Содержание
-
Выступление Аудитора Счетной палаты Республики Татарстан Валеева Азата Рустемовича Система внутреннего контроля главных распорядителей бюджетных средств
-
Целесообразно иметь законодательство, устанавливающее общие требования и цели осуществления эффективного внутреннего контроля. (INTOSAI GOV 9110)
-
В США Генеральный контролер по закону обязан разрабатывать стандарты внутреннего контроля для использования органами американского правительства. (INTOSAI GOV 9110)
-
Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
-
·Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на: соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств; подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
-
Главный администратор (администратор) доходов бюджета осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным администратором доходов бюджета и подведомственными администраторами доходов бюджета.
-
Главный администратор (администратор) источников финансирования дефицита бюджетаосуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на обеспечение составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным администратором источников финансирования дефицита бюджета и подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета.
-
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета (их уполномоченные должностные лица) осуществляют на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит в целях: оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности; подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов РФ; подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
-
Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляются в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
-
Счетная палата Татарстана выполнила НИР по разработке методических рекомендаций по оценке эффективности систем внутреннего контроля ГРБС
-
Понятие «система внутреннего контроля» в бюджетном законодательстве не раскрыто. Имеются отдельные подзаконные правовые акты
-
Приказ Федерального казначейства от 25.01.2011 №19 «Об утверждении Положения о внутреннем контроля и внутреннем аудите в Федеральном казначействе»
-
Понятие «система внутреннего контроля» можно встретить в законодательстве об аудиторской и банковской деятельности
-
Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору «Система внутреннего контроля в банках: основы организации»
-
Положение ЦБР от 16.12.2003 №242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»
-
Понятие «система внутреннего контроля» не тождественно понятию «внутренний аудит»
-
Внутренний контроль – комплексный процесс, реализуемый руководством и персоналом организации, предназначенный для сокращения рисков, а также обеспечения надлежащих гарантий того, что в ходе реализации задач организации будут достигаться следующие общие цели: - ведение деятельности упорядоченным, этичным, экономичным, эффективным и результативным образом; - исполнение обязательств подотчетности; - соблюдение применимого законодательства и инструкций; - защита ресурсов от утраты, нецелевого использования и повреждения. (INTOSAI GOV 9100)
-
Внутренний контроль – это не одно событие или обстоятельство, а последовательность действий, охватывающих всю деятельность организации. (INTOSAI GOV 9100)
-
Система внутреннего контроля ГРБС – непрерывный процесс, организованный и осуществляемый руководством и сотрудниками ГРБС в виде совокупности организационных мер, методик, процедур и иных мер для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, своевременной подготовки достоверной бухгалтерской отчетности, а также соответствия деятельности законодательству.
-
Внутренний аудит – контрольная деятельность, осуществляемая внутри ГРБС его специализированным подразделением – службой внутреннего аудита (контроля), либо уполномоченным должностным лицом ГРБС по представлению объективной информации о состоянии деятельности ГРБС, его подведомственных организаций по осуществлению возложенных на них функций и полномочий, в том числе надежности функционирования системы внутреннего контроля.
-
Организация системы внутреннего контролявключает: стиль управления; распределение обязанностей и ответственности; планирование деятельности; мониторинг деятельности; правовое обеспечение деятельности; организация бухгалтерского учета; организация кадровой работы; контроль за использованием бюджетных средств; регламентация оборота служебной информации, внедрение информационных технологий
-
Организационная структура соответствует условиям деятельности
-
Руководство должноуделять пристальное внимание вопросам внутреннего контроля
-
Внедрение средств внутреннего контроля требует значительных инициативных усилий со стороны руководства, а также значительного объема контактов руководства с другими сотрудниками (INTOSAI GOV 9100)
-
Руководству необходимо постоянно проверять и корректировать средства контроля, сообщать об изменениях персоналу и на личном примере показывать исполнение требований системы контроля (INTOSAI GOV 9100)
-
Если высшее руководство считает внутренний контроль важным, другие сотрудники организации будут это ощущать и отвечать добросовестным поддержанием установленных средств контроля. (INTOSAI GOV 9100)
-
Например, создание подразделения внутреннего аудитав качестве элемента системы внутреннего контроля является со стороны руководства четким сигналом о важности внутреннего контроля. (INTOSAI GOV 9100)
-
Обеспечено четкое взаимодействие структурных подразделений
-
Независимо от того, насколько грамотно осуществляется планирование и реализация средств внутреннего контроля, они не способны обеспечить руководству организации полную гарантию достижения целей последней (INTOSAI GOV 9100).
