Содержание
-
Тема 7. Выбор целевого рынка. Позиционирование и дифференцирование
Дисциплина «Основы маркетинга» Кметь Елена Борисовна к.э.н., доцент кафедры маркетинга и коммерции
-
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ:
7.1. Стратегии охвата рынка 7.2. Сегментирование рынка и его основные способы 7.3. Характеристики потребителей – признаки сегментации 7.4. Выбор целевых сегментов рынка 7.5. Позиционирование
-
7.1. Стратегии охвата рынка
-
Взависимости от размера охваченного рынка (или по степени охвата) выделяют три вида маркетингаи три стратегии охвата
Массовый (недифференцированный) маркетинг Комплекс маркетинга 1 Весь рынок базовой потребности Дифференцированный (множественный) маркетинг Целевой (сфокусированный, концентрированный) маркетинг Недифференцированный комплекс маркетинг Целевой комплекс маркетинг Комплекс маркетинга 2 Комплекс маркетинга 3 Целевой сегмент 1 Целевой сегмент 2 Целевой сегмент 3 Целевой сегмент
-
МЕРОПРИЯТИЯ ЦЕЛЕВОГОИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО МАРКЕТИНГА
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ТОВАРА НА РЫНКЕ: 5. Решение о позиционировании товара в каждом из целевых сегментов 6. Разработка комплекса маркетинга для каждого целевого сегмента СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА: 1.Определение признаков сегментирования рынка 2. Составление профилей полученных сегментов ВЫБОР ЦЕЛЕВЫХ СЕГМЕНТОВ РЫНКА: 3.Оценка степени привлекательности полученных сегментов 4. Выбор одного или нескольких сегментов
-
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
Целевой и дифференцированный маркетинг предполагают следующие последовательные действия: - Сегментирование рынка – разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и комплексы маркетинга. - Выбор целевых сегментов – оценка и отбор одного или нескольких сегментов рынка для выхода на них со своими товарами. - Позиционирование товара на рынке – обеспечение товару конкурентного положения на рынке и разработка детального комплекса маркетинга (а не только разработка товара). Два известных метода маркетинга (сегментация и позиционирование) могут применяться независимо, хотя в наиболее совершенном виде позиционирование осуществляется с учетом результатов сегментирования. Возможен также комплексный подход к позиционированию, сочетающий сегментацию и позиционирование.
-
7.2. Сегментирование рынка и его основные способы
-
1. Сегментирование предполагает существование соответствия между характеристиками потребителей и свойствами товаров. 2.Адресным (или опознаваемым)сегмент становится только тогда, когда известны «устойчивые» характеристики потребителей в нем. 3.Сегментация может проводится только после того, как продукт конкретизирован. Причем конкретизация не должна быть как неполной, так и чрезмерной. 4. Результаты сегментирования зависят от свойств продукта, выбранных в качестве важнейших. Наиболее важными могут считаться свойства, способные привлечь наибольшее число потребителей. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЕГМЕНТАЦИИ: Сегмент рынка – это особым способом выделенная часть рынка, а именно группа потребителей (физических или юридических лиц), обладающих определенными общими признаками и однотипной реакцией на предлагаемый продукт и на набор маркетинговых стимулов.
-
ТРИ ОСНОВНЫХ СПОСОБА СЕГМЕНТИРОВАНИЯ РЫНКА
Способы сегментации 1.Характеристики потребителей свойства товара характеристики потребителей 2. Свойства товара 3. Эвристический способ
-
Алгоритм априорного сегментирования по характеристикам
ЭТАП 1. Группировка потребителей по их значимым характе- ристикам - определение «адреса» потребителей втерминах характеристик потребителей. При этом характеристики потребителей называют признаками сегментации ЭТАП 3. Конкретизация свойств продукта, которым отдают предпочтение потребители, находящиеся в конкретных сегментах (опрос и анкетирование потребителей) ЭТАП 2.Проверка полученных групп на возможность объединения на основе их отношения к свойствам товара. Обследование выборочной совокупности потребителей для получения информации о важности для них свойств продукта.
-
Алгоритм апостериорного сегментирования по свойствам
ЭТАП 1.Группировка потребителей по их отношению к потребительским свойствам продукта (проведение опроса потребителей относительно важности свойств продукта ) ЭТАП 3. Определение адреса сегмента , т.е. его конкретизация в терминах характеристик потребителей ЭТАП 2. Проверка возможности объединения сегментов на основании свойств продукта
-
Семишаговый подход – эвристический подход к сегментированию рынка
-
7.3. Характеристики потребителей - признаки сегментации
-
ПРИЗНАКИ СЕГМЕНТАЦИИ
Для применения любого из трех способов сегментирования необходимы характеристики потребителей, поскольку они обеспечивают адресность сегменту. Профиль сегмента – это «адрес» сегмента или группы потребителей в терминах характеристик потребителей. При этом характеристики потребителей чаще называются признаками сегментации(Ф.Котлер называет принципами) Адресным сегмент становится только тогда, когда известны сущностные характеристики потребителей, которые являются устойчивыми и проявленными не только по отношению к рассматриваемому товару, а имеют общий характер, например, пол, возраст. Если характеристики не определены, то предприятие не знает, кому адресовать разновидность продукта со свойствами, востребованными данной определенной группой потребителей.
-
Признаки сегментации потребительского рынка
-
Поведенческие характеристики (признаки) потребителей
-
Признаки сегментации рынка товаров промышленного назначения
-
7.4. Выбор целевых сегментов рынка
-
ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ОЦЕНКИ СЕГМЕНТОВ
После осуществления сегментирования предприятие принимает решение о количестве целевых сегментов. Целевой сегмент – часть рынка, на котором фирма может максимально реализовать свои цели и получить наивысшую прибыль. Для оценки выбранных сегментов маркетологи анализируют такие показатели как привлекательность сегмента (величина сегмента, темпы роста сегмента, ценовая чувствительность, барьеры для вступления на рыночный сегмент и т.д.), прибыльность испособность успешно конкурировать в этом сегменте(характер конкуренции, вероятность появления новых конкурентов и т.д.). Уровень прибыльности сегмента можно рассчитать по формуле: Z = [(p-c)-k]*Q-F-M, где Z – целевая прибыль; p– рыночная цена; c – себестоимость; k – накладные расходы на единицу продукции; Q – количество проданных единиц продукции; F – условно-постоянные расходы, не связанные с маркетингом; M– маркетинговые расходы.
-
ФИНАНСОВАЯ ОЦЕНКА СЕГМЕНТОВ
Завершающим этапом анализа текущего отношения к сегментам является их финансовая оценка с помощью АВС-анализа. Данными для этого анализа могут быть товарооборот, выраженный в денежных единицах, и вклад в покрытие затрат ВПЗ (выручка с продаж - переменные издержки), на основании которых строится график с определением положения каждого сегмента. Чтобы построить график следует рассчитать и откладывать доли каждого сегмента, по вертикали - доли объема продаж в денежном выражении, а по горизонтали – доли вклада в покрытие затрат ВПЗили маржинальная прибыль (выручка с продаж – переменные издержки). Целью оценки сегментов рынка является выбор фирмой одного или нескольких из них и последующая разработка максимально эффективной для себя стратегии.
-
ФИНАНСОВАЯ ОЦЕНКА СЕГМЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ АВС-АНАЛИЗА
-
7.5. Позиционирование
-
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ»
Позиция продукта – это мнение определенной группы потребителей, целевых рыночных сегментов, относительно важнейших характеристик продукта. Позиция характеризует место, занимаемое конкретным продуктом в умах потребителей по отношению к продукту конкурентов. Продукт должен восприниматься определенной группой целевых потребителей как имеющий четкий имидж, отличающий его от продуктов конкурентов. Позиционирование продукта заключается в том, чтобы, исходя из оценок потребителей позиции на рынке определенного продукта, осуществить выбор таких параметров продукта и элементов комплекса маркетинга, которые с точки зрения целевых потребителей обеспечат продукту конкурентные преимущества. Конкурентное преимущество — это преимущество над конкурентами, полученное путем предоставления потребителям больших благ, или за счет реализации более дешевой продукции, или за счет предложения высококачественных продуктов с набором необходимых услуг, но по оправданно более высоким ценам.
-
ПРОЦЕСС ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ
Процесс позиционирования: Выбор целевых сегментов Определение ценностей, ассоциируемых с товаром Разработка продукта, удовлетворяющего эти ценностям Оценка позиционирования конкурирующих марок в целевых сегментах Выбор имиджа, отличающего марку от конкурирующих марок Осуществление коммуникативной функции и разработка других элементов комплекса маркетинга При определении позиции продукта на рынке часто используют метод построения карт позиционирования (или карт восприятия) в виде двумерной матрицы, на поле которой представлены продукты конкурирующих фирм. Осями являются основные ценности потребителя (ОЦП), на которых отражены относительные позиции марок и компаний.
-
КАРТЫ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ (ВОСПРИЯТИЯ)
В качестве параметров при построении карт позиционирования можно выбирать различные пары характеристик, описывающие исследуемые продукты. Например, для стиральных машин: режимы стирки — контроль температуры стирки, требование к стиральному средству — объем загрузки; для печенья: уровень сладости и качество упаковки; для легковых автомобилей: внешний вид – возрастная категория владельца Этапы разработки позиционных карт: Определение совокупности конкурирующих марок Определение атрибутов, которыми пользуются потребители при выборе марки (качественные исследования) Проведение количественных исследований, в результате которого потребители присваивают каждой марке определенное число баллов по важнейшим характеристикам Отображение места товара на позиционной карте
-
-
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.