Презентация на тему "Инновации в социально-политической сфере"

Презентация: Инновации в социально-политической сфере
1 из 67
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Инновации в социально-политической сфере" по экономике. Состоит из 67 слайдов. Размер файла 2.49 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    67
  • Слова
    экономика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Инновации в социально-политической сфере
    Слайд 1

    Инновации в социально-политической сфере

    А.Ю.Сунгуров. Курс Политические инновации» Лекция 3 1

  • Слайд 2

    Структура лекции

    1. Инновации в социуме и инноватика 2. Инновации в государственной политике (policy) и управлении 3. Развитие института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ (опыт СПб центра СТРАТЕГИЯ) 2

  • Слайд 3

    1. Инновации в социуме и инноватика.

  • Слайд 4

    В первой половине ХХ в.

    под влиянием функционализма процессы изменений оказались скорее на периферии внимания социальных наук, а инновации в основном интерпретировались как проявления неравновесий, напряжений в системе Однако затем проблемы социальных изменений снова стали актуальными

  • Слайд 5

    Профессор С.С.Фролов в учебнике «Социология»

    определив открытие как «разделяемое многими людьми восприятие аспекта реальности, ранее неизвестного», а изобретение (как материальное, так и социальное) – как «новую комбинацию или новое использование существующего знания»; использует в своей книге термин «инновация» как «включающее в себя как открытие, так и изобретение»

  • Слайд 6

    Профессор РАГС В.Л.Романов:

    «Новация (новшество) – нечто необычно новое, впервые созданное или возникшее, предложенное или заявившее о себе, но еще устойчиво не закрепившееся и не получившее широкого распространения. Инновирование – процесс введения, закрепления и распространения новации. Может осуществляться спонтанно (диффузия) или целенаправленно внедряться с преодолением невосприимчивости либо активного сопротивления рутинных структур.

  • Слайд 7

    В.Л.Романов:

    Инновация – результат инновирования, проявившийся распространением новации. Критерием инновации является возникновение и закрепление новых качественных характеристик обновляемой системы. Инновационный процесс – прохождение новацией стадий зарождения, проявления, инновирования, инновации и рутинизации».

  • Слайд 8

    Социальная инновация -

    «1) результат творческой деятельности, получивший широкое применение и послуживший основанием для значимых социальных изменений; 2) процесс преобразования нововведений в социокультурные нормы и образцы, обеспечивающий их институциональное оформление и закрепление в сфере духовной и материальной культуры общества» Социологическая энциклопедия, 2003

  • Слайд 9

    Инновация как стадия общего процесса изменений социума

    Социологи выделяют в инновациях четыре основных элемента: «новшество», «новаторы», «агенты диффузии», «оцениватели». Критическую, переломную фазу процесса составляет изменение поведения «оценивателей» соответственно тем или иным инновациям

  • Слайд 10

    4 типа социальных инноваций:

    органичные – внутренне обусловленные социальные инновации с присущим этому обществу содержанием; заимствованные – внутренне обусловленные социальные инновации с внешним содержательным источником; стимулированные – внешне обусловленные с внутренним содержательным источником; экспансивные – внешне обусловленные социальные инновации с внешним содержательным источником. (М.В.Рычев, 2007)

  • Слайд 11

    Большой толковый социологический словарь:

    диффузия (diffusion) - распространение черт культуры (например, религиозных убеждений, технологических идей, форм языка и т.д.) или социальной практики одного общества (группы) другому, Понятие диффузии также связано с дискуссиями вокруг теорий экономического и социального развития и модернизации

  • Слайд 12

    Толкотт Парсонс (1964):

    диффузия социальных учреждений (эволюционных всеобщностей) и культурных ценностей, характерных для западных капиталистических демократических государств, необходима для обеспечения развития "третьего мира". Эта позиция резко критиковалась авторами левой ориентации,

  • Слайд 13

    Появление термина «Инноватика»

    Отрасль теории изменения, предметом которой является инновационный процесс и производимые им изменения в какой-либо системе Инновация как социальный феномен, появление и функционирование которого в культуре вызывает системные социальные изменения.

  • Слайд 14

    В СПбГТУ с 1997 г. работал

    Институт инноватики, с 2007 г. – факультет инноватики. Здесь инновации рассматриваются как синоним нововведения, а под инноватикой понимается «область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности».

  • Слайд 15

    Инновационная деятельность -

    «деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования, результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами» (Сайт факультета Инноватики) Т.е. технократическое определение

  • Слайд 16

    Курс «Введение в инноватику» читается в МИФИ

    «особое влияние на становление инноватики оказали потребности развития техники, развитие системного анализа, теории организаций и управления, кибернетики, новейших информационных и социальных технологий», а также «инноватика интегрировала многие идеи теории модернизации, социально-философских и культурологических доктрин, социологии, общей и социальной психологии, креатологии, акмеологии»

  • Слайд 17

    А.А.Поскряков (МИФИ) выделяет

    «Отраслевая инноватика» - зависимость инновативного изменения от специфики самого предмета этого изменения «Социология инноватики» - инновационные взаимодействия и взаимоотношения, исследуются «инновационная дееспособность» («недееспособность») индивидов, коллективов, а также общества в целом

  • Слайд 18

    «Психология инноватики»

    рассматриваются содержание, структура и типы инновационной активности личности как субъекта творческой деятельности в их взаимосвязи с психологическими характеристиками человека

  • Слайд 19

    Педагогическая инноватика

    наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования

  • Слайд 20

    – «наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования» (А.В.Хуторский) - «учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и, наконец, использовании и применении на практике» (Н.Р.Юсуфбекова)

  • Слайд 21

    Новшество и инновация

    Если новшество - это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) - это реализованное изменение, ставшее из возможного действительным. Процесс перехода новшества в нововведение мы понимаем как процесс внедрения, как инновационный процесс, но не весь, а только его часть…Чтобы произведенное новшество вошло в массовую практику образования, оно должно получить распространение. Распространение (диффузия) новшеств - это третья составляющая инновационного процесса»

  • Слайд 22

    «Психология инноватики» -

    рассматриваются содержание, структура и типы инновационной активности личности как субъекта творческой деятельности в их взаимосвязи с психологическими характеристиками человека

  • Слайд 23

    Педагогическая инноватика

    наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования

  • Слайд 24

    – «наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования» (А.В.Хуторский) - «учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и, наконец, использовании и применении на практике» (Н.Р.Юсуфбекова)

  • Слайд 25

    Новшество и инновация

    Если новшество - это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) - это реализованное изменение, ставшее из возможного действительным. Процесс перехода новшества в нововведение мы понимаем как процесс внедрения, как инновационный процесс, но не весь, а только его часть…Чтобы произведенное новшество вошло в массовую практику образования, оно должно получить распространение. Распространение (диффузия) новшеств - это третья составляющая инновационного процесса»

  • Слайд 26

    2. Инновации в государственной политике (policy) и управлении

    26

  • Слайд 27

    Рассмотрим книгу Нельсона Полсби

    Polsby Nelson W. Political Innovation in America. The politics of policy Initiation. – New Haven and London: Yale University Press, 1984. Как пример сравнительного анализа политических инноваций на национальном уровне 27

  • Слайд 28

    Семь характеристик инновационного процесса

    1. Выбор определенного времени (timing), «окна возможности». От попадания в это «окно возможностей» зависит длительность времени запаздывания между предложением и реализацией. Некоторые инновации легко попадают в фазу внедрения, другие ожидают годы 28

  • Слайд 29

    2. Специализация

    Ограничивается ли формирование политики специалистами, или подразумевается участие на ранних стадиях выдвижения альтернатив политиков широкого профиля? Здесь подразумевается разделение между экспертами и политиками как источник политических альтернатив. 29

  • Слайд 30

    3. Существование согласия в субкультурах принятия решений

    Некоторые инновации в политике (полиси) возникают в атмосфере, в которой существует общее согласие по поводу того, что эти потребности действительно существуют. Другие - сначала вообще не воспринимаются чиновниками как проблемы. Члены групп ЛПР могут иметь или не иметь согласия по поводу предлагаемых решений, а также в том, что такая проблема существует в принципе. 30

  • Слайд 31

    4.Общественное внимание.

    Некоторые инновации не требуют внимания и общественной поддержки, другие нуждаются в них, чтобы достичь фазы утверждения. 5. Политические конфликты. Некоторые инновации вызывают слабую общественную или политическую оппозицию, другие – очень сильную. 31

  • Слайд 32

    6. Научное обеспечение.

    Некоторые инновации являются импровизациями, и принимаются как бы «с лета»; для других требуется научное подкрепление, исследования, при этом эмпирические предпосылки инноваций также постоянно проверяются и перепроверяются. 32

  • Слайд 33

    7. Выделение стадий

    Существует ли разделение и временное слияние, интеграция процессов внедрения и поиска? Для некоторых инноваций альтернативы предлагаются задолго до того как осознается потребность в решении. 33

  • Слайд 34

    7. Выделение стадий - 2

    Для других случаев, осознание потребности и предложение решения происходят почти одновременно, «решения преследуют проблемы быстрее, чем проблемы ищут решения». 34

  • Слайд 35

    Нельсон Полсби взял для анализа

    четырнадцать послевоенных инноваций во внутренней и внешней политики. Среди инноваций во внутренней политики: «Гражданский контроль атомной энергетики», первое предложение – законопроект Буша – Конната – 1944 г., принятие закона – 1946 г., то есть временной лаг – два года. 35

  • Слайд 36

    Внутренняя политика

    «Создание национального научного фонда», первое предложение – статья в 1945 году, принятие закона – 1950 г., то есть временной лаг – уже пять лет. система медицинского страхования для пожилых, совет экономических советников, местное участие в программах действий местных сообществ (Local participations in Community action programs); 36

  • Слайд 37

    Инновации во внешней политике

    «Договор о запрещении ядерных испытаний», первое предложение – план Ачерсон-Лилиенталя – 1946 г., заключение договора - 1963 г., то есть временной лаг – уже 17 лет. Корпус мира, Доктрина Трумэна (экономическая помощь Греции и Турции). 37

  • Слайд 38

    Все инновации анализировались

    На основе семи характеристик. В итоге выделено два типа возникновения таких инноваций – «острый», когда между появлением идеи и принятием политического решений проходит относительно мало времени, и «инкубационный», когда этот период может длиться десятилетия. 38

  • Слайд 39

    Инновации первого типа

    - гражданский контроль атомной энергии, программа действий сообществ и Доктрина Трумэна – ограниченные конфликты, критерии решения относительно свободны от партийной идеологии и от популистской риторики для народа, имеется консенсус среди лиц, принимающих решения об актуальности проблем 39

  • Слайд 40

    Такие инновации возникают

    - в среде людей, очень близких к деятельности агентств, на которые эти инновации направлены. Главные линии конфликта в случае контроля над атомной энергией были не политические, партийные, а скорее юридические, комитеты конгресса боролись за пространство для действий на одном уровне, и научные бюрократы сражались против военно-научных на другом уровне. 40

  • Слайд 41

    Инкубационные инновации

    -Медицинское страхование, Корпус мира и Совет Экономических советников - созревают медленно, изначально нет общего понимания даже существования проблемы. Понимание актуальности проблемы зарождается медленно и достаточно далеко (в социальном, временном и даже физическом плане) от группы ЛПР 41

  • Слайд 42

    Эти инновации возникают

    среди общества, среди университетских ученых и не-университетских исследователей, технических специалистов групп интересов, правительственных ведомств и т.д. Инкубированные инновации часто начинают свой путь в программах политических партий, в национальных партийных платформах и речах сенаторов и понемногу становятся предметом слушаний в конгрессе 42

  • Слайд 43

    Нельсон Полсби отмечает

    существование иногда большого временного лага между появлением идеи инновации и ее реализацией. Велика роль личностей, которые серьезно размышляют над проблемами, кто ищет и находит альтернативы, кто сохраняет жизнеспособность этих альтернативных решений и их самих для возможного будущего использования лицами, принимающими решения. 43

  • Слайд 44

    В появлении инноваций велика роль

    изобретателей, адапторов, антрепренеров политик, брокеров, инкубаторов. Это люди, которые специализируются в обществе на задачах игры с идеями и выпусканием их в воздух: профессора, эксперты групп интересов 44

  • Слайд 45

    Полсби пишет, что это не всегда интелектуалы

    Иногда они не делали ничего кроме как творчески заимствовали нечто из повседневного опыта, что было просто недоступно для обычных политиков и бюрократов в их ежедневной текучке. Этот опыт часто принадлежит к другим странам, поэтому для развития социальной политики крайне важно наличие нескольких человек, которые черпают вдохновение из того или иного или иного зарубежного опыта. 45

  • Слайд 46

    Вторая работа – Вильяма Гвина о появлении института Омбудсмана в Англии

    Gwyn, Willam B. Ombudsman Policy Innovation in the English-speaking world. (Research Report – Institute of Governmental Studies, Univ. of California; 80-2) – Berkeley: Univ. of California, 1980. – 51 p. 46

  • Слайд 47

    Обстоятельства появления и развития политических (policy) инноваций:

    Каковы условия, при которых некоторые люди предлагают «политики», не известные ранее в этой политической системе? Имеют ли эти инноваторы характеристики, отличные от остальных людей этого общества? Как предложение инновации зависит от конкретной индивидуальной истории ее создания? 47

  • Слайд 48

    Обстоятельства появления инноваций

    Как адаптация инновации лицами, принимающими решение, зависит от способа предложения? Каково взаимоотношение между конкретным временем предложения инновации и ее принятием соответствующими ЛПР? 48

  • Слайд 49

    В работе детально показано

    Как для появления института омбудсмана в Великобритании было использовано «окно возможностей», появившееся в стране в середине 60-х годов Создание института контроля как «фишка» предвыборной программы лейбористов под руководством Гарольда Вильсона 49

  • Слайд 50

    Условия для успешного внедрения

    инновационной практики в общественно-политической жизни: 1. Восприятие социальной потребности 2. Приговор, признание существующей политики (public policies) как неадекватно удовлетворяющей социальной потребности. 50

  • Слайд 51

    Условия для внедрения-2

    3. Осведомленность о политической институте или практике (public policy), не предлагавшейся до этого в политической системе 4. Признание инновации как эффективного средства для удовлетворения потребности при некоторых условиях 5.Признание, что эти условия существуют в данном обществе 51

  • Слайд 52

    Условия для внедрения-3

    6.Признание, что инновация предпочтительна или совместима с иными релевантными политиками (policies) 7. Сообщение об инновации другим для ее обсуждения Последовательность м.б. и иной. Условия 3 и 4 могут возникнуть первыми и повлиять на возникновение 1-го, 2-го и 5-го условий. 52

  • Слайд 53

    Условия для внедрения

    53 1.Восприятие потребности 2.Признание Неадекватности политики 3. Инфо о Новом институте 4.Признание Инновации как средства при условии 5. Признание наличия этого условия 6. Признание совместимости инновации с другими политиками 7. Сообщение об инновации другим для дискуссии

  • Слайд 54

    3. Развитие института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ (опыт СПб центра СТРАТЕГИЯ)

    54

  • Слайд 55

    Омбудсман - это:

    Достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и осуществляющее опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений.

  • Слайд 56

    Основные функции Омбудсмана

    Содействие более эффективной работе власти Содействие жителям в восстановлении нарушенных властью прав Реализация функции посредника, моста между обществом и властью Реализация функции внесудебного расследования

  • Слайд 57

    Краткая история появления и самоорганизации

    Самые первые: 1996 г. – Избран УПЧ в Республике Башкортостан – Ч.Б.Газизов 1997 – избран УПЧ в Свердловской области В.В.Машков 1998 – Избран УПЧ в Смоленской области В.Н.Осин

  • Слайд 58

    Ч.Б.Газизов В.Н.Осин

  • Слайд 59

    1997 г.: начало деятельности СПб центра СТРАТЕГИЯ

    По развитию института УПЧ Совместно с партнерами из Швеции (проф. Андерш Фогелклу), при поддержке программы Тасис Проведены две конференции, три рабочих встречи экспертов СПб и Швеции Итого работы – Закон «Об Уполномоченном по правам человека в СПб» – принят 30.12.1997 г.

  • Слайд 60

    Программа «Региональный омбудсман» (СПб центр СТРАТЕГИЯ и Совет Европы)

    1998 г: Конференции: «Развитие института УПЧ на Северо-Западе России», СПб, март и Развитие института УПЧ на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, Иркутск, июнь. Семинары-тренинги по развитию института Уполномоченного): Осетия, сентябрь, Самара, ноябрь. 1999 г.: Мурманск, Архангельск, Петрозаводск, Псков, Новосибирск 2000 г.: Сыктывкар, Ростов-на-Дону, Пушкин, Краснодар, Махачкала, Смоленск, Звенигород, Светлогорск

  • Слайд 61

    Семинар в Светлогорске, Калининградская область, декабрь 2000 г.

  • Слайд 62

    Семинары-тренинги с Советом Европы и ЕС по развитию УПЧ

    2001 г.: Саратов, Красноярск, Екатеринбург, Сочи, Московская область 2002 г. - Хабаровск, Владивосток, Пятигорск 2003 г. – Владивосток, Кемерово

  • Слайд 63

    2001 – Красноярск2002 - Владивосток

  • Слайд 64

    Основные этапы работы по развитию института Уполномоченного по правам человека (УПЧ)

    1. Начало обсуждения идеи УПЧ 2. Разрабатывается законопроект 3. Обсуждение и принятие законопроекта в Обл. Думе 4..Подписание закона губернатором 5. Избрание Уполномоченного 6. Формирование аппарата УПЧ и Советов 7. Начало работы, подготовка Докладов. 8. Развитие сообщества УПЧ как части сообщества омбудсманов 9. Обучение сотрудников аппаратов УПЧ

  • Слайд 65
  • Слайд 66

    2001

  • Слайд 67

    2009-2010

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке