Содержание
- 
              
            Монополия. Антимонопольная деятельность государстваОсновные вопросы: 1. Сущность и виды монополии. 2. Типы и формы монополий. 3. Условия равновесия фирмы-монополиста. 4. Монопольная цена и монопольная прибыль. 5. Показатели рыночной концентрации. 6. Источники монопольной власти. 7. Экономические последствия монополии. 8. Антимонопольное регулирование. 1 
- 
              
            
 Чистая монополия – это такой тип рыночной структуры, при котором на рынке данного товара имеется только один товаропроизводитель, обладающий исключительным правом его производства и продажи Характерные черты Выпуск товаров всей отраслью контролируется лишь одним продавцом этого товара (который называется монополистом) Производимый фирмой-монополистом товар является особым в своем роде и не имеет близких, родственных заменителей Фирма-монополист в состоянии самостоятельно в определенных пределах менять цену реализуемого товара в любом направлении Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм Отсутствие свободного доступа для получения экономической информации 2 
- 
              
            
 Монополия - это исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству 3 
- 
              
            Под монополией понимается исключительное право кого-либо на что-либоТипы монополий собственно монополия– наличие на каком-либо конкретном рынке единоличного производителя-продавца олигополия– это рынок небольшого числа производителей-продавцов, как правило, однородного товара монопсония– это рынок единоличного покупателя-потребителя какого-либо конкретного товара двусторонняя монополия– рынок единоличного продавца и единоличного покупателя 4 
- 
              
            Формы монополий1) монополии, связанные исключительно с процессом концентрации производства 2) технологические олигополии – крупные предприятия (объединения), где сама технология требует достаточно высокого уровня концентрации производства 3) монополии, основанные на дифференциации продукции 4) монополии, связанные с лидерством в научно-техническом прогрессе (НТП) 5) обширная зонагосударственной естественной монополии 6) тотальное (всеобщее) господство командно-административной системы и практически полное огосударствление хозяйственной жизни общества 5 
- 
              
            Виды монополийВ зависимости от организационного оформления выделяют: пул(от англ. pool – букв. общий котел) – это монополия, в которой прибыль всех участников поступает в общий фонд и затем распределяется между ними согласно заранее установленной пропорции корнер(от англ. to corner – букв. загнать в угол) – простейшая форма объединения предпринимателей для скупки какого-либо товара или акций с целью последующей спекулятивной перепродажи ринг (от англ. ring) – кратковременное соглашение предпринимателей, имеющее целью получение прибыли путем скупки какого-либо товара на рынке и последующей его перепродажи по повышенным ценам конвенция(от лат. conventio – договор, соглашение) – договор между предпринимателями обычно одной отрасли по какому-либо специальному вопросу (прибыль, уровень цен и т.п.) 6 
- 
              
            Виды монополий (продолжение)картель (от фр. cartel) – объединение предпринимателей, участники которого договариваются о размерах производства, о рынках сбыта, условиях продажи, ценах, сроках платежа и т.д., сохраняя при этом производственную и коммерческую самостоятельность синдикат– вид монополии, объединение предпринимателей, которое берет на себя осуществление всей коммерческой деятельности (определение цен, сбыт продукции) при сохранении производственной и юридической самостоятельности входящих в него предприятий трест (от англ. trust) – объединение предпринимателей, характеризующееся тем, что входящие в него предприятия полностью теряют свою производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность и подчиняются единому управлению 7 
- 
              
            
 концерн(от англ. concern) – объединение многих промышленных, финансовых и торговых предприятий (различных, но взаимосвязанных отраслей промышленности, транспорта, сферы услуг и финансовой сферы), формально сохраняющих самостоятельность, но фактически подчиненных финансовому контролю и руководству господствующей в объединении группы крупнейших предпринимателей конгломерат (от лат. conglomeratus – собранный, скопившийся) – вид монополии, которая объединяет предприятия, принадлежащие к различным отраслям экономики и не связанные прямой производственной кооперацией (этот вид монополий называют еще диверсифицированный концерн) консорциум (от лат. consortium – соучастие, сотоварищество) – монополия, временное соглашение между несколькими банками или промышленными предприятиями для совместного размещения займов, проведения финансовых или коммерческих операций большого масштаба, осуществления крупного промышленного строительства комбинат (от лат. combinare –соединять, сочетать) – объединение промышленных предприятий разных, но технологически взаимосвязанных между собой производственных отраслей, в котором продукты одного предприятия служат сырьем, полуфабрикатами или вспомогательными материалами для другого 8 
- 
              
            Равновесие фирмы-монополистаОбъем производства Qmявляется таким, при котором кривая предельного доходаМRпересекается с кривой предельных издержекМС, а ценой монополиста будет ценаPm, соответствующая этому объему Тогда условия максимума прибыли в условиях монополии: МR=МС 
- 
              
            Выводы из условий равновесия монополиста10 
- 
              
            
 Монопольная цена- цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в сговор предприятиями в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью 11 
- 
              
            
 Монопольной прибыльюназывают прибыль выше средней, получаемую монопольными компаниями в результате их особого положения на рынке Способы получения монополиями сверхприбылей удержание монопольно высоких цен сокращение производства в целях снижения издержек производства создание в обществе тотального дефицита прямое уничтожение части произведенной продукции стандартизация и унификация продукции 12 
- 
              
            
 Концентрация— степень преобладания одного или нескольких независимых хозяйствующих субъектов в системе производства взаимозаменяемых товаров, поставляемых на один географический товарный рынок Индекс концентрацииCRk определяется как сумма рыночных долей крупнейших продавцов рынка: k CRk= ∑yik ≤ N, I=1 где: CRk— индекс концентрации N— число фирм в отрасли yi= qi / Q— доля производства (продаж) i-й фирмы в общем объеме выпуска (сбыта) отрасли рынок считается неконцентрированным при значениях индекса для 3 фирм CR3ниже 45% умеренно концентрированным— при CR3= 45-70% высококонцентрированным — при CR3 > 70% 13 
- 
              
            Измерение уровня концентрацииИндекс Херфиндаля-ХиршманаHHI определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке: N HHI = ∑yi2 I = 1 где: HHI — индекс Херфиндаля-Хиршмана; yi = qi / Q— доля производства (продаж) i-й фирмы в общем объеме выпуска (сбыта) отрасли; N— число фирм в отрасли. Значения yi могут быть выражены в долях либо в процентах: 0 
- 
              
            Определение уровня концентрации по двум показателям15 
- 
              
            
 Монопольная властьзаключается в возможности устанавливать цену выше предельных издержек, и величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы Чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает фирма Факторы, определяющие эластичность спроса для фирмы: эластичность рыночного спроса (собственный спрос фирмы будет, по крайней мере, столь же эластичен, как и рыночный спрос) число фирм на рынке (если на рынке много фирм, то маловероятно, что одна из них может повлиять на цену) взаимодействие между фирмами (даже если на рынке имеются лишь 2 или 3 фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит агрессивный характер, когда каждая фирма старается захватить львиную долю рынка) 16 
- 
              
            Экономические последствия монополии17 
- 
              
            
 18 
- 
              
            Антимонопольная деятельность государстваэто непрерывная, целенаправленная работа соответствующих государственных структур не столько по ограничению монополистической эксплуатации рынков, сколько по ликвидации самих экономических и других условий, порождающих те или иные монополии Целью антимонопольной деятельности государства является обеспечение лучших условий для работы рыночного механизма, повышения общего конкурентного тонуса всей экономики 19 
- 
              
            
 Антимонопольная политика государства – это его деятельность, направленная, во 1-х, на ограничение влияния на экономические процессы существующих монополий, во 2-х, на недопущение появления в экономике страны новых монополий Содержание: запрет на ограничение самостоятельности предприятий и предпринимателей в области производства и реализации товаров и услуг запрет на установление исключительных условий для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов отмена монополистических соглашений запрет конкурирующим фирмам договариваться о ценах контроль на рынке ценных бумаг за приобретением акций конкурирующих фирм запрет действий, относящихся к недобросовестной конкуренции разделение компаний-монополистов стимулирование развития малого и среднего бизнеса контроль над процессами создания, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов контроль над ходом приватизации предприятий-монополистов 20 
- 
              
            
 Демонополизация – это государственная политика борьбы со сверхмонополизмом Основные принципы политики демонополизации 1) определение зоны естественного монополизма и разработка методов его регулирования 2) всемерное укрепление рыночных структур, поскольку, чем эффективнее работает механизм рынка, тем слабее монополизм 3) синхронизация (одновременное осуществление) процесса демонополизации и реформы управления экономикой 21 
 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
   
   
   
   
   
   
   
   
  
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.