Содержание
-
Философское понимание природы
Урок 17 pptcloud.ru
-
План
Философское понимание природы. Представления о природе в истории философии. Проблема жизни в философии и её решение. Уникальность и ценность жизни. Природа и общество.
-
Человеческое общество – часть природы
В организме человека протекают природные химические, биологические и другие процессы Организм человека Естественная основа социальной деятельности человека в области производства, политики, науки, культуры
-
Происходящие в обществе природные процессы приобретают социальную форму Природные закономерности, прежде всего биологические, выступают как биосоциальные Удовлетворение природных потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода происходит в социальной форме
-
У каждого народа имеется своя «кухня» Построенное жилище отвечает определённым эстетическим критериям
-
Потребность в продолжении рода удовлетворяется с помощью социально организованного семейного общения
-
Природа Естественная основа существования и развития общества
-
Многие свои потребности люди удовлетворяют за счёт природы, прежде всего внешней природной среды Обмен веществ между человеком и природой Необходимое условие существования человека и общества
-
Развитие любого общества, всего человечества включено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие с природой
-
Органическая связь человека и природы заставляет учитывать природные факторы в развитии общества Природа всегда была объектом внимания философов и философского осмысления
-
Вечные философские вопросы Вопросы, которые волновали философов древности, Нового времени и современных философов Выяснение взаимодействия человека и природы Отношение человека и общества к космосу, Вселенной
-
В различные исторические эпохи люди по-разному понимали природу и имели к ней различное отношение
-
Природа
В широком смысле Это всё, что существует во Вселенной В узком смысле Совокупность естественных условий существования человека и общества, всё многообразие материальных и духовных тел и процессов
-
Природа бывает неживой и живой. Уровни неживой природы
-
Уровни живой природы
-
Представления о природе в античной философии
Первые подходы к истолкованию природы развивали мыслители, которые появились в ионийском городе Милет на малоазийском побережье Средиземного моря. Эта школа называется милетской школой.
-
Милетская философия первой поставила научно значимый вопрос о вечной первоматерии, из которой происходят и в которую возвращаются все вещи Объектом исследования милетских философов была природа Назовите представителей милетской школы.
-
Фалес Милетский 624-548 до н.э. Первоначалом мира, из которого рождается всё многообразие вещей, является вода
-
Изречения Фалеса Древнее всего сущего – Бог, ибо он не рождён Прекраснее всего – мир, ибо он сотворение Бога Больше всего – пространство, ибо оно объемлет всё Быстрее всего – ум, ибо он обегает всё
-
Анаксимандр 610-547/540 до н.э. Основой мира считал некое вещество, которое невозможно определить ни как воду, ни как что-либо другое. Возникновение мира он рассматривал как борьбу и обособление противоположностей, прежде всего тепла и холода Апейрон
-
Анаксимен 585 – 525 до н.э. Первоосновой всего является … Разрежаясь, он становится огнём, сгущаясь – превращается в ветер, затем – в облако, делается водой, потом землёй, камнями и другими веществами Воздух
-
В античной философии появилось слово «космос», которое переводилось как «вселенная» Космос – это мир, представлявшийся древнегреческим философам в качестве упорядоченного единства Первоначально такое единство мыслилось как то же самое, что порядок, устроение
-
Пифагор 570-490 до н.э. Впервые мир назвал Космосом Пифагор, который обратил внимание на царящие в нём порядок и гармонию. По учению Пифагора, небесные тела «звучат» через определённые интервалы времени, образуя гармонию сфер, и эту гармонию мы воспринимаем только потому, что она воздействует на нас непрерывно.
-
В античной философии сложилась так называемая атомистика – учение о том, что мир состоит из атомов, мельчайших составных частиц Левкипп 500-440 до н.э. Демокрит 460-370 до н.э. Назовите представителей школы атомистов
-
Представление о природе в средневековой философии
В Средние века распространяется религиозное убеждение в том, что природа сотворена Богом Истинное бытие Бог Природа Далеко не совершенное отражение божественного мира, стоящее ниже Бога
-
Фома Аквинский 1225-1274 Средневековый философ Учение о природе выводилось из признания мысли о творении мира Богом. Понимание основ природы питала вера в божественные начала природы.