-
Неуверенность и риски относятся к будущему, которое никто не способен предсказать с полной определенностью (INTOSAI GOV 9100).
-
На способность организации к достижению ее целей могут влиять факторы вне контроля или влияния организации. (INTOSAI GOV 9100)
-
Ограничения связаны также со следующими факторами: суждение человека при принятии решения может быть неверным; в результате элементарных ошибок могут возникать кризисные ситуации; средства контроля могут не функционировать в результате столкновения позиций нескольких человек; руководство способно недобросовестно отменить принципы внутреннего контроля. (INTOSAI GOV 9100).
-
Поскольку средства внутреннего контроля зависят от человеческого фактора, они подвержены недостаткам при планировании, ошибкам в оценках или интерпретации, и зависят от таких явлений, как недопонимание, халатность, усталость, рассеянность, сговор, злоупотребление или незаконные действия со стороны руководства. (INTOSAI GOV 9100)
-
Необходимо внедрение системы управления рисками
-
Примеры рисков в деятельности учреждения: нарушение требований законодательства; недостижение плановых показателей; хищение имущества
-
Назовитеосновные риски при осуществлении государственных закупок учебной литературы для общеобразовательных школ
-
Управление рисками организации – это процесс, направленный на выявление возможных событий, способных повлиять на организацию и на удержание уровня риска в приемлемых пределах для обеспечения надлежащих гарантий достижения целей организации. (INTOSAI GOV 9130)
-
Элементы управления рисками: - Условия внутри организации - Установка целей - Выявление событий - Оценка рисков - Реагирование на риски - Контрольные действия - Информация и ее передача - Мониторинг (INTOSAI GOV 9130)
-
При оценке рисков следует рассматривать все возможные риски (включая риск мошенничества и коррупции). (INTOSAI GOV 9100)
-
Назовите основные риски при выделении субсидий на реконструкцию, строительство семейных ферм в размере 70% стоимости работ
-
Задачей реагирования на риски является не обязательно устранение риска, а, скорее, его локализация и контроль). (INTOSAI GOV 9100)
-
Назовите основные действия, документы, которые снизят уровень риска необоснованного завышения стоимости реконструкции, строительства семейных ферм в размере
-
Целесообразно вести журнал управления рисками
-
Поскольку государственная, экономическая, промышленная, нормативная и оперативная ситуация постоянно меняется, оценка рисков должна являться процессом постоянным и непрерывным. (INTOSAI GOV 9100, 9130)
-
Руководству необходимо рассматривать новые инициативы и проекты с помощью системы управления рисками. (INTOSAI GOV 9130)
-
Формы реагирования на выявленные риски: перенос риска, ликвидация риска, прекращение деятельности, признание риска допустимым. (INTOSAI GOV 9130)
-
Контрольные процедуры: средства контроля, направленные на предотвращение, направляющие средства контроля, средства контроля, направленные на выявление, средства контроля, направленные на смягчение негативной ситуации (INTOSAI GOV 9130)
-
Организации следует стремиться к адекватному балансу между предварительной и текущей контрольной деятельностью. (INTOSAI GOV 9100)
-
Затраты на внутренний контроль не должны превышать получаемой выгоды (INTOSAI GOV 9100, 9110)
-
Под затратами понимается финансовое выражение ресурсов, использованных на достижение определенной цели, а также экономическое выражение утраченных возможностей, например, задержка в выполнении работы, снижение уровня предоставляемых услуг или производительности, ухудшение трудовой дисциплины (INTOSAI GOV 9100)
-
Обеспечено четкое разделение функций, полномочий и ответственности
-
Не следует поручать контроль надо всеми ключевыми этапами транзакции или действиями одному лицу (INTOSAI GOV 9100)
-
Риск ошибки, излишних трат или незаконных действий, связанных с ситуацией, когда одно лицо контролирует все ключевые этапы транзакции или события. В этой связи ключевые обязанности и ответственность за санкционирование, обработку, регистрацию и рассмотрение транзакций и событий должны распределяться между людьми. (INTOSAI GOV 9100)
-
Сговор способен сократить или полностью разрушить эффективность деятельности по внутреннему контролю (INTOSAI GOV 9100)
-
Ответственные исполнителиотчитываются о выполнении контрольных процедур
-
Утвержден и периодически актуализируется график документооборота
-
Система внутреннего контроля и все транзакции и значительные события должны быть отчетливо задокументированы, и документация должна быть всегда доступна для изучения. (INTOSAI GOV 9110)
-
Действует система визирования документов
-
Утверждены стратегические цели деятельности
-
Разработана система показателей достижения поставленных целей
-
Подотчетность– это процесс, в ходе которого органы государственной или муниципальной власти, а также их сотрудники несут ответственность за свои решения и действия, в том числе, при распоряжении бюджетными средствами и по всем вопросам эффективности деятельности. (INTOSAI GOV 9100)
-
Подотчетность осуществляется путем разработки, поддержания и предоставления надежной и актуальной финансовой и нефинансовой информации, а также посредством добросовестного раскрытия указанной информации в своевременной отчетности как внутренним, так и внешним заинтересованным лицам. (INTOSAI GOV 9100)
-
Своевременно принимаются и актуализируются планы деятельности
-
Утвержден порядок контроля исполнения планов деятельности
-
Необходима эффективная система вертикальных и горизонтальных каналов обмена информацией. (INTOSAI GOV 9130)
-
Исполнители на местах, которые ежедневно сталкиваются с критическими вопросами повседневной деятельности, зачастую находятся в наиболее выгодном положении для того, чтобы выявлять проблемы по мере их возникновения. (INTOSAI GOV 9130)
-
Для того, чтобы сообщать указанную информацию, должны существовать открытые каналы для передачи информации снизу вверх, а также – четкая и безусловная готовность ее принять. (INTOSAI GOV 9130)
-
Если в рамках корпоративной культуры существует тенденция «казнить гонца, приносящего дурные вести», то сотрудники не будут иметь мотивации информировать руководство о возникающих проблемах, в связи с чем возникает опасность несвоевременного выявления рисков (INTOSAI GOV 9130)
-
Для эффективной работы системы управления рисками необходимо наличие у всех сотрудников альтернативного прямого канала связи непосредственно с высшим руководством, которым сотрудники могли бы пользоваться, не опасаясь негативных последствий (INTOSAI GOV 9130)
-
Действует четкая система мониторинга эффективности деятельности подведомственных организаций, структурных подразделений
-
Разработана четкая система отчетности
-
Утверждены четкие Регламенты информационного наполнения Интернет сайтов
-
На способность руководства принимать требуемые решения влияет качество информации, то есть информация должна быть адекватной, своевременной, актуальной, точной и доступной. (INTOSAI GOV 9100)
-
Должна быть организована система управленческого учета
-
Разработан порядок осуществления контроля за достоверностью данных отчетности
-
По лицензируемым видам деятельности имеются действующие лицензии
-
Процедуры внутреннего контроля должны быть закреплены в локальных правовых актах
-
Обеспечивается неукоснительное соблюдение требований локальных правовых актов
-
Составлен и периодически актуализируется перечень нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ГРБС (ПБС)
-
Проводится антикоррупционная экспертиза правовых актов
-
Утверждена достаточно подробная учетная политика, положения которой соответствуют требованиям законодательства
-
Приняты меры по защитеот несанкционированного доступа или уничтожения документов, данных учета
-
Бухгалтерия визирует проекты контрактов, договоров до размещения заказов
-
Обеспечено четкое взаимодействие бухгалтерии с другими подразделениями с целью своевременного предоставления первичных документов
-
Должным образом проводится инвентаризация имущества и финансовых обязательств
-
Соблюдение учетной политики, корреспонденция счетовконтролируетсяглавным бухгалтером
-
Обеспечен контроль за списанием материальных ценностей, утверждены нормативы расходования материалов
-
Многое зависит от организации кадровой работы
-
Система внутреннего контроля зависит от человеческого фактора. Кадры – это движущая сила внутреннего контроля. (INTOSAI GOV 9100)
-
Кадровая политика и практика включают в себя найм сотрудников и комплектование кадрами, адаптацию, тренинги и обучение (с отрывом и без отрыва от производства), аттестации и консультирование, продвижение по службе и вознаграждение сотрудников, а также коррективные меры. (INTOSAI GOV 9100)
-
Должностные инструкциисоответствуют фактически выполняемой работе
-
Люди должны знать свои задачи и обязанности, а также границы своих полномочий. (INTOSAI GOV 9100)
-
Утвержден Порядок инструктажа сотрудников при приеме на работу
-
Разработана система мотивации сотрудников к эффективной работе
-
Разработана четкая система профессиональной подготовки, повышения квалификации сотрудников
-
Должен быть утвержден Порядок проверки знаний сотрудников
-
Важно обеспечить надлежащее наблюдение за заданиями и сотрудниками как фундаментального механизма внутреннего контроля. (INTOSAI GOV 9110)
-
Обеспечивается соблюдение этических норм и стандартов профессиональной деятельности сотрудников
-
Государственная этика является необходимым условием, фундаментом доверия со стороны общества и ключевым фактором добросовестной деятельности органов государственной власти (INTOSAI GOV 9100)
-
В необходимых случаях должна производиться ротация кадров
-
Ротация работников может помочь обеспечить, чтобы никто не занимался ключевыми аспектами транзакций или событий в течение неподобающе долгого времени. (INTOSAI GOV 9110)
-
Действует система стимулирования рационализаторских предложений
-
Для осуществления эффективного контроля необходимы компетентные, заслуживающие доверия сотрудники
-
Разработано необходимое правовое и методическое обеспечение бюджетных расходов
-
Должны на системной основе осуществляться мероприятия по энергосбережению
-
Осуществляется среднесрочное и краткосрочное планирование закупок
-
Осуществляется мониторинг ценовых предложений
-
Практика предварительной оплаты должна быть сведена к минимуму
-
Утвержден порядок приемки товаров, работ, услуг
-
Особое внимание необходимо уделять внедрению и использованию информационных технологий
-
Обеспечивается необходимая поддержка при внедрении и использовании информационных технологий
-
Организации необходимо оценить риски, порождаемые применением автоматизированных систем для обработки информации (INTOSAI GOV 9100)
-
Например, из-за упущений внутреннего контроля в системе, использующейся для выплат военнослужащим Армии Соединенных Штатов, выплаты производились некоторым людям, не имеющим право на их получение, поскольку они больше не числились в Армии. (INTOSAI GOV 9110)
-
Утвержден Порядок доступа к служебной информации
-
В случае наличия большого количества подведомственных организаций необходима организация внутреннего аудита
-
Лимская декларация призывает, чтобы услуги по внутреннему аудиту были функционально и организационно независимыми, настолько, насколько это возможно в рамках соответствующей организационной структуры (INTOSAI GOV 9140)
-
Внутренний аудит должен быть свободен от вмешательства при определении объема внутреннего аудита, его осуществления и представления результатов (INTOSAI GOV 9140)
-
Внутренние аудиторы обеспечивают руководству организации уверенностьв том, что оно может полагаться на существующие механизмы внутреннего контроля
-
Все внутренние аудиторы государственного сектора призваны помогать организации улучшать свою деятельность (INTOSAI GOV 9140)
-
Международный опыт свидетельствует о необходимости координации планов внешних аудиторов и внутренних аудиторов министерств во избежание неэффективных затрат и обеспечения максимальных возможностей по использованию результатов работы друг друга
-
Члены ИНТОСАИ подчеркивают ключевую роль Верховного аудитора в установлении стандартов внутреннего контроля, создании прочной основы внутреннего контроля, работе с внутренними аудиторами, и оценке внутреннего контроля как неотъемлемой части и финансового аудита, и аудита эффективности. (INTOSAI GOV 9110)
-
Внутренний контроль – это динамичный комплексный процесс, который постоянно адаптируется к изменениям, происходящим в организации. Руководство и сотрудники на всех уровнях участвуют в указанном процессе для минимизации рисков и обеспечения надлежащей гарантии, а также для достижения цели и основных задач организации. (INTOSAI GOV 9100)
-
Менеджеры должны постоянно отслеживать свои действия и принимать оперативные ответные меры по всем случаям выявления неправильных, неэкономичных, нерезультативных и неэффективных действий. (INTOSAI GOV 9110)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.