Презентация на тему "Врожденные формы поведения" 8 класс

Презентация: Врожденные формы поведения
Включить эффекты
1 из 15
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.65 Мб). Тема: "Врожденные формы поведения". Предмет: биология. 15 слайдов. Для учеников 8 класса. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    15
  • Аудитория
    8 класс
  • Слова
    биология
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Врожденные формы поведения
    Слайд 1

    Врожденные формы поведенияСравнение врожденных и приобретенных форм поведения

    Мокина Ирина Владимировна Учитель биологии высшей категории МБОУ - № 39. г. Екатеринбург 2012 - 2013

  • Слайд 2

    Как вы уже знаете, почти все необходимое для своей жизнедеятельности организм получает из внешней среды.

    Нужда в чем-либо для поддержания жизни и развития организма вызывает особое состояние, называемое потребностью. Сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности и проявляющихся в целенаправленной деятельности, называется поведением. Поведение представляет собой совокупность физиологических и психических процессов. Переводя все это на более понятный язык, можно сказать, что потребность в пище у волка вызывает великое множество разнообразных движений, направленных на поиск добычи и охоту на нее, а так же поглощение пищи и удовлетворение существующей потребности. Все это можно назвать охотничьим поведением.

  • Слайд 3

    В самом широком плане поведение можно подразделить на два типа: врожденное и приобретенное, но между ними нет четкой границы, и большинство поведенческих реакций высших организмов, несомненно, содержит элементы того и другого типа.

    Врожденным поведением называются такие формы поведения, которые генетически запрограммированы и которые практически невозможно изменить.   Приобретенными (в результате научения) называют все формы поведения, которые формируются как результат индивидуального опыта живого организма.

  • Слайд 4

    Безусловные рефлексы, их характеристика и классификация

    Безусловные рефлексы (видовые рефлексы) – относительно постоянные, стереотипные, врожденные, генетически закрепленные реакции организма на внутренние и внешние раздражители (стимулы), осуществляемые при участии центральной нервной системы (ЦНС ). Термин «безусловный рефлекс» был введен И.П. Павловым для обозначения рефлексов, безусловно, то есть автоматически возникающих при действии соответствующих стимулов на рецепторы. Например, выделение слюны при попадании пищи в рот, отдергивание руки при уколе пальца и др. Набор безусловных рефлексов одинаков у особей одного вида, поэтому их и называют видовыми. Их наличие является таким же обязательным видовым признаком, как форма тела, количество пальцев или рисунок на крыльях бабочки.).

  • Слайд 5

    Для осуществления врожденных рефлексов организм имеет готовые рефлекторные дуги. Центры безусловных рефлексов расположены в спинном мозге и в стволовой части головного мозга, т.е. в нижних отделах ЦНС. Для их осуществления необязательно участие коры полушарий большого мозга. Важная роль в механизме безусловных рефлексов принадлежит обратной связи – информации о результатах и степени успешности совершенного действия.Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство внутренней среды и происходит размножение. Безусловные рефлексы лежат в основе всех поведенческих реакций животных и человека.

  • Слайд 6

    Выделяют несколько разных типов безусловныхрефлексов, в зависимости от разных подходов к их классификации.

    В соответствии с характером действующего раздражителя И.П. Павлов различал такие виды безусловных рефлексов, как:– пищевые (глотание, сосание и т.п.);– половые («турнирные бои», эрекция, эякуляция и т.п.);– защитные (кашель, чихание, мигание и т.п.);– ориентировочные (настораживание, прислушивание, поворот головы к источнику звука и т.п.) и др. Осуществление всех этих рефлексов обусловлено наличием соответствующих потребностей, которые возникают в результате временного нарушения внутреннего постоянства (гомеостаза) организма или в результате сложных взаимодействий с внешним миром.

  • Слайд 7

    Инстинкты и их характеристика

    Инстинкт (от лат. instinctus – побуждение) – это более сложная, чем безусловный рефлекс, врожденная форма поведения, возникающая в ответ на определенные изменения окружающей среды и имеющая большое значение для выживания организма. Инстинктивное поведение специфично для каждого вида. Это целая цепочка последовательно связанных друг с другом рефлекторных актов.

  • Слайд 8

    Рассмотрим инстинктивное поведение на примере гнездового поведения птиц.

    Многие перелетные птицы весной отыскивают новое или занимают старое место, подходящее для строительства гнезда. Обычно самцы мелких воробьиных птиц занимают подходящую территорию и громкой песней сообщают об этом, сражаясь с самцами и привлекая самок. Для самочек очень важным ключевым раздражителем является не только замечательное оперение и песни самца, но и вид места, подходящего для строительства гнезда.

  • Слайд 9

    Лишь в этом случае птичка остается и пара приступает к следующей стадии инстинктивного поведения - спариванию и постройке гнезда. В строительстве чаще всего принимают участие обе птицы. Внешний вид гнезда, материалы, используемые для его постройки являются достаточно точной визитной карточкой вида - невозможно перепутать гнезда грача и вороны. Умение построить гнездо - это тоже инстинкт, передаваемый в поколениях.

  • Слайд 10

    колония грачиных гнезд одиночное гнездо вороны

  • Слайд 11

    Гнездо является ключевым стимулом - запускает цепь новых инстинктивных реакций - начинается откладка яиц. Вид гнезда с яйцами - новый ключевой раздражитель - вызывает новый инстинкт - насиживание, а появление птенцов и их открытые клювы - выкармливание, и так далее...

    Таким образом мы видим, что каждый последующий рефлекторный акт стимулируется предыдущим, и инстинктивное поведение представляет собой серию врожденных реакций организма на воздействие внешнего мира.

  • Слайд 12

    Инстинктивность внешне очень разумного поведения птиц можно поверить в некоторых экспериментах. Достаточно создать ситуацию, требующую нестандартных решений, и можно наблюдать как разрушается, становится нелепым внешне очень разумное поведение. Например, курица, которой вместо цыплят подложили котят, некоторое время пытается вести себя с ними, как с цыплятами.

  • Слайд 13

    При этом нужно учитывать, что развитие сложных инстинктов включает элемент научения. Поведение нельзя механически расчленить на врожденные и приобретенные формы. Поведение – мозаика, обусловленная непрерывным взаимодействием организма и среды.  

  • Слайд 14

    Запечатление (импринтинг) – это врожденная способность к запоминанию всего того, что детеныш может увидеть или услышать вокруг себя в определенный период своей жизни. Оно было открыто лауреатом Нобелевской премии Конрадом Лоренцом. Австрийский зоолог, один из создателей этологии – науки о поведении животных, разработал учение об инстинктивном поведении животных. В своих опытах спустя несколько часов после того, как в инкубаторе выводились утята, исследователь предъявлял им самые разные предметы, и птенцы неуклонно следовали за ними, как за матерью-уткой. Это были спичечные коробки, ботинки, даже он сам. Утята несколько дней ходили за ним по пятам, как за матерью.

  • Слайд 15
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке