Содержание
-
Тема: онтология
План: 1. Философская категория бытия. Бытие и сущее. Основные формы бытия 2. Субстанция. Модус. Атрибут. Понятие материи. Современная наука о строении материи 3. Пространство. Время. Движение. Детерминизм.
-
Бытие охватывает все реально существующее в природе, обществе, мышлении. Таким образом, категория бытия - есть самое общее понятие, предельно общая абстракция, которая объединяет самые различные предметы, явления, состояния, процессы по общему признаку существования. В бытии выделяют две разновидности реальностей: объективную и субъективную. Объективная реальность - все то, что существует вне и независимо от сознания человека. Субъективная реальность - это все то, что принадлежит человеку и вне его существовать не может (это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека). Экзистенция: Конкретное, индивидуальное бытие-для-себя здесь и сейчас.
-
Аспекты проблемы бытия
1. длинная цепочка вопросов, каждый из которых побуждает к постановке следующего. Что существует? Где существует? Как долго он существует? И так далее
-
2. существование, специфическое наличие, «присутствие» всего, что есть, было и будет в мире, - это выражение единства мира, а констатация этого существования - начальный этап анализа, проблемы бытия. Бытие - это мысль о всеобщности, всеобщей связи между всем, что существовало, существует, будет или может существовать.
-
3. мир в целом и все, что в нем существует, есть действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития
-
«Иван есть человек».
Иван есть (существует) Имеется в виду полагание вещей Иван есть человек Полагаются качественные характеристики вещи
-
Основные формы бытия
1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком; 2) бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие; 3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное; 4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.
-
Субстанция
Это философская категория для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Она есть первопричина происходящего. Как правило, именно субстанции приписывают свободу, как возможность определять само себя лишь посредством своих собственных оснований.
-
Атрибут — существенный, неотъемлемый признак предмета или явления (в отличие от преходящих, случайных его состояний) - то, что составляет сущность субстанции, её фундаментальное свойство, необходимый для её существования предикат. Типы атрибутов: - субстанциальные - акцидентальные Модус (от лат. modus) — мера, образ, способ, вид существования или действия чего-либо. Спиноза полагал, что модусы — различные состояния, которые принимает единая субстанция. Акциденция (лат. accidentia — случайно появляющееся) — философский термин, введенный Аристотелем и обозначающий случайное, почти всегда несущественное свойство вещи.
-
Материя
Все многообразие предметов, которые можем зафиксировать органами чувств Материя как субстанция
-
Уровни организации материи
Микромир (мир элементарных частиц) Мезомир (мир, видимый глазом) Макромир (мир звезд)
-
Атрибуты материи
1. несотворимость и неуничтожимость 2. вечность существования во времени и бесконечность в пространстве 3. движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие 4. детерминированность всех явлений 5. причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий 6. отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления
-
Движение— понятие, охватывающее в самом общем виде всякое изменение и превращение
Типы движения 1. с сохранением устойчивости предмета, его качества 2. равзитие
-
Типы движения
1. В неорганической природе: механическое, тепловое, электромагнитное, молекулярное, атомное, внутриядерное движение, движение элементарных частиц и т.д.; 2. В органической природе: рождение, размножение, отмирание клеток, движение внутри самих клеток, рост и развитие организмов, обмен веществ, кровообращение, пищеварение, дыхание, физиологические процессы и т.д.; 3. В социальной материи: развитие производительных сил, смену производственных отношений, смену цивилизаций, смену научных представлений, возникновение новых партий, новых экономических, политических и других структур.
-
Концепции пространства и времени
1. субстанциальная (Демокрит) 2. реляционная (Ньютон)
-
Детерминизм (лат. determinare — определять, ограничивать) — учение о взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих процессов и явлений, доктрина о всеобщей причинности.
-
Типы детерминизма
а) прошлое → настоящее (причина и следствие); б) настоящее → настоящее (содержание и форма); в) будущее → настоящее (возможность и действительность, цель). детерминационные отношения могут быть однозначными (необходимость) и многозначными (случайность).
-
Возможность и действительность
Это модальные характеристики бытия, выражающие, с одной стороны, тенденцию становления, с другой – ставшую реальность. Если понятие возможности выражает объективно существующую тенденцию изменения предмета, возникающую на основе определенной закономерности его развития, то действительность – объективно сущее, наличное состояние предмета, конституированное в качестве фрагмента бытия.
-
Необходимость
необходимость — вещь, явление в их всеобщей закономерной связи; отражение преимущественно внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений её развития; выражение такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность.
-
Случайность
отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.