Презентация на тему "Основы организации рыночного хозяйства"

Презентация: Основы организации рыночного хозяйства
1 из 50
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Основы организации рыночного хозяйства"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 50 слайдов. Также представлены другие презентации по экономике. Скачивайте бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    50
  • Слова
    экономика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Основы организации рыночного хозяйства
    Слайд 1

    Тема 4. Основы организации рыночного хозяйства

  • Слайд 2

    Вопросы

    1. Сущность и основные черты рыночного хозяйства 2. Причины возникновения и условия развития рынка 3. Структура и инфраструктура рынка

  • Слайд 3

    4.1. Сущность и основные черты рыночного хозяйства

    Рынок – это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли с друг другом, это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

  • Слайд 4

    Некоторые рынки имеют формальные правила и функционируют в определенном месте (фондовые биржи), другие – децентрализованы и неформальны (устные информационные системы, связанные с поиском работы).

  • Слайд 5
  • Слайд 6

    Информационная функция проявляется в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

  • Слайд 7

    Посредническая функция рынка позволяет продавцу выбрать наиболее оптимального покупателя, а потребитель имеет возможность выбрать оптимального поставщика. Ценообразующая функция способствует установлению подвижной связи между стоимостью и ценой, чутко реагирующей на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

  • Слайд 8

    Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего производство. Конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Она создает наиболее оптимальную структуру экономики. В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", о силе которой писал А. Смит, но и государственными рычагами.

  • Слайд 9

    Санирующая функция.С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

  • Слайд 10

    Одно из самых широко используемых в экономической теории описаний рыночной экономики базируется на рассмотрении так называемого экономического цикла. Эта модель представляет собой совокупность взаимоотношений между участниками рынка, получившая название кругооборота товарных и денежных потоков в экономике. Ее простейшая форма (схема) не учитывает влияния государства на экономику, роль финансового рынка, а также действие внешнеэкономических факторов.

  • Слайд 11

    Рынокресурсов Рынок товаров Домохозяйство Предприятие Денежный доход Факторы Издержки Ресурсы Выручка от продаж Товары и услуги Товары и услуги Потребление

  • Слайд 12

    Домохозяйство – представляет коллектив людей, имеющих общую собственность и доходы и принимающих общие решения. Оно, являясь собственником основных факторов производства, выступает как их продавец и одновременно как потребитель товаров и услуг.

  • Слайд 13

    Предприятие, покупая ресурсы у населения, действует как покупатель, а реализуя готовый товар, как продавец. Таким образом, домохозяйства и предприятия связаны двумя рынками: ресурсов и товаров. Навстречу потоку факторов производства, товаров и услуг, движущемуся на схеме против часовой стрелки, движутся деньги (доходы от факторов производства, потребительские расходы, предпринимательские доходы и затраты на ресурсы).

  • Слайд 14

    В действительности отношения между людьми в рыночной системе носят более сложный характер, т. к. кроме домохозяйств и предприятий активными экономическими субъектами выступают государство и банки. Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства – это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, разнонаправленные, но встречно-согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей.

  • Слайд 15

    Объектами рыночных связейслужат товары и услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, государственные льготы и субсидии, социальные выплаты и т. д. Субъекты вступают в рыночные отношения в силу того, что обладают различными потребностями и объектами обмена. Однако объекты рынка должны быть одновременно равными (по затратам труда) и неравными (по потребительским качествам) друг другу. Снятие этого противоречия происходит в результате обмена.

  • Слайд 16

    В развитии данного процесса исторически выделяется два этапа: непосредственный (натуральный) обмен продуктами, элементы которого сохранились и в современной экономике в виде бартера; товарный обмен.

  • Слайд 17

    Товар – это продукт труда, предназначенный для обмена или продажи. К проблеме товара и его свойств каждая научная школа подходила со своей методологией. Представители классической политэкономии явились создателями трудовой теории стоимости (объективной парадигмы стоимости), которая получила законченное выражение в марксизме.

  • Слайд 18

    Согласно ей товар имеет два свойства: потребительную стоимость и стоимость. Потребительная стоимость – это способность товара удовлетворять ту или иную потребность людей. Стоимость же товара определяет затраченный на его изготовление труд.

  • Слайд 19

    Стоимость является общественным свойством, поэтому ее величина определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда, совершенными при существующих нормальных условиях производства и при среднем уровне умелости и интенсивности труда. При этом роль измерителя стоимости выполняет особый товар – деньги.

  • Слайд 20

    Иной подход к проблеме продемонстрировали маржиналисты, создавшие теорию предельной полезности. Ценность, то есть стоимость, в терминологии этой школы зависит от полезности и редкости блага.

  • Слайд 21

    Оценки полезности производятся субъектом, поэтому данная теория называется субъективной парадигмой стоимости. Сторонники же современного неоклассического направления в экономической теории утверждая, что противоречия между этими двумя подходами нет, рассматривают цену равновесия как синтез полезности и издержек производства. Именно эта категория является одной из основных в анализе рыночного механизма.

  • Слайд 22

    4.2. Причины возникновения и условия развития рынка

    Для более глубокого осмысления рынка важно обратить внимание на причины его возникновения. Среди них выделяют: развитие общественного разделения труда; наличие различных собственников – обособленных товаропроизводителей; появление товарно-денежных отношений.

  • Слайд 23

    Развитие общественного разделения труда еще в древности прошло ряд крупных этапов, связанных с отделением скотоводства от земледелия, выделением как самостоятельной отрасли ремесла и возникновением торговли. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств.

  • Слайд 24

    Этот процесс бесконечен и взаимообусловлен ростом производительности труда. Вызванное общественным разделением труда развитие обмена сопровождалось стремлением производителей к эквивалентности на основе экономической ограниченности и обособленности интересов.

  • Слайд 25

    Вначале обмен продуктами был редким, случайным явлением. По мере развития общественного разделения труда, появления новых товаров обмен становился более регулярным. Однако рост числа обмениваемых товаров затруднял процесс купли-продажи, ибо не всегда продавец и покупатель находили друг друга. Затруднения в обмене разрешились постепенным выделением на рынке местных товаров одного, который пользовался всеобщей обмениваемостью.

  • Слайд 26

    При формировании национальных рынков из среды товаров-эквивалентов выделился один, так называемый всеобщий эквивалент, ставший деньгами. Повсеместно эта роль закрепилась за золотом и серебром, учитывая их потребительские свойства: сохраняемость, делимость, портативность, однородность и узнаваемость.

  • Слайд 27

    Этот процесс возникновения денег в рамках эволюционного подхода был наиболее полно исследован К. Марксом. Анализируя развитие форм стоимости, как выражение исторического процесса развития обмена, он исследовал четыре формы стоимости: простую или случайную; полную или развернутую; «всеобщую» денежную.

  • Слайд 28

    Действительные деньги Заменитель денег Штучные (различные товары) Весовые слитки Монеты Металлические Бумажные знаки стоимости Государственные бумажные деньги Кредитные деньги Векселя Банкноты Чеки

  • Слайд 29

    Денежная система, в которой всеобщим эквивалентом было золото и серебро, называлась биметаллической. Затем в XIX – начале XX вв. она сменилась монометаллической (золотоденежной). Однако хождение золота во внутреннем обращении продолжалось сравнительно недолго.

  • Слайд 30

    Начиная с периода первой мировой войны в условиях финансовой нестабильности возник процесс демонетизации золота, в результате которого полноценные золотые деньги стали заменяться знаками стоимости (договорными деньгами). Выпускаемые государством наличные деньги обладают абсолютной ликвидностью.

  • Слайд 31

    Ликвидность – это способность какого-либо финансового актива обращаться в наличные деньги. Лучше всего сущность денег проявляется в их функциях. Классическими функциями денег являются мера стоимости; средство обращения; средство платежа; средство образования сокровищ; мировые деньги.

  • Слайд 32

    В качестве меры стоимостиденьги соизмеряют со стоимостью всех товаров. Стоимость товара, выраженная в деньгах, есть его цена. Техническая сторона измерения деньгами стоимости товаров связана с масштабом цен, который представляет весовое количество денежного материала в денежной единице, принятой в стране. Масштаб цен устанавливается государством.

  • Слайд 33

    Как средство обращенияденьги постоянно переходят из рук в руки, являясь мимолетным посредником при обмене товаров, что делает возможным замену полноценных денег договорными. Однако оплата товара наличными деньгами в момент покупки не всегда возможна. Часто продавец становится кредитором, а покупатель – заемщиком. При этом деньги выступают в функции средства платежа. Из этой функции выросли кредитные деньги: вексель, банкнота, чек.

  • Слайд 34

    Вексель – долговая расписка частного лица, содержащая обязательство уплаты определенной суммы в указанный срок. Банкноты – банковские векселя, обеспечивающиеся всеми активами банка и обладающие способностью к свободному обращению. Чек – письменное распоряжение владельца вклада своему банку о выдаче с его счета указанной суммы предъявителю чека.

  • Слайд 35

    Функцию денег как средства образования сокровищ (средства накопления) в западной экономической литературе называют функцией средства сбережения. Рыночная система создает возможности и стимулы для превращения сокровищ в капитал, приносящий прибыль. При этом богатство может содержаться в различных формах: деньгах или реальных активах, включая недвижимость, ценные бумаги и т.д.

  • Слайд 36

    Функцию мировых денег выделяют лишь экономисты марксистского направления. Она связана с обслуживанием мировой торговли. Долгое время эту функцию отводили золоту, но теперь оно практически вытеснено из международных платежей и расчетов национальными валютами развитых стран. Таковы основные причины возникновения рыночной системы.

  • Слайд 37

    Однако, как показывает историческая практика, формирование рынка продолжается и для его нормального функционирования необходимо обеспечение целого ряда условий. свобода экономической деятельности хозяйствующих субъектов; их ответственность за итоги своей экономической деятельности, вплоть до ликвидации предприятия; свободное ценообразование; конкуренция товаропроизводителей, исключающая монополизм; ограниченное прямое участие государства в хозяйственной деятельности; активная ориентация национальной экономики на систему мирохозяйственных связей.

  • Слайд 38

    4.3. Структура и инфраструктура рынка

    Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, а значит, имеет собственную структуру и инфраструктуру. Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Классификация структуры рынка показана в табл. 9.

  • Слайд 39
  • Слайд 40

    Инфраструктура рыночной экономики – это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования.

  • Слайд 41

    Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка.

  • Слайд 42
  • Слайд 43
  • Слайд 44

    Конъюнктура рынка – совокупность условий, сложившихся на рынке в определенный момент. Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, можно классифицировать по продолжительности действия (временные и постоянные), по характеру воздействия (циклические и нециклические), источникам возникновения (внешние и внутренние) и другие.

  • Слайд 45

    Рассмотренные в теме основные закономерности развития рынка проявляются как тенденции, имеющие в разных странах свою специфику. Поэтому формирование рыночной системы в России в переходный от командно-административной экономики период должно учитывать существующие проблемы.

  • Слайд 46

    Существующие проблемы: относительно низкий уровень развития производительных сил по сравнению с развитыми странами; глубоко монополизированная структура экономики и основных рынков; противоречия между федеральной, региональной и местными властями; оторванность производства от нужд потребителей; неразвитая инфраструктура рынка, которая вместе с тем в своем развитии опережает формирование структуры рынка; дестабилизация кредитно-денежной и финансовой системы и т. д.

  • Слайд 47

    Это определяет направления реформирования экономики, включающей: Разгосударствление экономики и развитие предпринимательства. Формирование рынка и его инфраструктуры, установление хозяйственных связей рыночного типа и становление новых мотивационных механизмов развития предпринимательства. Демонополизация экономики и устранение организационных структур, сложившихся в рамках командно-административной системы и препятствующих развитию рынка.

  • Слайд 48

    Переход к свободному ценообразованию при сохранении форм и методов государственного регулирования. Осуществление жесткой кредитно-денежной и финансовой политики, направленной на ограничение денежной массы в обращении. Создание сильной системы социальных гарантий и поддержки населения, облегчающей людям адаптацию к условиям рыночной экономики. 7. Осуществление активной структурно-инвестиционной политики, обеспечивающей необходимые структурные сдвиги в народном хозяйстве в направлении социальной переориентации.

  • Слайд 49

    Главным итогом начавшихся реформ явился качественный сдвиг, окончательный разрыв с прежней хозяйственной системой и создание условий для формирования основ рыночной экономики. Но структурные изменения менее глубоки, чем это минимально необходимо для функционирования социально ориентированной рыночной экономики. Они происходят гораздо медленнее, чем в других странах, что проявляется в том числе в ограниченных размерах частного сектора. Очевидно, что эти процессы станут важнейшим содержанием довольно длительного периода, в ходе которого в нашей стране и возникнет современная рыночная экономика.

  • Слайд 50

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

    1. Перечислите и охарактеризуйте определения понятия "рынок". Дайте собственное определение понятия "рынок". 2. Назовите основные виды рынков и охарактеризуйте их. 3. В чем заключается роль "спроса-предложения" на рынке? Каким образом может поддерживаться соответствие между спросом и предложением? 4. Существовал ли рынок в условиях административно-командной системы? Поясните ответ.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке