Содержание
-
2012год г. Люберцы МЕЖВУЗОВСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Выступление на тему: «СНГ: интеграция в условиях переходной экономики» Подготовили: студенты 4 курса ФТД Мещерякова Юлия Ярмолинский Руслан Российская таможенная академия
-
Предпосылки консолидации постсоветского пространства и факторы, сдерживающие развитие интеграции
-
Содружество Независимых Государств 8 декабря 1991 года в Вискулях (резиденции Белорусского правительства в Беловежской пуще) руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, известное в СМИ как Беловежское соглашение.
-
Соглашение подписали высшие должностные лица и главы правительств трёх союзных республик: Борис Ельцин и Геннадий Бурбулис (РСФСР), Станислав Шушкевич и Вячеслав Кебич (БССР), Леонид Кравчук и Витольд Фокин (Украина). Борис Ельцин Станислав Шушкевич Леонид Кравчук
-
Страны-члены СНГ: Азербайджан Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Молдавия Россия Таджикистан Узбекистан Ассоциированный член: Не ратифицировали Устав СНГ: Украина Туркменистан Вышла из состава СНГ в 2009 году: Грузия http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reports/rat/sved
-
Содружество Независимых Государств 21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы 11 суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии) подписали Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызской Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Содружество Независимых Государств действует на основании Устава, принятого Советом глав государств 22 января 1993 года.
-
Здание Исполкома СНГ в Минске
Постоянно действующий орган СНГ — Исполком СНГ в Минске (Белоруссия) Штаб-квартира
-
ЦЕЛИ Содружества Независимых Государств - осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; - всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция; обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ;
-
ЦЕЛИ Содружества Независимых Государств - сотрудничество между государствами-участниками в обеспечении международного мира и безопасности; осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения; - содействие гражданам государств-участников в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве; - взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений; - мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.
-
Доля СНГ в мировых запасах природных ресурсов СНГ16,4% мировой территории4,4% населения мира 10% производстваэлектроэнергии 25% запасов угля 40% природного газа 11% возобновляемых водных ресурсов 20% запасов нефти 25% запасов леса
-
Страны СНГ в 2011 году
Доля стран СНГ в мировом экспорте - 4% Доля стран СНГ в мировой торговле услугами - 2,5% Экспорт стран СНГ – 747 млрд. долл. США Импорт стран СНГ – 498 млрд. долл. США ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ в 2011 году Взаимный торговый оборот стран СНГ – 281 млрд. долл. США Доля взаимной торговли стран СНГ – 22,6 %
-
Экспорт СНГ 10% в азиатские страны 20%в страны СНГ более 50%в европейские страны СТРУКТУРА ТОРГОВЛИ СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
-
Департамент экономического сотрудничества со странами СНГ Динамика торговли России со странами СНГ в 2004-2008 г.г. По данным ФТС России (млн. долл. США)
-
Географическая структура торговли России со странами СНГ в 2009 году(в % от общего объема товарооборота со странами СНГ) Товарооборот68,5 млрд. долл. США По данным ФТС России
-
Экспорт России машин, оборудования и транспортных средств в 2001-2009 гг.
Департамент экономического сотрудничества со странами СНГ
-
Содружество Независимых Государств
-
Объективная заинтересованность стран СНГ в сохранении и укреплении общего экономического пространства определяется широким кругом факторов
Объективной основой создания СНГ является система межреспубликанских взаимосвязей, существовавшая в рамках бывшего СССР. Каждая республика, находясь в зависимости от поставок важнейших сырьевых ресурсов и конечной продукции из других республик, от получения рынка сбыта, оказалась глубоко интегрирована в единый народно-хозяйственный комплекс страны. Необходимость сохранения присутствия России на рынках стран ближнего зарубежья диктуется не только обстоятельствами, вытекающими из общего союзного прошлого, но и факторами, определяющими будущее российской экономики.
-
3. Активного экономического сотрудничества со странами ближнего зарубежья требуют и интересы многочисленного русскоязычного населения. 4. Вместе с тем для новых независимых государств — бывших республик СССР емкий российский рынок является не только привлекательным, но иногда и безальтернативным для экспорта и импорта многих видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, энергоносителей, сырья и материалов.
-
Факторы, сдерживающие развитие интеграции в СНГ
кризис неплатежей, трудности сбыта при сокращении платежеспособности спроса потенциальных импортеров; структурная несбалансированность взаимной торговли, дефицит торгового баланса; переориентация экспортных ресурсов на рынки дальнего зарубежья в целях получения твердой валюты; приближение внутренних цен на товары взаимной торговли к мировым (а в ряде случаев — их превышение), что стимулирует приобретение аналогичной (а зачастую более дешевой и качественном)продукции в дальнем зарубежье; недостаточно хорошее качество производимых товаров в результате технологической отсталости производства, а иногда относительно низкой квалификации и дисциплины труда работников предприятии.
-
конкурентные преимущества стран дальнего зарубежья не только по уровню качества и себестоимости товаров, но и по надежности торгового партнерства; сознательная диверсификация импорта с целью уменьшении импортной зависимости от России по стратегически важным тонн рам в пользу дальнего зарубежья; неустойчивость и неконвертируемость многих национальныхвалют государств Содружества; значительный рост транспортных тарифов, что делает в ряде случаев экономически нецелесообразным традиционный товаробмен между бывшими республиками; блокировка ряда транспортных артерий в Кавказском регионе и Таджикистане в результате военно-политических конфликтов.
-
Основные документы
Концепция дальнейшего развития СНГ (одобрена Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 г. в г. Душанбе) Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года (утверждена Решением Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 г. в г. Кишиневе) План мероприятий по реализации Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года (утвержден Решением Совета глав правительств СНГ от 22 мая 2009 г.)
-
Страны СНГ - взаимодополняемость: запасы полезных ископаемых – стратегическое сырье для промышленности (многие виды дефицитны или не добываются в каждой из стран) рынок сбыта для товаров и услуг, транспортные коридоры для торговли с третьими странами источник инвестиций, инноваций и трудовой миграции оставки и транзит энергоносителей
-
Тенденции развития СНГ Снижение удельного веса взаимной торговли стран СНГ (в том числе России) в их общем товарообороте, ускоренный рост импорта и инвестиций из третьих стран (ЕС, Китай, США и др.) Экономический рост при отсутствии модернизации, в результате –закрепление низкой конкурентоспособности даже «опорных» отраслей, высокая зависимость от конъюнктуры мировых сырьевых рынков, всплески инфляции, дефицит платежного баланса, зависимость от внешних источников финансирования, нарастание социальной напряженности Отсутствие программы качественных изменений в экономике и совместного видения будущего общего экономического пространства СНГ, появление значимых альтернативных проектов (Китай – ШОС, ЕС – Восточное партнерство)
-
Формирование ЕЭП
-
ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ: Сохранение и развитие СНГ как интеграционной группировки ЦЕЛЬ: Создание интегрированного экономического пространства Консолидация режима свободной торговли товарами
-
Консолидация режима свободной торговли товарами Приведение режима торговли товарами в соответствие с нормами ВТО, а также обязательствами Сторон-членов ВТО Гармонизация технического регулирования Упрощение таможенных процедур с использованием информационных технологий Гармонизация санитарного и фитосанитарного регулирования Определение процедур разрешения споров Положения в области субсидий и конкуренции
-
Создание интегрированного экономического пространства СНГ Перенос элементов нормативной правовой базы ЕЭП «нормативный» блок Отраслевые инициативы с конкретными ощутимыми результатами«проектный» блок
-
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
-
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
-
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
-
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
-
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
-
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
-
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
-
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
-
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
-
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
-
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
-
39 Соглашение о торговле услугами и инвестициях (продолжение) Соглашение не распространяется на услуги воздушного транспорта в части прав перевозки и услуг, непосредственно относящихся к правам перевозки; услугам, оказываем при исполнении функций государственной власти Стороны обязуются не создавать дополнительных требований и условий, ограничивающих деятельность юридических (физических) лиц на своей территории (количественные ограничения (квоты, ограничения операций) и дополнительные требования (увязка с экспортом, импортом, закупкой отечественных товаров) Отсутствие квот и необходимости получения разрешения на трудовую деятельность физическими лицами
-
39 Соглашение о торговле услугами и инвестициях (продолжение) Соглашение не распространяется на услуги воздушного транспорта в части прав перевозки и услуг, непосредственно относящихся к правам перевозки; услугам, оказываем при исполнении функций государственной власти Стороны обязуются не создавать дополнительных требований и условий, ограничивающих деятельность юридических (физических) лиц на своей территории (количественные ограничения (квоты, ограничения операций) и дополнительные требования (увязка с экспортом, импортом, закупкой отечественных товаров) Отсутствие квот и необходимости получения разрешения на трудовую деятельность физическими лицами
-
39 Соглашение о торговле услугами и инвестициях (продолжение) Соглашение не распространяется на услуги воздушного транспорта в части прав перевозки и услуг, непосредственно относящихся к правам перевозки; услугам, оказываем при исполнении функций государственной власти Стороны обязуются не создавать дополнительных требований и условий, ограничивающих деятельность юридических (физических) лиц на своей территории (количественные ограничения (квоты, ограничения операций) и дополнительные требования (увязка с экспортом, импортом, закупкой отечественных товаров) Отсутствие квот и необходимости получения разрешения на трудовую деятельность физическими лицами
-
39 Соглашение о торговле услугами и инвестициях (продолжение) Соглашение не распространяется на услуги воздушного транспорта в части прав перевозки и услуг, непосредственно относящихся к правам перевозки; услугам, оказываем при исполнении функций государственной власти Стороны обязуются не создавать дополнительных требований и условий, ограничивающих деятельность юридических (физических) лиц на своей территории (количественные ограничения (квоты, ограничения операций) и дополнительные требования (увязка с экспортом, импортом, закупкой отечественных товаров) Отсутствие квот и необходимости получения разрешения на трудовую деятельность физическими лицами
-
СВОБОДА ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА, ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА
-
СВОБОДА ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА, ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА
-
СВОБОДА ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА, ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА
-
ЭНЕРГЕТИКА, ТРАНСПОРТ
-
ЭНЕРГЕТИКА, ТРАНСПОРТ
-
ЭНЕРГЕТИКА, ТРАНСПОРТ
-
ЭНЕРГЕТИКА, ТРАНСПОРТ
-
ЭНЕРГЕТИКА, ТРАНСПОРТ
-
ЭНЕРГЕТИКА, ТРАНСПОРТ
-
СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
-
СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
-
СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
-
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
-
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
-
Трудовая миграция Финансовая сфера Энергетика Отраслевые приоритеты СНГ Создание Международного инновационного центра нанотехнологий в г. Дубна Космическая сфера. Навигационная система «ГЛОНАСС» Развитие телекоммуникаций Энергетика Энергобезопасность Вопросы энергоэффективности Трудовая миграция Платежно-расчетная система СНГ. Межгосударственный банк СНГ Финансовая сфера Инновационная деятельность Транспорт Соглашение по статусу трудящихся мигрантов Платежно-расчетная система СНГ. Межгосударственный банк СНГ Соглашения проекты коридоров
-
Соглашения ЕС со странами СНГ о свободной торговле
Идут переговоры: Восточное партнерство Украина С февраля 2008 года проведено 9 раундов переговоров Заявлено о возможности переговоров: Восточное партнерство Азербайджан Армения Белоруссия Молдавия Грузия (вышла из СНГ) СПС Россия
-
Основные черты соглашения ЕС с СНГ (по типу ассоциации) Установление режима свободной торговли промышленными и сельскохозяйственными товарами (в соответствии с графиком отмены пошлин и иных ограничительных мер) Определение режима для трудящихся мигрантов, включая правила в области социального обеспечения, меры против нелегальной миграции Правила инвестиционной деятельности (учреждение и деятельность компаний), включая правила найма для ключевого персонала
-
Основные черты соглашения ЕС с СНГ (по типу ассоциации) Снятие ограничений на текущие и капитальные операции Гармонизация законодательства, прежде всего в областях конкуренции, государственной помощи, интеллектуальной собственности, государственных закупок, технического регулирования Отраслевое сотрудничество, включая меры нормативно-правового характера
-
СНГ ЕЭП РБ, РК и РФ ЕС Договор о свободной торговле СНГ Обеспечение совместимости договорно-правовой базы Распространение принципов ОЭП РФ-ЕС на отношения ЕЭП-ЕС Перенос элементов договорно-правовой базы ЕЭП на уровень СНГ Расширение ЕЭП за счет новых членов или путем принятия другими странами СНГ договорно-правовой базы ЕЭП Соглашения о свободной торговле стран СНГ с ЕС Общее экономическое пространство СНГ-ЕС Конечная цель: формирование большого евразийского пространства
-
Алгоритм формирования большого евразийского пространства Договор о свободной торговле СНГ Нормативная база ЕЭП Договорно- правовая база ЕС Система соглашений на базе договора Соглашения о свободной торговле ЕС-страны СНГ Обеспечение совместимости ОЭП ЕС - СНГ 1 3 3 2 2 Обеспечение совместимости 1
-
Алгоритм формирования большого евразийского пространства Договор о свободной торговле СНГ Нормативная база ЕЭП Договорно- правовая база ЕС Система соглашений на базе договора Соглашения о свободной торговле ЕС-страны СНГ Обеспечение совместимости ОЭП ЕС - СНГ 1 3 3 2 2 Обеспечение совместимости 1
-
Алгоритм формирования большого евразийского пространства Договор о свободной торговле СНГ Нормативная база ЕЭП Договорно- правовая база ЕС Система соглашений на базе договора Соглашения о свободной торговле ЕС-страны СНГ Обеспечение совместимости ОЭП ЕС - СНГ 1 3 3 2 2 Обеспечение совместимости 1
-
Типология единых (общих) экономических пространств
-
Гибкость, позволяющая наполнять эту форму интеграции разным содержанием, при необходимости пересматривать приоритеты и применять разные инструменты Открытый во времени характер интеграционного процесса, отсутствие строгой последовательности интеграционных шагов, что позволяет параллельно решать задачи, свойственные различным уровням интеграции, двигаться вперед при сохранении некоторых нерешенных вопросов Возможность расширения экономического пространства на третьи страны путем принятия ими согласованных норм и систем регулирования, без ущемления их суверенитета Преимущества единых (общих) экономических пространств как формы региональной экономической интеграции
-
ЕЭП – это одно из крупнейших интеграционных объединений в мире и крупнейшее интеграционное объединение в евразийском регионе после ЕС ЕЭП – это самое продвинутое, за исключением ЕС, интеграционное объединение в мире со значительным объемом наднациональных полномочий ЕЭП – это Таможенный союз и единый внутренний рынок с перспективой формирования Экономического союза ЕЭП – это важнейший фактор активизации и консолидации интеграционных процессов в СНГ, развивающаяся конструкция с перспективой расширения за счет других стран ЕврАзЭС и СНГ ЕЭП и ЕС – два интеграционных ядра, тесно взаимодействующих между собой, вокруг которых в перспективе будет формироваться Евразийское экономическое пространство Интеграционный и геоэкономический потенциал ЕЭП
-
Снижение доли взаимной торговли в общем товарообороте стран ЕЭП в последние годы (12% в ЕЭП, 16% в МЕРКОСУР, 25% в АСЕАН, 40% в НАФТА, 65% в ЕС) Очевидное экономическое доминирование России в ЕЭП: более 85% всей территории и населения, почти 90% суммарного ВВП и 80% совокупного внешнеторгового оборота Слабая интегрирующая роль российского внутреннего рынка: при очевидном экономическом доминировании в ЕЭП доля России во взаимном импорте не превышает 30% (на США падает 83% суммарного ВВП трех стран НАФТА и 60% внутрирегионального импорта) Отсталая структура взаимной торговли стран ЕЭП, где 2/3 приходится на топливно-сырьевые товары и металлы (в зарубежных объединениях минимум 2/3 взаимной торговли приходится на продукцию обрабатывающей промышленности) Снижение интенсивности внутриотраслевой торговли (включающей кооперационные поставки) между странами ЕЭП в последние годы Крайняя несбалансированность торгово-экономического сотрудничества внутри ЕЭП: 99% внутрирегиональной торговли и инвестиций формируются с участием России, тогда как Беларусь и Казахстан очень слабо взаимодействуют между собой Структурные проблемы и дисбалансы ЕЭП
-
Источник: WTO International Trade Statistics 2009, данныеСтаткомитетаСНГ. Доля взаимной торговли в региональных объединениях
-
Источник: расчеты на основе данных Статкомитета СНГ. Товарная структура
-
Источник: расчеты на основе данных Статкомитета СНГ. Распределение взаимного товарооборота
-
Российская таможенная академия СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.