Содержание
-
Инновации в социально-политической сфере
А.Ю.Сунгуров. Курс Политические инновации» Лекция 3 1
-
Структура лекции
1. Инновации в социуме и инноватика 2. Инновации в государственной политике (policy) и управлении 3. Развитие института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ (опыт СПб центра СТРАТЕГИЯ) 2
-
1. Инновации в социуме и инноватика.
-
В первой половине ХХ в.
под влиянием функционализма процессы изменений оказались скорее на периферии внимания социальных наук, а инновации в основном интерпретировались как проявления неравновесий, напряжений в системе Однако затем проблемы социальных изменений снова стали актуальными
-
Профессор С.С.Фролов в учебнике «Социология»
определив открытие как «разделяемое многими людьми восприятие аспекта реальности, ранее неизвестного», а изобретение (как материальное, так и социальное) – как «новую комбинацию или новое использование существующего знания»; использует в своей книге термин «инновация» как «включающее в себя как открытие, так и изобретение»
-
Профессор РАГС В.Л.Романов:
«Новация (новшество) – нечто необычно новое, впервые созданное или возникшее, предложенное или заявившее о себе, но еще устойчиво не закрепившееся и не получившее широкого распространения. Инновирование – процесс введения, закрепления и распространения новации. Может осуществляться спонтанно (диффузия) или целенаправленно внедряться с преодолением невосприимчивости либо активного сопротивления рутинных структур.
-
В.Л.Романов:
Инновация – результат инновирования, проявившийся распространением новации. Критерием инновации является возникновение и закрепление новых качественных характеристик обновляемой системы. Инновационный процесс – прохождение новацией стадий зарождения, проявления, инновирования, инновации и рутинизации».
-
Социальная инновация -
«1) результат творческой деятельности, получивший широкое применение и послуживший основанием для значимых социальных изменений; 2) процесс преобразования нововведений в социокультурные нормы и образцы, обеспечивающий их институциональное оформление и закрепление в сфере духовной и материальной культуры общества» Социологическая энциклопедия, 2003
-
Инновация как стадия общего процесса изменений социума
Социологи выделяют в инновациях четыре основных элемента: «новшество», «новаторы», «агенты диффузии», «оцениватели». Критическую, переломную фазу процесса составляет изменение поведения «оценивателей» соответственно тем или иным инновациям
-
4 типа социальных инноваций:
органичные – внутренне обусловленные социальные инновации с присущим этому обществу содержанием; заимствованные – внутренне обусловленные социальные инновации с внешним содержательным источником; стимулированные – внешне обусловленные с внутренним содержательным источником; экспансивные – внешне обусловленные социальные инновации с внешним содержательным источником. (М.В.Рычев, 2007)
-
Большой толковый социологический словарь:
диффузия (diffusion) - распространение черт культуры (например, религиозных убеждений, технологических идей, форм языка и т.д.) или социальной практики одного общества (группы) другому, Понятие диффузии также связано с дискуссиями вокруг теорий экономического и социального развития и модернизации
-
Толкотт Парсонс (1964):
диффузия социальных учреждений (эволюционных всеобщностей) и культурных ценностей, характерных для западных капиталистических демократических государств, необходима для обеспечения развития "третьего мира". Эта позиция резко критиковалась авторами левой ориентации,
-
Появление термина «Инноватика»
Отрасль теории изменения, предметом которой является инновационный процесс и производимые им изменения в какой-либо системе Инновация как социальный феномен, появление и функционирование которого в культуре вызывает системные социальные изменения.
-
В СПбГТУ с 1997 г. работал
Институт инноватики, с 2007 г. – факультет инноватики. Здесь инновации рассматриваются как синоним нововведения, а под инноватикой понимается «область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности».
-
Инновационная деятельность -
«деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования, результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами» (Сайт факультета Инноватики) Т.е. технократическое определение
-
Курс «Введение в инноватику» читается в МИФИ
«особое влияние на становление инноватики оказали потребности развития техники, развитие системного анализа, теории организаций и управления, кибернетики, новейших информационных и социальных технологий», а также «инноватика интегрировала многие идеи теории модернизации, социально-философских и культурологических доктрин, социологии, общей и социальной психологии, креатологии, акмеологии»
-
А.А.Поскряков (МИФИ) выделяет
«Отраслевая инноватика» - зависимость инновативного изменения от специфики самого предмета этого изменения «Социология инноватики» - инновационные взаимодействия и взаимоотношения, исследуются «инновационная дееспособность» («недееспособность») индивидов, коллективов, а также общества в целом
-
«Психология инноватики»
рассматриваются содержание, структура и типы инновационной активности личности как субъекта творческой деятельности в их взаимосвязи с психологическими характеристиками человека
-
Педагогическая инноватика
наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования
-
– «наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования» (А.В.Хуторский) - «учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и, наконец, использовании и применении на практике» (Н.Р.Юсуфбекова)
-
Новшество и инновация
Если новшество - это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) - это реализованное изменение, ставшее из возможного действительным. Процесс перехода новшества в нововведение мы понимаем как процесс внедрения, как инновационный процесс, но не весь, а только его часть…Чтобы произведенное новшество вошло в массовую практику образования, оно должно получить распространение. Распространение (диффузия) новшеств - это третья составляющая инновационного процесса»
-
«Психология инноватики» -
рассматриваются содержание, структура и типы инновационной активности личности как субъекта творческой деятельности в их взаимосвязи с психологическими характеристиками человека
-
Педагогическая инноватика
наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования
-
– «наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования» (А.В.Хуторский) - «учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и, наконец, использовании и применении на практике» (Н.Р.Юсуфбекова)
-
Новшество и инновация
Если новшество - это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) - это реализованное изменение, ставшее из возможного действительным. Процесс перехода новшества в нововведение мы понимаем как процесс внедрения, как инновационный процесс, но не весь, а только его часть…Чтобы произведенное новшество вошло в массовую практику образования, оно должно получить распространение. Распространение (диффузия) новшеств - это третья составляющая инновационного процесса»
-
2. Инновации в государственной политике (policy) и управлении
26
-
Рассмотрим книгу Нельсона Полсби
Polsby Nelson W. Political Innovation in America. The politics of policy Initiation. – New Haven and London: Yale University Press, 1984. Как пример сравнительного анализа политических инноваций на национальном уровне 27
-
Семь характеристик инновационного процесса
1. Выбор определенного времени (timing), «окна возможности». От попадания в это «окно возможностей» зависит длительность времени запаздывания между предложением и реализацией. Некоторые инновации легко попадают в фазу внедрения, другие ожидают годы 28
-
2. Специализация
Ограничивается ли формирование политики специалистами, или подразумевается участие на ранних стадиях выдвижения альтернатив политиков широкого профиля? Здесь подразумевается разделение между экспертами и политиками как источник политических альтернатив. 29
-
3. Существование согласия в субкультурах принятия решений
Некоторые инновации в политике (полиси) возникают в атмосфере, в которой существует общее согласие по поводу того, что эти потребности действительно существуют. Другие - сначала вообще не воспринимаются чиновниками как проблемы. Члены групп ЛПР могут иметь или не иметь согласия по поводу предлагаемых решений, а также в том, что такая проблема существует в принципе. 30
-
4.Общественное внимание.
Некоторые инновации не требуют внимания и общественной поддержки, другие нуждаются в них, чтобы достичь фазы утверждения. 5. Политические конфликты. Некоторые инновации вызывают слабую общественную или политическую оппозицию, другие – очень сильную. 31
-
6. Научное обеспечение.
Некоторые инновации являются импровизациями, и принимаются как бы «с лета»; для других требуется научное подкрепление, исследования, при этом эмпирические предпосылки инноваций также постоянно проверяются и перепроверяются. 32
-
7. Выделение стадий
Существует ли разделение и временное слияние, интеграция процессов внедрения и поиска? Для некоторых инноваций альтернативы предлагаются задолго до того как осознается потребность в решении. 33
-
7. Выделение стадий - 2
Для других случаев, осознание потребности и предложение решения происходят почти одновременно, «решения преследуют проблемы быстрее, чем проблемы ищут решения». 34
-
Нельсон Полсби взял для анализа
четырнадцать послевоенных инноваций во внутренней и внешней политики. Среди инноваций во внутренней политики: «Гражданский контроль атомной энергетики», первое предложение – законопроект Буша – Конната – 1944 г., принятие закона – 1946 г., то есть временной лаг – два года. 35
-
Внутренняя политика
«Создание национального научного фонда», первое предложение – статья в 1945 году, принятие закона – 1950 г., то есть временной лаг – уже пять лет. система медицинского страхования для пожилых, совет экономических советников, местное участие в программах действий местных сообществ (Local participations in Community action programs); 36
-
Инновации во внешней политике
«Договор о запрещении ядерных испытаний», первое предложение – план Ачерсон-Лилиенталя – 1946 г., заключение договора - 1963 г., то есть временной лаг – уже 17 лет. Корпус мира, Доктрина Трумэна (экономическая помощь Греции и Турции). 37
-
Все инновации анализировались
На основе семи характеристик. В итоге выделено два типа возникновения таких инноваций – «острый», когда между появлением идеи и принятием политического решений проходит относительно мало времени, и «инкубационный», когда этот период может длиться десятилетия. 38
-
Инновации первого типа
- гражданский контроль атомной энергии, программа действий сообществ и Доктрина Трумэна – ограниченные конфликты, критерии решения относительно свободны от партийной идеологии и от популистской риторики для народа, имеется консенсус среди лиц, принимающих решения об актуальности проблем 39
-
Такие инновации возникают
- в среде людей, очень близких к деятельности агентств, на которые эти инновации направлены. Главные линии конфликта в случае контроля над атомной энергией были не политические, партийные, а скорее юридические, комитеты конгресса боролись за пространство для действий на одном уровне, и научные бюрократы сражались против военно-научных на другом уровне. 40
-
Инкубационные инновации
-Медицинское страхование, Корпус мира и Совет Экономических советников - созревают медленно, изначально нет общего понимания даже существования проблемы. Понимание актуальности проблемы зарождается медленно и достаточно далеко (в социальном, временном и даже физическом плане) от группы ЛПР 41
-
Эти инновации возникают
среди общества, среди университетских ученых и не-университетских исследователей, технических специалистов групп интересов, правительственных ведомств и т.д. Инкубированные инновации часто начинают свой путь в программах политических партий, в национальных партийных платформах и речах сенаторов и понемногу становятся предметом слушаний в конгрессе 42
-
Нельсон Полсби отмечает
существование иногда большого временного лага между появлением идеи инновации и ее реализацией. Велика роль личностей, которые серьезно размышляют над проблемами, кто ищет и находит альтернативы, кто сохраняет жизнеспособность этих альтернативных решений и их самих для возможного будущего использования лицами, принимающими решения. 43
-
В появлении инноваций велика роль
изобретателей, адапторов, антрепренеров политик, брокеров, инкубаторов. Это люди, которые специализируются в обществе на задачах игры с идеями и выпусканием их в воздух: профессора, эксперты групп интересов 44
-
Полсби пишет, что это не всегда интелектуалы
Иногда они не делали ничего кроме как творчески заимствовали нечто из повседневного опыта, что было просто недоступно для обычных политиков и бюрократов в их ежедневной текучке. Этот опыт часто принадлежит к другим странам, поэтому для развития социальной политики крайне важно наличие нескольких человек, которые черпают вдохновение из того или иного или иного зарубежного опыта. 45
-
Вторая работа – Вильяма Гвина о появлении института Омбудсмана в Англии
Gwyn, Willam B. Ombudsman Policy Innovation in the English-speaking world. (Research Report – Institute of Governmental Studies, Univ. of California; 80-2) – Berkeley: Univ. of California, 1980. – 51 p. 46
-
Обстоятельства появления и развития политических (policy) инноваций:
Каковы условия, при которых некоторые люди предлагают «политики», не известные ранее в этой политической системе? Имеют ли эти инноваторы характеристики, отличные от остальных людей этого общества? Как предложение инновации зависит от конкретной индивидуальной истории ее создания? 47
-
Обстоятельства появления инноваций
Как адаптация инновации лицами, принимающими решение, зависит от способа предложения? Каково взаимоотношение между конкретным временем предложения инновации и ее принятием соответствующими ЛПР? 48
-
В работе детально показано
Как для появления института омбудсмана в Великобритании было использовано «окно возможностей», появившееся в стране в середине 60-х годов Создание института контроля как «фишка» предвыборной программы лейбористов под руководством Гарольда Вильсона 49
-
Условия для успешного внедрения
инновационной практики в общественно-политической жизни: 1. Восприятие социальной потребности 2. Приговор, признание существующей политики (public policies) как неадекватно удовлетворяющей социальной потребности. 50
-
Условия для внедрения-2
3. Осведомленность о политической институте или практике (public policy), не предлагавшейся до этого в политической системе 4. Признание инновации как эффективного средства для удовлетворения потребности при некоторых условиях 5.Признание, что эти условия существуют в данном обществе 51
-
Условия для внедрения-3
6.Признание, что инновация предпочтительна или совместима с иными релевантными политиками (policies) 7. Сообщение об инновации другим для ее обсуждения Последовательность м.б. и иной. Условия 3 и 4 могут возникнуть первыми и повлиять на возникновение 1-го, 2-го и 5-го условий. 52
-
Условия для внедрения
53 1.Восприятие потребности 2.Признание Неадекватности политики 3. Инфо о Новом институте 4.Признание Инновации как средства при условии 5. Признание наличия этого условия 6. Признание совместимости инновации с другими политиками 7. Сообщение об инновации другим для дискуссии
-
3. Развитие института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ (опыт СПб центра СТРАТЕГИЯ)
54
-
Омбудсман - это:
Достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и осуществляющее опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений.
-
Основные функции Омбудсмана
Содействие более эффективной работе власти Содействие жителям в восстановлении нарушенных властью прав Реализация функции посредника, моста между обществом и властью Реализация функции внесудебного расследования
-
Краткая история появления и самоорганизации
Самые первые: 1996 г. – Избран УПЧ в Республике Башкортостан – Ч.Б.Газизов 1997 – избран УПЧ в Свердловской области В.В.Машков 1998 – Избран УПЧ в Смоленской области В.Н.Осин
-
Ч.Б.Газизов В.Н.Осин
-
1997 г.: начало деятельности СПб центра СТРАТЕГИЯ
По развитию института УПЧ Совместно с партнерами из Швеции (проф. Андерш Фогелклу), при поддержке программы Тасис Проведены две конференции, три рабочих встречи экспертов СПб и Швеции Итого работы – Закон «Об Уполномоченном по правам человека в СПб» – принят 30.12.1997 г.
-
Программа «Региональный омбудсман» (СПб центр СТРАТЕГИЯ и Совет Европы)
1998 г: Конференции: «Развитие института УПЧ на Северо-Западе России», СПб, март и Развитие института УПЧ на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, Иркутск, июнь. Семинары-тренинги по развитию института Уполномоченного): Осетия, сентябрь, Самара, ноябрь. 1999 г.: Мурманск, Архангельск, Петрозаводск, Псков, Новосибирск 2000 г.: Сыктывкар, Ростов-на-Дону, Пушкин, Краснодар, Махачкала, Смоленск, Звенигород, Светлогорск
-
Семинар в Светлогорске, Калининградская область, декабрь 2000 г.
-
Семинары-тренинги с Советом Европы и ЕС по развитию УПЧ
2001 г.: Саратов, Красноярск, Екатеринбург, Сочи, Московская область 2002 г. - Хабаровск, Владивосток, Пятигорск 2003 г. – Владивосток, Кемерово
-
2001 – Красноярск2002 - Владивосток
-
Основные этапы работы по развитию института Уполномоченного по правам человека (УПЧ)
1. Начало обсуждения идеи УПЧ 2. Разрабатывается законопроект 3. Обсуждение и принятие законопроекта в Обл. Думе 4..Подписание закона губернатором 5. Избрание Уполномоченного 6. Формирование аппарата УПЧ и Советов 7. Начало работы, подготовка Докладов. 8. Развитие сообщества УПЧ как части сообщества омбудсманов 9. Обучение сотрудников аппаратов УПЧ
-
-
2001
-
2009-2010
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.