-
Представление о природе в эпоху Возрождения
В философии эпохи Возрождения природный и божественный миры сливаются воедино Пантеизм Учение о том, что всё есть Бог Представители пантеизма обожествили Вселенную, создали культ природы, признали бесконечность Вселенной и неисчислимое множество её миров
-
Представители пантеизма
Джордано Бруно 1548-1600 Известный итальянский естествоиспытатель и философ Джордано Бруно, соединяя достижения различных конкретных наук, создал гениальное пантеистическое мировоззрение. Он проповедовал его с поэтической силой и воодушевлением.
-
Основные положения пантеистического мировоззрения Д.Бруно
Вселенная есть Бог Вселенная бесконечна, бесчисленные солнца с их планетами следуют в ней по своим орбитам Этот бесконечный, движимый внутренними силами универсум есть единственно сущее и живое
-
Представление о природе в Новое время
Начиная с XVII века постепенно утверждается научное понимание природы и в ряде наук формулируются её законы (астрономия, механика, математика) Исаак Ньютон 1642-1727 Английский физик, математик Иоганн Кеплер 1571-1630 Немецкий математик, астроном Философия и наука призывают прочитать великую «Книгу природы», раскрыть её смыслы и тайны
-
Представление о природе в философии Нового времени
Природный мир сотворён Богом, но существует по своим естественным законам Деизм
-
Природа материальна и познаваема Человек должен познать законы природы и покорить её, заставить служить себе и своим интересам
-
Представление о природе в Новейшее время
В Новейшее время укрепилось утилитарное, потребительское отношение к природе Человек был убеждён, что он – царь, хозяин, господин природы, а она его служанка Это привело к бездумному, хищническому, варварскому отношению к природе
-
Природа с точки зрения философии и науки
Мир природы Это тесное единство живого и неживого, органического и неорганического
-
Жизнь
В философии жизнь рассматривается как неотъемлемое свойство природного бытия
-
Альберт Швейцер 1875-1965 Немецко-французский философ, теолог Альберт Швейцер (1875-1965) рассказывал, как однажды в детстве он с ребятами полез на колокольню, чтобы стрелять из рогатки по голубям. И вот когда мальчик натянул резинку, чтобы погубить пернатого, неожиданно раздался церковный звон – благовест. Это так потрясло юнца, что он навсегда отказался от покушения на чью бы то ни было жизнь. Более того, ему принадлежит прекрасное выражение «благоговение перед жизнью», которое приобрело огромную популярность.
-
Жизнь – способ бытия человека
Жизнь – одна из форм существования материи, отличающая мир организмов от всей остальной действительности. Она закономерно возникает при определённых условиях развития материи. Различаются три царства жизни – растительное, животное и человеческое.
-
В биологическом смысле жизнь есть основной признак организма
Когда исчезает жизнь, наступает смерть Главные признаки жизни Рост Размножение Способность реагировать на внешние воздействия Активность
-
Сущность жизни не исчерпывается только биологическим содержанием
Жизнь знаменует собой более высокую ступень эволюции материи Только живая материя способна воспроизводить саму себя Жизнь создаёт предпосылку для появления мыслящей, одухотворённой материи
-
Ещё до того как философы обратились к феномену жизни и попытались выяснить, что можно назвать живым, в истории человеческой культуры стали рождаться различные истолкования происхождения и смысла жизни. Мэри Шелли 1797-1851 Английская писательница, автор романа «Франкенштейн, или Современный Прометей» «Где, часто спрашивал я себя, таится жизненное начало?» - размышляет герой романа «Франкенштейн, или Современный Прометей».
-
Сюжет романа М.Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»
Молодой талантливый учёный Франкенштейн увлечён проблемой оживления материи. Он полагает, что для исследования причины жизни надо обратиться к смерти. «Я увидел, чем становится прекрасное человеческое тело; я наблюдал, как превращается в тлен его цветущая красота; я увидел, как всё, что радовало глаз и сердце, достаётся в пищу червям. Я исследовал причинные связи перехода от жизни к смерти и от смерти к жизни, как вдруг среди полной тьмы блеснул внезапный свет – столь ослепительный и вместе с тем ясный, что, потрясённый открывшимися возможностями, мог только дивиться, почему после стольких гениальных людей, изучавших этот предмет, именно мне выпало открыть великую тайну.»
-
Учёный создал в своём романе живое существо – некоего монстра, который, страдая от одиночества, вынужден был преследовать своего творца. Однако великая тайна так и не была открыта. Мы не можем сегодня в лаборатории создать живую клетку, несмотря на то, что располагаем многочисленными химическими и физическими формулами.
-
Томас Манн 1875-1955 немецкий писатель «Что же такое жизнь? Никто не знает. Никому неведома та точка сущего, в которой она возникла и зажглась», - эти слова сказал немецкий писатель Томас Манн в романе «Волшебная гора». Герои произведения пытаются осмыслить секреты жизни и смерти. Жизнь столь необычна, высокоразвита, что в мире неорганической материи мы не найдём ничего, хотя бы отдалённо напоминающего жизнь. Между жизнью и неорганической природой зияет пропасть.
-
Живое имеет огромное, непреходящее значение. Но сколь оно мало и ничтожно! Сфера живого в Космосе пугающе незначительна. За её пределами огромный неисчерпаемый мир безмолвия. В эпоху античной и средневековой философии земной шар казался слишком великим по сравнению с окружающими его небесными сферами. Земля отождествлялась с центром Вселенной, а небеса были гораздо ближе к человеку и его жизни.
-
В Новое время были сделаны открытия о том, что планеты не вращаются вокруг Земли, что человек помещён в бесконечное пространство, в котором его бытие представляется всего лишь одинокой и исчезающе малой точкой. Он окружён безмолвной Вселенной, миром, который совершенно безразличен к его религиозным чувствам, глубочайшим моральным запросам, жизненным мироощущениям.
-
Надо обладать воображением астрофизика, чтобы представить себе огромные просторы Вселенной, в которых неизвестно почему родился драгоценный дар – жизнь. Сама жизнь может развиваться только в особой среде: необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания.
-
Уникальность жизни на планете Земля Уникальные условия встретились только на планете Земля. В настоящее время исследовано большое количество планет в различных звёздных системах, и ни на одной из них нет всех условий для возникновения жизни. Следовательно, мы практически одиноки во Вселенной, а жизнь на Земле – уникальное явление.
-
Возникновение жизни – это чудо
Возникновение жизни на Земле – это великое чудо, поскольку должны были совпасть десятки факторов Одно Солнце Местоположение планеты Земля – на краю Галактики Расстояние от Земли до Солнца Объём планеты и др.
-
Жизнь – неотъемлемое свойство природного бытия
Главные вопросы в изучении жизни Что есть жизнь? Когда и как она появилась? В каких формах существует жизнь?
-
Когда и как появилась жизнь?
