Презентация на тему "Тема 3. Законы, закономерности и принципы менеджмента"

Презентация: Тема 3. Законы, закономерности и принципы менеджмента
Включить эффекты
1 из 53
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Тема 3. Законы, закономерности и принципы менеджмента", включающую в себя 53 слайда. Скачать файл презентации 0.15 Мб. Средняя оценка: 2.0 балла из 5. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    53
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Тема 3. Законы, закономерности и принципы менеджмента
    Слайд 1

    Тема 3. Законы, закономерности и принципы менеджмента

    ПЛАН Законы и закономерности менеджмента Понятие и эволюция принципов менеджмента Состав и содержание принципов менеджмента

  • Слайд 2

    1. Законы и закономерности менеджмента

    Всем, что нас окружает, управляют объективные законы - существенные, устоявшиеся, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе. Условно данные законы можно разделить на три группы: -законы вещественного мира (физические, химические, биологические); -законы общественной жизни (исторические, экономические); -философские законы, то есть те, которые действуют и повелевают и вещественным миром, и общественной жизнью (возражение возражения; единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество). Основой создания и функционирования организации выступают законы менеджмента. Они объективны, а их действие оказывается только в деятельности человека.

  • Слайд 3

    Законы и закономерности менеджмента

    Законы и закономерности менеджмента отображают объективные и достаточно стойкие связки и взаимодействия элементов системы в пространстве (в структурах) и во времени (процессах, явлениях). Условно они разделяются на две группы: проявляющиеся в статике (структурах); проявляющиеся в динамике (процессах). Законы менеджмента имеют экономическое содержание.

  • Слайд 4

    1. Законы организации, проявляющиеся статике (структурах)

    Закон композиции Отображает необходимость согласования целей организации: они должны быть направленные в поддержку основной цели более общего характера. Закон пропорциональности Отображает необходимость соотношения между частями целого, а также их соответствие или зависимость. Закон малых структур Структурная стойкость целого определяется наименьшей стойкостью отдельных составляющих этого целого. Закон онтогенеза Изучает, что каждая организация проходит в своем развитии следующие фазы жизненного цикла: становление, расцвет, угасание.

  • Слайд 5

    2. Законы организации, проявляющиеся в динамике

    Законы синергии. Сумма целого не равняется арифметической сумме каждого из его составных элементов (компонентов). Закон информированности: утверждается, что в организационном целом не может быть большего порядка, чем в упорядоченной информации. Закон анализа. Процессы анализа (то есть разъединение, дифференциации и тому подобное) и синтеза дополняются синтезом (то есть противоположными процессами объединения, интеграции ). Сначала выполняется анализ, а затем - синтез. Закон самосохранения Любая реальная физическая (организованная) система стремится сохранить саму себя как целостное образование и более экономно тратить свой ресурс.

  • Слайд 6

    Учета лишь экономических законов в управлении недостаточно для эффективной работы организаций. Менеджмент- это специфический вид трудовой деятельности, потому его отношения и зависимости формируются под воздействием собственных законов. На управление производством влияют экономические законы, законы социологии, кибернетики и тому подобное. С целью повышения эффективности производства, решения социально-экономических заданий любая организация должна учитывать объективные экономические законы

  • Слайд 7

    экономические законы

  • Слайд 8

    Закон спроса

    Известно, что между ценой товара и величиной покупательного спроса существует обратной связь. То есть, при сниженные цены спрос имеет тенденцию к росту и по ее повышению - к уменьшению. С повышением спроса на отдельные товары растут цены на них, а следовательно, и прибыль товаропроизводителей.

  • Слайд 9

    Закон предложения

    Закон предложения свидетельствует о том, что предложенное для продажи количество товара зависит от цены на него. Соотношение спроса и предложения показывает конкретные предложения производства и потребления с учетом стоимостно-ценовой определенности товаров (услуг).

  • Слайд 10

    Закон экономии времени

    Закон экономии времени предусматривает рациональное размещение элементов управления в пространстве, которое обеспечивало бы минимизацию расходов времени на их взаимодействие

  • Слайд 11

    Закон синергии

    Закон синергии утверждает, что существует такое сочетание элементов управления, которое обеспечивает получение результата большего за суммарный результат выделенного функционирования этих элементов.

  • Слайд 12

    Закон синхронизации

    Закон синхронизации свидетельствует о важности согласованного взаимодействия элементов управления во времени для обеспечения его эффективности.

  • Слайд 13

    Закон прибыльности

    Закон прибыльности. Производственно-хозяйственная деятельность организаций должна быть прибыльной, то есть доход должен превышать расходы. Прибыль является основой перспективного развития организации. Кроме экономических законов, в управлении используются еще и законы социологии, так как каждый человек принадлежит одновременно по многим общественным сообществам. Д.е.н., проф. Хмель Ф. И. выделяет следующие социологические законы.

  • Слайд 14

    социологические законы.

    Закон социализации личности. Его сущность заключается в том, что в течение трудовой жизни человека происходит сложный процесс усвоения социальных ролей и культурных потребностей. С одной стороны, без процесса социализации формирование личности невозможно, а с другой, поскольку организация заинтересована в эффективной деятельности социальных структур, которые существуют внутри нее, она содействует социальному развитию работников. Закон социальной структуризации организации. Каждой организации свойственная множественность внутреннего структурного построения, которое отображается в существовании многих формальных и неформальных групп. Осознание этого дает возможность менеджеру построить эффективную структуру организации (достичь гармонии между формальной и неформальной структурами), совместить общие организационные и групповые цели, определить зоны конфликтов в организации, управлять конфликтными ситуациями.

  • Слайд 15

    Закон социального статуса (социальных ролей).

    ). Каждый человек имеет определенную позицию в социальной структуре организации, связанную с другими позициями через статус индивида как систему его прав и обязанностей. Статус в понимании места в иерархии организации является рангом. Кроме того, каждый индивид исполняет определенные роли, взаимодействуя с другими работниками организации, то есть с его статусом ассоциируется комплекс ролей. Опираясь на закон социальных ролей, можно утверждать, что для эффективной деятельности организации менеджер должен: способствовать глубокому внутреннему усвоению каждым индивидом мотивации и ориентиров поведения, признанных организацией; обеспечить условия для выполнения определенных индивиду (и им самим избранных) ролей; требовать от индивидов выполнения определенных для них ролей.

  • Слайд 16

    Закон социальной мобильности

    Человек в процессе трудовой деятельности перемещается в социальном пространстве организации. Это связано с и квалификационным, и служебным развитием (или деградацией), оказывается в росте (или падении) престижа, усилении или послаблении власти над сотрудниками, изменению материального положения. Мобильность индивида (перемещение в пределах социальной иерархи) может восходить и быть нисходящей, добровольной и принудительной. Восходящая мобильность активизирует его потенциал. Иногда интересы организации предопределяют потребность в нисходящей мобильности индивида. Она тоже может быть добровольной и принудительной, вызванной структурными изменениями в организации. Зная действие закона мобильности, менеджер имеет возможность предусматривать возникновение напряженных ситуаций, вызванных недостаточной мобильностью работников организации, а также управлять мобильностью индивидов в интересах организации.

  • Слайд 17

    Закон социального контроля

    Контроль является целеустремленным влиянием организации на поведение индивида, который обеспечивает усвоение им организационных ценностей и норм культуры. Групповое давление с целью объединения интересов и целей побуждает индивида приспосабливаться к существующим в группе коллективным мыслям, ценностям и нормам. Социальный контроль реализуется сочетанием факторов склонности к подчинению, принуждению и преданности социальным ценностям, которые оказываются в деятельности индивида.

  • Слайд 18

    Законы индивидуальной и социальной психологии человека

    Законы индивидуальной и социальной психологии человека описывают причины поведения человека в производственной среде как личности, наделенной индивидуальными психологическими характеристиками. Знание данных законов помогает менеджеру выстраивать стратегию и тактику своего поведения в процессе общения с конкретными работниками, производить эффективные этические нормы взаимоотношений, избирать мероприятия влияния на людей с учетом их психологических характеристик. [4, с. 192-193]

  • Слайд 19

    Закономерности управления

    К общим закономерностям управления можно отнести закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства; закономерность подавляющей эффективности сознательного равномерного управления; закономерность соотношения управляющих и управляемых систем, субъекта и объекта управления; закономерность усиления процессов деления и кооперации труда в управлении. Рассмотрим эти закономерности.

  • Слайд 20

    1. Закономерность соответствия социального содержания

    1. Закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства приводит к созданию систем управления адекватных формам собственности на средства производства. Так приватизация предприятий торговли обусловила многообразие организационно-правовых форм этих предприятий и ослабила централизованное руководство их деятельностью.

  • Слайд 21

    Подавляющая эффективность сознательного планомерного управления также закономерна, так как система управления с плановой регуляцией этих процессов, которые протекают в ней, и потенциально, и фактически эффективнее систем управления со стихийной регуляцией этих процессов. Подтверждениям потому есть широкое применение программно целевого подхода, системного подхода и анализа на всех уровнях управления в современном обществе.

  • Слайд 22

    Закономерность соотношения управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления означает соотношение сферы управления требованиям объекта управления. 4. Закономерность усиление процессов деления и кооперации труда в управлении.Закономерность отображает, с одной стороны, будущее горизонтальное и вертикальное делениетруды в управлении, которые связаны с развитием отраслей (в том числе и торговли), увеличениеммасштабов управленческих систем, появлением новых функций и видов деятельности. С другойстороны, деление труда обусловливает его координацию, то есть согласованность действийсубъектов управления, которое выражается в кооперации управленческого труда.

  • Слайд 23

    Закономерность изменения функций управления означает рост некоторых функций и уничтожение других на разных иерархических уровнях управления. Да. если на уровне торгового дома решаются стратегические задания, которые охватывают инвестиционную политику фирмы и деление прибыли, то на уровне каждого магазину, который входит в торговый дом, решаются преимущественно тактические вопросы, которые связаны с реализацией товаров населению. Закономерность оптимизации числа степеней управления допускает устранение лишних звеньев управления, которые повышают его гибкость и оперативность. Закономерность концентрации функций управления заключается в том, что каждый уровень управления стремится к большей концентрации функций, то есть к расширению и росту .численности управленческого персонала.

  • Слайд 24

    8. Закономерность распространенности контроля отображает зависимость между числомподчиненных и возможностями эффективного управления их деятельностью и контроля их действийсо стороны руководителя. Оптимальным считается наличие 7-10 подчиненных в непосредственнымподчинении у одного руководителя. 2. Понятие и эволюция принципов менеджмента

  • Слайд 25

    2. Понятие и эволюция принципов менеджмента

    Важнейшее значение в реализации цели организации имеют принципы менеджмента, которые использует в своей деятельности управленческий персонал. В принципах менеджмента обобщенно, с одной стороны, познаны законы и закономерности, из другого, - опыт управления, который оправдал себя. Они определяют способ деятельности, взаимодействия и выступают правилами, нормами управленческой деятельности. Принципы управления производные от общих законов и отображают отношения, согласно с которыми должен создаваться, функционировать и развиваться система управления.

  • Слайд 26

    Принципы управления

    Принципы управления - управляемые правила, которые определяют основные требования к системам, структурам и организации управления. Так же, как и закономерности, принципы управления разделяются на общие и единичные. Общие принципы менеджмента должны отвечать таким требованиям: определять общие положения, свойственные организациям разных типов и видов; отвечать законам развития природы, общества и бизнеса; объективно отображать сущность явлений и реальных процессов управления организацией; быть признанными обществом. Основополагающий принцип менеджмента -обеспечение дохода, процветание предпринимательства и максимум благосостояния персонала фирмы. Как известно, принципы рационального управления впервые были сформулированы основоположниками научного менеджмента - Ф. Тейлором, Граммом. Эмерсоном, А. Файолем.

  • Слайд 27

    Центром учения Ф. Тейлора стали четыре принципа управления индивидуальным трудом работников: научный подход к выполнению каждого элемента работы; научный подход к отбору, учебе и тренировке работника; кооперация с работниками; деление ответственности за результаты работы между менеджерами и работниками.

  • Слайд 28

    На предприятиях большого американского капиталиста Генри Форда применялись следующие организационно технические принципы управления.

    Суровая, построенная за вертикалью организация управления объединением ряда предприятий, конечная цель которых - изготовление автомобиля. Все части и этапы производства управлялись из одного центра. Массовое производство, которое обеспечивало менее всего возможную стоимость изделий, удовлетворения массового спроса покупателей и наибольшую прибыль. Развитая стандартизация, которая давала возможность быстро и без лишних расходов переходить на новые модификации автомобиля при постоянстве базовой модели. Конвейер с глубоким разделением труда, которое делится на сотне и тысяче мелких операций. Это дало возможность сделать производство непрерывным, массовым и, вместе с тем, дешевым. Труд на таком потоке не требовал высокой квалификации. Постоянное усовершенствование управления производством.

  • Слайд 29

    Эти идеи единства управления производством, большой масштаб кооперации, массовое производство. стандартизация. конвейерная система разделения труда, постоянное усовершенствование управления полезны для нас и сегодня. Существенный вклад в теорию и практику управления был сделан инженером-механиком ГаррингтономЭмерсоном(1853-1931), который получил образование в Германии и работал в США открыл важнейшие принципы повышения производительности труда. Эмерсон сформулировал 12 знаменитых принципов производительности труда.

  • Слайд 30

    Эмерсон сформулировал 12 знаменитых принципов производительности труда.

    Четко поставлены цели. Здравый смысл. Здесь наши производители должны мужественно признать, что когда производство не работает, то этому есть конкретная причина, в т.ч. которая зависит и от нас. И как не жалко, но ситуация, описанная Эмерсоном семьдесят с избытком лет потому, нам очень близкая и понятная. Он говорил, что «везде и везде мы видим одну и ту же манию тоннажа, а вместе с ней -систематическая перегрузка заводов машинами, постоянное раздувание штатов и растранжиривание материалов. Мы постоянно вкладываем в дело больше капитала, чем нужно. На нас действую! не организация и умение, а только инвентарь». 3. Компетентная консультация. Речь идет о необходимости постоянного усовершенствования управления, его целенаправленности, выгоде привлечения к этому непростому делу специалистов, профессионалов. Сегодня и мы уже созрели к пониманию этого принципа.

  • Слайд 31

    4. Дисциплина. Несмотря на то, что привычная для нас командно административная система управления уделяла взысканием за нарушение трудовой и технологической дисциплины первоочередное значение, возможности этого важного принципа использованы у нас далеко не полностью. И дело совсем не в том, что нужно усилить наказание, сильнее запугать работающею. Дисциплина требует в первую очередь четкой регламентации деятельности, когда каждый точно знает свои обязанности, каждый осознает, за что, как и кем он может быть наказан или поощрен, когда действует быстрый, полный и точный учет и контроль, когда исключается своеволие и все уровни перед законом. Все это также задание сегодняшнего дня. Справедливое отношение к персоналу. Это тот же рожден в наши дни принцип социальной справедливости: «Лучше работаешь - лучше живешь».

  • Слайд 32

    Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет. Говоря современным языком, это принцип обратной связи. Неправильный учет, нарушение обратной связи ведет к сбоям в работе системы управления. Попробуйте пройти 10 метров с закрытыми глазами, и Вы в этом убедитесь. Диспетчеризация. Именно она позволяет слова плана стирает творить в реальные дела производства. Очень интересно следующее за уважения Эмерсона: лучше диспетчерувати хотя бы неспланированную работу, чем планировать работу, не диспетчеруючи ее. Нормы и расписание. Здесь раскрывается мысль о том, что высокие результаты в груде достигаются не повышением, а сокращением усилий. На первый взгляд, это звучит парадоксально. Как правило, не дают высокого конечного результата и максимальные обороты станка, робота человека на грани ее возможностей. Главное - знать все резервы производительности, умело реализовать их и избегать неоправданных расходов труда, материалов и энергии.

  • Слайд 33

    Нормализация условий. Речь идет о том, чтобы создать такие условия работы, за которых возможности человека будут раскрываться наилучшим образом. Главное - не человека приспособить к машине, к производству, а наоборот, создать такие машины и механизмы, такие технологии, которые дали бы возможность человеку за время тот же производить больше и лучше. Эта мысль перекликается с ключевой идеей об ускорении НТП как главного рычага повышения производительности труда. 10. Нормирование операций. Обращается внимание как на необходимость стандартизацииспособов выполнения операций, так и на регламентирование времени на каждый из этих способов

  • Слайд 34

    Письменные стандартные инструкции. Лучше автора об этом не скажешь. Существует мысль, какая проповщуеться с большим пафосом, но совсем безграмотная, что якобы стандартные инструкции убивают в рабочему инициативу, превращают его в автомат. Если вспомнить о том. как летает воробей, или бегает по дереву белка, то кажется, что ступени тоже убивают инициативу у человека, которая спускается из шестого этажа. Вознаграждение за производительность. Емерсон предложил свою систему оплаты труда. который учитывает как время, тратящее рабочим, так и его умение, которое оказывается в качестве работы.

  • Слайд 35

    Важной стороной управления производством является руководство людьми, административная деятельность. Этой деятельности, ее рационализации посвятил ряд работ выдающийся руководитель производства, французский инженер Анри Файоль (1841-1925).

    Главное внимание Файоль уделял управлению персоналом, в первую очередь административным кадрам. А. Файолю принадлежит разработка ряда принципов административного управления, которые, по его мнению, являются универсальными для любой организации. Эти принципы не потеряли своего значения и в наше время.

  • Слайд 36

    принципы административного управления

    1. Власть неотделимая от ответственности. Мы привыкли это формулировать так: «Получил права - неси ответственность». Это, конечно, правильно. Но сегодня особенно важна обратная сторона этого принципа: «Наложили ответственность - дайте права». 2.Разделение труда при специализации. Польза специализации широко известна. Но известно, что связанное с ней разделение труда имеет свои границы, за которыми идет потеря эффективности. 3.Единство распоряжений. Рабочий должен получать указания только от одного руководителя. 4.Дисциплина. Здесь главная идея в том, что дисциплина обязательна для всех. Но поскольку руководство всегда осуществляется сверху книзу, то можно сказать, что дисциплина такова, который и руководитель. Файоль связывал дисциплину с уважением и внешними проявлениями. 5.Единство руководства. Это раскрывается так: «Один руководитель и единственный план для совокупности операций, которые имеют общую цель». Здесь, в сущности, закладываются основы целевого управления.

  • Слайд 37

    6. Подчиненность индивидуальных интересов общим. Это значит, что интересы рабочего или группы рабочих не повинных преобладать над интересами предприятия в целом. Если интересы расходятся, то руководитель должен их примирить. Вознаграждение. Файоль считает, что вознаграждение и метод оплаты труда должны быть справедливыми и максимально удовлетворять как сотрудников, так и работодателей. Централизация. Новая мысль здесь заключается в том, что централизация имеет умную меру. В общем случае - чем большее предприятие, тем меньше должно быть централизации. Иерархия. Здесь проводится актуальная сегодня мысль о необходимости минимальных иерархических ступенек, а также о пользе горизонтальных связей в системе управления. 10.Порядок. Файоль делит порядок на «материальный» - порядок вещей и «социальный» -порядок людей. Относительно вещей порядок значит: «Всему свое место, и все на своем месте»; относительно людей: «Каждому свое место, и каждый на его месте». Речь идет о необходимости точных знаний производства и рабочих с возможностями и потребностями.

  • Слайд 38

    Справедливость. Она обеспечивается лояльностью и преданностью персоналу - с одной стороны, добротой и объективностью администраторов - из другого. Стабильность персонала. Файоль рассматривает текучесть кадров как причину и одновременно как следствие неэффективного руководства. Стабильность персонала - первый признак хорошего руководства. Инициатива. Администратор должен стимулировать инициативу снизу. Очень современный принцип. 14.Корпоративный дух. Речь идет о важности коллективизма в работе предприятия. Поэтому принцип «разделяй и владей» в управлении производством применить нельзя. Должны быть общие интересы у работающих на производстве людей.

  • Слайд 39

    3. Состав и содержание принципов менеджмента

    Общие принципы управления характеризуются тем, что имеют универсальный характер, влияют на все сферы управления и на все отрасли народного хозяйства. К общим принципам управления можно отнести целенаправленность, спланированность, компетентность, дисциплину, стимулирование, иерархичность.

  • Слайд 40

    Принцип целенаправленности

    Принцип целенаправленности определен сущностью программно-целевого управления и допускает четкую постановку целей перед каждым предприятием и каждым его подразделом. При этом цель должна быть реальной, достигнутой и определенной четко, что добавляет работе здравый смысл и мобилизирует усилие персонала на ее выполнение. Соотношение целей и имеющихся ресурсов.

  • Слайд 41

    Принцип плановости

    Принцип плановости управления также связан с программно целевым управлением и предусматривает составление программы действий и ее реализацию. Спланированность проявляется в нормализации условий работы и ее делении между исполнителями, в координации действий исполнителей и их инструктаже, а также в организации учета и контроля за выполнением каждой работы и программы в целом.

  • Слайд 42

    Принцип компетентности

    Принцип компетентности означает знание менеджером объекта управления или по крайней мере его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов при принятии решений. Принцип компетентности связан с горизонтальным делением труда по функциями. Неотъемлемым принципом управления является дисциплина, которая должна быть присутствует в любой системе управления на любом уровне. Дисциплина допускает безусловное выполнение указаний руководителя, должностных обязанностей, инструкций, приказов и других директивных документов.

  • Слайд 43

    Принцип стимулирования

    Принцип стимулирования допускает в первую очередь мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов. Материальное стимулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результатах труда. моральное - в основном на психологическом влиянии на работников.

  • Слайд 44

    Принцип иерархичности

    Принцип иерархичности предусматривает вертикальное деление управленческого труда, то есть выделение уровней управления и подчинения низших уровней управления более высоким. Этот принцип учитывается при формировании организационных структур управления, при построении аппарата управления, при расстановке кадров. Таким образом, ведущая роль принципа иерархичности заключается в обосновании количества уровней деления труда субъекта управления, а также степени его самостоятельности согласно объема работы, которую необходимо выполнить для достижения цели.

  • Слайд 45

    Принцип взаимозависимости Простого указания на то, какие переменные факторы сильнее влияют на деятельность субъекта и объекта управления, явно недостаточно для того, чтобы определить, как организация будет достигать собственных целей. Сложность определения заключается в том, что все факторы и все элементы организации взаимозависимые. Все эти компоненты в организации настолько связаны между собой, что нельзя рассматривать каждый из них отдельно. Поэтому изменения, которые происходя! в одном из элементов, вызывают цепную реакцию в других элементах. Внутренние элементы организации поддаются влиянию закона внешнего дополнения. Соблюдение этого принципа требует учета организацией влияния множества факторов внешней среды, которые возникают в процессе ее деятельности в достижении целей. Принцип взаимозависимости оказывается в том, что функционирование и развитие организации определяется соотношением и характером внешних и внутренних действий, которые нарушают или определяют условия нормального функционирования организации. Мартыненко М.М. дополняет эти принципы принципами взаимозависимости динамического равновесия и экономичности.

  • Слайд 46

    Принцип динамического равновесия В соответствии с законом инерции успешное функционирование организации зависит от уровня накопленного потенциала. В данном случае под потенциалом понимают способность организации успешно противостоять внешней среде, изменяя свое состояние с такой же сложностью и скоростью, как и изменения, которые происходят в среде. Другими словами, потенциал организации должен находиться в динамическом равновесии с факторами внешней среды. Принцип экономичности Организации создаются для достижения определенных целей. Чтобы это делать успешно в течение длительного времени, организация должна быть эффективной и экономической. Эффективность измеряет достижение целей организации в условиях действия внешней среды. Экономичность измеряет наилучшее использование ресурсов и оптимизацию процессов организации.

  • Слайд 47

    Профессор Хмиль ф.И. дополняет эти принципы следующими. Принцип научной обоснованности практики менеджмента Соблюдение его предусматривает: построение системы менеджмента в каждом частном случае на основе предыдущего научного анализа; соблюдение в процессе менеджмента требований экономических законов и закономерностей менеджмента; владение менеджеров теорией менеджмента. Принцип эффективности В целом эффективность является отношением результата к затратам. Следовательно, эффективным считают менеджмент (Е), который обеспечивает максимизацию отношения результата (R) к затратам (I): Е =R/I тaх. Принцип оптимума Требует выбора наилучшего варианта решения, построения организационной структуры, соблюдения оптимального соотношения между результатом и затратами и тому подобное.

  • Слайд 48

    Принцип постоянного совершенствования процессов и методов менеджмента Процессы и методы менеджмента, которые доказали свою эффективность на определенном этапе развития организации, могут оказаться недостаточно или совсем неэффективными на другом этапе. Поэтому необходимо придерживаться требований принципа постоянного совершенствования процессов и методов менеджмента. Принцип единства целей Требует сочетания в менеджменте целей организации, ее структурных подразделений и отдельных работников. Установление целей является одной из основных функций менеджмента, с реализации которой начинается его процесс. Принцип целостности системы менеджмента Цель управленческих коммуникаций заключается в установлении взаимопонимания между людьми в процессе сотрудничества, направленного на достижение целей организации. Один из аспектов этого принципа требует, чтобы все руководители не посылали сообщения в обход подчиненных, пытаясь выйти непосредственно на исполнителей, поскольку целостность организации зависит от взаимопонимания между высшими и низовыми руководителями. Только при необходимости мгновенной связи можно нарушать этот принцип.

