Содержание
-
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.Кафедра Макроэкономической статистики и национального счетоводства МЭСИ
Статистика социально-экономического и трудового потенциала,рынка труда. Васильева Анастасия Владимировна, к.э.н., доцент кафедры МСиНС МЭСИ
-
Понятие, состав и факторы роста социально-экономического потенциала.
Социально-экономический потенциал (СЭП) - совокупная способность наличных трудовых, материально-технических, природных и других ресурсов обеспечивать максимальный в данных условиях объем производства продукции и услуг (ВВП) в целях наиболее полного удовлетворения личных и общественных потребностей и создания условий для дальнейшего поступательного развития экономики. О составе социально-экономического потенциала, а также о ресурсах − носителях потенциала дает представление:
-
Достижение цели требует решения следующих основных задач:
определения социально-экономического потенциала (СЭП) и его компонентов как экономических категорий и объектов статистического изучения; выявления состава и объема его компонентов; разработки системы показателей СЭП и методов их исчисления с целью характеристики объема ресурсов, их качества, сбалансированности и других параметров, определяющих потенциал; характеристики трудового потенциала; определения национального богатства, составляющего основу материально-технического потенциала, в соответствии с международной методологией СНС; разработки методологии оценки социально-экономического потенциала сферы услуг и его характеристики; разработки методологии оценки потерь социально-экономического потенциала; решения методологических проблем статистической характеристики потенциала незаконной и скрытой деятельности; разработки методологии оценки эффективности использования ресурсов СЭП; определения факторов наращивания СЭП в условиях рынка и разработки методов определения их влияния и др.
-
Основными факторами, определяющими наращивание социально-экономического потенциала, являются следующие:
рост объема ресурсов − трудовых, материально-технических, финансовых, природных и других - носителей потенциала (экстенсивный фактор); повышение качества всех видов ресурсов, позволяющее увеличить потенциал не экстенсивным, а интенсивным путем (интенсивный фактор); усиление сбалансированности всех видов ресурсов и всех компонентов потенциала, обеспечивающее возможность его наиболее полной реализации (интенсивный фактор); повышение эффективности использования социально-экономического потенциала и его компонентов (интенсивный фактор) и др.
-
Трудовой потенциал, факторы его изменения и проблемыстатистической характеристики.
Трудовой потенциал любой страны (региона) характеризуется совокупной способностью ее трудовых ресурсов к производству максимально возможного в данных условиях объема продуктов и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей и обеспечения поступательного развития экономики. Факторами, определяющими трудовой потенциал страны в современных условиях, являются: рост численности экономически активного населения (экстенсивный фактор); рост качества трудовых ресурсов; рационализация их распределения по отраслям, территориям, секторам экономики; повышение эффективности использования трудовых ресурсов; удельного веса экономически активного населения в численности трудовых ресурсов, а также увеличении доли занятых в численности экономически активного населения и другие интенсивные факторы.
-
Трудовые ресурсы, экономически активное населениеи связанные с ними категории, методы их исчисления.
Носителями трудового потенциала являются трудовые ресурсы. Их основу составляет трудоспособное население в рабочем возрасте. В рекомендациях Международной Организации Труда (МОТ) границы трудовой деятельности не определены. Это означает, что трудоспособный (рабочий) возраст устанавливается законодательством с учетом условий каждой страны. Таким образом, трудовые ресурсы − это та часть населения, которая по возрастному признаку и по состоянию здоровья фактически занята или способна к труду. В отечественной статистической практике до перехода к рыночным отношениям для характеристики численности населения, способного к труду, применялась именно эта экономическая категория. Основную часть трудовых ресурсов составляет трудоспособное население в трудоспособном возрасте. Его численность определяют на основе действующего законодательства по признакам пола и возраста людей. В настоящее время границами трудоспособного возраста в России считают 16-59 лет для мужчин; 16-54 лет для женщин.
-
Расчет численности трудовых ресурсов производят двумя методами: 1) демографическим (по источникам формирования); 2) экономическим (по фактической занятости). Демографическим методом численность трудовых ресурсов (T) рассчитывают как сумму численности населения в трудоспособном возрасте (Hтв), за вычетом инвалидов I и II групп (ИI,II), числа работающих подростков в возрасте до 16 лет (Рп) и работающих лиц пенсионного возраста (Рпенс), т.е. Т = Нтв − ИI,II + Рп + Рпенс. Экономическим методом численность трудовых ресурсов можно получить как совокупность всего фактически занятого населения (Нз), включая занятых в личном, подсобном и фермерском хозяйствах, плюс лица трудоспособного возраста, занятые в домашнем хозяйстве и уходом за детьми (Тдх), плюс учащиеся с отрывом от производства старше 16 лет (Ту), безработные (Тб) и остальные незанятые лица в трудоспособном возрасте (Тнз): Т = Нз + Тдх + Ту + Тб + Тнз.
-
Расчеты этими методам должны давать одинаковые результаты, однако в региональном разрезе результаты могут не совпадать из-за маятниковой миграции. При этом общая численность занятых и безработных составляет категорию “экономически активного населения” (ЭАН), широко применяемую в международной практике, т.е. ЭАН=Нз+Тб. А численность учащихся с отрывом от производства и занятых в домашнем хозяйстве составляет “мобильный резерв труда”. Состав трудовых ресурсов:
-
Система показателей статистики трудовых ресурсов.
Эта система показателей включает абсолютные и относительные, моментные и интервальные показатели. Она состоит из следующих подсистем: − показатели численности и состава; − показатели воспроизводства; − показатели естественного движения; − показатели механического движения; − показатели занятости и безработицы и другие. Численность трудовых ресурсов и экономически активного населения может быть определена на какую-либо определенную дату или в среднем за определенный период времени. Среднюю численность трудовых ресурсов определяют по формулам средней арифметической или средней хронологической.
-
1. 2. 3. Ti- средняя численность в i-ом интервале, ti- длина i-го интервала между двумя наблюдениями (в месяцах, днях).
-
Проиллюстрируем расчет среднегодовой численности трудовых ресурсов при наличии данных за неравные интервалы времени по формуле средней хронологической взвешенной на следующем условном примере: Численность трудовых ресурсов региона в 2013 г. составила (тыс. человек): на 1 января - 948, на 1 мая - 956, на 1 сентября - 958, на 1 ноября - 952, на 1 января 2014 г. - 950. Ответ:
-
Прирост численности трудовых ресурсов за период, например, за год (ΔT) рассчитывается как разность между численностью на конец и на начало года: ΔT = Tк.г. − Tн.г.. Этот показатель отражает общий прирост трудовых ресурсов (ΔTобщ.), который складывается под влиянием естест- венного прироста (ΔTест.) и механического прироста (ΔTмех.) − миграции, т.е. ΔTобщ. = ΔTест. + ΔTмех.. При этом величина абсолютных показателей указанных приростов рассчитывается как разность соответствующих показателей пополнения (естественного (ЕП) и механического (МП)) и выбытия (естественного (ЕВ) и механического (МВ)), т.е.
-
Система показателей естественного движения (воспроизводства)и механического движения (миграции) трудовых ресурсови методы их расчета
-
-
Методы расчетов перспективной численности трудовых ресурсов.
1. 2. 3. 4.
-
Группировки показателей трудовых ресурсов.
Группировка по уровню образования. Уровень образования является одним из показателей качества трудовых ресурсов. Для его изучения в российской статистике обычно применяется следующая группировка: а) неграмотен; б) читает и пишет; в) начальное образование; г) незаконченное среднее образование; д) общее среднее образование; е) среднее специальное образование; ж) незаконченное высшее образование; з) высшее образование; и) научная степень: кандидата и доктора наук; к) ученое звание.
-
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.Кафедра Макроэкономической статистики и национального счетоводства МЭСИ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Васильева Анастасия Владимировна, к.э.н., доцент кафедры МСиНС МЭСИ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.