Содержание
-
- Истоки и начало русской философии
- Московский государственный институт международных отношенийКафедра философии
- pptcloud.ru
-
Истоки и начало русской философии
- Истоки русской философии (введение)
- Православная мысль в средневековой России
- Русское Просвещение
- Немецкая классическая философия и русские «любомудры»
- П. Я. Чаадаев: Аномалии русской истории
- Россия – исключение из общего правила
- Отсутствие исторических традиций
- Отсутствие естественного начала исторического развития
- Отсутствие естественного результата исторического развития
- Отсутствие национального единства
- Историческая неудача православия
- Миссия России – урок потомству?
- Истоки русской философии (введение)
-
Истоки русской философии Православная мысль в средневековой России
- «Речь Философа»(986) и крещение Руси(988)
- «Слово о законе и благодати»митр. Иллариона (1051)
- «Повесть временных лет»(нач. XII в.)
- Нестяжатели и осифляне (кон. XV – нач. XVI вв.)
- Максим Грек(1470-1556)
- Переписка Ивана Грозного с А. Курбским (1564-1578)
-
Истоки русской философии Русское Просвещение
- Киево-Могилянскаяколлегия (позднее – академия)(1632)
- «Политика»Ю. Крижанича (1663)
- Славяно-греко-латинская академия(1687)
- Академия наук(1724)
- М. В. Ломоносов (1711-1765)
- Московский университет(1755)
- М. М. Щербатов(1733-1790)
- А. Н. Радищев (1749-1802)
-
Истоки русской философии Немецкая классическая философия и русские «любомудры»
- Н. М. Карамзин(1766-1826)
- И. Б. Шад(1758-1834)
- Д. М. Велланский(1774-1847)
- М. Г. Павлов(1793-1840)
- «Любомудры»(1823-1826)
- Д. В. Веневитинов (1805-1827)
- В. Ф. Одоевский(1803-1869)
- Н. М. Карамзин(1766-1826)
-
П. Я. Чаадаев (1794-1856)Аномалии русской истории
- Философические письма(1829-1830, опубл. 1836-1991)
- Апология сумасшедшего (1837)
- Основные сочинения
-
Аномалии русской истории. Россия – исключение из общего правила
- [Провидение] как будто совсемне занималось нашей судьбой.Отказывая нам в своём благодетельномвоздействии на человеческий разум, онопредоставило нас всецело самим себе,не пожелало ни в чём вмешиватьсяв наши дела, не пожелало ничему наснаучить. Опыт времён для насне существует. Века и поколенияпротекли для нас бесплодно.Глядя на нас, можно сказать, чтопо отношению к нам всеобщий закончеловечества сведён на нет.
- П. Я. Чаадаев Философические письма
-
- Мы никогда не шливместе с другими народами,мыне принадлежим ни к одномуиз известных семействчеловеческого рода,ни к Западу, ни к Востоку,и не имеем традицийни того, ни другого.Мы стоим как бы вне времени,всемирное воспитаниечеловеческого родана нас не распространилось.
- П. Я. Чаадаев Философические письма
-
Аномалии русской истории Россия – исключение из общего правила
- Массы подчиняются известным силам,стоящим у вершин общества.Непосредственно они не размышляют.Среди них имеется известное числомыслителей, которые за них думают,которые дают толчок коллективномусознанию нации и приводят её в движение.Незначительное меньшинство мыслит,остальная часть чувствует, в итогеполучается общее движение. <…> Атеперь, я вас спрошу, где наши мудрецы,где наши мыслители? Кто из нас когда-либо думал, кто за нас думает теперь?
- П. Я. Чаадаев Философические письма
-
Аномалии русской истории Отсутствие исторических традиций
- Мы живём лишь в самом ограниченномнастоящем без прошедшего и без будущего,среди плоского застоя. <…>Нашивоспоминания не идут далее вчерашнегодня; мы как бы чужие для себя самих.Мы так удивительно шествуем во времени,что, по мере движения вперёд, пережитоепропадает для нас безвозвратно. <…>У нас совсем нет внутреннего развития,естественного прогресса; прежние идеивыметаются новыми, потому чтопоследние не происходят из первых,а появляются у нас неизвестно откуда.
- П. Я. ЧаадаевФилософическиеписьма
-
- Это естественноепоследствие культуры,всецело заимствованнойи подражательной.
- П. Я. Чаадаев Философические письма
-
Аномалии русской истории Отсутствие естественного начала исторического развития
- У всех народов есть период бурныхволнений, страстного беспокойства,деятельности без обдуманных намерений.<…>Это пора великих побуждений,великих свершений, великих страстейу народов. Они тогда неистовствуютбез ясного повода, но не без пользыдля грядущих поколений. <…>Это увлекательная эпоха в историинародов, это их юность; это время,когда всего сильнее развиваются ихдарования, и память о нём составляетотраду и поучение их зрелого возраста.
- П. Я. Чаадаев Философические письма
-
- Мы, напротив, не имели ничего подобного.Сначала дикое варварство, затем грубоесуеверие, далее иноземное владычество,жестокое и унизительное,дух которогонациональная власть впоследствииунаследовала, – вот печальная историянашей юности. Эпоха нашей социальнойжизни, соответствующая этому возрасту,была наполнена тусклым и мрачнымсуществованием без силы, без энергии,одушевляемом только злодеяниямии смягчаемом только рабством.
- П. Я. Чаадаев Философические письма
-
Аномалии русской истории Отсутствие естественного результата исторического развития
- Первые наши годы,протекшие в неподвижной дикости,не оставили никакого следа в нашей уме,и нет в нас ничего лично нам присущего,на что могла бы опереться наша мысль;выделенные по странной воле судьбыиз всеобщего движения человечества,не восприняли мы и традиционных идейчеловеческого рода. А между тем именнона них основана жизнь народов; именноиз этих идей вытекает их будущее ипроисходит их нравственное развитие.
- П. Я. Чаадаев Философические письма
-
- Речь идёт здесь не об учёности,не о чтении, не о чём-то литературномилинаучном, а просто о соприкосновениисознаний, о мыслях, которые охватываютребёнка в колыбели, окружают его средиигр, <…> которые в форме различныхчувств проникают до мозга его костейвместе с воздухом, которым он дышит…<…>Это мысли о долге, справедливости,праве, порядке. Они происходят из техсамых событий, которые создали тамобщество…<…>Вот она, атмосфераЗапада… <…> А что вы видите у нас?
- П. Я. Чаадаев Философические письма
-
Аномалии русской истории Отсутствие национального единства
- Народы – существа нравственные,точно так, как и отдельные личности.Их воспитывают века, как людейвоспитывают годы. Про насможно сказать, что мы составляемкак бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них,которые как бы не входятсоставной частью в род человеческий,а существуют лишь для того, чтобыпреподать великий урок миру.
- П. Я. Чаадаев Философические письма
-
- В природе человека теряться, когдаон не находит способа связаться с тем,что было до него и что будет после него;он тогда утрачивает всякую твёрдость,всякую уверенность; не руководимыйощущением непрерывной длительности, он чувствует себя заблудившимся в мире.Такие растерянные существа встречаютсяво всех странах; у нас это общее свойство.<…>В наших головах нет решительноничего общего, всё там обособленои всё там шатко и неполно.
- П. Я. Чаадае вФилософические письма
-
- Если бы орды варваров, потрясшихмир, не прошли прежде нашествияна Запад по нашей стране, мы едвабыли бы главой всемирной истории.Чтобы заставить себя заметить,нам пришлось растянутьсяот Берингова пролива до Одера.
- П. Я. Чаадаев Философические письма
-
Аномалии русской истории Историческая неудача православия
- В то время, когда среди борьбымежду исполненным силы варварствомнародов Севера и возвышенноймыслью религии воздвигалосьздание современной цивилизации,что делали мы? По воле роковой судьбымы обратились за нравственным учением,которое должно было нас воспитать,к растленной Византии, к предметуглубокого презрения этих народов. <…>В Европе всё тогда было одушевленоживотворным началом единства. Всё тамиз него происходило, всё к нему сходилось.<…>Чуждые этому чудотворному началу,мы стали жертвой завоевания.
- П. Я. Чаадаев Философические письма
-
- Вы знаете, что ни один философ древностине пытался представить себе общества безрабов, да и не находил никаких возраженийпротив рабства. <…> Вы знаете также и то,что, по признанию самых даже упорныхскептиков, уничтожением крепостничествав Европе мы обязаны христианству.<…>Почему же христианство не имело таких жепоследствий у нас?Почему, наоборот,русский народ попал в рабство лишьпосле того, как стал христианским?<…>Пусть православная церковьобъяснит это явление.
- П. Я. Чаадаев Философические письма
-
- Не знаю, но мне кажется,одно это могло бы заставитьусомниться в православии,которым мы кичимся.
- П. Я. Чаадаев Философические письма
-
Аномалии русской истории Миссия России – урок потомству?
- Одним словом, мы жили и сейчасещё живём для того, чтобыпреподать какой-то великий урокотдалённым потомкам,которые поймут его;пока, что бы там ни говорили,мы составляем пробелв интеллектуальном порядке.
- П. Я. Чаадаев Философические письма
-
- Конечно, не пройдётбез следа и то наставление,которое нам суждено дать,но кто знает день, когдамы вновь обретём себясреди человечестваисколько бед испытаем мыдо свершения наших судеб?
- П. Я. Чаадаев Философические письма
-
- В тогдашнем поколении чувствуется именнонекое неодолимое влечение к философии,какая-то философская страсть и тяга, точномагическое притяжение к философским темами вопросам. <…> В предыдущем поколениитаким культурно-психологическим магнитомбыла поэзия, – теперь уже перестаётим быть. <…> Из поэтического фазисарусское культурно-творческое сознаниепереходит в фазис философский.
- Г. Флоровский. «Пути русского богословия».
-
- И именно «из нашей жизни», из господствующихвопросов и интересов родной жизни,рождается в те годы русская философия.Рождается из историософического изумления,почти испуга, в болезненном процессенационально-историческогосамонахождения и раздумья.
- Г. Флоровский. «Пути русского богословия».
-
- И рождается именно русская философия,не только – философия в России.Ибо рождается или пробуждаетсярусское философское сознание, –
- некто новый начинает философствовать.
- Рождается или становитсянекий новый «субъект философии».
- Г. Флоровский. «Пути русского богословия».
-
- И рождается именно русская философия, не только – философия в России.Ибо рождается или пробуждается русское философское сознание, –
- некто новый начинает философствовать.
- Рождается или становится некий новый «субъект философии».
- Г. Флоровский. «Пути русского богословия».
-
- Некто новый начинает философствовать
-
- Вопросы?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.