Содержание
-
ФГБОУ ВПО «НООСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИЕРСИТЕТ»
Презентация по курсу «Философия» Составитель – доц. каф. филос. НГПУ Морозова Т.В. 2012
-
Общие особенности античной философии
Философия- жемчужина древнегреческой культуры
-
Содержание
Античная культура и философия. 2. Отличительные особенности античной философии. 3. Периодизация развития античной философии и основные натурфилософские школы Цель: рассмотреть возникновение, эволюцию и своеобразие античной философии
-
1. Античная культура и философия
-
ФИЛОСОФИЯ
Возникает на рубеже VII –VI веков до Н.Э. в трех странах одновременно: в Древней Индии, в Древнем Китае, в Античной Греции
-
Карта Древней Греции
Карта Древней Греции
-
-
Философия возникает в русле критики традиционного мировоззрения . Формирование философии связано с распадом родовой общины и переходом к социально дифференцированному обществу. В основе – создание железных орудий труда, развитие земледелия, ремесла, торговли, перемены в социально-экономических и политических отношениях и образе жизни (появление каст, сословий и классов, разделения умственного и физического труда, первых государств, науки и образования). Индивид выделяется их коллектива, получает права, включая право голоса
-
Социокультурные предпосылки развития античной философии
Древнегреческий полис, институты политической демократии, гражданское сознание Достоинство личности, равноправие свободных граждан, свобода слова Плюрализм мнений, искусство убеждения и обоснования, «рынок идей» Личное интеллектуальное творчество, духовная самостоятельность, независимость в мировоззрении
-
Античная философия
Античная философия (от лат. antiques - древний) - древнегреческая и древнеримская; охватывает период с YII-VI вв. до н.э. по Y-VI вв. н.э. Основная тема - первоначало (основа) мира и важнейшие характеристики мироздания, составляющая которого – человек. Первый античный философ - Фалес, последний — Боэций.
-
София - мудрость
В Греции различали «мудрецов» (sophoi) и «любителей мудрости» — философов (philosophoi)
-
Все мудрецы, достигнув не только славы, но и богатства, оставили следующие назидания тем, кто стремится разбогатеть:
Фалес: "Не богатей дурными средствами". Питтак: "Задумав дело, не говори о нем: не удастся - засмеют"; "Победы должны быть бескровными"; "Нажива ненасытна". Биант: "Наибольшее богатство - ничего не желать"; "Недостойного за богатство не хвали". Хилон: "Лучше потеря, чем дурная прибыль, от одной горе на раз, от другой навсегда". Периандр: "Ничего не делай за деньги: пусть нажива печется о наживе".
-
Античная философия развивалась под влиянием, с одной стороны - мифологии, с другой стороны - формирующейся в Древней Греции науки. Цель философа — понять «целое как целое», в чем первопричина всего сущего, первопричина бытия. Понять с помощью разума, используя рациональную аргументацию. Объяснить мир как целое, избегая мифа, веры и фантазии, как это делают искусство и религия. Аристотель считал, что начало философии — в удивлении человека перед миром и самим собой, а способность удивляться присуща природе человека. Следовательно, философствование присуще человеку и человечеству.
-
Античная философия развивалась под влиянием, с одной стороны - мифологии, с другой стороны - формирующейся в Древней Греции науки. Цель философа — понять «целое как целое», в чем первопричина всего сущего, первопричина бытия. Понять с помощью разума, используя рациональную аргументацию. Объяснить мир как целое, избегая мифа, веры и фантазии, как это делают искусство и религия.
-
Начало философии,
Считал Аристотель, — в удивлении человека перед миром и самим собой, а способность удивляться присуща природе человека. Следовательно, философствование присуще человеку и человечеству.
-
-
-
-
-
-
и философия
-
2. Отличительные особенности античной философии
-
Античная философия (сначала греческая а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с 7-6 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленностью своего содержания, методом философствования отличалась от древних восточных способов философствования. Ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса. Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизации, мир представал как огромное скопление различных природных и общественных процессов. Как жить в этом мире? Кто управляет в нём? Как согласовать собственные возможности с верховными силами космоса, недоступными для человеческого влияния? Бытие ассоциировалось со множеством стихий, которые находятся в непрерывных изменениях, а сознание с ограниченным количеством понятий, отрицавшим неподвижность и постоянство стихий. Поиск устойчивого первоначала в изменчивом круговороте явлений необъятного космоса был главной целью первых философов. Философия, таким образом, предстает по своему предмету как учение о "первых началах и причинах" (Аристотель).