  • Слайд 49

    Принцип гибкости организационных структур Гибкость организационных структур менеджмента улучшает выполнение поставленных заданий. Этот принцип требует включения в каждую структуру механизмов, пристроил и факторов окружающей среды, которые должны помочь предусматривать изменения и реагировать на них. Организация с негибкой структурой управления рискует не справиться с проблемами, которые возникают в связи с экономическими, техническими, биологическими, политическими и социальными изменениями. [4, с. 197-199] Все принципы управления тесно взаимозависимые и взаимообусловлены. Например, невозможно добиться четкого функционирования системы управления, игнорируя другие принципы управления (целенаправленность спланированость, компетентность, стимулирование, дисциплина), так же как нельзя обеспечить целеустремленную деятельность организации без планованости, компетентности, дисциплины и иерархичности.

  • Слайд 50

    Хм иль Ф.И. выделяет организационные принципы менеджменту

    Организационные принципы менеджмента. Они охватывают совокупность правил, норм, которые регулируют внутренние взаимоотношения между управляющей и управляемой системами, а также внутри управляющей. Принцип функциональной дефиниции Предусматривает необходимость формулировки ожидаемых от управляющего или производственного подраздела результатов, направлений их деятельности, делегированных организационных полномочий, осознания должностных и информационных взаимосвязей с другими подразделами. Соблюдение этого принципа активизирует роль подразделов в достижении целей организации, а несоблюдение может дезориентировать подразделы относительно ожидаемых результатов их деятельности.

  • Слайд 51

    Скалярный (безусловной ответственности) принцип Соблюдения его связано с внедрением цепочки прямых должностных отношений руководителей и подчиненных в масштабах организации. Это значит, что всегда должно быть лицо, которое владеет верховной властью в организации. Четкая линия должностной связи высшего руководителя с каждым из подчиненных обеспечивает эффективность процесса принятия решений и коммуникацию. Подчиненные должны знать, кто делегирует полномочия и на чье рассмотрение они должны передавать решение проблем, которые выходят за пределы их полномочий. Принцип уровня полномочий. Предопределяется принципом функциональной дефиниции и скалярным. Суть его заключается в том, что для сохранения эффективности делегирования полномочий необходимо, чтобы сотрудники принимали все решения в пределах своих полномочий, не переадресовывать их на высшие организационные уровни, а на рассмотрение руководства передавали решение лишь тех вопросов, которые не принадлежат к их компетенции.

  • Слайд 52

    Принцип единоначалия. Чем более полная взаимосвязь подчиненного с руководителем, тем меньшая вероятность получения им противоречивых указаний и высшая персональная ответственность за последствия работы. Принцип безусловной ответственности. Ответственность является обязанностью и не может быть делегированной, то есть ни один руководитель не может путем делегирования освободиться от ответственности за деятельность подчиненных. Подчиненные, получив поручение и необходимые для его выполнения полномочий, несут полную ответственность перед руководителями за свою деятельность; руководители несут всю ответственность за организационную деятельность подчиненных. Принцип паритета полномочий и ответственности. Полномочия - это право на выполнение порученной работы, а ответственность - это обязанность ее выполнить. Поэтому ответственность за конкретные действия не может превышать предусмотренный объем делегированных полномочий, но и не должна быть меньше его.

  • Слайд 53

    Принцип делегирования полномочий. Полномочия, делегированные отдельным руководителям, повинные быть достаточными для того, чтобы обеспечить возможность получения ожидаемых результатов. Принцип диапазона управления. Для каждой управленческой должности существует предельное количество сотрудников, которыми может эффективно руководить один человек, но эта цифра может изменяться в зависимости от ситуаций и их влияния на количество времени, необходимою для эффективного менеджмента. Принцип прямого руководства. Чем менее опосредствованы личные контакты руководителя с подчиненными, тем эффективнее является руководство. Даже объективная опосредствованная информация недостаточна для правильного оценивания подчиненных. При непосредственном контакте руководитель может лучше учить, получать предложения и входить в суть проблем. Принцип соответствия заданий. Задания отдельных личностей и структурных подразделений организации должны взаимно дополнять друг друга, формируя систему целей организации.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке