Содержание
-
Транснациональные корпорации как субъект мировой экономики и международного бизнеса
-
План
1. Предмет, структура и задания курса «Транснациональные корпорации». 2. Корпорации: сущность, преимущества и недостатки, характеристики. 3. Типы корпораций и фазы их развития. 4.Транснациональные корпорации: признаки, сущность, значение.
-
1. Предмет, цели и задания курса «Транснациональные корпорации»
-
Предмет дисциплины – изучение системы взаимоотношений на микро- и макроуровнях, с которыми непосредственно связана деятельность транснациональных корпораций.
-
Цель дисциплины:
формирование системы теоретических знаний и получение практических навыков в области анализа деятельности современных корпораций, механизма их функционирования, проблем развития в условиях глобализации.
-
Заданиедисциплины:
формирование знаний сущности ТНК, содержания и масштабов их деятельности, эволюции и особенностей взаимодействия ТНК и национальных экономик.
-
2. Корпорации: сущность, преимущества и недостатки, характеристики
-
Корпорация как форма предпринимательства – это паевое общество, юридические права и обязательства которого обособлены от прав и обязательств его участников.
-
Преимущества корпораций:
1. Ограниченная имущественная ответственность дает возможность привлекать к инвестированию большое количество физических лиц; снижение риска вызывает активность творческой функции предпринимательства; 2. Отделение функции управления от функции собственности дает твердую устойчивость корпорации как хозяйствующему субъекту, который существует независимо от его учредителей и участников. 3. Возможность превращения инвестированного капитала в денежную форму.
-
Недостатки:
1. Трудности при оформлении и регистрации корпораций. 2. Государственный контроль за созданием и функционированием корпораций. 3. Высокое налоговое давление вследствие двойного налогообложения. 4. Требования открытости в форме обязательных публикаций финансовых отчетов компании.
-
Характерные черты корпорации:
-
3. Типы корпораций и фазы их развития
-
Типы корпоративных организаций:
1. Акционерные общества. 2. S-корпорации (объединение основных характеристик корпорации и партнерства). 3. Холдинги. 4. Профессиональные корпорации (объединения по профессиональному признаку).
-
Фазы развития корпораций (Дж. Стопфорд и Л. Уелс):
Первая фаза. Размер фирмы не большой, управляет один менеджер. С ростом компании возникает необходимость передачи президентом части своих функций на низший уровень. На предприятии создаются функциональные отделы: по производству продукции, продаже, финансов и тд. Вторая фаза. Рост предприятия ведет к разделению каждого функционального отдела на подотделы или группы. Особенность – менеджер фирмы и функциональные отделы продолжают оставаться основными элементами схемы управления, а рост предприятия происходит за счет вертикальной интеграции.
-
Третья фаза. Каждый отдел рассматривается как центр получения прибыли, что дает возможность оценить его эффективность независимо от других отделов. Изменяются функции президента: он занимается стратегией развития предприятия. Разные структурные подразделения могут выпускать разную продукцию. Такая структура дает возможность изменять количество производственных подразделений, не влияя на работу других и диверсифицировать свою производственную деятельность, а также эффективно функционировать за пределами данной национальной экономики.
-
Основные этапы эволюции «внешней» структуры фирмы:
1. Экспортно-импортные операции. 2. Продажа лицензий и передача технологий в другие страны. 3. Инвестиции в предприятия производственного цикла (совместные предприятия или материнские фирмы). 4. Существенное увеличение зарубежного инвестирования компании. Такое предприятие можно назвать «глобальным предприятием».
-
4. Транснациональные корпорации: признаки, сущность, значение
-
Транснациональные корпорации – это международные компании, которые имеют свои хозяйственные подразделения в двух и более странах, управление которыми осуществляется с одного или нескольких центров. В основе такого управления лежит механизм принятия решений, который дает возможность осуществлять согласованную политику и общую стратегию, распределяя ресурсы, технологии и ответственность для получения лучшего результата.
-
Параметры определения ТНК:
1. Группа количественных характеристик: число иностранных государств, в которых находятся ТНК; процент денежной массы, который оборачивается в иностранных государствах; процент иностранных капиталовложений; число занятых за рубежом; процент прибыли, который компания получает из других стран; процентное соотношение количества продукции и полученной прибыли в странах базирования и за рубежом; общий уровень продаж за рубежом.
-
2. Группа качественных характеристик – расчетные коэффициенты, которые дают возможность уточнить транснациональный характер компании: соотношение зарубежного и общего количества продаж; соотношение зарубежной и общей прибыли; соотношение занятых за рубежом и общим числом занятых на ТНК, а также используются данные про увеличение или уменьшение имущества компании, увеличение или уменьшение прибыли за рубежом и др.
-
3. Количественно-качественные характеристики: размер компании; элементы монопольного положения на рынке; интернациональная производственная структура с развитым внутрифирменным разделением труда; часть зарубежных операций в деятельности компании; верховенство центра при принятии решений; единая глобальная стратегия.
-
Ряд признаков ТНК
Годовой оборот (объем продаж) более 100 млн долл. Доля зарубежных активов не менее чем 25% Наличие филиалов не менее чем в 6 странах 25-30% общего оборота приходится на зарубежные филиалы
-
Факторы возникновения ТНК
Интернационализация производства и капитала Стремление к получению сверхприбылей (что становится возможным благодаря большим масштабам производства) Снижение значения геоэкономических границ Государственная политика поддержки ТНК
-
Современные особенности деятельности ТНК
Главная цель деятельности – не получение максимальной прибыли, а обеспечение финансовой устойчивости Являются активными участниками международного разделения труда Работают на массового потребителя Движение капиталов происходит независимо от процессов, происходящих в стране базирования
-
Крупнейшие ТНК мира по объемам продаж(2005)
-
-
Крупнейшие ТНК мира по объему зарубежных активов(UNCTAD, World Investment Report 2005)
-
-
Количество 500 крупнейших ТНК по странам
-
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ35 США 176 81ЯПОНИЯ ФРАНЦИЯ39 ГЕРМАНИЯ 37 КИТАЙ16 КАНАДА 13 ЮЖ. КОРЕЯ, ШВЕЙЦАРИЯ11 АВСТРИЯ9 НИДЕРЛАНДЫ14 ИТАЛИЯ, ИСПАНИЯ8 ШВЕЦИЯ7 ИНДИЯ5 ДРУГИЕ СТРАНЫ30
-
Приоритеты в деятельности ТНК (2005)
Банки Страхование Автомобилестроение Электроника Нефтедобыча и нефтепереработка Телекоммуникации Химико-фармацевтическая промышленность
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.