Материализм Гилозоизм Жизнь есть свойство высокоорганизованной материи, которое появляется на определённой ступени её эволюции Жизнь есть неотъемлемое свойство материи, она никогда не появлялась и никогда не исчезнет, вся материя (Космос) является живой
-
Философы-материалисты Карл Маркс 1818-1883 Немецкий философ, социолог, экономист Фридрих Энгельс 1820-1895 Немецкий философ Владимир Ильич Ленин 1870-1924 Российский политический и государственный деятель
-
Представители гилозоизма Платон 427-347 до н.э. Древнегреческий философ Анаксимен 585/560-525/502 до н.э. Древнегреческий философ Аристотель 384-322 до н.э. Древнегреческий философ
-
Что есть жизнь? Материализм Жизнь воспринимается только в биологическом смысле Философия Живой Этики Жизнь может существовать и в небиологической – энергетической (полевой) форме
-
Жизнь каждого человека уникальна Осознание конечности жизни придаёт человеческому бытию особый трагизм и в то же время ценность Это означает единственность, неповторимость и невозобновимость человеческой жизни
-
Конечность и бесконечность жизни Конечность жизни означает, что человек живёт один раз, и это придаёт трагизм человеческому существованию Но человек продолжает себя в памяти людей, в своих делах, в детях, внуках, что говорит о бесконечности жизни во Вселенной
-
Ценность жизни Жизнь есть ценность Это та исходная база, способ и процесс, в ходе которого мы только и можем реализовывать все наши положительные качества, нашу человечность, наши ценности Конечно, существуют болезни, делающие жизнь испытанием, ранние смерти и т.п., но каждый психически здоровый человек дорожит жизнью независимо от того, выглядит ли она удавшейся по принятым меркам или нет
-
Ценность жизни
Жизнь вовсе не является универсальной ценностью В древнеиндийской культуре господствовала идея многократного воскрешения души, поэтому люди часто бросались под священные колесницы или в воды Священного Ганга, чтобы завершить очередное существование и вернуться на Землю в новом телесном облике
-
Древняя японская культура
В системе ценностей древней японской культуры честь оказывалась более значимой, чем жизнь. Самураи добровольно делали себе харакири (вспарывали живот кинжалом), если это диктовалось соображениями более высокими, чем ценность жизни
-
Ценность жизни
Чтобы реализоваться как ценность, жизнь Должна быть Должна сохраняться Должна поддерживаться, укрепляться и обогащаться
-
Природа и общество
Взаимоотношения между обществом и природой имеют особенности в зависимости от той или иной человеческой цивилизации. В истории выделяют следующие виды цивилизаций: собирательскую (присваивающую), аграрную (земледельческую), промышленную (индустриальную) и постиндустриальную (информационную) цивилизацию.
-
Собирательская (присваивающая) цивилизация
Это самый ранний период в истории человечества, когда человек приспосабливался к природе Но человек уже в эту эпоху смог обрести первую власть над силами природы: создал простейшие орудия труда, научился пользоваться огнём Однако природа воспринималась как огромная таинственная и враждебная сила, поэтому она была предметом обожествления в мифологии и ранних религиях
-
Аграрная (земледельческая) цивилизация
Человек должен был по-прежнему жить в гармонии и согласии с природой Значительно расширились масштабы практической деятельности человека Появились земледелие и скотоводство, торговля и ремесло В Средние века христианство провозгласило человека «царём» и «владыкой» на планете. Ему поручалось господствовать над рыбами и птицами, пресмыкающимися и прочими животными, населяющими планету
-
Промышленная (индустриальная) цивилизация
Завершился процесс выхода человека из-под власти природы, который привёл к противопоставлению человека природе и обострению отношений между ними Природа постепенно стала рассматриваться как мастерская, а человек в ней представлял себя как умелого работника Формировалась своеобразная психология покорения природы, на которую стали смотреть как на источник прибыли и практической пользы
-
Постиндустриальная (информационная) цивилизация
К середине ХХ в. человек фактически противопоставил себя природе Произошло резкое превышение допустимой меры вмешательства человека в природу В итоге на планете разразился глобальный экологический кризис
-
История взаимоотношений между человеком и природой свидетельствует о нарастающем вторжении человека в природную среду. В этом состоит стремление человека к неуклонному расширению масштабов своей деятельности и обретению всеобщей власти над природой. Эта тенденция может принести с собой катастрофические последствия и для природы, и для человека.
-
Человек должен преодолеть привычку смотреть на природу глазами господина – высокомерно и самоуверенно Евгений Александрович Евтушенко (род.1932 г.) – русский советский поэт Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте всех зверей внутри себя. Е.Евтушенко
-
Выводы
Человеческий род и каждый человек в отдельности находятся в естественной и органической взаимосвязи с окружающей природой Всё, что имеет человек и чем он пользуется в своей жизни, взято им в конечном счёте из природы Связь человека с природой является естественной и вечной, и её нельзя разрушать, если человек хочет и дальше жить и творить в этом мире
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.