах.

    В целом по России 38% городского населения проживает на территориях, где не проводятся наблюдения за загрязнением атмосферы, а 55% (58,2 млн. чел.) – в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферы.

    6

    Состояние экологии России

  • Слайд 7

    Список городов с максимальными концентрациями загрязняющих веществ 10 ПДК и более в атмосферном воздухе в 2006 г.

    Состояние экологии России

    (продолжение)

  • Слайд 8

    Основные показатели использования воды поречным бассейнам России в 2006 г., млн. м3

    Сброс сточных вод металлургическими, нефтехимическими и химическими комплексами в водные объекты с хронически высоким загрязнением воды усугубляет экологическое состояние водных объектов.

    Состояние водных ресурсов России

    8

  • Слайд 9

    9

    Состояние водных ресурсов России

  • Слайд 10

    В соответствии с данными государственного статистического наблюдения за нарушенными землями, снятием и использованием плодородного слоя почвы на 1 января 2007 г. площадь нарушенных земель за все годы составила 1135,0 тыс. га, что на 18,3 тыс. га больше, чем в предыдущем году.

    Более половины нарушенных земель (55%) образовалось в результате: разработки месторождений полезных ископаемых и проведения геологоразведочных работ, 20% – торфоразработки, 12% – строительства. У предприятий и организаций сельского хозяйства находятся 116,8 тыс. га нарушенных земель, цветной металлургии – 110,4 тыс. га, угольной промышленности – 105,1 тыс. га, на земельных участках, принадлежность которых документально не установлена, – 124,4 тыс. га и на землях запаса – 100,7 тыс. га.

    10

    Состояние экологии России

  • Слайд 11
    • Дряхлые основные производственные фонды ни по каким меркам не соответствующие экологическим требованиям;
    • Стремление предпринимателей выжать из производства прибыль любой ценой и без вложения средств в реконструкцию основных производственных фондов;
    • Развал общественной дисциплины;
    • Разгул коррупции;
    • Безответственность и безнаказанность;
    • Низкая экологическая культура.

    11

    Причины сложившегося экологического положения России

  • Слайд 12

    1. Обеспокоенность мирового сообщества:

    - Рамочная конвенция об изменении климата;

    - Киотский протокол.

    2. Поиск альтернативы антропогенному извлечению углерода из недр, где он «складирован» природой миллионы лет назад при выходе из первоначального тепличного периода:

    - отказ от энергопотребления – неприемлемо;

    - энергосбережение и отказ от сжигания органики – необходимо.

    3. Пути решения локальных экологическим проблем.

    3.1.Восстановление общественной дисциплины. И прежде всего изменение всей структуры и нормативно-распорядительной документации в надзорных органах (армия вымогателей по сути находится в сговоре с экологическими правонарушителями).

    3.2.Четкое определение и проведение в жизнь ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (не клубы футбольные покупать, а реконструировать производство).

    3.3. Экономическая ответственность:

    - тот, кто не превышает нормативов, ничего не платит;

    - тот, кто превышает, платит в 20-25 раз больше, чем сейчас.

    Поиск путей выхода

    12

  • Слайд 13

    Достаточно просто перечислить законы, которые за последние 10 лет так и не удалось принять, несмотря на многочисленные попытки со стороны депутатов.

    • О питьевой воде и водоснабжение.
    • Об экологизации автотранспорта.
    • Об экологической безопасности.
    • О плате за негативное воздействие на окружающую среду.
    • Об использовании попутного нефтяного газа.
    • Об экологической культуре и экологическом образовании.
    • Об экологическом аудите.
    • Об экологическом страховании.
    • Об отходах производства и потребления (изменение по борьбе с хищением лома металлов).

    Без персональной воли первых лиц не обойтись, ибо все усилия снизу были в течение последних 10 лет блокированы ведомствами не заинтересованными в принятии законов, ограничивающих права тех, кто являлся и является источником, т.е. бизнеса, интересы которого эти ведомства и защищают.

    13

    Совершенствование законодательства

  • Слайд 14

    Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»

    е) о включении в федеральные государственные стандарты основного общего образования основ экологических знаний

    14

  • Слайд 15
    • устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;
    • приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;
    • справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним;
    • предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, учет отдаленных экологических последствий;

    15а

    Принципы Государственной экологической политики

  • Слайд 16
    • отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;
    • природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды;
    • открытость экологической информации;
    • участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

    15б

    Принципы Государственной экологической политики

  • Слайд 17

    1. Восстановление эффективной системы государственного управления охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности. От разговоров и «едином органе» надо перейти к четкому распределению обязанностей и ответственности.

    2. Совершенствование законодательного обеспечения: необходимо к Лесному и Водному Кодексам и Кодексу законов о недрах принять законы о нормировании качества окружающей среды, о плате за негативное воздействие и об ответственности как бизнеса, так и властных структур за экологическое состояние России. Необходимо пересмотреть все нормативно – распорядительные документы, контролирующих органов на предмет вычленения и устранения элементов коррупции. Общественная дисциплина в экологии должна быть жесткой как для бизнеса, так и для и его контролеров.

    16

    План действий по реализации экологической политики

    16а

  • Слайд 18
    • Внедрение экономических механизмов: эффективная плата за негативное воздействие на окружающую среду. Главный принцип - тот, кто применяет наилучшие существующие технологии - тот ничего не платит. Тот, кто сознательно нарушает - платит по принципу "мало не покажется".
    • Экологическое просвещение, образование и формирование экологической культуры - главная задача всех уровней власти и институтов гражданского общества.
    • Развитие институтов гражданского общества в сфере экологии должно иметь конструктивный, а не левопопулистский, заведомо невыполнимый характер.
    • Эффективный экологический контроль, экологическая экспертиза как превентивный экологический инструмент, экологический мониторинг состояния окружающей среды и экологическое информирование населения.

    12

    План действий по реализации экологической политики

    16б

  • Слайд 19
    • Разумное и эффективное сочетание федеральных, региональных и местных полномочий в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
    • Международное сотрудничество по всем конвенциям в сфере экологии и последовательная отстаивание позиции, что Россия является глобальным экологическим донором, и мы готовы получить за это соответствующее, т.е. главенствующее положение, признание нас как Мировой Экологической Державы.

    12

    16в

    План действий по реализации экологической политики

  • Слайд 20

    Пути решения глобальных экологических проблем

    17

  • Слайд 21

    Экологическая культура и экологическое сознание

    ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

    исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в формах и типах организации жизни и в создаваемых человеком материальных и культурных ценностях, при котором имеет место глубокое и всеобщее осознание экологических проблем в жизни и развитии человечества

    ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

    уровень понимания отдельными индивидуумами и всем обществом людей прямой связи человека с природой, необходимости соблюдения законов биосферы, сохранения естественной среды обитания организмов в объеме, достаточном для обеспечения устойчивости окружающей среды, зависимости здоровья и благополучия людей и сообществ организмов и использования всего этого при своей практической деятельности. Имеется достаточно фактов, которые показывают, что иное отношение к природе порождает такие экологические проблемы, которые уже сейчас затронуты сотни миллионов людей, влияют на благополучие и состояние здоровья практически всего населения земного шара и ставят проблемы выживания человека как вида

    18

  • Слайд 22

    Формирование экологической культуры и экологического сознания

    • Общество
    • Семья
    • Школа, ВУЗ
    • Церковь

    19

    Роль государства и гражданского общества в формировании экологического сознания и экологической культуры

    Государственная власть

  • Слайд 23

    1 августа 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел совещание по охране окружающей среды и обеспечение экологической безопасности .

    «Рачительное природопользование, способность создать комфортную и безопасную среду для жизни людей, безусловно, сегодня относятся к важнейшим показателям конкурентоспособности любого современного государства», - сказал В. Путин.

    Существующая в России система экологического контроля устарела и не отвечает принятым в мире стандартам. Поэтому перед Правительством стоит задача в ближайшее время разработать и внедрить новые механизмы, стимулирующиебизнес к внедрению экологичных технологий, а также усилить ответственность за загрязнение окружающей среды.

    Жесткие экологические требования подталкивают бизнес к внедрению новых технологий, к снижению издержек, экономии ресурсов. Кроме того, соответствие экологическим стандартам сегодня является обязательным условием для выхода на рынки развитых стран - «то есть как раз на самые выгодные и емкие рынки».

    «Вопросам экологии, реализации природоохранных программ уделено самое пристальное внимание в ключевых стратегических документах, принятых правительством - Концепции долгосрочного развития до 2020 года, Основных направлениях деятельности правительства до 2012 «Речь идет о совершенствовании законодательства, мерах по снижению промышленных выбросов, развитии системы утилизации отходов, восстановлении загрязненных территорий» - пояснил В.Путин

    Но все еще сильны традиции «остаточного» подхода к экологии, что обходится государству крайне дорого, поскольку отражается на здоровье граждан.

    «Еще одна опасность, с которой мы столкнулись, - это то, что практически «дармовое» пользование окружающей средой развращает экономику и участников бизнеса, консервирует отсталые «грязные» технологии и расточительные производства».

    В.В.Путин об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности

    20

  • Слайд 24

    Практически все развитые страны сегодня внимательно отслеживают, сколько воды, газа и нефти тратится на единицу ВВП, а также какой объем загрязнения окружающей среды приходится на единицу продукции. По таким критериям, как выбросы в атмосферу и в водяные объекты, образование отходов, российские предприятия уступают своим зарубежным аналогам.

    Российские эколого-экономические механизмы, многие некоторых вложились еще в Советском Союзе и действуют до сих пор, уже давно устарели. «Существующая система экологического контроля часто не отвечает принятым в мире стандартам, - отметил Премьер-министр. - Нет действенных стимулов, которые побуждали бы предприятия внедрять экологически безопасные технологии и сокращать выбросы загрязняющих веществ».

    Глава Правительства поставил задачу в ближайшее время разработать и внедрить такие механизмы, а также проработать вопрос усиления мер ответственности за загрязнение окружающей среды.

    Аргументов в пользу того, что необходима эффективная и результативная политика в сфере экологии и охраны природы, более чем достаточно, отметил В. Путин. Он напомнил, что ведущие эксперты уверенно предсказывают рост влияния экологических факторов в мировой политике.

    Государство должно расширять взаимодействие с общественными экологическими организациями.

    В.В.Путин об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности

    (продолжение)

    21

  • Слайд 25

    Долгосрочная стратегия развития России - «Стратегия - 2020» базируется на экологическом развитии страны, что неразрывно связано с решением экологических проблем охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

    Все ключевые элементы «Стратегии – 2020» в той или иной степени связаны с экологией:

    • Вхождение страны в пятерку мировых держав;
    • Переход от энергосырьевой экономики к инновационной модели ;
    • Фундаментальные социальные изменения.
    • Стратегия - 2020

    22

  • Слайд 26

    Вхождение страны в пятерку мировых держав по важнейшим показателям связано с решением глобальных экологических проблем, которыми озабочены все ведущие страны мира (глобальное изменение климата, деградация биосферы, сохранение ресурсов и их рациональное использование), а также с социально-экологической ответственностью бизнеса.

    23

    Вхождение страны в пятерку мировых держав

  • Слайд 27

    Переход от энергосырьевой экономики к инновационной модели связан с решением конкретных экологических проблем во всех отраслях экономики, а это базируется на высокой экологической культуре и социально-экологической дисциплине.

