Содержание
-
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ЕЕ РАЗВИТИЕ
Основные вопросы: 1.Предпосылки, исходные признаки и определение экономики. 2. Общая характеристика производства и воспроизводства. 3. Хозяйствование, экономический выбор и альтернативные издержки. 4. Экономическая наука и экономическая теория: объект и предмет исследования. 5. Функции экономической теории и методы исследования. 6. Эволюция предмета и основных направлений экономической теории. 1
-
Литература
Экономика: Учебник для юристов /Под редакцией Д.В. Валового - М: Щит - М, 2001, 2002, 2003. Экономическая теория: Уч.д/вузов (ред.Николаева И.П.). Изд. 2-е, перераб.,доп. - М: ТК Велби /Проспект, 2007. Экономическая теория: Уч.д/вузов (Салихов Б.В.). Изд. 2-е,перераб.,доп. - М: ИТК Дашков и К°, 2007. 2
-
Потребности - нужда личности и общества в определенных благах. Благо - то, что удовлетворяет ту или иную человеческую потребность.
Виды потребностей: 1. Потребности в материальных средствах существования, или утилитарные потребности (в жизненно важных благах: пище, одежде, жилье и т. д.); 2. Интеллектуальные потребности, представляющие собой нужду личности и общества в знаниях и информации (образование и информационное обслуживание); 3. Социально-культурные потребности, представляющие собой нужду людей в соответствующих культурных ценностях, естественную тягу каждого человека к развивающему общению, исполнению определенных общественных обязанностей и т. д.; 4. Потребности в средствах созидательной деятельности, т.е. в специфических «промежуточных» благах, необходимых для создания новых благ, предназначенных для так называемого «конечного» потребления. 3
-
Ресурсы -имеющиеся у личности и общества возможности для создания требуемых для удовлетворения потребностей благ
Классификация ресурсов: • Природные ресурсы - собой естественные условия жизни и деятельности людей, а также запасы полезных ископаемых, выгодное географическое положение, климатический фактор, возможности развития транспортной системы. • Людские ресурсы характеризуются численностью населения и его качественными параметрами: креативными (творческими) и предпринимательскими способностями, образовательно-квалификационным уровнем, опытом творчески-созидательной деятельности. • Производные материальные и духовно-интеллектуальные ресурсы представляют собой созданные и накопленные предыдущими поколениями объекты созидательной деятельности, а также информацию и духовные ценности, включая достижения культуры в широком смысле. Важнейшим элементом духовно-интеллектуальных ресурсов следует считать институциональные ресурсы, представляющие собой множество норм и правил, регулирующих взаимодействия людей в процессе создания и движения благ. 4
-
Экономика представляет собойсферу человеческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс использования ограниченных ресурсов для создания жизненных благ, предназначенных для удовлетворения растущих потребностей личности и общества. Экономическая наука предстает каксистема знаний о закономерностях человеческой деятельности в сфере создания жизненных благ. 5
-
6
-
Производство— это процесс воздействия человека на природу, а также на существующие продукты человеческой деятельности с целью создания материальных и нематериальных благ, необходимых для развития личности и общества.
7
-
Ресурсы, непосредственно участвующие в производственном процессе, принимают форму факторов производства, или производительных сил.
Виды факторов производства: личный, вещественные; невещественные. 8
-
Личный фактор производства представлен человеческим трудом и творчеством. Труд — это сознательная, целенаправленная деятельность человека по созданию благ, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей. 9
-
Вещественные факторы производства представлены предметами и средствами труда и творчества.
Предметы труда и творчества представляют собой определенные объекты природы, а также созданные на их основе материалы, на преобразование которых направлена человеческая деятельность. К предметам труда и творчества можно отнести полезные ископаемые, ранее накопленные и определенным образом материализованные знания, в форме, например, компьютеризированных банков данных и т. д. Средства труда и творчества предстают в форме ранее созданных продуктов деятельности, с помощью которых человек воздействует на предметы труда и творчества. К средствам труда и творчества можно отнести плодородные участки земли, оборудование предприятий, компьютеры и вычислительную технику, различного рода приспособления для научных исследований и т.д. 10
-
Невещественные факторы производства представлены организацией и управлением производством.
Организация производства — это объединение работников для создания определенных благ с помощью средств производства, определенной иерархической структуры управления, разделения труда и обязанностей Управление производством — это регулирующее, координирующее и контролирующее воздействие управляющего субъекта (менеджера) на процесс создания благ в рамках производящей организации 11
-
Институты — это формальные нормы и неформальные ограничения, регулирующие и координирующие общественные отношения
Институты могут выступать в форме традиций и обычаев, юридических законов и подзаконных актов, распоряжений и указаний менеджера и др. Совокупность существующего технического уровня развития средств производства и связанных с этим организации и управления производством называетсятехнологией производства. 12
-
Воспроизводство -постоянно возобновляющийся процесс производства, распределения, обмена и потребления благ
Распределение — это определение доли и объема продукта, поступающего для потребления субъектам экономической деятельности. Обмен — это фаза воспроизводства, на которой созданный продукт доставляется до субъектов экономической деятельности. Потребление — это процесс непосредственного удовлетворения потребностей личности и общества. 13
-
14
-
Хозяйствование — это система принимаемых и возобновляемых экономическими субъектами действий, направленных на выбор и принятие решений, обеспечивающих достижение воспроизводственных целей, это ведение, управление и руководство хозяйством, т.е. экономикой. Соотношение и соизмерение результатов с затратами называется эффективностью и выражается в показателе рентабельности, характеризующем уровень отдачи от затрат факторов производства. 15
-
Экономический выбор — это выбор определенного варианта использования факторов производства с целью создания конкретных благ.
Альтернативные издержки -доход, который мог бы быть получен при альтернативном производстве 16
-
17
-
Соотношение науки и теории
Наука — это система знаний о закономерностях и путях развития объективной реальности, либо отдельная отрасль таких знаний Теория — это высшая форма знания научной картины мира, система наиболее общих основных идей в той или иной отрасли познания 18
-
Экономическая наука
Объектом экономической науки служит вся сфера человеческой деятельности по созданию и использованию требуемых личности и обществу благ Предметом экономической науки выступает хозяйствование, осуществляемое в условиях рационального экономического выбора и отражающее взаимосвязь потребностей и ресурсов 19
-
Экономическая теория
Объектом экономической теории являются не все, а наиболее существенные связи, присущие различным экономическим процессам Предметом экономической теории является исследование отношений между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ, а также обоснование оптимальных способов использования ограниченных ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей человека и общества 20
-
Функции экономики как науки
Познавательная Методологическая Прогностическая Практическая 21
-
Методы исследования
Метод — это путь исследования, прием, способ или образ действия, обеспечивающие достижение определенной познавательной цели Методология — совокупность методов, содержащая наиболее общие принципы и законы исследования 22
-
23
-
Субъективистский подход
анализирует поведение именно конкретной личности, а не экономического субъекта как такового, которым может быть фирма, государство и т.д. 24
-
Позитивистский подход
сводит задачу науки к описанию, внешним оценкам исследуемых явлений. Позитивистский подход характеризуется прагматизмом, применением знаний исключительно для решения практических задач 25
-
Структуралистский подход
акцентирует внимание на выявлении внутренней структуры того или иного процесса. В рамках данного подхода просматриваются формально-логические методы исследования 26
-
Диалектический подход
базируется на двух основных принципах: принципе всеобщей связи и принципе развития. Они отражают действие объективных законов диалектики: закона единства и борьбы противоположностей, закона перехода количественных изменений в качественные, закона отрицания отрицания 27
-
Системный подход
рассматривает взаимосвязь всех элементов экономики; базируется на принципах, законах и категориях диалектики, но не сводится к ним, охватывая более широкий спектр экономических отношений. 28
-
Частные методы экономической теории — это совокупность конкретных инструментов, способов и приемов исследования экономики, которые подразделяются на методы качественного и количественного исследования
метод научной абстракции анализ и синтез индукция и дедукция аналогия принцип «при прочих равных условиях» метод предельного анализа экономико-математические методы метод эксперимента 29
-
План семинара
1. Экономика как совокупность общественных отношений, как хозяйство страны и как отрасль науки. 2. Экономическая теория и ее предмет. 3. Основные этапы развития экономической теории (меркантилизм, физиократия, классическая школа, марксистская теория, маржинализм, кейнсианство, монетаризм). 4. Экономические категории и экономические законы. 5. Экономика и право. 6. Методы исследования экономических явлений. 7. Функции экономики как науки. 30
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.