-
Общая характеристика античной философии Античная философия возникла в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, собственно Греции — в Афинах, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Античная философия внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации. Именно здесь зародилась европейская культура и цивилизация, здесь истоки западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений. Особенности Античная философия зародилась не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с научными знаниями - математическими, естественно-научными, с зачатками политических понятий, а также с мифологией и искусством. Духовное развитие в VII—IV вв. до н.э. шло от мифологии и религии к науке и философии. Возникают два основных типа философского мировоззрения — материализм («линия Демокрита») и идеализм («линия Платона»). Возникают два противоположных основных метода мышления — диалектика и метафизика. Античная философия была первой исторически известной формой диалектической философии. В широком смысле слова термин «античность» (лат. antiques – древний) означает «древность». В узком смысле с понятием «античность» связывают историю и культуру Древней Греции (Эллады) и Древнего Рима.
-
-
Центры развития античной философии
Ионийское побережье. Афины. Рим.
-
Основополагающие принципы античной философии
Космоцентризм. Идеал рациональности. Созерцательность.
-
1. Космоцентризм Главное понятие: КОСМОС (воплощение Логоса) Основная идея: Поиск единой сущности мироздания, уверенность в гармонии космоса, гармоничности и разумности социального мира и нравственности, космической эманации
-
Принцип античной философииКОСМОЦЕНТРИЗМ
идею порядка, организованности, оформленности. Противоположность Хаосу. Др.-гр. термин «Космос» выражает
-
Место человека в мироздании
Греки рассматривали человека и космос в единстве; космос выступал у них как одушевленный, живой, подобный человеку. Выше космоса человек не поднимался. Красота – космически гармоничное и соразмерное.
-
2.Идеал рациональности Высокая оценка разума (Логос) Основная идея: Истина – в разуме, а не чувствах «Разумение - величайшая добродетель, и мудрость в том, чтобы говорить правду и действовать в согласии с природой, ей внимая» Гераклит
-
Космос как воплощение идеи порядка («Логоса») - разумной познаваемости Блага и Красоты природы.
-
3. Созерцательность Отсутствует эксперимент как основа науки Цель – познание истины, созерцание «начал», вечного и неизменного (сущности) Теория – высшее Благо Наука и «искусство» (техника) отделены друг от друга
-
Теория -
(от греч. theoria -рассмотрение, исследование , учение): интеллектуальное созерцание, к которому мы прибегаем в математическом и философском познании; Пифагор противопоставил созерцание действованию, позицию зрителя (наблюдателя) - активной позиции (участника).
-
Пифагор противопоставил созерцание действованию, позицию зрителя - активной позиции. По свидетельству Диогена Лаэрция, Пифагор утверждал, что жизнь подобна играм, на которые одни приходят, чтобы участвовать в состязаниях, другие - чтобы торговать, а третьи для того, чтобы присматриваться. И эту последнюю позицию Пифагор считал наиболее благородной, ибо ее придерживались не ради стремления к славе и выгоде, но исключительно ради стремления к познанию. Это понятие созерцания, рассматривания у ранних греков включало в себя созерцание как красоты, так и правды, лишь со временем дифференцировавшись на понятия "эпистемологическое" и "эстетическое".
-
Отличительные особенности античной философии Особенности античной философии Отличительной особенностью античной философии является единство трех взаимосвязанных между собой моментов: объекта исследования, метода и цели. Первый момент определяет содержание античной философии, которое конкретизируется в идеях космоцентризма. Далее, обращаясь ко второму моменту триединства — методу, следует отметить следующую характерную особенность античной философии: стремление к рациональному объяснению всеобщего, бытия, реальности. Она не ограничивается конкретными фактами и опытными данными. Для нее значим не отдельный факт или конкретный опыт, а разумный аргумент, логическое доказательство, знание. Это не только определяет научный характер философии, но и границы между философией, религией, мифом и искусством. Последние также имеют дело с реальностью как целым, но если мифология описывает ее исходя из фактических представлений, религия — посредством веры, искусство — через идею красоты, воплощенную в художественных образах, то философское объяснение осуществляется на рациональном уровне (диалектика мышления). Античная философия в целом есть бескорыстная любовь к истине. Эта особенность определяет и ее третий момент — цель. Цель античной философии состоит в чистом созерцании истины, чистом желании достичь ее.
