Содержание
-
Из истории русской философии
Презентация к уроку обществознания 10 класс Учитель обществознания I квалификационной категории МАОУ СОШ № 54 Кутепова Татьяна Алексеевна
-
XI-XVIII века
Главный вопрос на протяжении всей истории русской философской мысли- вопрос о самобытности, о особенностях характера и направленности развития русского и российского общества.
-
Митрополит Иларион (XI век)
«Слово о законе и благодати» Развивал учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати Принимая благодать, человек должен возложить на себя нравственную ответственность
-
Игумен Филофей (XVI век)
«Москва-Третий Рим» «…все христианские царства сошлись в одно…, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать»
-
Славяно-греко-латинская академия
Братья Лихуды Отхождение философии от богословия Симпатии к католицизму
-
«Ученая дружина» Петра I
Прокопович Ф. Татищев В.Н. Посошков И.Г. Кантемир А.Д.
-
Афоризмы Петра I
Есть желание, - тысяча способов; нет желания, - тысяча поводов!Когда государь повинуется закону, тогда не дерзнет никто противиться оному.Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была.Выше всех добродетелей рассуждение, ибо всякая добродетель без разума — пуста.
-
Феофан Прокопович
«Правда воли монаршей» (1722) утверждал божественное происхождение самого принципа власти. Однако Бог наделяет правителя властью не непосредственно, а через направляемую им волю народа. основой власти наряду с божественной волей является согласие монарха и народа. Взгляды Феофана Прокоповича резко расходились с православным учением о симфонии властей, их претворении в жизнь вело к секуляризации и умалению роли Церкви в русском обществе.
-
Татищев В.Н.
«Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» «История Российская с самых древнейших времен» Основной идея - идея естественного права, естественной морали, естественной религии, заимствованная Татищевым у Пуфендорфа и Вальха. Высшая цель, или «истинное благополучие», по этому воззрению, заключается в полном равновесии душевных сил, в «спокойствии души и совести», достигаемом путём развития ума «полезною» наукою. К последней Татищев относил медицину, экономию, законоучение и философию. Основа изменения общества – сила разума
-
Кантемир А.
«Гордость, леность, богатство — мудрость одолело,Невежество знание уж местом посело;То под митрой гордится, в шитом платье ходит,Оно за красным сукном судит, полки водит.Наука ободрана, в лоскутах обшита,Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.» «Я в своем хотении волен и тем подобен Богу»
-
Ломоносов М.В.
«У многих глубоко укоренилось убеждение — что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога-творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя»
-
Радищев А.Н.
„бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе“. „основанием всего естественного познания является опыт“ „Мы не унижаем человека — находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ним законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?“. „Человек — единственное существо на земле, ведающее худое, злое“
-
XIX век
Философия сложилась в качестве самостоятельной, систематизированной области знания Место и роль России в мировом историческом процессе?
-
ЧААДАЕВ П.Я. (1794 – 1856)
В 1829—1831 создает своё главное произведение — «Философические письма». Публикация первого из них в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённостиРоссии от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии. Журнал был закрыт, а Чаадаев — объявлен сумасшедшим.
-
Основные идеи Чаадаева
Мы жили и сейчас еще живем для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам Во втором письме Чаадаев подвергает критике православие за то, что оно в отличие от западного христианства не способствовало освобождению низших слоев населения от рабской зависимости, а, напротив, закрепило крепостничество во времена Годунова и Шуйского. Он призывает к осмысленному существованию, но критикует монашеский аскетизм. В третьем письме Чаадаев размышляет над соотношением веры и разума. С одной стороны, вера без разума - это мечтательная прихоть воображения, но разум без веры также существовать не может, ибо "нет иного разума, кроме разума подчиненного". И подчинение это состоит в служении благу и прогрессу, который состоит в осуществлении "нравственного закона". В последнем письме Чаадаев говорит о цели и смысле истории как о "великом апокалиптическом синтезе", когда на земле установится "нравственный закон" в рамках единого планетарного общества.
-
Западники
Кавелин К.Д., Грановский Т.Н. , И.С. Тургенев
-
Западники выступали с критикой крепостного права и составляли проекты его отмены, показывали преимущества наёмного труда. Отмена крепостного права представлялась западникам возможной и желательной только в виде реформы, проводимой правительством совместно с дворянами. Западники критиковали феодально-абсолютистский строй царской России, противопоставляя ему буржуазно-парламентарный, конституционный порядок западно-европейских монархий, прежде всего Англии и Франции. Выступая за модернизацию России по образцу буржуазных стран Западной Европы, западники призывали к быстрому развитию промышленности, торговли и новых средств транспорта, прежде всего железных дорог; выступали за свободное развитие промышленности и торговли. Достижения своих целей они рассчитывали добиться мирным путём, воздействуя общественным мнением на царское правительство, распространяя свои взгляды в обществе через просвещение и науку. Пути революции и идеи социализма многие западники считали неприемлемыми. Сторонники буржуазного прогресса и защитники просвещения и реформ, западники высоко ценили Петра I и его усилия по европеизации России.
-
Славянофилы
А. С Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин
-
выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада, представители которого выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского русского пути, развиваясь по которому, по их мнению, Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов. Славянофилы утверждали также о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии.
-
Какие идеи вы бы отнесли к западничекству, а какие к славянофильству?
Монархия+совещательное народное представительство Недопустимость революционных потрясений выступали за отмену крепостного права сверху Петр внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с истинного пути выступали за отмену крепостного права сверху Возвеличивание Петра, который спас Россию, обновил страну и вывел ее на международный уровень Россия с опозданием, но идет и должна идти по западному пути развития Мирный путь, реформы сверхуРоссия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада. Но можно заимствовать фабрики, железные дороги Ограниченная монархия, парламентский строй, демократ. свобод
-
-
Соловьев В.С. (1853 – 1900)
Государство, будучи естественным продуктом народной жизни, есть сам народ в его развитии: одно нельзя безнаказанно отделять от другого. История России есть история её государственности — не правительства и его органов, как думал Карамзин, но жизни народной в её целом. . Природа для народов Западной Европы была матерью, для народов Восточной Европы — мачехой; там она содействовала успехам цивилизации, здесь — тормозила их; потому-то и русский народ позже западноевропейских собратий приобщился к греко-римской культуре и позже выступил на историческое поприще
-
Русские писатели-классики
Л.Н. Толстой Ф. М. Достоевский
-
ХХ век
Евразийство: Россия – есть Евразия, третий соединенный материк. Эпоха господства Европы должна смениться лидерством Евразии Бердяев Н. А. «Россия стала ареной столкновения и противоборства восточных и западных элементов», это проявляется в культурном расколе общества, в непоследовательности реформ
-
Марксизм
Наше общество движется как и другие народы по определенным ступеням – формациям, но СССР поднялся на новую ступень развития и прокладывает дорогу всему человечеству
-
Россия догоняет Запад или идет своим путем?
-
Источники:
Боголюбов Л. Н., Лазебникова, А. Ю. Смирнова Н. М. Учебник обществознания профильный уровень 10 класс – М.: Просвещение, 2013 w.w.w.biografguru.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.