Содержание
-
Тема 8. Философия Новейшего времени и современности
Характерные черты и основные направления философии XIX-XXвв. Марксистская философия Неклассическая философия XIX века Философия науки Основные направления философии современности pptcloud.ru
-
Литература:
Бертран Р. История западной философии. Введение. Гадамер Х.Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. 699с. Джеймс У. Поток сознания. Дильтей В. Сущность философии. М.: Интрада, 2001. 159с. Ильин В.П. Как концепция «духа времени» конца ХХ века. Камю А. Абсурдное рассуждение. Карнапп Р., О.Нейрат. Научное миропонимание. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Соч. в 2-х т. Т.2. С.5-170. Поппер К. Нищета историцизма. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм. Хайдеггер М. Время и бытие. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. 456с. Шопенгауэр А. Афоризмы. Ясперс К. Схема мировой истории.
-
Западная философия второй половины XIX-XXвв.
Характерные черты: плюрализм в философском мышлении; возникновение двух противоположных школ: сциентизм и антисциентизм; толерантность современной философии; интегративность как утверждение принципов синергетики, математизации, универсального эволюционизма и др. антропоцентризм и гуманизм, т.е. направленность к человеку.
-
Основные направления философии XIX-XXвв.
Марксистская философия: К.Маркс, Ф.Энгельс. Неклассическая философия: А. Шопенгауэр, Ф.Ницше, В.Дильтей. Философия науки: позитивизм О.Конта; эмпириокритицизм; неопозитивизм; постпозитивизм. Американский прагматизм: Дж.Дьюи, Ч.Пирс. Психоанализ: З.Фрейд, Э.Фромм, К.Г.Юнг, Адлер. Герменевтика: Ф.Шлегель, Ф.Шлейермахер, Г.Гадамер, П.Рикер. Неотомизм: Э.Жильсон, Ж.Маритен, К.Войтыла и др. Экзистенциализм: С.Кьеркегор, Л.Шестов, Н.А.Бердяев, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.П.Сартр, А.Камю. Постмодернизм: Ж.Ф.Лиотар, Ж.Деррида, Ж.Бодрийар, Р.Рорти, Ж.Делез, Ф.Гваттари
-
Основателями философии марксизма стали Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895)
Основные труды К.Маркса: «Тезисы о Фейербахе», «Капитал», «Экономическо-философские рукописи 1844г.» и др. Ф.Энгельса: «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и др. Совместно: «Манифест коммунистической партии». Теоретическими источниками стали: диалектика Гегеля, материализм Фейербаха, учения французских социалистических-утопистов. Составными частями являются: диалектический и исторический материализм, научный коммунизм. К.Маркс разработал теорию об общественно-экономических формациях. Основными положениями экономической теории являются раскрытия способа производства при капитализме, процесс отчуждения труда от средств производства и от результатов труда, теория прибавочной стоимости.
-
Иррационализм Артура Шопенгауэра (1788-1860)
Основной труд: «Мир как воля и представление». Критиковал Гегеля за его диалектику и историзм, призывал вернуться к Канту. Основываясь на логическом законе достаточного основания, в качестве главного принципа жизни и познания рассматривает слепую волю, которая является сущностью всякой вещи; окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека; мир явлений и мир сущности являются соответственно миром представлений и миром воли. В учении о человеке заложил основы пессимизма.
-
Философия жизни Фридриха Ницше (1844-1900)
Основные труды: «Так говорил Заратустра», «По сторону добра и зла» ; «Веселая наука. Является предшественником ряда западных концепция, в основе философии которых лежат проблемы человека. Ввел понятия «воля к жизни», «воля к власти»; Учение о сверхчеловеке основано на отрицании христианских ценностей, провозглашении смерти Бога. Сверхчеловек – это человек будущего, поставивший себя на место Бога, у него врожденная аристократичность, благородство и доброжелательность по отношению к равным себе и превосходство и презрение к «серой массе».
-
Философия науки – направление в философии, изучающее характеристики и особенности научной деятельности. Позитивизм (О.Конт) – считали, что научной ценностью обладают только такое познание, которое опирается на опыт, и только эмпирически путем полученные знания могут представить интерес для науки; Эмпиризм выступает основным критерием демаркации между метафизикой и наукой. Эмпириокритицизм (Э.Мах и Р.Авенариус) – считали, что философия должна стать интегративной наукой, имеющей всеобщий язык. Неопозитивизм (Р.Карнап, О.Нейрат, Б.Рассел Л.Витгенштейн) – философия должна заниматься логическим анализом языка науки, основным принцип – принцип верификации. Постпозитивизм (К.Поппер, Т.Кун) – исследование развития науки, основной принцип – принцип фальсификации.
-
Психоанализ Зигмунда Фрейда (1856-1939) представлял собой метод лечения психических заболеваний и теорию, объясняющую роль бессознательных явлений и процессов в жизни человека.
Основные труды: «Тотем и табу», «По ту сторону принципа удовольствия», «Сны и сновидения», «Я и Оно» и др. Обнаружил огромную роль бессознательного в поведении человека; Психика человека имеет сложную структуру, включающую сознание (Сверх-Я), подсознание (Я) и бессознательное (Оно). Бессознательное – эта сфера инстинктов, где проявляются сексуальные влечения (либидо). Выделяет 3 комплекса: Эдипа, Электры, Нарцисса. Вся культура есть результат сублимации. Разработал учение об Эросе и Танатосе. Жизнь человека – постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.
-
Экзистенциализм или философия существования характеризуется антисциентистской направленностью и ориентирована на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире. Серен Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его проблемам. Он выделил неподлинное и подлинное существование человека, а также три стадии восхождения к подлинному существованию: эстетическую, этическую, религиозную. По Ясперсу, человек обычно живет «заброшенной» жизнью, но в пограничных ситуациях скрытые качества выходят наружу. Он осознает себя через «шифры» трансцендентального. Основными понятиями философии Сартра становятся: «для-себя-бытие», «свобода», «выбор», «ответственность». «Жизнь человека – абсурд», - считает Камю. Смысл жизни в самом существовании человека. Хайдеггер исследует «бытие человека в мире», которая состоит из «бытия с другими» и «бытия самого себя».
-
Экзистенциализм Мартина Хайдеггера (1889-1976) Основные труды: «Бытие и время», «Время и бытие», «Письмо о гуманизме», «Разговор на проселочной дороге» и др. Средством описания и толкования бытия являются экзистенциалы – эмоционально окрашенные понятия. Человеческое бытие – Dasein – всегда эмоционально. Переживание «бытия-к-смерти» приводят к страху и тревоге. Положил начало онтологическому направлению в рамках герменевтики. Герменевтика – онтология понимания. Язык – это «дом бытия» и именно язык определяет судьбу бытия.
-
Герменевтика (от греч. Germeneutikos –разъясняющий, истолковывающий) означает теорию и практику истолкования текстов, языковых выражений и символов; философское направление, исследующее проблему понимания и связанные с ней вопросы языка.
Основы были заложены Ф.Шлейермахером как искусство понимания индивидуальности другого автора. Предметом герменевтики является не содержание и не объяснение, а выражение и понимание. Понимание человеком мира осуществляется в языке и через язык. И потому истина раскрывается через произведения искусства, тексты философии и истории. Герменевтический круг: чтобы понять целое, следует понять его части, но для адекватного понимания частей необходимо понять смысл целого. Языковая среда в качестве традиции является одновременно и условием человеческого понимания и вместе с тем его предметом. Смысл герменевтики не в окончательных выводах, а в поддержании диалога с целью постижения «чудо понимания».
-
Постмодернизм («постсовременность») обозначает ситуацию в культурном самосознании стран Запада, сложившуюся в конце ХХ столетия.
Понятие «постмодерна» стало употребляться в связи с работами Ж.Ф.Лиотара. Историческое становление связано с представителями философского направления, связанным с анализом языка с Ф.де Соссюром, Л.Витгнештейном, М.Хайдеггером, М.Фуко. Ярким представителем является Ж.Деррида, который ввел новый способ прочтения и осмысления текстов – деконструкцией. В эпоху постмодерна не существует объективной истины, все что было до этого определенным становится неопределенным и несостоятельным. Характерные черты: пессимизм, отчаяние, недоверие к действительности, самокритичность сознания.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.