Презентация на тему "Монополия. Антимонопольная деятельность государства"

Презентация: Монополия. Антимонопольная деятельность государства
Включить эффекты
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Монополия. Антимонопольная деятельность государства" в режиме онлайн с анимацией. Содержит 21 слайд. Самый большой каталог качественных презентаций по экономике в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    21
  • Слова
    экономика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Монополия. Антимонопольная деятельность государства
    Слайд 1

    Монополия. Антимонопольная деятельность государства

    Основные вопросы: 1. Сущность и виды монополии. 2. Типы и формы монополий. 3. Условия равновесия фирмы-монополиста. 4. Монопольная цена и монопольная прибыль. 5. Показатели рыночной концентрации. 6. Источники монопольной власти. 7. Экономические последствия монополии. 8. Антимонопольное регулирование. 1

  • Слайд 2

    Чистая монополия – это такой тип рыночной структуры, при котором на рынке данного товара имеется только один товаропроизводитель, обладающий исключительным правом его производства и продажи

    Характерные черты Выпуск товаров всей отраслью контролируется лишь одним продавцом этого товара (который называется монополистом) Производимый фирмой-монополистом товар является особым в своем роде и не имеет близких, родственных заменителей Фирма-монополист в состоянии самостоятельно в определенных пределах менять цену реализуемого товара в любом направлении Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм Отсутствие свободного доступа для получения экономической информации 2

  • Слайд 3

    Монополия - это исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству

    3

  • Слайд 4

    Под монополией понимается исключительное право кого-либо на что-либо

    Типы монополий собственно монополия– наличие на каком-либо конкретном рынке единоличного производителя-продавца олигополия– это рынок небольшого числа производителей-продавцов, как правило, однородного товара монопсония– это рынок единоличного покупателя-потребителя какого-либо конкретного товара двусторонняя монополия– рынок единоличного продавца и единоличного покупателя 4

  • Слайд 5

    Формы монополий

    1) монополии, связанные исключительно с процессом концентрации производства 2) технологические олигополии – крупные предприятия (объединения), где сама технология требует достаточно высокого уровня концентрации производства 3) монополии, основанные на дифференциации продукции 4) монополии, связанные с лидерством в научно-техническом прогрессе (НТП) 5) обширная зонагосударственной естественной монополии 6) тотальное (всеобщее) господство командно-административной системы и практически полное огосударствление хозяйственной жизни общества 5

  • Слайд 6

    Виды монополий

    В зависимости от организационного оформления выделяют: пул(от англ. pool – букв. общий котел) – это монополия, в которой прибыль всех участников поступает в общий фонд и затем распределяется между ними согласно заранее установленной пропорции корнер(от англ. to corner – букв. загнать в угол) – простейшая форма объединения предпринимателей для скупки какого-либо товара или акций с целью последующей спекулятивной перепродажи ринг (от англ. ring) – кратковременное соглашение предпринимателей, имеющее целью получение прибыли путем скупки какого-либо товара на рынке и последующей его перепродажи по повышенным ценам конвенция(от лат. conventio – договор, соглашение) – договор между предпринимателями обычно одной отрасли по какому-либо специальному вопросу (прибыль, уровень цен и т.п.) 6

  • Слайд 7

    Виды монополий (продолжение)

    картель (от фр. cartel) – объединение предпринимателей, участники которого договариваются о размерах производства, о рынках сбыта, условиях продажи, ценах, сроках платежа и т.д., сохраняя при этом производственную и коммерческую самостоятельность синдикат– вид монополии, объединение предпринимателей, которое берет на себя осуществление всей коммерческой деятельности (определение цен, сбыт продукции) при сохранении производственной и юридической самостоятельности входящих в него предприятий трест (от англ. trust) – объединение предпринимателей, характеризующееся тем, что входящие в него предприятия полностью теряют свою производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность и подчиняются единому управлению 7

  • Слайд 8

    концерн(от англ. concern) – объединение многих промышленных, финансовых и торговых предприятий (различных, но взаимосвязанных отраслей промышленности, транспорта, сферы услуг и финансовой сферы), формально сохраняющих самостоятельность, но фактически подчиненных финансовому контролю и руководству господствующей в объединении группы крупнейших предпринимателей конгломерат (от лат. conglomeratus – собранный, скопившийся) – вид монополии, которая объединяет предприятия, принадлежащие к различным отраслям экономики и не связанные прямой производственной кооперацией (этот вид монополий называют еще диверсифицированный концерн) консорциум (от лат. consortium – соучастие, сотоварищество) – монополия, временное соглашение между несколькими банками или промышленными предприятиями для совместного размещения займов, проведения финансовых или коммерческих операций большого масштаба, осуществления крупного промышленного строительства комбинат (от лат. combinare –соединять, сочетать) – объединение промышленных предприятий разных, но технологически взаимосвязанных между собой производственных отраслей, в котором продукты одного предприятия служат сырьем, полуфабрикатами или вспомогательными материалами для другого 8

  • Слайд 9

    Равновесие фирмы-монополиста

    Объем производства Qmявляется таким, при котором кривая предельного доходаМRпересекается с кривой предельных издержекМС, а ценой монополиста будет ценаPm, соответствующая этому объему Тогда условия максимума прибыли в условиях монополии: МR=МС

  • Слайд 10

    Выводы из условий равновесия монополиста

    10

  • Слайд 11

    Монопольная цена- цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в сговор предприятиями в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью

    11

  • Слайд 12

    Монопольной прибыльюназывают прибыль выше средней, получаемую монопольными компаниями в результате их особого положения на рынке

    Способы получения монополиями сверхприбылей удержание монопольно высоких цен сокращение производства в целях снижения издержек производства создание в обществе тотального дефицита прямое уничтожение части произведенной продукции стандартизация и унификация продукции 12

  • Слайд 13

    Концентрация— степень преобладания одного или нескольких независимых хозяйствующих субъектов в системе производства взаимозаменяемых товаров, поставляемых на один географический товарный рынок

    Индекс концентрацииCRk определяется как сумма рыночных долей крупнейших продавцов рынка:   k CRk= ∑yik ≤ N, I=1 где: CRk— индекс концентрации N— число фирм в отрасли yi= qi / Q— доля производства (продаж) i-й фирмы в общем объеме выпуска (сбыта) отрасли рынок считается неконцентрированным при значениях индекса для 3 фирм CR3ниже 45% умеренно концентрированным— при CR3= 45-70% высококонцентрированным — при CR3 > 70% 13

  • Слайд 14

    Измерение уровня концентрации

    Индекс Херфиндаля-ХиршманаHHI определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке: N HHI = ∑yi2 I = 1 где: HHI — индекс Херфиндаля-Хиршмана; yi = qi / Q— доля производства (продаж) i-й фирмы в общем объеме выпуска (сбыта) отрасли; N— число фирм в отрасли. Значения yi могут быть выражены в долях либо в процентах: 0

  • Слайд 15

    Определение уровня концентрации по двум показателям

    15

  • Слайд 16

    Монопольная властьзаключается в возможности устанавливать цену выше предельных издержек, и величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы

    Чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает фирма Факторы, определяющие эластичность спроса для фирмы: эластичность рыночного спроса (собственный спрос фирмы будет, по крайней мере, столь же эластичен, как и рыночный спрос) число фирм на рынке (если на рынке много фирм, то маловероятно, что одна из них может повлиять на цену) взаимодействие между фирмами (даже если на рынке имеются лишь 2 или 3 фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит агрессивный характер, когда каждая фирма старается захватить львиную долю рынка) 16

  • Слайд 17

    Экономические последствия монополии

    17

  • Слайд 18

    18

  • Слайд 19

    Антимонопольная деятельность государства

    это непрерывная, целенаправленная работа соответствующих государственных структур не столько по ограничению монополистической эксплуатации рынков, сколько по ликвидации самих экономических и других условий, порождающих те или иные монополии Целью антимонопольной деятельности государства является обеспечение лучших условий для работы рыночного механизма, повышения общего конкурентного тонуса всей экономики 19

  • Слайд 20

    Антимонопольная политика государства – это его деятельность, направленная, во 1-х, на ограничение влияния на экономические процессы существующих монополий, во 2-х, на недопущение появления в экономике страны новых монополий

    Содержание: запрет на ограничение самостоятельности предприятий и предпринимателей в области производства и реализации товаров и услуг запрет на установление исключительных условий для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов отмена монополистических соглашений запрет конкурирующим фирмам договариваться о ценах контроль на рынке ценных бумаг за приобретением акций конкурирующих фирм запрет действий, относящихся к недобросовестной конкуренции разделение компаний-монополистов стимулирование развития малого и среднего бизнеса контроль над процессами создания, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов контроль над ходом приватизации предприятий-монополистов 20

  • Слайд 21

    Демонополизация – это государственная политика борьбы со сверхмонополизмом

    Основные принципы политики демонополизации 1) определение зоны естественного монополизма и разработка методов его регулирования 2) всемерное укрепление рыночных структур, поскольку, чем эффективнее работает механизм рынка, тем слабее монополизм 3) синхронизация (одновременное осуществление) процесса демонополизации и реформы управления экономикой 21

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке