Содержание
-
МОДУЛЬ 2. Лекция 4. Основы рынка План лекции: 1.Сущность и основные черты рынка. Необходимость и условия возникновения рынка. 2.Функции рынка. Экономические агенты рынка. 3.Структура и инфраструктура рынка.
-
Первое и самое обыденное определение утверждало, что рынок – это площадь, публичное место купли-продажи товаров, т.е. благ и услуг. С точки зрения купли-продажи рынок рассматривается как сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя. С точки зрения организации экономики рынок-это общественная форма функционирования экономики С точки зрения участников рынка его определяют как форму общественной связи между субъектами хозяйствования.
-
Обобщающие определения: Рынок – это совокупность организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения обмена и потребления.
-
Рынок как экономическая категория -это совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.
-
Основные черты рынка: 1.Рынок предполагает наличие развитой и устойчивой денежной системы. 2.Развитой, классический рынок – это не бартер, не обмен по цепочке Т – Т, это бесконечная цепь товарно-денежного обращения по схеме: Т – Д – Т – Д и т.д. до бесконечности; 3.Рынок предполагает наличие товарной массы; 4.Рынок предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов и, соответственно, свободу договоров и сделок, определенных правилами рыночной игры; 5.При всей своей стихийности рынок подчиняется действию законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения.
-
6.В основе действий двух основных агентов рынка – продавцов (товаропроизводителей) и покупателей (потребителей) лежит личный экономический интерес; 7.Предполагает полную материальную ответственность своих участников за результаты своей деятельности; 8.Предполагает всеобщность и универсальность товарных отношений; 9.Предполагает свободное рыночное ценообразование; 10.Предполагает наличие развитой рыночной инфраструктуры; 11.Предполагает открытость экономики перед мировым хозяйством.
-
Таким образом, рынок -это сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества.
-
Необходимость возникновения рынка:
1.Развитое общественное разделении труда. 2.Экономическая обособленность рыночных субъектов, обусловленная наличием разных форм собственности. 3.Тесная связь с мировой экономикой путем внешней торговли, потребность выхода национальной экономики в мировое экономическое пространство для ее дальнейшего роста.
-
Условия возникновения рынка
1. Общественное разделение труда и специализация производителей. Базирующаяся на разделении труда ориентация производителей на изготовление отдельных продуктов и их элементов называется специализацией. 2.Экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). 3.Разрешение проблемы трансакционных издержек — издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности 4. Самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов.
-
-
Функции рынка
1.Информационная функция дает возможность провести анализ различного рода экономических показателей: спроса, предложения и т.д. 2.Интегрирующая функция. Рыноксоединяет сферыпроизводства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также продавцов и покупателей. 3.Регулирующая функция состоит в том, что через рынок осуществляется регулирование общественного производства: что производить, как производить , для кого производить.
-
4.Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей создавать новую продукцию, необходимые товары с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль: стимулировать научно-технический прогресс. 5.Посредническая функция— через рынок устанавливаются связи между производителями и потребителями. 6. Контролирующая функция состоит в том, что рынок дифференцирует производителей
-
Преимущества рынка: -стимулирует рост производства, ускоряет темпы его развития; -повышает эффективность производства; -формирует такую структуру хозяйства, которая отвечает потребностям и запросам потребителей; -в определенной мере рынок создает саморегулирующуюся систему хозяйства, в которой каждый занимает свою нишу; -рынок обогащает часть населения.
-
Недостатки рынка: -рыночная система недостаточно стабильна, ее нестабильность проявляется в циклическом характере развития экономики; -рынок порождает факторы, которые нарушают свободу предпринимательства (развитие различных форм монополизма); -не учитывает влияние так называемых отрицательных внешних эффектов (загрязнение окружающей среды). Товаропроизводители, нарушая экологическую среду, не хотят нести затраты по восстановлению сил природы;
-
-не в полной мере учитывает влияние положительных внешних эффектов (услуги образования, науки, здравоохранении и т.д.).; -безразличен к производству так называемых общественных благ и услуг (охрана общественного порядка, воспитание детей); -не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных, инвалидов и т.д.; -рынок не только обогащает, но и неизбежно разоряет часть населения. Все это позволяет сделать вывод, что рыночный механизм нуждается в регулировании, в корректировке. Такой механизм имеет смешанная экономика
-
МЕХАНИЗМ РЫНОЧНОГО САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ базируется на следующих основных элементах: -ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ; -РЫНОЧНЫЕ РАВНОВЕСНЫЕ ЦЕНЫ; -КОНКУРЕНЦИЯ; -ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ СУБЪЕКТОВ РЫНКА.
-
Функционирование рынка
Взаимодействие Домохозяйства Фирмы Рынок ресурсов Рынок благ Что? Сколько? Для кого? Координация Рациональное поведение Обмен ценностными эквивалентами Рынок Цена Количество
-
Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Признаками любой структуры являются: -тесная связь между ее элементами; -определенная устойчивость этих связей; -целостность, совокупность данных элементов.
-
Критериями для характеристики структуры и системы рынка по объектам могут быть: -рынок товаров и услуг (потребительский рынок); -рынок рабочей силы; -рынок средств производства; -рынок ценных бумаг, валюты; -рынок научно-технических разработок, патентов; -рынок информации; -рынок средств обращения; -рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви); -рынок лицензий и др.
-
По субъектам рыночная система подразделяется на :
рынок покупателей; рынок продавцов; рынок государственных учреждений; рынок промежуточных продавцов — посредников.
-
С точки зрения транспортно-географического фактора выделяются: -местный (локальный) рынок; -региональный рынок; -национальный рынок; -мировой рынок.
-
По уровню насыщения: -равновесный рынок; -дефицитный рынок; -избыточный рынок. По степени зрелости: -неразвитый рынок; -развитый рынок; -формирующий рынок. По степени ограниченности конкуренции: -свободный рынок; -монополистический рынок; -олигополистический рынок; I -чисто монопольный рынок.
-
По соответствию действующему законодательству: -легальный рынок; -нелегальный ("черный" и "серый") рынок. По отраслям: -автомобильный рынок; -компьютерный рынок и т. д. По организации рыночного обмена: -оптовый рынок; -розничный рынок; -экспортный рынок; -импортный рынок.
-
Инфраструктура - это обслуживающая часть какой-либосферы. Рыночная инфраструктура - это совокупность связанных между собой институтов, выполняющих определенные функции по обеспечению нормального функционирования рынка. К ним относятся товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы, которые обслуживают рынок товаров и услуг, а такжебанки, страховые компании, фонды и фондовые биржи обслуживающие фондовый, денежный рынки, рынок инвестиций.
-
Функции инфраструктуры рынка: -облегчать участникам рыночных отношений реализацию их интересов; -повышать оперативность и эффективность работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности; -упрощать формы юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.
-
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.