-
Характерные черты античной философии
-
3. Периодизация развития античной философии и основные натурфилософские школы
-
В развитии античной философии можно с некоторой долей условности выделить несколько этапов и периодов
Существует несколько вариантов периодизации: 1) по предмету исследования, 2) по хронологии.
-
Античная философия проходит два этапа развития (по предмету исследования) Натурфилософия: Откуда взялась природа? ФАЛЕС-первый греческий философ: «Что есть первопричина всего существующего, космоса? Антропологическая философия: В чем основное отличие человека от животного? СОКРАТ: «Познав себя, человек познает, как устроена природа.»
-
Особенности Натуралистической ориентации присущи: космоцентризм; поиск первоначала, породившее всесущее. Представители различных натуралистических школ обнаруживают субстанциональные основы вещей(т.е. то, из чего возникают все вещи),например, первоначало всего сущего —вода (Фалес); первооснова всего естьвоздух (Анаксимен); сущность вещей -в числах (Пифагор); сущность вещей -в их бытии (Парменид); все вещи состоят из атомов (Левкипп, Демокрит);основа всего сущего есть вечное изменение, превращение мира (Гераклит) и т.п.; декларативно-догматический методфилософствования; гилозоизм (одушевление неживойприроды). Антропологический (гуманистической) ориентации присущи: доминантные темы — этика, политика, законы, риторика, искусство, язык,религия, воспитание, т.е. все то, чтоныне зовется культурой (социо-культурное бытие в противоположность природному); смещение оси философского поиска с космоса на человека.
-
-
Исторические периоды развития античной философии
-
Периоды развития античной философии
Традиционно выделяют: раннюю классику (натуралисты, досократики — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Парменид, Зенон, Ксенофан, Демокрит и др.; главные проблемы — «Физис» и «Космос», его строение); среднюю классику (софисты: Парменид, Горгийи др.; Сократ и его школа; киренаики и киники; главная проблема — сущность человека); высокую классику (Платон, Аристотель и их школы; главная проблема — синтез философского знания, его проблем и методов и др.); Эллинизм (Эпикур и Лукреций; Пиррон и Секст Эмпирик; стоики раннего периода — Зенон из Китиона и Хрисипп, Панэций и Посидоний, поздние римские стоики или неостоицизм: Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.; главные проблемы — мораль и свобода человека, проблема познания и т. д.). К ним прибавляются вопросы структуры космоса, судьбы космоса и человека, отношение Бога и человека (неоплатоники - Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский).
-
Вариант периодизации ппеепериодриодп период
-
Вариант периодизации развития античной философии Античная и греко-римская философия имеют более чем тысячелетнюю историю, начиная с VI в. до н.э. и до 529 г.н.э., когда император Юстиниан закрыл философские школы в Афинах. В этой истории различают ряд периодов. Основные периоды развития античной философии I Период ранней классики Общая характеристика: натуралистический период с его проблемами Фюзиса (Природы) и Космоса (между VI и V вв. до н.э.). Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Парменид, Зенон, Ксенофан, Пифагор, Демокрити др. II Период средней классики Общая характеристика: гуманистический период с егопроблемой человека Представители: Сократ и его школа; софисты: Протагор, Горгий, Продик, Антифонт, Антисфени др. III Период высокой классики Общая характеристика: период большого синтеза с его главной проблемой — синтез философского знания. Представители: Платон, Аристотель и их школы.
-
IV Эллинизм Общая характеристика: период эллинистических школ с его главными проблемами — мораль и свобода человека, проблемы познания и т.п. Представители: Эпикур, Пиррон, стоики раннего периода: Панэций, Посидоний,поздние римские стоики, или неостоицизм: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелийи др. V Религиозный период античной мысли Общая характеристика: основные проблемы — структуры Космоса, судьбы Космоса и человека, отношения Бога и человека и т.п. Представители:Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский и др.
-
Периоды и школы античной философии
-
-
-
-
Философия —
это любовь человека к истине и правде, это — «знание ради самого знания» (Аристотель). Это знание ради достижения свободы духа. Именно так понимая философию римский политический деятель и мыслитель Цицерон (I в до н. э.), сказавший, что не любить философию -все равно, что не любить собственную мать. Философия — не просто поиск истины, но и способ жизни, присущий свободному человеку.
-
Вопросы?
-
Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.