Содержание
-
- Философия Аристотеля
- Теория познания и логика
- МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙКафедра философии
- pptcloud.ru
-
Философия Аристотеля.Теория познания и логика
- Теория познания
- Роль чувственного опыта в познании
- Роль мышления в познании
- Концепция истины
- Логика – наука о формах мышления
- Содержание и формы мышления
- Понятие
- Суждение
- Умозаключение
- Непосредственные умозаключения
- Силлогизм
- Законы мышления
- Закон [запрета] противоречия
- Закон исключённого третьего
- Закон тождества
-
Философия Аристотеля Теория познания и логика
- Метафизика
- Органон
- Категории
- Об истолковании
- Первая аналитика
- Вторая аналитика
- Топика
- О софистических опровержениях
- Аристотель(384-322)
- Основные сочинения
-
Теория познания Аристотеля Роль чувственного опыта и мышления в познании
- Единичное «первично для нас», хотя «вторично по природе».
- Общее (причины и начала) «первично по природе», но «вторично для нас».
- Познающая мысль восходит от частного к общему.
- Познание начинается с чувственного восприятия единичных вещей.
- Задача мышления – выявить общее и объяснить через его посредство единичное.
-
Теория познания Аристотеля Концепция истины
- … Говорить о сущем, что его нет,или о не-сущем, что оно есть, –значит говорить ложное;а говорить, что сущее естьи не-сущее не есть, –значит говорить истинное.
- Аристотель.«Метафизика».
-
- ... Истина определяетсякак согласованностьмежду интеллектоми вещью.
- Фома Аквинский.«Сумма теологии».
-
Логика – наука о формах мышления
- Логика(греч. λογική, наука о мышлении,отλόγος, слово, понятие) –наука о законах, формах и приёмахмыслительной познавательной деятельности.(Термин «логика» ввели, по-видимому, стоики.Сам Аристотель своё логическое учениеназывал «аналитикой»).
-
Логика – наука о формах мышления Содержание и формы мышления
- Бузина
- растение
- Киев
- город
- Гаврила
- хлебопёк
- Луна
- спутникЗемли
- Киев
- столицаУкраины
- Шекспир
- автор«Отелло»
- В огороде
- бузина
- В Киеве
- дядька
- В Москве
- дождь
-
Логика Аристотеля Формы мышления
- Формы мышления
- Понятие
- Суждение
- Умозаключение
- Лошадь
- Животное
- Лошадь
- животное
- Луна
- Спутник
- Луна
- спутникЗемли
- Всеживотные
- нуждаютсяв пище
- Лошади
- животные
- След.,лошади
- нуждаютсяв пище
-
Формы мышленияПонятие
- Понятие, по Аристотелю, – это то общее, что присуще всем предметам данного вида или рода.
- Общим у предметов одного вида (рода) является форма, тогда как материя предмета выступает как принцип индивидуации.
- Материя есть возможность вещи; форма выражает её сущность, т.е. то, что в вещи представляется необходимым.
- Таким образом, в аристотелевской концепции понятия прочно увязываются:
- общее,
- существенное,
- необходимое.
- ... То, чтосказывается в сути,есть общее(а общее естьнеобходимое)…
- Аристотель.«Вторая аналитика».
-
Формы мышления Понятие
- Понятие применяется, таким образом, к множеству предметов.
- На языке логики это множество именуется классом; мощность множества характеризует объём понятия.
- Если с точки зрения объёма, понятие относится к совокупности предметов (предицируется им), то с точки зрения содержания, его можно охарактеризовать как совокупность признаков (предицируемых данному понятию).
- Чем больше признаков мыслится в понятии, тем меньше его объём, т.е. тем меньше предметов в классе, обозначаемым данным понятием, и наоборот.
- Отвлекаясь от каких-то признаков, мы получаем более общее понятие; эта операция называется «обобщением».
- Обратная операция, заключающаяся в добавлении признаков к общему понятию, именуется «ограничением понятия».
- Операция предицирования лежит в основе формы мышления, именуемой суждением.
-
Формы мышления Суждение
- Суждение – это такая форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений.
- Элементарное суждение можно представить в виде формулы:
- Суждение выражает либо истину, либо ложь.
- (не) есть
- S
- P
- Имена же и глаголы сами по себе подобны мысли без связыванияили разъединения, например «человек» или «белое»; когданичего не прибавляется, нет ни ложного, ни истинного, хотяони и обозначают что-то: ведь и «козлоолень» что-то обозначает,но ещё не истинно и не ложно, когда не прибавлен [глагол]«быть» или «не быть» – либо вообще, либо касательно времени.
-
- Суждения делятся, таким образом, на истинные и ложные.
- Мы уже видели, что их можно разделить на утвердительные и отрицательные(классификация суждений по качеству).
- Аристотель подразделяет суждения также на общие,частные и неопределённые(классификация суждений по количеству).
- Общей я называю [посылку]о присущем всем или не присущем ни одному, частной – о присущем или не присущем некоторым или присущем не всем, неопределённой – о присущем или не присущем без указания того, общая ли она или частная, как, например, <…> удовольствие не есть благо.
- Аристотель.«Первая аналитика».
-
Формы мышления Умозаключение
- есть
- лошадь
- Животное
- есть
- животное
- Лошадь
- Все эти подразделения необходимы для понимания следующей формы мышления – умозаключения.
- Умозаключение – это такое логическое действие, в результате которого из одного или нескольких – определённым образом связанных – суждений (именуемых посылками) получается новое суждение (вывод), в котором содержится новое знание.
- Элементарное умозаключение исходит из одной посылки (такое умозаключение называется непосредственным).
- P
- S
- P
- S
-
- Достоверным может считаться лишь необходимый вывод, а необходимое связано с существенным и общим.
- Общее знание выражается в общих суждениях, т.е. в суждениях в которых утверждается присущность признака всем предметам данного класса (вида, рода) или их неприсущность ни одному.
- Но в общем суждении во всём объёме берётся (на языке логики это называется распределённостью) субъект суждения. А что можно сказать о предикате? Количественная характеристика предиката остаётся неопределённой.
- Зато предикаты распределены в отрицательных суждениях, всё равно – общих или частных: отрицая наличие признака у предмета (субъекта высказывания), мы кое-что утверждаем обо всех предметах, обладающих этим признаком, а именно: в их число наш субъект не входит.
-
- Теперь мы можем сформулировать первое правило логического вывода:
- Если терминне распределён в посылке,он не может бытьраспределён в выводе.
-
Учение об умозаключении Силлогизм
- Главной своей заслугой в логике Аристотель считал разработку учения о силлогизме.
- Силлогизм(греч. συλλογισμός) –разновидность умозаключения, посредством которогоустанавливаетсялогическое отношениемежду двумя понятиямина основании их отношенияк некоему третьему понятию.
-
Учение об умозаключенииСиллогизм
- есть
- есть
- есть
- есть
- S
- P
- Следовательно,
- средний термин
- P
- S
- M
- M
-
Силлогизм Первая фигура
- есть
- есть
- есть
- есть
- S
- P
- Следовательно,
- средний термин
- Если три терминатак относятся между собой, что последний терминцеликом содержитсяв среднем, а среднийцеликом содержитсяв первом или вовсене содержится в нём,то для этих крайнихтерминов необходимоимеется совершенныйсиллогизм.
- M
- P
- S
- M
- Аристотель. Первая аналитика
-
Правила силлогизма Правила терминов и правила посылок
- Правила терминов
- В силлогизме имеется три термина – не больше и не меньше.
- Термины, не распределённые в посылках, не могут быть распределены в выводе.
- Средний термин должен быть распределён хотя бы в одной из посылок.
- Правила посылок
- Из двух частных посылок нельзя получить никакого вывода.
- Если одна из посылок – частное суждение, то и вывод (если он вообще возможен) может быть только частным.
- Из двух отрицательных посылок нельзя получить никакого вывода.
- Если одна из посылок – отрицательное суждение, то и вывод должен быть отрицательным.
-
Правила силлогизма Правила первой фигуры
- есть
- есть
- есть
- есть
- Меньшая посылка должна быть суждением утвердительным.
- Большая посылка должна быть суждением общим.
- BARBARA
- CELARENT
- DARII
- FERIO
- S
- P
- Следовательно,
- средний термин
- M
- P
- S
- M
-
Силлогизм Модусы первой фигуры
- P
- M
- S
- P
- P
- P
- M
- M
- M
- S
- S
- S
- BARBARA
- CELARENT
- DARII
- FERIO
-
Силлогизм Вторая фигура
- (не) есть
- (не) есть
- не есть
- S
- P
- Следовательно,
- Если же одно и то жеодному всему присуще,а другому вовсе не присуще или и тому и другомувсему присущеили вовсе не присуще,то такую фигуруя называю второй.
- P
- M
- S
- M
- среднийтермин
- не есть
- Аристотель. Первая аналитика
-
Правила силлогизма Правила второй фигуры
- (не) есть
- (не) есть
- не есть
- S
- P
- Следовательно,
- P
- M
- S
- M
- среднийтермин
- Одна из посылок должна быть отрицательной.
- Следовательно, отрицательным будет и вывод.
- Большая посылка должна быть суждением общим.
- CESARE
- CAMESTRES
- FESTINO
- BAROKO
-
Силлогизм Модусы второй фигуры
- M
- P
- S
- M
- M
- M
- P
- P
- P
- S
- S
- S
- CESARE
- CAMESTRES
- FESTINO
- BAROKO
-
Силлогизм Третья фигура
- есть
- есть
- есть
- НекоторыеS
- P
- Следовательно,
- Если жеодному и тому жеодно присуще всему,а другое вовсене присущеили и то и другоеприсущи ему всемуили вовсе не присущи,то такую фигуруя называю третьей.
- M
- P
- M
- S
- среднийтермин
- есть
- Аристотель. Первая аналитика
-
Правила силлогизма Правила третьей фигуры
- есть
- есть
- есть
- НекоторыеS
- P
- Следовательно,
- M
- P
- M
- S
- среднийтермин
- Меньшая посылка должна быть утвердительным суждением.
- Вывод – частное суждение.
- DARAPTI
- DISAMIS
- DATISI
- FELAPTON
- BOCARDO
- FERISON
-
Силлогизм Модусы третьей фигуры
- P
- P
- S
- M
- P
- P
- P
- S
- S
- S
- M
- M
- M
- DARAPTI
- FELAPTON
- DISAMIS
- BOCARDO
- P
- S
- S
- M
- M
- DATISI
- FERISON
-
Законы мышления Закон запрета противоречия
- А самое достоверное из всех начал –то, относительно которого невозможно ошибиться,
- ибо такое начало должно быть наиболее очевидным(ведь все обманываются в том, что не очевидно)
- и свободным от всякое предположительности.
- Действительно, начало, которое необходимо знатьвсякому постигающему что-либо из существующего,не есть предположение; а то, что необходимоуже знать тому, кто познаёт хоть что-нибудь,он должен иметь, уже приступая к рассмотрению.
- Таким образом, ясно, что именно такое начало естьнаиболее достоверное из всех; а что это за начало,укажем теперь. А именно: невозможно, чтобы одно ито же в одно и то же время было и не было присущеодному и тому же в одном и том же отношении (и всёдругое, что мы могли бы ещё уточнить, пусть будетуточнено во избежание словесных затруднений) –это, конечно, самое достоверное из всех начал,к нему подходит данное выше определение.
- Аристотель.«Метафизика».
-
- А самое достоверное из всех начал – то, относительно которого невозможно ошибиться,
- ибо такое начало должно быть наиболее очевидным (ведь все обманываются в том, что не очевидно)
- и свободным от всякое предположительности.
- Действительно, начало, которое необходимо знать всякому постигающему что-либо из существующего, не есть предположение;
- а то, что необходимо уже знать тому, кто познаёт хоть что-нибудь, он должен иметь, уже приступая к рассмотрению.
- Таким образом, ясно, что именно такое начало есть наиболее достоверное из всех; а что это за начало, укажем теперь. А именно:
- невозможно, чтобы одно и то же
- в одно и то же время
- было и не было присуще
- одному и тому же
- в одном и том же отношении
- (и всё другое, что мы могли бы ещё уточнить, пусть будет уточнено во избежание словесных затруднений) –
- это, конечно, самое достоверное из всех начал, к нему подходит данное выше определение.
-
- Невозможно, чтобыодно и то жев одно и то же времябыло и не было присущеодному и тому жев одном и том же отношении.
- Аристотель.«Метафизика».
-
Законы мышления Закон исключённого третьего
- Равным образомне может быть ничего промежуточногомежду двумя членами противоречия,а относительно чего-то одногонеобходимо что бы то ни было однолибо утверждать, либо отрицать.
- Аристотель.«Метафизика».
-
- Если же ложное есть не что иное,как отрицание истины, то всё не может быть ложным, ибо один из двух членов противоречиядолжен быть истинным.
- Аристотель.«Метафизика».
-
Логика Аристотеля Законы мышления
- Законы мышления
- Законтождества
- Закон [запрета]противоречия
- Закон исключённоготретьего
- A ≡ A
- ~[A Λ (~A)]
- Не могут бытьодновременно истиннымидва противоположныхвысказывания ободном и том же предмете.
- A V(~A)
- Из двухпротивоположныхвысказываний ободном и том же предметеодно непременно истинно.
- Логические выводынадёжны лишь при условии,что все понятия (термины)в пределах рассужденияимеют один и тот же смысл.
-
Вопросы?
Посмотреть все слайды
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.