Содержание
-
История жизни и учение о государстве Жана Бодена
-
Учение о государстве Жан Боденвыдвинул идею о государственном суверенитете. Свои социальные и политические воззрения он изложил в работе "Шесть книг о республике" (1576).
-
Боден впервые в истории правовой мысли сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства: «Суверенитет – есть абсолютная и постоянная власть государства...» Власть государства постоянна и абсолютна. Это — высшая независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти — только Бог и законы природы.
-
Суверенитет по Бодену – это независимость государства от папы церкви германского сословий другого римского императора государства
-
Суверенитет как признак государства включает права: издавать и отменять законы; заключать мир; назначать высших должностных лиц; осуществлять верховный суд; право помилования; права чеканить монету; устанавливать меры и веса; взимать подати.
-
Ж. Боден выделял пять отличительных признаков суверенитета: издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства; решение вопросов войны и мира; назначение должностных лиц; действие в качестве высшего суда (суда в последней инстанции); помилование.
-
В соответствии с положениями "Политики" Аристотеля Ж. Боден называет основанием и ячейкой государства семью.Государство — совокупность именно семей, а не отдельных лиц. Подобно Аристотелю, он различает в семье три вида властеотношений: Супружеские; Родительские; Господские. Если лица не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ, составляющий государство, не умирает. Государство же представляет собой содружество, которое: решает проблемы семьи; сохраняет общественное имущество, основывающееся на частной собственности. Ж. Боден признавал имущественное неравенство в обществе как естественное и необходимое. Государство он определял как правовую власть над социальными вопросами, власть, которой принадлежит решающая сила. В отличие от Аристотеля Боден не был сторонником рабства.
-
Первостепенное значение Боден придавал форме государства. Он отвергает аристотелевское деление форм государства на правильные и неправильные, поскольку оно выражает лишь субъективную оценку существующих государств. Он отрицает смешанную форму государства — власть не разделить "поровну", какой-то элемент будет иметь решающее значение в государстве. Так всегда будет иметь преимущество тот, кому принадлежит высшая власть принимать законы.
-
К демократииБоден относился отрицательно: в демократическом государстве очень много законов и властей, а общее положение дел в упадке. Толпа, народ — "зверь многоглавый и лишенный рассудка не может постановить что-нибудь хорошее, преследует богатых, искореняет и изгоняет лучших, избирает худших. Не одобрял Боден и аристократию — государство, где власть принадлежит коллегии знатных: среди аристократов умных мало, в результате правит глупое большинство. Принятие законов связано с раздорами, с борьбой партий и группировок. Наилучшей формой государстваБоден считал монархию.Правление монарха так же естественно, как Бог Вселенной. Монарх — единственный, абсолютный источник права, суверенности.
-
По мнению Жана Бодена, монархия не должна быть избирательной — в период выборов возможны смуты, раздоры и междоусобицы; выборный монарх не заботится об общем достоянии, поскольку неизвестно, кто сменит его престоле. Этих недостатков лишена наследственная монархия. Он считал наилучшей королевскую монархию– государство, в котором верховная власть (суверенитет) целиком принадлежит монарху, а управление страной (порядок назначения на должности) сложное, т.е. сочетающее принципы аристократические (на ряд должностей, преимущественно в суде и войске, король назначает только знатных) и демократические (некоторые должности доступны всем).
-
Исходя из разработанной им концепции суверенитета, Боден исследовал и возможные формы государственного устройства. Он различал два вида государственных соединений. К соединениям, основанным на неравенстве, он относил государственные образования, включающие отдельные части, находящиеся в вассальной или иной зависимости от суверена, т.е. федерации. Второй вид соединений государств - основан на равенстве — такова Швейцарская конфедерация, члены которой во времена Бодена сохранял свою независимость от центральной власти.
-
Таким образом, основная заслуга Бодена — в не только в разработке теории суверенитета как главного качества верховной власти, но и в определении отдельных форм государственного устройства.
-
Выполнили студенты 2 курса группы ГУП-3 Мацкевич Валерий и Овчинникова Виталия
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.