Презентация на тему "Корпоративные объединения и проблемы монополизации"

Презентация: Корпоративные объединения и проблемы монополизации
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Корпоративные объединения и проблемы монополизации" для студентов в режиме онлайн. Содержит 16 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по экономике в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    16
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Корпоративные объединения и проблемы монополизации
    Слайд 1

    Корпоративныеобъединенияи проблемы монополизации

    Выполнили: студенты 5 курса Группа 501-ВМ Горобец А. Губка Е. Климченко Ю. Чернышева Н.

  • Слайд 2

    Изучив тему, студент должен знать: • предпосылки развития и характерные черты монополии; • основные виды монополий и формы монополисти-ческихобъединений; • основы государственной антимонопольнойполитики; уметь: • выявлять и анализировать факторы влияния монополий на экономику; • применять основные термины, используемые в антимонопольномзаконодательстве.

  • Слайд 3

    Слово «монополия» происходит от греческого «monospolien» – «единственный продавец». Монополия – исключительное право государства или другого хозяйствующего субъекта в какой-либо сфере деятельности. Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты,тресты, концерны и другие), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль надотраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основойтого влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

  • Слайд 4

    По своейприродемонополия выступает силой,подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок. Совершенная монополия представляетсобой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий: 1) монополист является единственным производителем данноготовара; 2) продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близкихзаменителей; 3) проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает рынок в своей полной власти и полностьюконтролируетобъемвыпускапроизводства; 4) степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная,ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену Характерные черты монополии: единственный продавец; отсутствие близких заменителей продукции;значительный контроль над ценой со стороны монополиста;барьеры для вступления в отрасль.

  • Слайд 5

    Среди причин существования монополий выделяются следующие: − «естественнаямонополия»; − единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете; − государственное ограничение (лицензии или франшизы,разрешающие данныйвид деятельности лишь одной фирме). К формам монополистических объединений относятся: картель, синдикат, трест(одноотраслевой, комби-нированный), концерн, конгломерат. Различаются три вида монополий в зависимости от спо-собов, какими корпорациядобивается положения единствен-ного продавца товаров или услуг на рынке: закрытаямонополия; естественная монополия; открытая монополия. Возникновение монополий – исторически неизбежный экономический процесс, обусловленный развитием концентра-ции производства и научно-техническимпрогрессом.

  • Слайд 6

    В качестве предпосылок возникновения и роста монополий можно выделить: ростакционерной собственности; новая роль банков и развитие системы участия; монополистические слияния как способ централизации капитала; эволюция форм капиталистических объединений и новейшие формы объединений. Существует два способа образования монополий:посредством капитализацииприбыли; путем слияний и погло-щений. В современных условиях отмечается существенноепреобладаниепоследнегоспособа. Важной характеристикой монополий второй половины XX века является их выходна международную арену не только в сфере торговли, но и непосредственно в производстве, органи-зованном в виде филиалов и дочерних предприятий за рубежом, т.е. превращение национальных монополий в транснациональ-ные корпорации (ТНК).

  • Слайд 7

    Необходимым атрибутом рынка является конкуренция. Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них односторонневоздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующемтоварном рынке и стимулируют производство необходимых потребителютоваров. В отличие от нее недобросовестная конкуренция – любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, которые противоречатнациональному антимонопольному законодательству, обычаям деловогооборота и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующимсубъектам либо нанести ущерб их деловой репутации. Реальная угроза для конкуренции возникла в конце XIX века в виде монополистических образований в экономике. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX века, во время экономического кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений – кризисов и монополий – указываетна одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение откризисных потрясений в монополистической практике.

  • Слайд 8

    Международная монополия – крупная фирма с активами за рубежом или союз фирм разной национальной принадлежности, устанавливающих господство в одной или нескольких сферах мирового хозяйства сцелью максимизации прибыли. По своим формам международные монополииделятся на две основные группы: базирующиеся на общей монополистическойсобственности тресты и концерны (транснациональные имногонациональныемонополии) и межфирменные союзы (картели и синдикаты). Экономической основой возникновения и развития международных монополийявляется высокая степень обобществления капиталистического производства и интернационализацияхозяйственнойжизни. Существуют две разновидности международных монополий. Первая – транснациональные монополии. Вторая разновидность – собственно международные монополии.Транснациональные тресты и концерны – компании, находящиеся в собственности,под контролем и управлением предпринимателей одной страны. Они национальны по капиталу и контролю, но международны по сфере своей деятельности. В отличие от транснациональных монополий, хозяевами многонациональных трестов и концернов являются предприниматели не одной, а двух и более стран. Их характерной особенностью является международное рассредоточение капитала и многонациональный состав ядра компании.

  • Слайд 9

    Монополизация экономики – это процесс захватафирмами ключевых позиций в области производства и реализации продукции, установление ими своего монополизма. Монополизация экономикиможет иметь естественное либо искусственноепроисхождение.Низшими формами монополизации экономики являлись временные соглашенияо ценах – их участники обязывались в течение известного периода продавать свои товарыпо единымценам. Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Есть несколько причин существования монополий. Первая:«естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле,чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба: чем больше произведенопродукции, тем меньше ее стоимость. Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в видесырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете.

  • Слайд 10

    Антимонопольная политика Монополия означает определенную степень власти над ценой. И эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной долиотраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайныеили явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов идр. Цены на все вокруг нас – от ракет до хлеба, света и тепла в домах – зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. Энергетические и транспортные монополии взвинтили их, как только могли. И чтобы поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации,было разработано антимонопольное законодательство. Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Антимонопольное законодательство – действующие на территории государства нормативные правовые акты, содержащие положения по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности инедобросовестной конкуренции. Указанные нормативно-правовые акты могут действовать и на территории двух и более государств при заключенииимисоответствующихсоглашений.

  • Слайд 11

    Хозяйствующие субъекты – юридические лица всех формсобствен-ности,занимающиеся деятельностью по производству, реализации, приобретениютоваров и услуг, а также физические лица, осуществляющие самостоятельнуюпредпринимательскуюдеятельность. Товарный рынок – сфера обращения товаров (продукции, работ, услуг), неимеющих заменителей либо взаимозаменяемых товаров в преде-лах территорий государства или его части. Доминирующее положение – исключительное положение хозяйст-вующегосубъекта на товарном рынке, дающее ему возможность самостоятельно илисовместно с другими хозяйствующими субъектами диктовать условия потре-бителям и / или конкурентам, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать конкуренцию. Монополистическая деятельность – противоречащие национальному антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйст-вующихсубъектов, органов власти и управления, направленные на недопу-щение, ограничение или устранение конкуренции и / или ущемляющие законныеинтересыпотребителей. Антимонопольный орган – орган государства, осуществляющий контрольза соблюдением антимонопольного законодательства.

  • Слайд 12

    Возникновение и развитие монополий вУкраине Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять все “плюсы” и“минусы” монополий, выра-ботать по отношению к ним определенную политику,которая получила название монопольной. Первым ее результатом в Украинеоказалось антимонопольное законодательство. Оно заложено антимонопольнымизаконами: Законом Украины “Об ограничении монополизма и недопущениинедобросо-вестной конкуренции в предпринимательской деятельности” и ЗакономУкраины ”Обантимонопольномкомитете”

  • Слайд 13

    Особенности антимонопольной политики в Украине Процесс монополизации национальной экономики имеет существенные негативные социально-экономические последствия. Однако, имеют место и позитивные моменты. Вследствие присвоения высоких доходов монопольные структуры имеют больше возможностей финансировать научно-исследовательские работы, внедрять новую технику и технологию, осуществлять переквалификацию персонала. Эффект «масштаба производства» крупных предприятий дает возможность им производить более дешевую и качественную продукцию. Крупные предприятия более устойчивы в условиях кризиса, что уменьшает уровень безработицы и социальное напряжение в обществе. Современная экономическая теория различает понятия «монополия» и понятие «крупное предприятие», даже если оно имеет высокую долю производства и реализации продукции. Монополией следует считать только то предприятие, которое использует рыночную власть – диктует цены, объем товаров на рынке, разрушает открытую конкуренцию. Против таких предприятий-монополистов с целью предотвращения злоупотреблений их монопольным положением государство проводит антимонопольную политику.

  • Слайд 14

    Основными принципами антимонопольной политики государства являются следующие: · свобода экономической деятельности; · свободное движение товаров, услуг и финансовых средств; · дифференциация и защита личных и общественных интересов; · поощрение отношений конкуренции; · предупреждение экономической деятельности, направленной на монополизацию рынка и недобросовестную конкуренцию; · специализация регулирования природных и государственных монополий.

  • Слайд 15

    Исследуя антимонопольную политику Украины, необходимо подчеркнуть, что в нашей стране эта политика направлена не против крупных производств, а против монополистических тенденций, против искусственного ограничения конкуренции. Обеспечением государственной защиты экономической конкуренции занимается антимонопольный комитет Украины. Основной принцип в его деятельности занимают положения, связанные с выявлением и приостановлением злоупотреблением монопольным состоянием. С целью профилактики нарушений, содействия демонополизации и соблюдения антимонопольных требований в процессе преобразования государственной власти, органами комитета осуществляется составление и ведение Списка предприятий, которые занимают монопольное положение на общегосударственном и региональном рынках. Перечень имеет два раздела: пересчет монополистов, которые ведут деятельность на рынках искусственных монополий и общий список монополистов.

  • Слайд 16

    Деятельность антимонопольного комитета Украины основана на законных принципах, гласности, защите прав субъектов хозяйствования и на началах их равенства перед законом и приоритета прав потребителей. Таким образом, можно утверждать, что в Украине на сегодняшний день антимонопольная политика в целом направлена не против монополий, а против злоупотребления монопольным положением на рынке. Основная задача антимонопольной политики Украины не в защите интересов отдельных конкурирующих предприятий, а в предостережении ухудшения условий конкуренции. Следовательно, вопрос ограничения монополизма, поддержки и развития экономической конкуренции должны быть и в дальнейшем важнейшим элементом экономической политики государства. Наиболее яркими представителями монополизма в Украине являются такие компании как: Укртелеком, Нефтегаз Украины, Укрспецэкспорт, Энергоатом, Укрзалiзниця.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке