Презентация на тему "Экономика мира. Структура международной экономики"

Презентация: Экономика мира. Структура международной экономики
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.3
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Экономика мира. Структура международной экономики"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 16 слайдов. Средняя оценка: 3.3 балла из 5. Также представлены другие презентации по экономике для студентов. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Экономика мира. Структура международной экономики
    Слайд 1

    Глава 5. Экономика мира

    30. Структура международной экономики

  • Слайд 2

    Аналитические группы стран

    Глава 5. Экономика мира 2 30.Структура международной экономики Страны с развитой экономикой (advancedeconomics) — 29 промышленно развитых стран Северной Америки, Западной Европы и Тихоокеанского бассейна с высоким уровнем доходов. Другие страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны (otheremergingmarketsanddevelopingcountries) — все остальные страны.

  • Слайд 3

    Развитые страны

    Глава 5. Экономика мира 3 30.Структура международной экономики Крупнейшие страны с развитой экономикой (majoradvancedeconomies) — Группа 7 (Groupof 7, G-7): Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Великобритания, США. Зона Евро (Euroarea) — европейские страны, в которых используется евро в качестве единой денежной единицы. Европейский союз (EuropeanUnion) — 25 стран — членов Европейского союза — крупнейшей экономической интеграционной группировки в мире. Новые индустриальные экономики Азии (newlyindustrializedAsianeconomies) — 4 страны и территории в Азии (Гонконг, Корея, Сингапур, Тайвань), которые характеризуются стабильно высокими темпами роста.

  • Слайд 4

    Уровни экономического развития

    Глава 5. Экономика мира 4 30.Структура международной экономики страны с низким уровнем доходов (low-incomecountries) — 64 государства, в которых ВНД на душу населения составил в 2005 г. менее 875 долл.; страны с доходами ниже среднего уровня (lowermiddle-incomecountries) — 66 государств, в которых ВНД на душу населения составил 876–3465 долл.; страны с доходами выше среднего уровня (uppermiddle-incomecountries) — 35 государств, в которых ВНД на душу населения составил 3466–10725 долл. Россия входит в эту группу; страны с высоким уровнем доходов (high-incomecountries) — 44 государства, в которых ВНД на душу населения составил более 10 726 долл.

  • Слайд 5

    Развивающиеся страны

    Глава 5. Экономика мира 5 30.Структура международной экономики (developingcountries) — государства, в основном в Азии, Африке, Латинской Америке, характеризующиеся низким и средним уровнем доходов на душу населения. Наименее развитые страны (leastdevelopedcountries, LDCs) — группа развивающихся стран, имеющих право на особое отношениесо стороны других стран.

  • Слайд 6

    Взаимосвязь реальногои внешнего секторов

    Глава 5. Экономика мира 6 30.Структура международной экономики Разность сбережений и инвестиций внутри страны равна счету текущих операций платежного баланса: S-I=CAB Если текущий баланс положительный, страна фактически отдает часть своих сбережений другим странам и не может вкладывать ихв собственное развитие. Если же текущий баланс отрицательный, страна привлекает средства других страни может инвестировать в свой экономический рост не только сбережения внутри страны, но и сбережения других стран.

  • Слайд 7

    Взаимосвязь бюджетногои внешнего секторов

    Глава 5. Экономика мира 7 30.Структура международной экономики Для обеспечения сбалансированности бюджета дефицит можно финансировать из двух источников: займов у резидентов; займов у нерезидентов. Внешнее финансирование бюджета является основным связующим звеном между бюджетным и внешним секторами.

  • Слайд 8

    Взаимосвязь денежногои внешнего секторов

    Глава 5. Экономика мира 8 30.Структура международной экономики Если текущий баланс страны отрицательный, то источников финансирования у нее два: дополнительный приток капитала из-за рубежа; использование государственных валютных резервов. В возможности финансирования платежных дисбалансов заключается связь денежного и внешнего секторов.

  • Слайд 9

    Международная экономическая операция

    Глава 5. Экономика мира 9 30.Структура международной экономики (international economic transaction) — сделка между резидентамии нерезидентами, при которой передается право собственностина материальные или финансовые активы или оказываются услуги. Текущие операции. Капитальные и финансовые операции.

  • Слайд 10

    Текущие операции

    Глава 5. Экономика мира 10 30.Структура международной экономики Торговля товарами (tradeingoods) — купля-продажа овеществленных результатов производства между резидентами и нерезидентами. Торговля услугами (tradeinservices) — покупка-продажа неовеществленных результатов производства, приводящих к изменению условий потребления. Переводы доходов (income) — получение и выплата зарплаты, обычно работникам, пребывающимза рубежом менее года, а также доходы и платежи процентов по иностранным инвестициям и кредитам между резидентами и нерезидентами. Текущие переводы (currenttransfers) — другие платежи между резидентами и нерезидентами (почтовые переводы, оплата налогов, субсидий, социальных пособий), межправительственные платежи, получение и выдача грантов.

  • Слайд 11

    Капитальные и финансовые операции

    Глава 5. Экономика мира 11 30.Структура международной экономики Капитальные переводы (capitaltransfers) — передача собственности на капитал между резидентамии нерезидентами или прощение долга кредитором. Прямые инвестиции (directinvestment) — приобретение резидентом длительного интересав предприятии нерезидента, обычно пакета акций, превышающего 10%. Портфельные инвестиции (portfolioinvestment) — сделки с акциями, облигациями и другими ценными бумагами, обеспечивающими участие в капитале, но не представляющими длительный интерес для инвестора. Другие инвестиции (otherinvestment) — получениеи предоставление коммерческих кредитов, финансовых ссуд, покупка-продажа иностранной валюты, монетарного золота и других резервных активов.

  • Слайд 12

    Структура международной экономики

    Глава 5. Экономика мира 12 30.Структура международной экономики международная микроэкономика — международная торговля товарами, услугами, факторами производстваи регулирующая их государственная политика; международная макроэкономика —международные финансы, государственная экономическая политика в условиях открытой экономики.

  • Слайд 13

    Роберт Солоу

    Глава 5. Экономика мира 13 30.Структура международной экономики (род.1924),американский экономист, автор неоклассической теории экономического роста и развития. Показал, что в длительной перспективе технологическое развитие является фундаментальной предпосылкой для экономического роста. В статье “Вклад в теорию экономического роста” (1956) предложил математическую модель, которая показывала, как возросший основной капитал вызывает рост продукции на душу населения. Эта модель экономического роста получила название модель Солоу.

  • Слайд 14

    Ян Тимберген

    Глава 5. Экономика мира 14 30.Структура международной экономики (1903–1994),нидерландский экономист, один из создателей эконометрики — дисциплины, соединившей экономическую теорию со статистикой и математикой. В 1970-е гг. возглавлял работупо подготовке доклада о концепции и методологии глобалистики как новой науки. Основы ее были изложены в монографии “Пересмотр международного порядка” (1976). “Проблемы человечества ужене могут быть решены правительствами стран. Нужно мировое правительство”.

  • Слайд 15

    Выводы (1)

    Глава 5. Экономика мира 15 30.Структура международной экономики В международной экономике страны делятся на страны с развитой экономикой, другие страныс формирующимся рынкоми развивающиеся страны. Страны с низкими доходамии с доходами ниже средних считаются развивающимися. Группа из наименее развитых стран имеет право на особое отношениесо стороны других стран.

  • Слайд 16

    Выводы (2)

    Глава 5. Экономика мира 16 30.Структура международной экономики Резиденты в каждом из основных секторовэкономики — реальном, бюджетном и денежном — экономически связаны с нерезидентами. Эти связи составляют внешний сектор экономики. Существуют следующие формы международных экономических операций: торговля товарами; торговля услугами; переводы доходов; текущие переводы; прямые инвестиции; портфельные инвестиции; прочие инвестиции и движения резервных активов.

Посмотреть все слайды

Конспект

Обществознание 8класс

№ 24

Тема: Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.

Задача урока

Познакомить учащихся со способами эффективного использования денежных ресурсов и различными формами сбережения как важными функциями семьи в экономике.

План изучения нового материала

I. Номинальные и реальные доходы.

II. Формы сбережения граждан.

III. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.

Актуализация опорных знаний

Проводится вводная беседа по вопросам, предложенным в рубрике «Вспомни».

Номинальные и реальные доходы

I. Содержание первого пункта плана представляет наибольшую сложность для усвоения учащимися. Рекомендуемый вариант изучения — изложение учителем учебного материала в сочетании с необходимыми пояснениями, беседой по предложенным вопросам, анализом ситуаций, выполнением учебно-познавательных заданий.

В начале изложения темы учитель обращается к имеющимся у учащихся знаниям из предыдущих параграфов о доходах семьи (источники доходов, способы их учета и распределения доходов). Следует подчеркнуть, что на доходы семьи в рыночной экономике оказывает влияние такое присущее этой экономической системе явление, как постоянные колебания общего уровня цен на товары и услуги. Эта информация помогает подвести учащихся к осмыслению понятия «инфляция», рассматриваемого как процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги. Для усвоения учащимися сущностных признаков этого понятия учителю полезно поставить и обсудить следующие вопросы: 1) Что является причиной инфляции в рыночной экономике? 2) Какое влияние оказывает инфляция на уровень жизни, благополучие отдельных людей, семей? 3) Кто и как пострадал из вас, ваших родственников, знакомых от инфляции? Приведите примеры.

Обсуждение результатов беседы поможет усвоению ключевых понятий раздела — «реальный доход» и «номинальный доход». Учитель разъясняет разницу между

этими видами доходов, зависимость реальных доходов от общего уровня цен.

Следующий момент в обучении — рассмотрение ряда важных проблем: как инфляция действует на реальные доходы семей? Какие группы населения в большей степени страдают от инфляции? Для их осмысления и лучшего усвоения учащимися учитель обращается не только к информации в учебном тексте. Необходимо понять эти закономерности на конкретных примерах, через анализ практических ситуаций. Например, учителю полезно предложить учащимся обсудить следующие ситуации:

Инженер приборостроительного завода жалуется соседу: «Администрация завода каждый год дает прибавку к зарплате, но инфляция ее съедает». В чем смысл этого разговора?

Три старшеклассника копили деньги на туристическую поездку в летние каникулы. Из-за болезни одного из них поездку пришлось отменить. Сергей положил деньги на текущий счет в банк под 12 процентов годовых. Андрей купил новый велосипед, а Егор решил хранить деньги дома до следующего лета. Годовой рост уровня цен составил 30 процентов. При этом велосипеды подорожали в 1,5 раза. Кто из друзей наиболее рационально распорядился своими деньгами? Поясните свой ответ.

Проверить результативность усвоения изученного поможет выполнение учащимися задания 2 из рубрики «В классе и дома», а также использование следующих заданий:

1) Выбери верное утверждение. Инфляция — это

а) кратковременное (сезонное) повышение общего уровня цен на большую часть товаров и услуг

б) массовый выброс товаров на рынки сбыта для сбивания цен

в) долговременное повышение общего уровня цен натовары и услуги

г) повышение цен на социально значимые виды товаров

2) Какие социальные группы несут потери от инфляции?

а) представители малого бизнеса

б) сотрудники коммерческого банка

в) государственные служащие

г) собственники фирм, занимающихся добычей и переработкой природного сырья

д) работники страховой компании

Формы сбережения граждан.

Этот раздел знакомит учащихся с важной функцией семьи в экономике — созданием сбережений. Изучение этого вопроса вполне по силам самим учащимся. Активизировать их познавательную деятельность можно вопросом: на что семья использует свои доходы? Вероятный ответ, который дадут учащиеся: «Семья использует свои денежные доходы на приобретение необходимых товаров и услуг, выплату налогов, сбережения и другие цели». Таким образом, учащиеся подводятся к усвоению определения понятия «сбережения» как части располагаемого дохода, которая используется на потребление.

Учащиеся узнают о причинах создания семьями сбережений и возможностях использования их не только для нужд семьи, но и в качестве необходимых инвестиций в экономику страны. Приведенный в учебнике пример использования сбережений граждан для покупки иностранной валюты в период высокого уровня инфляции в стране (в 1996 г. почти каждый пятый россиянин выбрал эту форму сбережения), несомненно, нуждается в дополнительном пояснении. Учитель обращает внимание школьников на то, что подобные объемы вложения сбережений в доллары не соответствуют экономическим интересам государства, так как иностранная валюта на руках населения не работает на национальную экономику и лишает банки рублевой базы для предоставления кредитов. Для защиты денежного рынка и укрепления российского рубля Центральный банк России запретил использование иностранной валюты для осуществления платежей на внутреннем рынке. Актуально поставить следующий вопрос и помочь учащимся найти на него ответ: насколько рационально сохранение своих сбережений россиянами в иностранной валюте в сложившейся современной экономической ситуации в стране?

Проблему выбора способов и форм сбережений гражданами и семьями учащимся помогает усвоить значительное число примеров и ситуаций, предложенных в учебном тексте. Учитель может активизировать и социальный опыт самих учащихся, предложив им привести примеры из хозяйственно-экономической жизни своих семей.

Закрепить изученный круг вопросов раздела учителю поможет организация выполнения следующих заданий:

1) Выберите верный ответ.

Семья делает сбережения с целью

а) предотвращения обесценивания денег в условиях роста инфляции

б) приобретения товаров и услуг первой необходимости

в) оплаты коммунальных услуг

г) приобретения дорогостоящих товаров и услуг

2) Семья Петровых накопила значительную сумму сбережений. Она рассматривает несколько вариантов размещения своих накоплений: открыть счет в банке, купить новую мебель, одолжить деньги родственникам для открытия ими своего дела, приобрести земельный участок для постройки дачи, оплатить за год обучения сына в университете. Помогите семье сделать наиболее рациональный (выгодный) выбор с учетом того, что экономисты прогнозируют рост инфляции в течение года в размере 25 процентов.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам.

III. Задача следующего этапа учебного процесса — познакомить учащихся с наиболее распространенной формой сбережения граждан и семей — хранением накопленных денежных средств в банке. Рекомендуем несколько вариантов изучения материалов раздела.

Вариант 1. Обсуждение результатов выполнения опережающего домашнего задания (с. 131) с последующим самостоятельным знакомством школьников с учебным текстом.

Учитель помогает обсудить результаты выполнения задания, обращая внимание не только на содержание банковских операций, но и на условия предоставления услуг. При организации последующего самостоятельного изучения восьмиклассниками учебного материала раздела параграфа преподавателю важно добиться понимания учащимися взаимной полезности (выгодности) финансовых сделок.

Вариант 2. Составление учащимися развернутого плана по учебному тексту. Им предлагается подумать над следующими вопросами: 1) Какие услуги предоставляют гражданам банки? 2) Какие виды вкладов предлагаются клиентам при открытии счета в банке? 3) За что банк выплачивает процент вкладчикам? 4) На каких условиях можно получить банковский кредит? 5) С какой целью клиенты банка берут потребительский кредит? 6) Существуют ли причины, препятствующие получению кредита? 7) Заинтересовано ли государство в развитии форм сбережения и кредитования населения?

Учитель в целях выявления результативности усвоения изученного материала может организовать выполнение практического задания 4 из рубрики «В классе и дома» в конце параграфа.

Вариант 3. Изложение учителем основных положений учебного текста в сочетании с необходимыми разъяснениями и дополнениями, организация работы с таблицей.

Познакомив учащихся с банковскими услугами и операциями, учитель предлагает школьникам обсудить следующий проблемный вопрос: кто выигрывает от предоставляемых банком услуг — владельцы сбережений или заемщики? Можно предложить учащимся поделиться на три группы, представляющие в отдельности интересы работников банка, владельцев сбережений и заемщиков денежных средств. Каждая из групп доказывает необходимость использования таких условий и способов совершения сделок, которые позволили бы ей получить большую полезность (выгоду) от участия в них.

Усвоению учащимися понятия «банковский кредит» и особенностей такой банковской операции, как предоставление кредита, поможет обсуждение мнения известного американского экономиста Пола Хейне. Он так охарактеризовал назначение этой банковской услуги: «Процент есть цена, которую люди платят за то, чтобы получить ресурсы сейчас, вместо того, чтобы ждать до тех пор, пока они заработают деньги, на которые эти ресурсы можно купить».

Учитывая важность решения задачи подготовки учащихся к выполнению наиболее массовой социальной роли — роли потребителя, особого внимания заслуживает информация о потребительском кредите. Учитель обращает внимание на потребность семей в использовании этой услуги. Все семьи независимо от уровня благосостояния ограничены в доходах. Ситуации, когда в семье не хватает денег на покупку необходимой вещи, возникают достаточно часто. Например, семья хочет жить в новой, уютной квартире, но необходимую сумму надо еще копить многие годы. В этой ситуации, возможно, лучшим способом будет приобретение жилья при помощи кредита.

Как получить потребительский кредит? При рассмотрении этого вопроса учитель обращает внимание на то, что российские банки в настоящее время стараются выяснить кредитную историю клиента, т. е. получить следующие сведения о нем: возможность возвратить деньги вместе с процентами, финансовую устойчивость, источники погашения ссуды, честность и обязательность заемщика. В этой ситуации у молодых людей нередко возникают трудности с получением кредита или покупкой товара в кредит, так как у них отсутствует кредитная история.

Учебный текст о росте спроса населения России на использование потребительского кредита необходимо проиллюстрировать фактами. Например, в России общий объем выданных гражданам кредитов вырос с 2,5 млрд долларов в 2000 г. до 21 млрд долларов в 2004 г. Примерно 70 процентов выданных кредитов — это магазинные кредиты, предназначенные для покупки товаров — бытовой техники, компьютеров и т. п. Выдаются они на срок до года и без проверки платежеспособности заемщика. Значительно меньше долгосрочных кредитов на покупку, например, автомобилей, квартир и другой недвижимости. Однако банки беспокоит рост задолженности по магазинным кредитам, которая может составлять до 20 процентов. В этой связи полезно обсудить вопросы: как бороться с недобросовестными заемщиками? Почему кредиторы повышают процент по кредиту? Что необходимо для получения и поддержки хорошей репутации в области кредита? Чем чреват резкий рост потребительского кредита?

В завершение можно предложить учащимся заполнить таблицу:

Потребительский кредит

Преимущества

Недостатки

Предположим, что учащиеся отметят следующие преимущества потребительского кредита: возможность немедленной покупки товара, удобство совершения покупки, стимулирование потребительских расходов. К недостаткам потребительского кредита отнесут следующие: приводит к перерасходу средств, обычно покупки в кредит обходятся дороже, чем при оплате наличными, происходит рост задолженности потребителей.

Современное российское общество, направления политики

Изучение проблемы влияния устойчивого роста цен (инфляции) на реальные доходы граждан, последствий этой экономической ситуации для семей, отдельных групп населения важно связать с фактами российской действительности (см. аналогичную рубрику урока «Распределение доходов»).

Необходимо отметить, что направления долгосрочных перспектив развития страны связаны в значительной степени с реализацией главной задачи — достичь качественного изменения жизни граждан, общества в целом. Важно привести примеры заинтересованности государства в стимулировании спроса населения и росте его реальных доходов. Например, факты ежегодной индексации правительством денежных доходов работников бюджетной сферы, пенсий, пособий.

Домашнее задание

Проработать текст параграфа, выполнить задания 1 и 3 из рубрики «В классе и дома».

Обществознание 8класс

№ 24

Тема: Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.

Задача урока

Познакомить учащихся со способами эффективного использования денежных ресурсов и различными формами сбережения как важными функциями семьи в экономике.

План изучения нового материала

I. Номинальные и реальные доходы.

II. Формы сбережения граждан.

III. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.

Актуализация опорных знаний

Проводится вводная беседа по вопросам, предложенным в рубрике «Вспомни».

Номинальные и реальные доходы

I. Содержание первого пункта плана представляет наибольшую сложность для усвоения учащимися. Рекомендуемый вариант изучения — изложение учителем учебного материала в сочетании с необходимыми пояснениями, беседой по предложенным вопросам, анализом ситуаций, выполнением учебно-познавательных заданий.

В начале изложения темы учитель обращается к имеющимся у учащихся знаниям из предыдущих параграфов о доходах семьи (источники доходов, способы их учета и распределения доходов). Следует подчеркнуть, что на доходы семьи в рыночной экономике оказывает влияние такое присущее этой экономической системе явление, как постоянные колебания общего уровня цен на товары и услуги. Эта информация помогает подвести учащихся к осмыслению понятия «инфляция», рассматриваемого как процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги. Для усвоения учащимися сущностных признаков этого понятия учителю полезно поставить и обсудить следующие вопросы: 1) Что является причиной инфляции в рыночной экономике? 2) Какое влияние оказывает инфляция на уровень жизни, благополучие отдельных людей, семей? 3) Кто и как пострадал из вас, ваших родственников, знакомых от инфляции? Приведите примеры.

Обсуждение результатов беседы поможет усвоению ключевых понятий раздела — «реальный доход» и «номинальный доход». Учитель разъясняет разницу между

этими видами доходов, зависимость реальных доходов от общего уровня цен.

Следующий момент в обучении — рассмотрение ряда важных проблем: как инфляция действует на реальные доходы семей? Какие группы населения в большей степени страдают от инфляции? Для их осмысления и лучшего усвоения учащимися учитель обращается не только к информации в учебном тексте. Необходимо понять эти закономерности на конкретных примерах, через анализ практических ситуаций. Например, учителю полезно предложить учащимся обсудить следующие ситуации:

Инженер приборостроительного завода жалуется соседу: «Администрация завода каждый год дает прибавку к зарплате, но инфляция ее съедает». В чем смысл этого разговора?

Три старшеклассника копили деньги на туристическую поездку в летние каникулы. Из-за болезни одного из них поездку пришлось отменить. Сергей положил деньги на текущий счет в банк под 12 процентов годовых. Андрей купил новый велосипед, а Егор решил хранить деньги дома до следующего лета. Годовой рост уровня цен составил 30 процентов. При этом велосипеды подорожали в 1,5 раза. Кто из друзей наиболее рационально распорядился своими деньгами? Поясните свой ответ.

Проверить результативность усвоения изученного поможет выполнение учащимися задания 2 из рубрики «В классе и дома», а также использование следующих заданий:

1) Выбери верное утверждение. Инфляция — это

а) кратковременное (сезонное) повышение общего уровня цен на большую часть товаров и услуг

б) массовый выброс товаров на рынки сбыта для сбивания цен

в) долговременное повышение общего уровня цен натовары и услуги

г) повышение цен на социально значимые виды товаров

2) Какие социальные группы несут потери от инфляции?

а) представители малого бизнеса

б) сотрудники коммерческого банка

в) государственные служащие

г) собственники фирм, занимающихся добычей и переработкой природного сырья

д) работники страховой компании

Формы сбережения граждан.

Этот раздел знакомит учащихся с важной функцией семьи в экономике — созданием сбережений. Изучение этого вопроса вполне по силам самим учащимся. Активизировать их познавательную деятельность можно вопросом: на что семья использует свои доходы? Вероятный ответ, который дадут учащиеся: «Семья использует свои денежные доходы на приобретение необходимых товаров и услуг, выплату налогов, сбережения и другие цели». Таким образом, учащиеся подводятся к усвоению определения понятия «сбережения» как части располагаемого дохода, которая используется на потребление.

Учащиеся узнают о причинах создания семьями сбережений и возможностях использования их не только для нужд семьи, но и в качестве необходимых инвестиций в экономику страны. Приведенный в учебнике пример использования сбережений граждан для покупки иностранной валюты в период высокого уровня инфляции в стране (в 1996 г. почти каждый пятый россиянин выбрал эту форму сбережения), несомненно, нуждается в дополнительном пояснении. Учитель обращает внимание школьников на то, что подобные объемы вложения сбережений в доллары не соответствуют экономическим интересам государства, так как иностранная валюта на руках населения не работает на национальную экономику и лишает банки рублевой базы для предоставления кредитов. Для защиты денежного рынка и укрепления российского рубля Центральный банк России запретил использование иностранной валюты для осуществления платежей на внутреннем рынке. Актуально поставить следующий вопрос и помочь учащимся найти на него ответ: насколько рационально сохранение своих сбережений россиянами в иностранной валюте в сложившейся современной экономической ситуации в стране?

Проблему выбора способов и форм сбережений гражданами и семьями учащимся помогает усвоить значительное число примеров и ситуаций, предложенных в учебном тексте. Учитель может активизировать и социальный опыт самих учащихся, предложив им привести примеры из хозяйственно-экономической жизни своих семей.

Закрепить изученный круг вопросов раздела учителю поможет организация выполнения следующих заданий:

1) Выберите верный ответ.

Семья делает сбережения с целью

а) предотвращения обесценивания денег в условиях роста инфляции

б) приобретения товаров и услуг первой необходимости

в) оплаты коммунальных услуг

г) приобретения дорогостоящих товаров и услуг

2) Семья Петровых накопила значительную сумму сбережений. Она рассматривает несколько вариантов размещения своих накоплений: открыть счет в банке, купить новую мебель, одолжить деньги родственникам для открытия ими своего дела, приобрести земельный участок для постройки дачи, оплатить за год обучения сына в университете. Помогите семье сделать наиболее рациональный (выгодный) выбор с учетом того, что экономисты прогнозируют рост инфляции в течение года в размере 25 процентов.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам.

III. Задача следующего этапа учебного процесса — познакомить учащихся с наиболее распространенной формой сбережения граждан и семей — хранением накопленных денежных средств в банке. Рекомендуем несколько вариантов изучения материалов раздела.

Вариант 1. Обсуждение результатов выполнения опережающего домашнего задания (с. 131) с последующим самостоятельным знакомством школьников с учебным текстом.

Учитель помогает обсудить результаты выполнения задания, обращая внимание не только на содержание банковских операций, но и на условия предоставления услуг. При организации последующего самостоятельного изучения восьмиклассниками учебного материала раздела параграфа преподавателю важно добиться понимания учащимися взаимной полезности (выгодности) финансовых сделок.

Вариант 2. Составление учащимися развернутого плана по учебному тексту. Им предлагается подумать над следующими вопросами: 1) Какие услуги предоставляют гражданам банки? 2) Какие виды вкладов предлагаются клиентам при открытии счета в банке? 3) За что банк выплачивает процент вкладчикам? 4) На каких условиях можно получить банковский кредит? 5) С какой целью клиенты банка берут потребительский кредит? 6) Существуют ли причины, препятствующие получению кредита? 7) Заинтересовано ли государство в развитии форм сбережения и кредитования населения?

Учитель в целях выявления результативности усвоения изученного материала может организовать выполнение практического задания 4 из рубрики «В классе и дома» в конце параграфа.

Вариант 3. Изложение учителем основных положений учебного текста в сочетании с необходимыми разъяснениями и дополнениями, организация работы с таблицей.

Познакомив учащихся с банковскими услугами и операциями, учитель предлагает школьникам обсудить следующий проблемный вопрос: кто выигрывает от предоставляемых банком услуг — владельцы сбережений или заемщики? Можно предложить учащимся поделиться на три группы, представляющие в отдельности интересы работников банка, владельцев сбережений и заемщиков денежных средств. Каждая из групп доказывает необходимость использования таких условий и способов совершения сделок, которые позволили бы ей получить большую полезность (выгоду) от участия в них.

Усвоению учащимися понятия «банковский кредит» и особенностей такой банковской операции, как предоставление кредита, поможет обсуждение мнения известного американского экономиста Пола Хейне. Он так охарактеризовал назначение этой банковской услуги: «Процент есть цена, которую люди платят за то, чтобы получить ресурсы сейчас, вместо того, чтобы ждать до тех пор, пока они заработают деньги, на которые эти ресурсы можно купить».

Учитывая важность решения задачи подготовки учащихся к выполнению наиболее массовой социальной роли — роли потребителя, особого внимания заслуживает информация о потребительском кредите. Учитель обращает внимание на потребность семей в использовании этой услуги. Все семьи независимо от уровня благосостояния ограничены в доходах. Ситуации, когда в семье не хватает денег на покупку необходимой вещи, возникают достаточно часто. Например, семья хочет жить в новой, уютной квартире, но необходимую сумму надо еще копить многие годы. В этой ситуации, возможно, лучшим способом будет приобретение жилья при помощи кредита.

Как получить потребительский кредит? При рассмотрении этого вопроса учитель обращает внимание на то, что российские банки в настоящее время стараются выяснить кредитную историю клиента, т. е. получить следующие сведения о нем: возможность возвратить деньги вместе с процентами, финансовую устойчивость, источники погашения ссуды, честность и обязательность заемщика. В этой ситуации у молодых людей нередко возникают трудности с получением кредита или покупкой товара в кредит, так как у них отсутствует кредитная история.

Учебный текст о росте спроса населения России на использование потребительского кредита необходимо проиллюстрировать фактами. Например, в России общий объем выданных гражданам кредитов вырос с 2,5 млрд долларов в 2000 г. до 21 млрд долларов в 2004 г. Примерно 70 процентов выданных кредитов — это магазинные кредиты, предназначенные для покупки товаров — бытовой техники, компьютеров и т. п. Выдаются они на срок до года и без проверки платежеспособности заемщика. Значительно меньше долгосрочных кредитов на покупку, например, автомобилей, квартир и другой недвижимости. Однако банки беспокоит рост задолженности по магазинным кредитам, которая может составлять до 20 процентов. В этой связи полезно обсудить вопросы: как бороться с недобросовестными заемщиками? Почему кредиторы повышают процент по кредиту? Что необходимо для получения и поддержки хорошей репутации в области кредита? Чем чреват резкий рост потребительского кредита?

В завершение можно предложить учащимся заполнить таблицу:

Потребительский кредит

Преимущества

Недостатки

Предположим, что учащиеся отметят следующие преимущества потребительского кредита: возможность немедленной покупки товара, удобство совершения покупки, стимулирование потребительских расходов. К недостаткам потребительского кредита отнесут следующие: приводит к перерасходу средств, обычно покупки в кредит обходятся дороже, чем при оплате наличными, происходит рост задолженности потребителей.

Современное российское общество, направления политики

Изучение проблемы влияния устойчивого роста цен (инфляции) на реальные доходы граждан, последствий этой экономической ситуации для семей, отдельных групп населения важно связать с фактами российской действительности (см. аналогичную рубрику урока «Распределение доходов»).

Необходимо отметить, что направления долгосрочных перспектив развития страны связаны в значительной степени с реализацией главной задачи — достичь качественного изменения жизни граждан, общества в целом. Важно привести примеры заинтересованности государства в стимулировании спроса населения и росте его реальных доходов. Например, факты ежегодной индексации правительством денежных доходов работников бюджетной сферы, пенсий, пособий.

Домашнее задание

Проработать текст параграфа, выполнить задания 1 и 3 из рубрики «В классе и дома».

Скачать конспект

Сообщить об ошибке