Содержание
-
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Аристотель: первая систематизация знания
-
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1.Метафизика Аристотеля. 2.Логика и теория познания Аристотеля. 3.Аристотель о человеке, этике и политике.
-
Аристотель
-
ЛИЦЕЙ АРИСТОТЕЛЯ
Великий др.-греч. учёный и философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.) родился в Стагире на границе с Македонией. Его учёба в Академии Платона – с 366 г. продолжалась до смерти последнего в 347 г. до н.э. В 335 г. Аристотель основывает свой ЛИКЕЙ ( на территории храма Аполлона Ликейского в Афинах). Аристотель был приглашен Филиппом Македонским обучать и воспитывать его сына –Александра, будущего великого завоевателя.
-
ТРУДЫ АРИСТОТЕЛЯ
Сохранившиеся труды Аристотеля составили «Корпус аристотеликум» - свод его сочинений. Важнейшие труды философа: «Метафизика» (14 книг), «О риторике», «Органон», (куда входят «Категории», «Об истолковании», «1 и 2 «Аналитики», «О софистических опровержениях», «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Никомахова этика», «Политика», «История животных».
-
1.Метафизика Аристотеля
Термин «метафизика» был предложнАндроником Родосский - «Та мета та фюзика» («То, что после физики»). Он объединил в 1 в. до н.э. различные лекции и заметки Аристотеля по «первой философии». Затем выражение слилось в одно слово – «метафизика». Первая философия (метафизика) 1) есть исследование причин, первых или высших начал; 2) есть познание бытия как такового; 3) есть знание о субстанции; 4) есть знание о Боге и субстанции сверхчувственной.
-
СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ
Существующие науки делится Аристотелем на ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ(умозрительные), цель которых знание ради знания; ПРАКТИЧЕСКИЕ, цель которых практическая деятельность; ПОЙЕТИЧЕСКИЕ (творческие), цель которых – знание ради творчества, служить наслаждению человека.
-
Теоретические разделяется на ФИЗИКУ МАТЕМАТИКУ и ФИЛОСОФИЮ. К практическим относятся ЭТИКА , ЭКОНОМИКА и ПОЛИТИКА. К пойетическим – РИТОРИКА и ПОЭТИКА. ЛОГИКА же – не самостоятельная наука, а пропедевтика ко всему комплексу наук.
-
«ПЕРВАЯ СУЩНОСТЬ»
Для Аристотеля истинно первоначально существует ОТДЕЛЬНАЯ чувственно воспринимаемая ВЕЩЬ, живой индивид, «первая сущность» или ПЕРВОЕ СУЩЕЕ. Но всякая вещь всегда «одна из». В ней есть нечто изменяющееся, и нечто сохраняющееся и есть нечто случайное. Это моменты любой вещи, нечто ВСЕОБЩЕЕ в них.
-
ЧЕТЫРЕ ПРИЧИНЫ
Для возникновения и существования вещи необходимы 4 причины: МАТЕРИАЛЬНАЯ – то из чего состоит вещь, в чем все вещи едины; ФОРМАЛЬНАЯ – это сущность вещи , ее идея, энтелехия; ДВИЖУЩАЯ – внешняя причина движения и изменения вещи; ЦЕЛЕВАЯ – это конечная причина, или то, ради чего существует вещь, то, к чему она стремится. Например, возьмем глиняный горшок. Материя – это чистая возможность (потенция), а форма – чистая действительность. Материя и форма – это две противоположности – материальное и духовное.
-
Всякая вещь есть акт оформления материи, перехода возможности (ПОТЕНЦИИ) в действительность (АКТ). ФОРМАЛЬНАЯ, ДВИЖУЩАЯ и ЦЕЛЕВАЯ - это причины одного уровня (духовные), которые в дальнейшем Аристотель сводит к одной – ФОРМАЛЬНОЙ. Остаются, таким образом, две причины: МАТЕРИАЛЬНАЯ И ФОРМАЛЬНАЯ
-
«ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ» АРИСТОТЕЛЯ
Согласно Аристотелю, можно теоретически предположить существование первоматерии , материи без формы. Сама по себе она – никакая, но может быть всем. А раз так, должна существовать и ЧИСТАЯ ФОРМА , то есть форма без материи. Это есть «Форма форм» или Бог, или ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ всего сущего и познаваемого.
-
2.Логика и теория познания Аристотеля
Аристотель –отец логики как систематической науки о мышлении и его законах. Логика – это мышление о мышлении, что означает Ум (Нус). «В начале науки будет Нус». Аристотель назвал свою науку о мышлении АНАЛИТИКОЙ. В дальнейшем все логические трактаты Аристотель объединил под одним названием ОРГАНОН, что означает орудие (познания).
-
Логика и теория познания Аристотеля
Логика (АНАЛИТИКА) Аристотеля – это ФОРМАЛЬНАЯ наука, исследующая мышление с точки зрения его формы. Эти формы мышления всеобщи и не зависят от эмпирического содержания. Формальная логика изучает ПОНЯТИЯ, СУЖДЕНИЯ (высказывания) и УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. Логика изучает лишь те высказывания, которые могут быть истинными или ложными, те, которые выражают себя в форме УТВЕРЖДЕНИЯ или ОТРИЦАНИЯ.
-
НАУЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
В науке важнейшая задача – правильное ОПРЕДЕЛЕНИЕ (дефинирование) понятий. Мыслимо и познаваемо лишь общее. Отсюда главное НАУЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ понятий – через указание рода и видового отличия (специфического признака). Например, «квадрат – это прямоугольный четырёхугольник, у которого все стороны равны».
-
КАТЕГОРИИ - ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОНЯТИЙ
КАТЕГОРИЯ– понятие. Категории - не только понятия, но и основные виды понятий: субстанция (вещь, предмет), количество, отношение, где (место), когда (время), положение, обладание (присущность), действие, страдание (претерпевание).
-
СТРУКТУРА СУЖДЕНИЯ
Элементарная форма всякого суждения «S есть Р», где S – субъект суждения, а Р – предикат суждения т.е. то, что утверждается о субъекте, то, что ему приписывается. Т.о., в суждении с помощью связки «есть» связываются не только понятия, но посредством этой связи и сами вещи. Раз суждение – основной элемент знания о мире, то оно подлежит оценки на истинность или ложность. ИСТИННОСТЬ – это СООТВЕТСТВИЕ знания предмету.
-
ВИДЫ СУЖДЕНИЙ
Виды суждений: - утвердительные или отрицательные, - истинные или ложные, - общие или частные, - категорические (связка «есть»), - проблематические («возможно, что есть»), - аподиктические («необходимо есть»). Для науки наиболее важными и ценными являются АПОДИКТИЧЕСКИЕ суждения.
-
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
Соединяясь, суждения образуют УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ (логический вывод) или силлогизм. Его первая и главная форма: «если Р то М», «если М то S», то «если Р то S». Все люди (М) смертны, Сократ (S) – человек (М); следовательно, Сократ (S) смертен (Р).
-
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ
Первый закон логики Аристотеля- ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ: «Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле, в одно и то же время («Неверно, что А и не-А»). Нельзя одновременно в одном и том же смысле быть и рабом, и свободным. Второй закон логики - ЗАКОН ТОЖДЕСТВА («А=А»). Третий закон логики – ЗАКОН ИСКЛЮЧЁННОГО ТРЕТЬЕГО («А или не-А, но не В»), т.е. истинно либо А, либо не-А, третьего не дано. Можно быть либо рабом, либо свободным, а третьего не дано.
-
ОПЫТНО-ИНДУКТИВНОЕ ЗНАНИЕ
И хотя цель науки – строгое доказательство своих положений, логическое выведение всего особенного из первых общих начал, аксиом и постулатов, путь к науке ведёт лишь через чувства, опыт и индукцию. Таким образом, Аристотель выделяет 2 ступени познания, которые взаимоно дополняют друг друга: эмпирическая ступень познания и абстрактно логическая ступень.
-
3.Аристотель о человеке, этике и политике
ЧЕЛОВЕК, согласно Аристотелю, есть политическое, мыслящее животное, обладающее душой. ДУША есть энтелехия, т.е. форма живого тела – его жизнь, его деятельность, его целеустремлённая энергия, его характер, его самореализация. Душа заставляет тело реализовывать предназначенную ему цель. Нет никакой ДУШИ без ТЕЛА. Душа – не субстанция, но ФУНКЦИЯ.
-
ТРИ ЧАСТИ ДУШИ
В душе Аристотель выделяет ТРИ части, соответствующие трём главным видам живых существ, трём царствам природы: ВЕГЕТАТИВНАЯ (растительная), которой присуще питание и размножение; ЧУВСТВЕННАЯ (животная), которой присуще движение и ощущение, и РАЗУМНАЯ, которой присуще мышление. Растительная душа присуще растениям, растительная и животная – животным, и все три части – человеку.
-
БЕССМЕРТИЕ ТВОРЧЕСКОГО УМА
Со смертью человеческого тела умирают растительная и животная части души, а разумная остается существовать вечно, так как она почти не связана с функциями тела. А потому Аристотель НЕ ПРИЗНАЁТ БЕССМЕРТИЯ индивидуальной души. Но ТВОРЧЕСКИЙ УМ как энтелехия может СУЩЕСТВОВАТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ ТЕЛА, а следовательно, обладает бессмертием.
-
ЭТИКА -
особая философская дисциплина, сфера практической философии. Цель этики– достижение блага, что , по Аристотелю, то есть следование требованиям разума. Благо человека – разумная деятельность, в ней и заключено «блаженство», «эвдемония», т.е. счастье человека.
-
ДОБРОДЕТЕЛЬ (АРЕТЭ)
Поскольку человек – живое существо, наделённое разумом, то и сама добродетель (или нравственность) возникает на «стыке» ДВУХ ПРИРОД человека – ЧУВСТВЕННОЙ и РАЗУМНОЙ. А потому добродетель (аретэ) – в разумном влечение к благу, приобретает способность подчинять в себе единичное – общим интересам, общему благу.
-
СЕРЕДИНА МЕЖДУ КРАЙНОСТЯМИ
Добродетель – находит и избирает «золотую середину»: «ничего слишком». Добродетели: ВЕЛИКОДУШИЕ есть середина между малодушием (недостаток) и тщеславием (избыток). МУЖЕСТВО – среднее между безрассудной отвагой и трусостью. ЩЕДРОСТЬ – среднее между расточительностью и скупостью и т.д.
-
ГОСУДАРСТВО АРИСТОТЕЛЯ - ПОЛИТИЯ
ГОСУДАРСТВО существует ради ОБЩЕГО БЛАГА, ради хорошей жизни всех граждан. Принцип Аристотеля – государство для человека. Он пытается построить такое государство, Политию, где основным и самым сильным будет СРЕДНИЙ КЛАСС, класс средних собственников. Богатые по доброй воле отдадут часть своего богатства бедным, а последние поднимутся до уровня среднего класса. Ценз для выборов в правительство – немалая собственность. Так, все будут заинтересованы в политике государства и общество будет прочным.
-
ПОЛИТИЯ
Государство основывается на законах, которым все подчиняются. Основное в законах – не нарушать справедливость. Добродетель СПРАВЕДЛИВОСТЬ есть среднее между уравновешивающей справедливостью (равные возможности для всех) и истиной справедливостью (когда лучшим предоставляется обществом лучшее).
-
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА -
Человек – общественное животное и не может жить без общества и государства. Семья – ячейка общества, где женщина зависит от мужа, а дети от родителей, и человек не может обойтись без этой зависимости. Совокупность семей – это государство, которое должно управляться военными вождями, жрецами и правителями.
-
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА -
Аристотель выделяет ТРИ «правильные» формы государства: МОНАРХИЯ, АРИСТОКРАТИЯ и ПОЛИТИЯ. Неприемлемыми для него являлись ТИРАНИЯ, ОЛИГАРХИЯ и ДЕМОКРАТИЯ. В качестве условно-образцового государственного устройства Аристотель выдвигает «ПОЛИТИЮ», в которой поляризация бедных и богатых снимается преобладанием зажиточных средних слоёв.
-
Список терминов:
ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА, Перипат(ос), или Ликей (по названию гимнасия, расположенного около храма Аполлона Ликейского, за восточной окраиной Афин), философская школа Аристотеля. Термин «перипатетик» происходит от слова перипатос – «(крытая) галерея», служившая лекционным залом в Лицее
-
СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ – центральное понятие космологии и теологии Аристотеля. Учение о перводвигателе представляет собой выделение «движущей причины» применительно к космосу в целом (в ряду четырёх причин вообще). В «Метафизике» перводвигатель – трансцендентный «Бог» и ценностное «начало», от которого «зависят вселенная и природа». Поскольку контакт между бестелесным «первым движущим» и телесным «первым движимым» невозможен, то он движет как объект любовного влечения, к которому всё стремится как к высшему благу и конечной цели
-
«МЕТАФИЗИКА» Аристотеля (первая философия) – есть исследование причин, первых или высших начал; есть познание бытия, поскольку оно бытие; есть знание о субстанции; есть знание о Боге и субстанции сверхчувственной.
-
ЭНТЕЛЕХИЯ – с греч. – имеющее цель в самом себе – целеустремлённость, целенаправленность как движущая сила. Каждый предмет природы имеет внутреннюю причину, которая есть источник движения от низших форм к высшим, самоцель, активное начало превращающее возможность (потенцию) в действительность (акт).
-
АКТ И ПОТЕНЦИЯ – важнейшие понятия философии Аристотеля. Своим учением об акте (действительность) и потенции (возможность) Стагирит ввёл в онтологию принцип развития. В ответ на апорию элейской школы, согласно которой «возникновение», или «становление» вообще невозможно, Аристотель делит «бытие» на «потенциальное» и «актуальное» - становление оказывается возможным как переход от первого ко второму.
-
Существенно соотношение между актом и потенцией, с одной стороны, и формой и материей – с другой. По Аристотелю, материя есть чистая потенциальность, а форма, эйдос, - актуальность (энергия, или энтелехия) вещи.
-
ПОНЯТИЕ – мысль, отражающая в обобщённой форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними
-
СУЖДЕНИЕ - форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений и которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь.
-
СИЛЛОГИЗМ – (греч. – сосчитываниие) – умозаключение, в котором из двух категорических суждений связанных общим средним термином получается третье суждение, называемое выводом.; при этом средний термин в заключение не выходит.
-
ЭНЕРГИЯ – греч. – действую, совершаю (на деле), термин др.-греч. философии, означающий: 1) действие, осуществление, 2) действительность. Наряду с энтелехией один из двух терминов Аристотеля для обозначение актуальной действительности предмета в отличие от потенциальной возможности его бытия.
-
ЭВДЕМОНИЗМ - (от греч. – счастье, блаженство), античный принцип жизнепонимания, позднее в этике – принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни.
-
ЭОН – начиная с Платона эон становится классическим термином для обозначения «вечности» в её противопоставлении «времени» (хронос), время в аспекте жизненного существования, как некая целостная самозамкнутая структура (ср. рус. «век»). У Аристотеля эон – вечно сущий, эон также ассоциируется с трансцендирующим пространство и время блаженным божеством. Поскольку «жизненный век» принадлежит вечному существу, постольку он бесконечен и выражает понятие «вечности».
-
Литература:
Антология мировой философии. В 4-х т. – М.: Мысль,1969, т.1, ч.1.С.407-475. Аристотель. Соч. в 4-х т. – М.: Мысль, 1975-1983. Зубов В.П. Аристотель.- М: Изд-во АН СССР,1963. Джованни Реале и ДариоАнтисери. Западная философия от истоков до наших дней. 1.Античность. – М.: Петрополис, 1994. Чернов С.А. Начала философии, ч. З. Учебн. пособие СПбГУТ, СПб.2006.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.