Презентация на тему "Рынок несовершенной конкуренции"

Презентация: Рынок несовершенной конкуренции
1 из 53
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Рынок несовершенной конкуренции" по экономике, включающую в себя 53 слайда. Скачать файл презентации 0.39 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по экономике

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    53
  • Слова
    экономика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Рынок несовершенной конкуренции
    Слайд 1

    Экономическая теория, модуль 1 Лекции 11. 14/ 11/ 11 Рынок несовершенной конкуренции. Жилина Лилия Николаевна, доцент кафедры мировой экономики и экономической теории. Ауд.1506, тел. 240-41-93 liliya.zhilina@vvsu.ru

  • Слайд 2

    План лекции

    Понятие чистой монополии. Экономическая и административная монополия. Спрос и предложение фирмы-монополиста. Равновесие монополии в краткосрочном и долгосрочном периоде. Х-неэффективность.Показатели монопольной власти: индекс Лернера и индекс Херфиндаля – Хиршмана. Ценовая дискриминация. Антимонопольная политика. Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде. Олигополия и ее характерные черты. Взаимодействия фирм в условиях олигополии. Модели ценового поведения олигополистов. Монопсония. Равновесие монопсонии. Двустороння монополия.

  • Слайд 3

    Характеристика основных моделей рынка

  • Слайд 4

    Условия отраслевого равновесия

    P = LRMC –ни одна фирма в отрасли не может извлечь большую прибыль, изменяя объем своих операций. P = LMRCmin– функционирующие фирмы не уйдут из отрасли, а новые фирмы не начнут операции в этой отрасли.

  • Слайд 5

    Рациональное распределение ресурсов между отраслями обеспечивает производство оптимального для общества набора благ. Эффективное использование ресурсов достигается при наименьших для существующих технологий долгосрочных (LongRun) средних издержках Р = LRACmin.

  • Слайд 6

    При каком объеме производства прибыль фирмы максимизируется?

    Ответ зависит от типа рынка: совершенная (чистая) конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Необходимо сравнивать данные о доходах и издержках.

  • Слайд 7

    Прибыль π = TR – TC = P * Q – TC, TR - валовой доход (выручка), TC - совокупные издержки. MR - предельный доход – ΔTR при продаже дополнительной единицы объема выпуска. МС - предельные издержки – ΔTС при увеличении выпуска на одну единицу блага. МС = Δ VC (переменных издержек) т.к. постоянные издержки (FC) не изменяются вместес выпуском.

  • Слайд 8

    Максимальная прибыль достигается в двух случаях:

    1) когда валовой доход (TR) в наибольшей степени превышает валовые издержки (ТС) TR – TC = (P * Q – TC) →max 2) когда предельный доход (MR) равен предельным издержкам (МС) MR = MC(при условии P > ATC) Р – цена, ATC – средние валовые издержки

  • Слайд 9

    Первое условие максимизации прибыли

  • Слайд 10

    Р = МR Р АТС МС Q π π Максимальная прибыль π = (Р – AТС)*Q Второе условие максимизации

  • Слайд 11

    Конкурентная фирма

    Фирма, принимающая цену на свою продукцию как данную, не зависящую от реализуемого ею объема продукции на совершенно конкурентном рынке.

  • Слайд 12

    Максимально прибыльное равновесие конкурентной фирмы в коротком периоде

    Точка оптимального выпуска Р = МС = MR Е производство можно расширить PMC P

  • Слайд 13

    Максимально прибыльное равновесие конкурентной фирмы в долгом периоде

    Р, МС, АС АС МС Р = МR Q 0 MR = MC = P = AC В условиях долгосрочного периода фирма может изменить все факторы производства, а отрасль может менять число своих фирм. Фирма стремится расширить производство, снижая средние издержки.

  • Слайд 14

    Достоинства совершенной конкуренции

    автоматически приводит экономику в состояние оптимума (саморегуляция); фирма и отрасль работают без излишков и дефицитов D = MR, S = МС; MR = МС => D = S оптимальное распределение ресурсов; производство организуется технологически наиболее эффективным образом;. безубыточность фирм в долгосрочном периоде (Р = LATCmin). Это гарантирует отрасли устойчивость.

  • Слайд 15

    Недостатки совершенной конкуренции

    небольшим фирмам не доступна экономия на масштабах производства, они не способны использовать наиболее эффективную технику; не стимулирует научно-технический прогресс, т.к. небольшим фирмам не хватает средств для финансирования длительных и дорогостоящих НИОКР; малые размеры компаний затрудняют их деятельность в современном, насыщенном крупномасштабной техникой и пронизанном инновационными процессами мире.

  • Слайд 16

    Монополия (Monopoly)

    Один продавец контролирует всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя. Виды монополии: чистая (экономическая), административная, закрытая, естественная, открытая, двусторонняя.

  • Слайд 17

    Чистая монополия

    одна фирма и много покупателей, отсутствие товаров-заменителей, отсутствие свободы входа на рынок, фирма-монополист устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как рыночную реальность, совершенная информированность.

  • Слайд 18

    Барьеры вхождения в отрасль

    экономия от масштаба; правовые ограничения (патенты, тарифы, квоты); высокие издержки входа; реклама и дифференциация продуктов; контроль монополистом источников поступления ресурсов; высокие транспортные расходы.

  • Слайд 19

    Монопольная власть

    Возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Предпосылка монопольной власти – кривая спроса на продукцию монополиста имеет наклон вниз. Максимизация прибыли достигается изменением и объемов выпуска, и уровня цен.

  • Слайд 20

    Спрос на продукцию монополистической фирмы

  • Слайд 21

    Показатель монопольной власти Лернера (Lerner, 1934)

    L = (P - MC)/P, 0 > L

  • Слайд 22

    Ущерб, причиняемый монополией Харбергер (Harberger, 1954)

    Потери для потребителей и общества в чистой полезности – социальная цена монополии. Р > MС, что ведет к росту цен и сокращению объема выпуска. Благосостояние потребителей ухудшается, растет благосостояние фирм-монополистов (Р > MR).

  • Слайд 23

    Чистые убытки от монопольной власти

    Рс, Qс – конкурентные цена и объем продукта Рм, Qм – монопольные цена и объем. (А + В)– общая потеря излишкапотребителей; (А – С)– общая прибыль производителя; (В + С) –чистые убытки.

  • Слайд 24

    Х-неэффективностьЛибенстайн (Leibenstein),1966

    Различие между теоретически эффективным поведением фирм и их реальным поведением. При монополии фактические издержки выше средних совокупных издержек. Причины неэффективности: бюрократизация, избыточное инвестирование , "строительство империй" менеджерами, недостаток мотивации вызванный недостатком конкуренции, увеличение зарплат до уровня выше рыночного.

  • Слайд 25

    Мертвый груз монополии(Deadweight loss due to monopoly)

    Чистые или омертвленные издержки монополии – разница между потенциально возможным объемом производства в отрасли без монополии и реальным объемом выпуска монополиста.

  • Слайд 26

    Условие максимизации прибыли при монополиив коротком периоде

    MR = МС (Рм - АСМ ) х QM

  • Слайд 27

    Монопольная цена, выпуск и потери в коротком периоде

    Если спрос и предельный доход от блага понижаются, то извлечение прибыли невозможно.

  • Слайд 28

    Оптимальный выпуск и максимизация прибыли в долгом периоде

    MR = LRMC

  • Слайд 29

    Ценовая дискриминация

    Монополистическая практика продажи блага данного качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям. Направлена на увеличение прибыли. Дискриминационные цены используются для расширения производства и обеспечения экономии от масштаба производства.

  • Слайд 30

    Условия проведения ценовой дискриминации

    продавец разделяет покупателей на группы (высокие цены – для покупателей с низкой эластичностью спроса; цены ниже – для покупателей с эластичным спросом); блага не могут перепродаваться с одного рынка на другой; покупатели (для монополии) или продавцы (для монопсонии) должны быть идентифицируемы (отождествлены, быть одинаковыми), иначе разделение рынка невозможно.

  • Слайд 31

    Степени ценовой дискриминации по Пигу (Pigou, The Economics of Welfare, 1920)

    I степень – совершенная дискриминация: на каждую единицу блага устанавливается цена, равная его цене спроса, цены продажи блага для всех покупателей различны. В чистом виде невозможно. II степень: одинаковые цены блага для всех покупателей различаются в зависимости от объема покупок. Цены называются нелинейным (многоставочным) тарифом. На практике – в форме скидок и надбавок на цены благ.

  • Слайд 32

    Степени ценовой дискриминации

    III степень: разным лицам благо продается по разным ценам, но каждая единица блага, приобретаемая конкретным покупателем, оплачивается им по одинаковой цене. Покупатели разделены на группы или рынки.

  • Слайд 33

    Естественная монополия

    Особенности технологии. Высокие барьеры вхождения. LAC min, если на рынке одна фирма. Возрастающая отдача от масштаба. Средние издержки выше предельных. Рассредоточение производства привело бы к росту издержек производства. Отрасли: коммунальное хозяйство, электроэнергетика, ж/д транспорт, телекоммуникации.

  • Слайд 34

    Регулирование естественных монополий

    Оптимальные Q1, P1на пересечении LMC и MR. Оптимальные для общества Q3, P3. Убыток P3HGF, дотации и чистые потери общества.

  • Слайд 35

    Регулирование цен и тарифов естественных монополий

    1. Специальные органы регулирования тарифов на электроэнергию. Уровень тарифов устанавливается по принципу: "затраты плюс прибыль". 2. Инициация конкуренции: аукционы, торги за право обслуживать рынок. Побеждает тот, кто обязуется вносить в доход бюджета наибольшую сумму.

  • Слайд 36

    Плюсы и минусы монополии

    Плюсы Выгодность применения услуг монополиста в некоторых областях экономики Большое количество средств для НТП. Минусы Нерациональное использование ресурсов. Возможное неравенство доходов. Замедление НТП.

  • Слайд 37

    Антимонопольная политика

    Государственные меры против монополизации для развития конкуренции: прямое регулирование цен; регулирование естественных монополий; система налогообложения; денационализация собственности; поощрение малого бизнеса.

  • Слайд 38

    Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках. http://fas.gov.ru/ Федеральныq законо от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам (ФСТ).

  • Слайд 39

    Антимонопольное регулирование по отраслям

    в электроэнергетикев ТЭКв агропромышленном комплексеоборонно-промышленного комплексав ЖКХв промышленностив сфере транспортав сфере связив сфере строительства и недвижимостив химической промышленностина финансовых рынкахв розничной торговлев социальной сферев сфере информационных технологийантимонопольный контроль органов властив сфере распределения природных ресурсовантимонопольный контроль распределения государственного и муниципального имущества

  • Слайд 40

    Монополистическая конкуренция Чемберлин (Chamberlin, 1933)

    Множество мелких независимых фирм и много покупателей. Дифференцированная и разнородная продукция. Свободный вход на рынок и выход с рынка. Возможность влиять на цены. Совершенная информированность участников рынка.

  • Слайд 41

    Краткосрочное равновесие монополистической конкуренции

    МС = MR

  • Слайд 42

    Длительное равновесие монополистической конкуренции

    При условии MR = LRМС фирма извлекает нормальную прибыль. LRAC LRMC

  • Слайд 43

    Экономические последствия монополистической конкуренции

    Экономическая и социальная эффективность не максимальна. Недоиспользование ресурсов, избыточные производственные мощности. Цены завышаются, выпуск продукции ниже желаемого. Совершенствование и приспособление продукта. Совершенствование рекламы.

  • Слайд 44

    Олигополия

    Малое число фирм (2 -10), на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Большое число покупателей. Дифференцированная или стандартизированная продукция. Высокие барьеры входа на рынок. Фирмы взаимозависимы, поэтому контроль над ценами ограничен. * Томас Мор, Утопия, 1516. *

  • Слайд 45

    Игра: правила заранее установлены, экономические субъекты должны принимать ответственные решения.

    Игра с нулевой суммой – выигрыш одних возникает из проигрыша других игроков. Игра с ненулевой суммой – группа игроков либо увеличивает, либо уменьшает свое благосостояние. Кооперативная игра– заключение соглашения между участниками (картель). Некооперативная игра– участники принимают самостоятельные решения по всем жизненно важным вопросам (ценовая война).

  • Слайд 46

    Мера преобладания на рынке

    Индекс концентрации (CR) Продажи четырех крупнейших фирм Общий отраслевой объем выпуска Индекс Херфиндаля-Хиршмана IHH = S12 + S22 + S32 + .. + SN2 где S1 - доля рынка у крупнейшей фирмы, S2 - доля рынка следующего по величине поставщика и т. д. , в %

  • Слайд 47

    IHH примеры

    На долю одного гиганта приходится 90,1 % объема продаж, а доля каждой из остальных 99 фирм составляет лишь 0,1 % общего объема: IHH = 90,12 + 99*∙0,12 = 8119,1 Рыночные доли всех 100 фирм равны и каждая составляет 1 % общего объема IHH = 100 * 12 = 100

  • Слайд 48

    Допустимость слияний в США с 1982 IHH 1800 – высококонцентрированный рынок.

  • Слайд 49

    Ценовая война при олигополии

    Цикл последовательных уменьшений цены конкурентами. Война продолжается до равновесия Р = АС = МС и нулевой экономической прибыли. Снижение цены ниже этого уровня приведет к убыткам. В равновесии фирмы выравнивают цены и никто больше не может извлекать выгоды от понижения цен.

  • Слайд 50

    Модели олигополии

    Модель, основанная на сговоре – фиксированные цены, объемы выпуска, раздел рынка, совместное ведение бизнеса (картели, тресты). Модель ценового лидерства (частичная монополия, скрытый сговор) - фирмы следуют за ценовым лидером. Модели дуополии (два производителя): модель Курно, модель Бертрана, модель Штакельберга, модель Чемберлина, модель Эджуорта

  • Слайд 51

    Равновесие Курно (Cournot equilibrium) – в условиях дуополии каждая фирма, действуя самостоятельно, выбирает такой оптимальный объем производства, какой ожидает от нее другая фирма. Равновесие Курно возникает как точка пересечения кривых реагирования двух фирм. Равновесие Бертрана (Bertrand equilibrium) – в условиях дуополии фирмы конкурируют, понижая цену товара и увеличивая объем выпуска. Стабильность равновесия достигается, когда цена оказывается равной предельным издержкам, т. е. достигается конкурентное равновесие. Равновесие Штакельберга (Stackelberg equilibrium) – описывает дуополию с неравным распределением рыночной власти между фирмами, так что одна из них ведет себя как лидер (либо по цене, либо в отношении объема, либо по тому и другому одновременно), в то время как другая осуществляет стратегию приспособления, корректируя свое поведение в зависимости от выбора, сделанного первой фирмой.

  • Слайд 52

    В модели Чемберлина каждый дуополист исходит из предположения о том, что выпуск соперника будет меняться некоторым согласующимся с его собственными, интересами образом. Модель Эджуорта с ограничением производственной мощности каждого дуополиста 1/2 рыночного спроса при P1 = P2 = МС. Дуополисты втягиваются в нескончаемую ценовую войну («ценовая ловушка»).

  • Слайд 53

    Монопсония, олигопсония

    Монопсония - «один покупатель», монополия покупателя. Одна фирма-покупатель товара, услуги или ресурса сама устанавливает цены. Примеры: на рынке рабочей силы – одна фирма-наниматель; правительство как единственный покупатель ядерного оружия. Олигопсония - несколько фирм-покупателей, которым противостоит большое количество продавцов (производителей). Эти фирмы могут влиять на цену (например, ресурса; профессиональные спортивные лиги, которым спортсмены могут продавать свои услуги).

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке