Содержание
-
Макаров Сергей Викторович к.м.н., доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Иркутского государственного медицинского университета Менеджмент в сестринском деле: теория и практика pptcloud.ru
-
Рассматриваемые вопросы: Понятие «менеджмент» и эволюция подходов к его реализации Школы менеджмента Особенности менеджмента в медицинских организациях и в сестринском деле Уровни, методы и стили управления Управленческий цикл
-
Менеджмент(от анг. management– управление, руководство, правление) – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления предприятием (учреждением, организацией), ориентированная на повышение эффективности их деятельности и способствующая удовлетворению общественных потребностей.
-
Менеджмент– это умение заставить других людей выполнять ту работу, которую в случае неуспеха придется выполнять тебе самому
-
Рейтинг представителей различных профессий (по 100-балльной шкале)
-
«Каждая кухарка может управлять государством» Ленин
-
Успешное управление организацией требует наличия у менеджера следующих навыков и способностей: 1. Способность управлять собой 2. Разумные личные ценности 3. Четкие личные цели 4. Упор на постоянный личный рост 5. Навык решать проблемы 6. Изобретательность и способность к инновациям 7. Высокая способность влиять на окружающих 8. Способность руководить 10. Умение обучать и развивать подчиненных 11. Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы 12. Знание эффективных управленческих подходов
-
1. Школа научного управления (1885-1930 гг.) 2. Административная или классическая школа (1920-1950 гг.) 3. Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.) 4. Математическая школа управления (с 50-х годов XX века) Школы менеджмента
-
Основные принципы: 1) разработка формальной структуры организации 2) рациональная организация труда 3) сотрудничество управляющего и рабочего 4) разграничение исполнительных и управленческих функций Школа научного управления
-
«Правильная организация труда на заводе с устаревшим оборудованием обеспечит лучшие результаты, чем работа современного предприятия с плохой организацией» Фредерик Тейлор
-
Основная задача – создание универсальных принципов управления. Административная или классическая школа
-
1. Точно поставленные цели и идеалы 2. Здравый смысл 3. Компетентная консультация 4. Дисциплина в коллективе 5. Справедливое отношение к персоналу 6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет 7. Диспетчирование, обеспечивающее четкое оперативное управление Принципы управления Гаррингтона Эмерсона
-
8. Нормы и расписания, позволяющие измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери 9. Нормализацияусловий, обеспечивающая такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты 10.Нормирование операций, предлагающее установление времени и последовательности, при которых достигаются наилучшие результаты 11. Письменные стандартные инструкции 12. Вознаграждение за производительность
-
«Управлять – значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать» Анри Файоль
-
1. Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия 2. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия – там возникает ответственность 3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание в уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции 4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника 5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя Принципы управления Анри Файоля
-
6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба 7. Вознаграждение персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу 8. Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты 9. Скалярная цепь. Скалярная цепь – это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, – вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса
-
10. Порядок. Место – для всего и все на своем месте 11. Справедливость. Справедливость – это сочетание доброты и правосудия 12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место 13. Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию 14. Корпоративный дух. Союз – это сила. А она является результатом гармонии персонала
-
Эта школа рассматривает каждую организацию как социальную систему. Эффективно управлять можно только при умелом воздействии на систему социально-психологических факторов. Теория Х, Y (по Дуглас Мак-Грегору) Дуглас Мак-Грегор считал, что каждый руководитель в отношениях с подчиненными опирается на теоретические предпосылки, порождающие убежденность в том, что его поведение вызывает со стороны подчиненных определенную реакцию, которую можно предвидеть. Школа человеческих отношений
-
Согласно теории Х рядовой индивид имеет врожденную неприязнь к труду. Из этой теории вытекает признание необходимости очень жесткой формализации организационной структуры, централизации принятия решений.
-
«Людишек надо почаще перебирать» Иван Грозный
-
Согласно теории Y труд является естественной потребностью человека. Поэтому теория У предполагает меньшую степень формализации, децентрализацию управления, значительную самостоятельность исполнителей, поощрение инициативы. В теории У основной упор делается на поощрения.
-
«Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире» Джон Рокфеллер
-
Основа – моделирование, а также использование системного и ситуационного подхода в управлении. При определении целей организации, построении ее структуры и анализа деятельности менеджер должен владеть методами системного анализа, которые условно можно разделить на две большие группы: 1. по содержанию: вербальные, графические, экспертные, математические. 2. по цели: декомпозиции, композиции, упрощения систем, оценки структурной адекватности, оценки взаимодействия элементов, оценки устойчивости системы во времени и пространстве. Математическая школа управления
-
«Кто много читает – умнее не становится» Мао Цзэдун
-
В 1933 г. французский математик и консультант по управлению В. Грейкюнас предложил в качестве критерия, определяющего норму управляемости, считать количество взаимосвязей в организации. Увеличение численности персонала неизбежно сопровождается многократным ростом числа и сложности контактов, возникающих в процессе управленческой деятельности. На основе расчетов было доказано, что количество непосредственно подчиненных у одного руководителя не должно превышать шести человек.
-
«Лучше иметь десять человек под рукой, чем десять тысяч – в отдалении» Чингизхан
-
Выводы В. Грейкюнаса являются основанием для уменьшения числа коммуникаций за счет предоставления подчиненным большей самостоятельности. Чтобы менеджер высшего уровня не был перегружен решением оперативных и тактических задач и имел возможность заниматься стратегическими вопросами организации, среднее значение нормы управляемости должно быть 6 ± 2 человека.
-
«Кадры решают всё» Сталин
-
Управление здравоохранением в связи со специфичностью объекта делает управление им чрезвычайно сложным. К основным особенностям управления здравоохранением относят: Особую ответственность принимаемых решений, от которых зависит жизнь и здоровье людей. Трудность, а иногда и невозможность предсказания отдаленных последствий принимаемых решений. Трудность, а иногда и невозможность исправления неверных решений. Использование компьютерных технологий способно существенно повысить эффективность управления и функционирование системы.
-
1. Стратегический уровень – характеризуется функцией прогноза и планирования. 2. Тактический уровень – предполагает разработку программы действия для достижения поставленной цели, оптимальное распределение ресурсов. 3. Оперативный уровень – позволяет обеспечить эффективное достижение поставленных целей и включает регулирование, учет, контроль, анализ. Уровни управления
-
1. Командно-административные – авторитарное управление на основе распоряжений, приказов, уставов и т.д. 2. Экономико-математические – используют для стимулирования деятельности персонала путем воздействия на заработную плату. 3. Социально-психологические – ориентированы на изменение мотивации деятельности сотрудников и позволяют повысить у них степень удовлетворенности выполняемыми функциями. Методы управления
-
Командно-административные методы управления представляют собой совокупность способов по осуществлению властного (принудительно-распорядительного) воздействия. Они основаны на праве управляющей подсистемы (органа управления или руководителя) принимать управленческие решения виде приказов, распоряжений, инструкций и обязательном их выполнении управляемой подсистемой.
-
Способы административного воздействия: 1. Стабилизирующие или регламентирующие методы устанавливают определенные правила, точные предписания к действию, рамки деятельности (положения, нормы нагрузки, нормативы, штатное расписание ЛПУ и др.). 2. Распорядительныеметоды направлены на решение конкретных задач в ситуациях, которые не предусмотрены установленными и действующими положениями и правилами. Существуют две формы распорядительного метода: устная и документальная. 3. Дисциплинарные методы воздействия включают не только строгое выполнение плановой, производственной и финансовой дисциплины, но и установление ответственности: личной и коллективной, моральной и материальной, служебной и гражданской.
-
Экономико-математические методы – это совокупность способов по осуществлению воздействия с помощью экономических категорий.
-
Социально- психологические методы включают: Прямые методы а) внушение (целенаправленное воздействие путем влияния на психику человека) б) убеждение (аргументирование с помощью логических средств) в) подражание (воздействие на основе личного примера) г) вовлечение (воздействие путем использования гражданских чувств, социально- психологических мотивов) д) принуждение (повышение морально- общественной значимости предстоящей работы) Косвенные методы различаются формами опосредованного воздействия: а) условиями труда б) элементами системы управления: положениями, должностными инструкциями, организационной структурой, формами контроля и стимулирования. в) путем создания соответствующего социально- психологического климата в коллективе.
-
Стиль управления – это система сложившихся отношений между руководителем и коллективом по поводу принятия и реализации решений. 1. Авторитарный (автократический) – характеризуется минимальной контактностью руководителя с коллективом, жесткостью в выработке и реализации решений. 2. Либеральный – полная противоположность авторитарного стиля. Руководитель каждое решение согласовывает с коллективом, идет на бесконечные уступки формальным и неформальным лидерам и группам. По существу коллектив управляет руководителем. 3. Демократический тип управления или система группового участия в управлении – основан на активном привлечении подчиненных как к определению целей организации и подразделений, так и к контролю за их достижениями.
-
1. Информационное обеспечение 2. Принятие решений 3. Реализация принятых решений Управленческий цикл
-
Цикл эффективного управления Шухарта – Деминга Было Стало
-
Уолтер Шухарт (1891 – 1967) – всемирно известный американский ученый и консультант по теории управления. В 1924 году предложил метод выявления отступлений от нормы и тенденций возникновения ошибок до появления некачественного продукта (применение контрольных карт), который произвели революцию в методах управления. Во многом благодаря наработкам Шухарта была реализована статистическая концепция Шесть сигма. Совместно с Э. Демингом предложил модель эффективного управления («цикл Шухарта-Деминга»).
-
Эдвард Деминг (1900 – 1993) – американский учёный, статистик и консультант по теории управления качеством. Наибольшую известность Деминг приобрел за свои инновационные предложения о реорганизации предприятий, широко используемые в Японии и других странах под названием «бережливое производство». За высокое качество продуктов японской промышленности в значительной степени ответственен именно он. Перед окончанием второй мировой войны статистический контроль качества применялся в Японии очень мало.В конце 40-х годов Деминг обучал японцев статистическим методам. Деминг был первым из тех, кого теперь называют «американскими гуру качества», посетивших Японию. За Демингом последовали Д. Джуран и А. Фейгенбаум. Именно они подтолкнули Японию к внедрению современных методов исследования потребительского рынка.
-
Награда выдается в виде диплома и серебряной медали с профилем Э. Деминга. В знак признания заслуг Э. Деминга в 1951 г. в Японии была учреждена награда его имени, присуждаемая с тех пор ежегодно компаниям за выдающиеся успехи в деле повышения качества и отдельным лицам за существенный вклад в теорию и практику управления качеством.
-
Модель управления качеством
-
Планирование включает: 1. Первая часть управленческого цикла (сбор, хранение, обработку, анализ информации) 2. Вторая часть управленческого цикла (разработка альтернативных решений, выбор и принятие оптимального решения) Методы планирования: Аналитический Нормативный Бюджетный Метод соотношений и пропорций Эксперимента и моделирования Метод системного и ситуационного подхода Экономический анализ
-
Организация выполнения направлена на создание условий для реализации принятых управленческих решений, выполнения планов и программ, обеспечение для этого финансовых, материально-технических, информационных и других ресурсов. Проверка (контроль) – позволяет осуществлять обратную связь,. Действие (руководство) – это мотивация сотрудников для реализации управленческих решений, оно завершает цикл управления.
-
Таким образом, в понятие менеджмент включается искусство управления интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми и материальными ресурсами в целях обеспечения наиболее эффективной производственной деятельности. Для современного управления характерны децентрализация и сосредоточение большей ответственности на низких уровнях управления, и, прежде всего, на рабочих местах.
-
Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.