Содержание
-
Чаадаев Петр Яковлевич
-
План:
Биография Основные произведения Основные положения философского учения Значение его учения для развития отечественной философской мысли Глоссарий Библиография
-
Биография
-
Чаадаев Петр Яковлевич(1794 - 1856)
- мыслитель, общественный деятель. Родился в старинной богатой дворянской семье. По материнской линии Чаадаев - внук М.М. Щербатова. Рано остался без родителей, но получил хорошее домашнее образование, много читал, собирал свою библиотеку.
-
В 1808 – 1811гг. учился в Московском университете, был дружен с А.С. Грибоедовым, будущими декабристами Н.И. Тургеневым, И.Д. Якушкиным. В 1816 году был переведен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк, расквартированный в Царском Селе. Во время Отечественной войны (1812) участвовал в Бородинском сражении, ходил в штыковую атаку при Кульме, был награжден русским орденом св. Анны и прусским Железным крестом.
-
Прекрасно образованный, богатый и красивый аристократ, всеобщий любимец, Чаадаев в доме Н.М. Карамзина познакомился с А.С. Пушкиным, на которого оказал громадное влияние. Не считая нравственно возможным продолжать службу после наказания близких друзей восставшего Семеновского полка в 1820г., Чаадаев, отказавшись от блестящей карьеры, в 1821г. вышел в отставку.
-
Вступив в тайное общество декабристов, участия в его делах не принимал и в 1823г. уехал путешествовать по Англии, Франции, Швейцарии, Италии, Германии. В 1826г. при возвращении в Россию был арестован по подозрению в причастности к декабристам, но через 40 дней отпущен. Жил в Москве и в деревенском имении. В 1829—1831 создает своё главное произведение — «Философические письма».
-
Следующим сочинением Чаадаева стала «Апология сумасшедшего» (1837) До конца жизни оставался в Москве, принимал самое деятельное участие во всех идеологических собраниях в Москве, которые собирали самых замечательных людей того времени (Хомяков, Киреевский, Герцен, К. Аксаков, Самарин, Грановский и др.). Умер Чаадаев 14 апреля 1856г. от воспаления легких.
-
Основные произведения
-
В 1829 – 1831гг. Чаадаев создал «Философические письма» - размышления о путях человечества к высшей свободе и великому единству, т.е. к царству Божию на Земле. Россия, полагал Чаадаев, восприняла религию и культуру от Византии, находившейся вне Востока и Запада, и потому осталась вне истории мировой цивилизации. Изоляционизму и государственничеству православия Чаадаев противопоставлял католицизм с его идеей всеобщности и надгосударственности.
-
Резко отрицательная характеристика России («Мы существуем как бы вне времени, и всемирное образование человеческого рода не коснулось нас»; «Все народы мира выработали определенные идеи. Это идеи долга, закона, права, порядка»; «Мы ничего не выдумали сами и из всего, что выдумано другими, заимствовали только обманчивую наружность и бесполезную роскошь») вызвала гнев Николая I, начертавшего: «Прочитав статью, нахожу, что содержание оной - смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишенного».
-
Журнал «Телескоп», в котором напечатали «письма», закрыли, редактора сослали, цензора уволили со службы. Вызванному к московскому полицмейстеру Чаадаеву объявили, что по распоряжению правительства он считается сумасшедшим. Унизительный надзор полицейского лекаря за «больным» был снят лишь в 1837г.
-
В «Апологии сумасшедшего» Чаадаев пересмотрел свою точку зрения на Россию, отметив: «Может быть, преувеличением было опечалиться хотя бы на минуту за судьбу народа, из недр которого вышли могучая натура Петра Великого, всеобъемлющий ум Ломоносова и грациозный гений Пушкина».
-
Однако после Крымской войны (1853 - 1856), не видя улучшения в положении России, думал о самоубийстве. Неоднозначное творчество Чаадаева позволяло исследователям называть его воинствующим западником, мистиком и консерватором, деятелем освободительного движения, чисто религиозным мыслителем. Но, как бы ни оценивались взгляды Чаадаева, он сыграл значительную роль в развитии общественной мысли России.
-
Основныеположения философского учения
-
Чтобы наглядно представить себе основные идеи философской системы Чаадаева, обратимся сначала к его учению о бытии. По мнению Чаадаева мир есть результат, творческий продукт «идей», «бога». Понятие бога у Чаадаева не тривиально богословское.
-
Уместно отметить, что в своих философских размышлениях Чаадаев под богом постоянно имел в виду идеальное первоначало мира, «идею», «высший разум» и тому подобное. Однако, когда он излагал вопросы религии – в его понятии бог – христианская мифологическая личность.
-
Бытие, считал Чаадаев, является порождением бога, его производным. Он различал три формы бытия: материальное бытие или бытие природы; историческое бытие людей, или социальное бытие; духовное бытие. Последняя форма бытия предшествует первым, и фактически является их субстанциальным началом и ближайшей причиной. Духовное бытие – сила активная, ее значение у Чаадаева часто отождествляется с понятием абсолютного закона. В духовном бытие он видит единство мира.
-
Здесь легко прослеживается близость Чаадаева к объективному идеализму Гегеля, на что указывали не раз многие историки русской философии. Сам же Чаадаев неоднократно подчеркивал свою враждебность к гегелевской философии и свои симпатии к философии Платона и раннего Шеллинга.
-
Предпочтение, которое он отдавал Платону и Шеллингу по сравнению с Гегелем, недостаточно считать недоразумением. Оно свидетельствует о явном недопонимании Чаадаевым всего аспекта истории объективно идеалистической философии, всей «линии Платона».
-
Итак, духовное бытие является, по Чаадаеву, порождением идей бога. Оно доминирует над бытием материальным, вещественным. Духовное бытие, хотя и воздействует на бытие природы, в котором раскрывается всеобъемлющая сила, «высший разум», все же они сливаются воедино лишь в историческом и социальном бытии: разум и человек не чужды друг другу, поскольку лишь люди, в отличие от животных, способны мыслить.
-
Значение его учения для развития отечественной философской мысли
-
Фигура Петра Яковлевича Чаадаева будет еще долго выделяться из сонма лучших философских умов царской России. Будучи аристократом духа и рациональным патриотом своей страны, Чаадаев предложил свою теорию о происхождении русского народа, его культурного феномена и предназначении. Но это никак не отождествляется с первым из «Философических писем», опубликованным в «Телескопе».
-
Чаадаев, как мыслитель тонких материй, излагал на протяжении всего своего творческого пути одну большую истину – предыдущие поколения шли по ложному пути поверхностного отношения к высокодуховному началу нации, но у нас еще есть шанс. Он состоит в будущих поколениях, их предполагаемых мыслях и действиях, направленных на гуманное значение существования человека. Политические идеи Чаадаева, направленные на создание целостного государства со здоровой системой нравственных принципов, актуальна до сих пор.
-
Христианство - в его западной интерпретации - Чаадаев понимал как начало единения народов, резким движением от материального к духовному, от частного - к общему. В этом и был весь смысл «Писем», суть их не сводилось лишь к низвержению фальшивых идеалов России как нации, хотя эта тема занимает не последнее место в трудах философа.
-
Произведения Чаадаева будут еще долго вызывать споры и научные дискуссии из-за своей зачастую нелицеприятной, но самой насущной из проблем России во все времена, поднимаемой писателем – проблемы национальной определенности нашего государства.
-
Глоссарий
Западничество — сложившееся в 1840-х—50-х годах направление русской общественной и философской мысли, выражавшее настроения либеральной и радикально настроенной интеллигенции, стремившейся к дальнейшей европеизации и модернизации России. Славянофильство — литературно-философское течение общественной мысли, оформившееся в 40—х годах XIX века, представители которого утверждали о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии
-
Библиография
Гурвич-ЛищинерС. Д. Нестор-История. — М.: П. Я. Чаадаев в русской культуре двух веков, 2006. Спирин В. АСТ. — М.: Чаадаев за 90 минут, 2007. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.