Содержание
-
Содержание публичного выступления
Доцент кафедры русского языка и литературы ИМОЯК, доцент кафедры инженерной педагогики Владимирова Татьяна Леонидовна
-
Требования к публичной речи
Речь должна быть с начала и до конца захватывающе интересной и полезной. Слушатели намного чаще, чем думают иные, точно чувствуют, на самом ли деле мельница речи перемалывает зерно, или она трещит так громко лишь оттого, что внутри пусто. Речь должна быть составлена правильно в композиционном отношении и содержать вступление, основную часть и заключение.
-
Классическая схема ораторского искусства
«Изобретение речи», т.е. подбор необходимого материала, содержания публичного выступления. «Порядок», т.е. составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности. «Словесное выражение», литературная обработка речи, насыщение ее содержания. «Память», т.е. заучивание, запоминание текста речи. «Разыгрывание», т.е. произнесение речи с соответствующей интонацией, мимикой, жестами.
-
Условия ораторского творчества
Выбор темы. Важно, чтобы тема была близка, интересна и лично значима для Вас. Регулярность и систематичность работы над подготовкой материала выступления («заготовки»: выписки из журнальных статей, книг, интересные цитаты, наиболее важные цифры, факты, собственные наброски, записи отдельных мыслей, наблюдений). Составление списка литературы по теме предстоящего публичного выступления. Работа с этой литературой. Использование дополнительной справочной информации. Осведомленность по новейшей литературе, последним публикациям, особенно полемическим статьям, которые так или иначе связаны с темой Вашего выступления. Эрудиция оратора, его профессиональная компетентность должны постоянно пополняться новыми сведениями. Упорная работа над композиционно-стилистическим построением публичного выступления, логикой изложения материала и непосредственно речевой культурой.
-
Коммуникативное состояние оратора
Коммуникативное состояние говорящего– совокупность всех характеристик говорящего, которые оказывают влияние на его способность устанавливать контакт с аудиторией и поддерживать его. Формирование коммуникативного состояния: • Запретить себе думать о посторонних вещах. • Сосредоточить свое внимание на слушателях. • Внимательно следить заих реакцией. • Убедить себя в том, что в данный момент нет ничего более важного и значимого, чем ваше выступление и внимание аудитории. • Вкладывать в речевое действие все физические и моральные силы. • Иметь наступательный волевой настрой, вести аудиторию за собой, а не идти на поводу у аудитории. • Понимать, что публичное выступление – это профессиональное действие, связанное с осуществлением вашего намерения, которое должно достичь цели.
-
Отражение состояния оратора
Все эти составляющие внутреннего состояния говорящего находят отражение в выражении лица, в мимике, характере взгляда, в позе, осанке, движениях тела. Подобная информация считывается аудиторией на подсознательном уровне. Провалить свое выступление можно до того, как будет произнесено первое слово. Нельзя выходить к аудитории и начинать говорить, чувствуя себя расслабленным, безвольным, равнодушным, безынициативным. Все это сразу ощутит аудитория (пусть даже и не осознает поначалу), и ее реакция будет неблагоприятной, пассивной.
-
Синтаксические особенности
Задача говорящего – заботиться о том, чтобы его речь легко воспринималась слушателями. Для этого необходимо свести к минимуму затруднения при восприятии речи, опираясь на некоторые синтаксические параметры текста. 1. Простые предложения и части сложных предложений не должны быть чрезмерно длинными. Предел оперативной памяти ограничен длиной словесной цепочки, состоящей из 5–7 слов. 2. Более легко воспринимаются конструкции, характерные для разговорной речи: предложения нераспространенные и малораспространенные, односоставные (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные), неполные, неосложненные. Эти конструкции могут быть как самостоятельными предложениями, так и частями сложных предложений. Длинные предложения (распространенные и осложненные причастными, деепричастными оборотами, вставными конструкциями), сложные предложения с большим количеством придаточных частей затрудняют восприятие и неприемлемы для ораторского воздействующего выступления. 3. Нежелательно употреблять конструкции страдательного залога. Их естественная сфера функционирования – официально-деловой стиль, тексты, рассчитанные на передачу и сохранение информации, а не на воздействие.
-
Примеры
«Причина четвертая: сила семейной традиции. Человек родился и вырос в шахтерском краю, где кормилец на всех один – уголек. В шахте 30 лет откалывал уголь его отец, умерший от силикоза. В забое работает старший брат. А теперь опускается он. И это привычное дело дает молодому шахтеру ощущение безопасности» (АиФ. 1998. № 16). Текст такого типа ориентирован на разговорную интонацию. Интонационный рисунок текста задается его синтаксическим строем. Сравните две конструкции: а) «Когда на одной из неблагополучных шахт Воркуты Гостехнадзор пригрозил отобрать лицензию из-за нарушений техники безопасности, горняками это было воспринято как покушение на права человека» (АиФ. 1998. № 16); б) «На одной из неблагополучных шахт Воркуты Гостехнадзор пригрозил отобрать лицензию из-за нарушений техники безопасности. Горняки восприняли это как покушение на права человека». При работе с массовой аудиторией следует предпочесть вторую конструкцию.
-
Лексические особенности
Восприятие речи значительно осложняется использованием отглагольных существительных (на -ние, -тиеи др.). Любое отглагольное существительное – это свернутое предложение, оно является сгустком смысла, требующим развертывания и осознания. Поэтому текст с большим количеством отглагольных существительных трудно воспринимается на слух. При подготовке ораторского выступления нельзя злоупотреблять также использованием терминов: не перегружайте текст терминологией и не используйте узкоспециальные термины.
-
Пример
«Необходимо разрешение региональных конфликтов на основе компромисса, восстановление стабильности всюду в мире, где она нарушена; прекращение поддержки дестабилизирующих и экстремистских сил, всех террористических группировок, не должно быть попыток расширения зоны влияния одной стороны за счет другой; необходима совместная работа всех стран для решения экономических, социальных и экологических проблем». Недостатки предложения: значительная распространенность и осложненность предложения; большое количество отглагольных существительных. Вариант текста для устного восприятия: «Необходимо разрешить региональные конфликты на основе компромисса и восстановить стабильность всюду, где она нарушена. Нужно нe допускать попыток расширить зоны влияния одной стороны за счет другой. Следует прекратить поддерживать дестабилизирующие и экстремистские силы, террористические группировки. Все страны должны совместно решать общие экономические, социальные и экономические проблемы».
-
Эвристическая риторика
перспективное направление современной риторики; эвристические приемы, методы генерирования новых идей, направленных на риторическое изобретение, т.е. изобретение предмета речи, ее содержания, форм и методов речевой деятельности.
-
Как описать объект?
Каковы существенные характеристики объекта (размер, форма, свойства)? Какова его структура (состав элементов, их связи и отношения)? Чем отличается данный объект от сходных, близких ему объектов? Какова история появления данного объекта? Каково предназначение объекта? Кто чаще всего использует объект? Для чего можно использовать объект с наибольшей эффективностью?
-
Задания
Опишите какой-либо объект, например компьютер, без применения эвристического предписания и с его применением. В чем разница? Опишите, как можно короче и образнее, ваш вуз, институт, факультет, любимую книгу и т.п.
-
Как описать событие
Кто (что), когда, почему, с какой целью что-то сделал? Каковы условия, обстоятельства совершенного события? Как можно квалифицировать событие? В чем сходство и в чем различие от аналогичных событий? Из какого источника Вам известно о событии? Надежен ли он? Можно ли было изменить или избежать события? Каковы возможные последствия данного события?
-
Задания
Попытайтесь описать какое-либо событие без эвристического предписания и опираясь на эвристическое предписание, и Вы убедитесь, что оно существенно повышает эффективность Вашей речевой деятельности. Опишите один из последних конфликтов, который произошел в вашей жизни; наиболее сенсационное событие, происшедшее в вашем городе; наиболее яркое событие в вашей жизни.
-
Как делать утверждение в процессе доказательства или опровержения?
Подразделите исходное утверждение на более мелкие. В какой последовательности лучше использовать выдвигаемые вами утверждения? Как можно видоизменить утверждение, усилив его? Что является главным в доказываемом утверждении? На основе чего Вы установили истинность или ложность выдвигаемого утверждения (авторитетного мнения, статистики, наблюдения, личного опыта, чего-либо еще)? Что следует из Ваших утверждений? Какова степень доказательства или опровержения, чего Вы достигаете в результате Ваших утверждений? Следует ли призыв к действию из Вашего доказательства или утверждения?
-
Задание
Попытайтесь сначала без эвристического предписания, а затем с его помощью доказать, что знание двух иностранных языков делает даже выпускника средней школы более конкурентоспособной личностью.
-
Как строить композицию?
1. Во введении рекомендуется: а) привлечь внимание, вызвать интерес слушателей к предмету речи; б) объяснить, почему Ваши суждения являются авторитетными, значимыми; в) установить контакт со слушателями путем указания на общие взгляды, прежний опыт. 2. В предуведомлении следует: а) раскрыть историю возникновения проблемы; б) показать ее социальную, практическую или научную значимость; в) представить существующие ранее попытки ее решения. 3. В процессе аргументации необходимо: а) сформулировать главный тезис и дать, если это необходимо для его разъяснения, дополнительную информацию; б) сформулировать дополнительный тезис, при необходимости сопроводив его дополнительной информацией; в) сформулировать заключение в общем виде; г) указать на недостатки альтернативных позиций и на преимущества вашей позиции. 4. В заключении целесообразно: а) обобщить Вашу позицию по обсуждаемой проблеме; б) обосновать, каковы последствия в случае отказа от Вашего подхода к решению проблемы.
-
Советы начинающим ораторам
Выбирайте тему, соответствующую вашим познаниям и интересам. Выбирайте круг вопросов, подготовка по которым может дать вам больше знаний, чем обладают Ваши потенциальные слушатели, или тему из такой области, в которой у Вас, по крайней мере, не меньший опыт, чем у слушателей. Выступающий должен иметь общественные интересы и широкий кругозор. Подбирайте уместную тему. Выбор темы зависит от места, времени и настроения публики, от актуальности конкретного момента. Официальный повод следует иногда использовать как исходный пункт для развития выбранной Вами темы, которая, в свою очередь, может стать интересней и важней. Выбирайте тему, соответствующую аудитории. Тема должна быть интересна, важна и понятна для слушателя. Это зависит, главным образом, от следующих факторов: основных интересов аудитории; групповых интересов; злободневных интересов; конкретных интересов; новизны темы; заложенных в теме полярных мнений. Поль Сопер «Основы искусства речи. Книга о науке убеждать»
-
Вопросы для самоконтроля
Каковы требования к публичной речи? Каковы условия ораторского творчества? Что такое эвристическая риторика? Какие эвристические предписания вы знаете?
-
Рекомендуемая литература
Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. М, 2001. 413 с. Савкова З.В. Искусство оратора: Учеб. пособие. СПб.: Знание, 2000. 188 с. Сопер П.Л. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать. Ростов н/Д, 1995. 448 с. Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить: Учеб. пособие. СПб.: «Паритет», 2003. 192 с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.