Содержание
-
Лекция 1. Сущность, содержание и основные понятия менеджмента
Выполнила: ст. преподаватель кафедры инженерной экономики Рощупкина Инна Валериевна ВГТУ, 2010. ®
-
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ "МЕНЕДЖМЕНТ"
-
МЕНЕДЖМЕНТ иУПРАВЛЕНИЕ
С развитием рыночной экономики термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”,“управленческая деятельность”,“руководитель”.
-
Однако термины “менеджмент” и “управление” нельзя рассматривать как синонимы.
-
Понятие «управление»
Управление- это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние.
-
Субъект управления Объект управления МЕНЕДЖЕР ПРЕДПРИЯТИЕ
-
МЕНЕДЖМЕНТ≠УПРАВЛЕНИЕ
Термин «управление» применяется к разным видам деятельности (управление самолётом, государством, оркестром).
-
Управление в социально-экономических системах в настоящее время зачастую называют английским словом "менеджмент" (management- руководство, управление).
-
Понятие «менеджмент»
Термин «менеджмент» относится к управлению социально-экономическими процессами предприятий по производству товаров и услуг. Менеджмент применим к предприятиям разных сфер производства, деятельность которых направлена на получение прибыли.
-
Понятие «Менеджмент»
Менеджмент – искусство обеспечения выполнения работы другими людьми (Мари Фоллет).
-
Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей предприятия путем рационального использования имеющихся ресурсов.
-
Содержание менеджмента
Содержание менеджмента можно рассматривать как: науку управления; искусство управления; вид деятельности; аппарат управления деятельностью организации.
-
Менеджмент как наука
В XX веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку,имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за долгую историю человечества.
-
Менеджмент как искусство
В общем смысле искусство – это умение, мастерство, знание дела. Искусствоменеджмента – умение, способность руководителя творчески использовать на практике приобретенные знания и накопленный опыт.
-
Менеджмент как практическая деятельность
Менеджмент является особым видом профессиональной деятельности, направленной на достижение организацией, ограниченной в ресурсах, оптимальных результатов хозяйственной деятельности, основываясь на принципах и реализуя функции, методы и формы управления.
-
Менеджмент как практическая деятельность состоит из двух взаимосвязанных частей: управления деятельностью предприятия в целом, управления персоналом.
-
Управление предприятием в целом включает три направления: постановка целей предприятия; определение методов, средств и способов реализации целей; контроль и координацию деятельности в процессе реализации поставленных целей и задач.
-
Управление персоналом в большей степени связано с установлением отношений между людьми в процессе работы, налаживанием коммуникационных связей. В то же время, в процессе управления персоналом значительное место занимают формальные аспекты: распределение задач, ответственности, полномочий, а также контроль и мотивация.
-
Менеджмент как аппарат управления
Менеджмент как аппарат управления представляет собой руководство предприятием («высший менеджмент», «верхушка менеджмента»). Менеджмент - специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Без него предприятие, организация как целостное образование не могут существовать и работать эффективно.
-
Менеджер
Человек, в задачу которого входит организация конкретной работы в рамках определенного числа сотрудников, является менеджером.
-
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
-
Современный менеджмент
Для современного менеджмента характерны: постоянное стремление к повышению эффективности деятельности организации; изменение целей в зависимости от состояния внешней и внутренней среды; ориентация на достижение намеченных результатов; использование новейших информационных технологий; использование нововведений в работе подразделений и организации в целом; участие всех работников организации в управлении.
-
Понятие «цели»
Цели - это конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится достичь предприятие или его подразделения.
-
Цель менеджмента
Основной целью менеджмента является достижение конечных состояний, намеченных результатов посредством прогнозирования, планирования и реализации планов предприятия. Цели менеджмента осуществляются в ходе решения задач.
-
Задачи менеджмента
Задача в менеджменте рассматривается как предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности.
-
Ключевые задачи
В процессе функционирования предприятия менеджментом решаются следующие ключевые задачи: установление целей функционирования; определение приоритетных задач, их очередности и последовательности решения; разработка стратегии достижения целей; обеспечение необходимыми ресурсами; эффективное управление людьми и предприятием в целом.
-
3. УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ
-
Иерархическиеуровни
Вертикальное разделение труда в менеджменте предполагает выделение трех иерархических уровней управления, которые определяют содержание труда менеджера.
-
Менеджеры высшего звена Менеджеры среднего звена Менеджеры низшего звена Стратегические решения Оперативные решения Распоряжения Исполнительскаяработа Иерархическиеуровни
-
Должностное положение менеджеров в структуре предприятия
-
4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РОЛИ МЕНЕДЖЕРА
-
Каждый руководитель, по мнению американского специалиста в области менеджмента Генри Минцберга, выполняет в рамках своей повседневной деятельности определенные управленческие роли. РОЛИ Роль – это набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или должности.
-
Генри Минцберг выделил 10 ролей, которые можно сгруппировать по трем типам. Все эти роли взаимозависимы и образуют общее содержание работы руководителя. РОЛИ
-
В реальной жизни «смена масок» происходит практически мгновенно.
-
Информационные роли
Описывают виды управленческой деятельности, направленные на создание и развитие информационной сети «Проводник» «Наблюдатель» «Оратор»
-
поиск и получение информации из множества источников, просмотр периодической печати и отчетов, обработка почты, осуществление личных контактов 1. «Наблюдатель» («приемник» информации)
-
передача информации другим сотрудникам, рассылка напоминаний и отчетов, телефонные звонки. 2. «Проводник» («распределитель» информации)
-
передача информации во внешнюю среду (речи, отчеты) 3. «Оратор» («представитель»)
-
Межличностные роли
Акцент на взаимоотношения с другими людьми «Глава» «Лидер» «Связующее звено»
-
Обязанности первого лица организации, подразделения: (проведение церемониальных и символических мероприятий, встреча гостей, подписание юридических документов). 4. «Глава» («символ власти»)
-
увлекающий сотрудников на достижение целей – ответственный за мотивацию сотрудников и активизацию подчиненных, за набор и подготовку кадров 5. «Лидер»
-
менеджер, обеспечивающий устойчивость информационных связей как внутри организации, так и за ее пределами. 6. «Связующее звено»
-
Роли, связанные с принятиемрешений
Важны, когда менеджер встает перед выбором или необходимостью действий «Предприниматель» «Распределитель ресурсов» «Ведущий переговоры» «Пожарный»
-
инициация новых проектов, поиск новых идей, завоевание сторонников. 7. «Предприниматель»
-
урегулирование споров и иных проблем, разрешение конфликтов между подчиненными, отделами и подразделениями. 8. «Пожарный» («устраняющий нарушения»)
-
принятие решений о наиболее целесообразном использовании людей, времени, оборудования, денежных средств и прочих ресурсов для достижения планируемых результатов (составление графиков, бюджетов, расстановка приоритетов). 9. «Распределитель ресурсов»
-
осуществление коммуникаций и заключение сделок (участие в переговорах о контрактах, зарплатах, закупках, бюджетах; представление интересов отделов) 10. «Ведущий переговоры»
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.