    Особенно важно решение экологических проблем:

    • в горнодобывающей и угольной промышленности;
    • в металлургии;
    • в нефтедобыче и нефтепереработке;
    • в химической промышленности;
    • на транспорте.

    24

    Переход от энергосырьевой экономики к инновационной модели

  • Слайд 28

    Фундаментальные социальные изменения невозможны без существенного, качественного улучшения экологической ситуации. Это прежде всего выход на качественно новый уровень экологической культуры. Это и качество питьевой воды, и влияние различных экологических факторов на здоровье и продолжительность жизни людей, и многое другое, что можно решить в рамках проведения определенной ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ.

    25

    Фундаментальные социальные изменения

  • Слайд 29

    Экологическое образование - процесс, средство и результат получения и усвоения экологических знаний, умений и навыков, целенаправленно организованные и систематически осуществляемые в организациях образования, просвещения и воспитания или самостоятельно.

    Современное понимание экологического образование и его этапы

    Триада экологического образования

    • Просвещение
    • Воспитание
    • Образование

    Этапы экологического образования

    1. Подготовительный – основы экологического мировоззрения в системе дополнительного образования;

    2. Общий – школа, техникум, ВУЗ;

    3. Специализированный (био, гео, агро, хим. факультеты);

    4. Специальный – подготовка экологов;

    5. Высший – защита диссертации.

    26

  • Слайд 30

    Структура экологического образования

    27

  • Слайд 31

    Деятельность общественных экологических организаций в нашей стране, с одной стороны, является положительной, т.к. способствует выявлению и устранению экологических недостатков хозяйственной деятельности.

    С другой стороны, являясь инструментом политической борьбы, отдельные «экологические» организации используется недругами нашей страны для торможения развития экономики. Это особенно ощущается при реализации крупных проектов и программ развития экономики и, в частности, крупномасштабного развития атомной энергетики, строительства газо- и нефтепроводов, реализации крупных территориальных промышленных комплексов. При этом экологические организации, зачастую финансируемые из-за рубежа, по надуманным поводам без достаточных оснований и реальной экологической опасности устраивают протестные акции, пишут многочисленные обращения, используя слабую информированность населения. Известны многочисленные случаи атомно-радиационной «шумихи» без достаточных поводов и оснований, необоснованные требования по переносу тех или иных объектов ТЭК и т.д., что реально наносит ущерб экономике страны.

    В то же время существует много экологических организаций, занимающихся реальными экологическими проблемами и помогающими в решении экологических задач, стоящих перед обществом и государством.

    28

    Роль общественных экологических организаций в реализации экологической политики

  • Слайд 32

    1. Не в коем случае не «сортировать» экологические организации. Нет «наших» и «ненаших»: ВСЕ НАШИ.

    2. Сосредоточить усилие на:

    • формировании экологической культуры;
    • разработку путей подъема социально-экологической дисциплины.

    3. Изменить парадигму получения средств на существование:

    • не клянчить гранты за рубежом, играя на трудностях развития;
    • зарабатывать, участвуя в решении конкретных экологических проблем.

    4. Создать Всероссийскую организацию «Некоммерческое партнерство экологических организаций» по координации деятельности экологических организаций.

    Экология как и внешняя политика должна консолидировать все политические силы, хотя не исключено разные взгляды на решение тех или иных проблем. В СПОРАХ РОЖДАЕТСЯ ИСТИНА.

    29

    Задачи экологических общественных организаций на современном этапе

  • Слайд 33

    Экологическое движение конкретных дел принимал участие во многих важнейших конкретных делах.

    В.А.Грачев 20.02.2002г. был у Президента В.В.Путина по созданию оборотной системе водоснабжения.

    • ВСТО
    • День эколога
    • В сентябре БЦБК прекратил сброс в Байкал. БЦБК

    Экологическим организациям под силу решать серьезные проблемы, если усилия консолидируются

  • Слайд 34

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке