Содержание
-
ТЕМА 8. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ Э. ФРОММА ДИСЦИПЛИНА- СЕРВИСОЛОГИЯ (ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ) СПЕЦИАЛЬНОСТИ - 10010365 (230500 – СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ; 10011065 (230600) ДОМОВЕДЕНИЕ ИНСТИТУТ: ИСМД, кафедра СЕРВИСА И МОДЫ КОНОПЛЕВА НИНА АЛЕКСЕЕВНА – КАНД. КУЛЬТУРОЛОГИИ, ДОЦЕНТ ПО КАФЕДРЕ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ЗАВ, КАФ. СМ
-
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Личность как продукт взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Экзистенциальные потребности человека по Э. Фромму. Социальные типы характера по Э. Фромму.
-
Требования к знаниям, умениям и навыкам
Знания: Основных подходов к индивиду, личности с точки зрения гуманистической теории. Умения: Анализировать потребности человека в контексте понятия об экзистенциальных потребностях у Э. Фромма. Навыки - управления поведением потребителя на основе выявленных потребностей и путей преодоления отчужденности.
-
Ключевые понятия
Гуманистическая психология – новое направление персонологии. Ее представители считают, что человек от природы способен к самосовершенствованию, сущность человека движет его в направлении личностного роста, творчества, самодостаточности. Кроме того, сторонники гуманистической психологии утверждают, что люди разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов.
-
Авторитарная личность – понятие и концепция Э. Фромма, объясняющая существование особого типа личности, являющейся основой тоталитарных режимов. Для этого типа личности характерны непереносимость свободы, жажда власти, агрессивность, ориентация на авторитет лидера, группы, государства, стереотипность мышления и конформизм. Авторитарный характер – тип характера садомозахистской личности, одновременно восхищающейся властью, желающей подчиняться ей и стремящейся стать властью, чтобы подчинять других.
-
Деструкция (деструктивность) – разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо, уничтожение
-
Учебный материал
Э. Фромм утверждал, что поведение человека может быть принято только в свете влияния культуры в конкретный момент истории, он считал, что на выражение потребностей человека всегда влияют социальные системы. Личность, по его мнению, продукт динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний.
-
Фромм считает, что неотъемлемым проявлением человеческого существования в наше время является одиночество и отчужденность. Преодолевая отчужденность человек использует различные поведенческие стратегии: 1. Авторитаризм – стремление соединиться с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Я»
-
Учебный материал(продолжение)
2. Деструктивность – человек при этом стремится преодолевать неполноценность уничтожая или покоряя других. Идея человеческой деструктивности выдвигалась и развивалась рядом психоаналитиков (С. Шпильрейн, З. Фрейдом, Э. Фроммом). В учении З. Фрейда инстинкт деструктивности (агрессии, ненависти, уничтожения, разрушения, смерти, убийства, Тонатос) трактовался как одно из двух основных человеческих влечений, противостоящее жизнеутверждающему Эросу (инстинкту жизни, любви, созидания)
-
3. Подчинение социальным нормам – индивидуум ведет себя как общепринято, прекращает быть самим собой, превращается в тип личности, востребованный культурой, становясь похожим на других.
-
Учебный материалЭкзистенциальные потребности человека
По утверждению Э.Фромма, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности, не имеющие ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами: Потребность в установлении связей (горизонтальные связи) – чтобы преодолеть ощущение изоляции всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие, нести за кого-то ответственность.
-
Потребность в преодолении. Фромм считает, что все люди нуждаются в преодолении своей животной природы, чтобы стать активными и творческими создателями своей жизни. Потребность в укорененности (вертикальные связи) – люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира, испытывают потребность в корнях, чувстве стабильности, безопасности, которые удовлетворялись в детстве за счет связи с матерью, родителями, домом, сообществом.
-
Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самим собой, в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других. Потребность в системе взглядов и преданности – согласно Фромму людям необходима стабильная и постоянная опора в виде системы взглядов, убеждений, помогающих постигать реальность, кроме того человек нуждается в объекте, посвящении себя кому-то или чему-то.
-
Учебный материалСоциальные типы характера
Непродуктивные типы характера: Рецептивный тип – зависимые, пассивные, не способные делать что-либо без посторонней помощи, стремящиеся быть любимыми; Эксплуатирующий тип – берут все необходимое силой и изобретательностью, они агрессивны, надменны, эгоцентричны. Накапливающий тип – стремятся обладать как можно большим количеством материальных благ, власти, любви.
-
Рыночный тип – исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Их отношения с окружающими поверхностны. Продуктивный характер – конечная цель в развитии человека (по Э. Фромму). Он независимый, честный, любящий, спокойный, творческий, ответственный, уважительный. Это зрелая, целостная структура характера.
-
Вопросы для самопроверки
Охарактеризуйте понятие и основные принципы в подходе к человеку гуманистической психологии Э. Фромма. Раскройте суть основных поведенческих стратегий преодоления человеком одиночества и отчужденности. Охарактеризуйте понимание экзистенциальных потребностей, их классификацию. Обоснуйте суть основных положений Э. Фромма о продуктивном и деструктивных типах характера.
-
Рекомендуемая литература: Основная литература:
Коноплева Н.А. Сервисология (человек и его потребности): учеб. пособие/ Н.А. Коноплева. – М.: Флинта : МПСИ, 2008. Холл Кэлвин, Линдсей Гарднер. Теории личности. М., 1997. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
-
Рекомендуемая литература: Дополнительная литература:
Фромм Э. Душа человека. – М.,1992. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994. Фромм Э. Адольф Гитлер. Клинический случай некрофилии. – М., 1992.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.