Содержание
-
Лекция № 13
ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ МИРА. ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
-
План занятий
1. Учение о бытии: «бытие», «сущее», «субстанция». 2. Проблема бытия в различных философских системах. 3. Формы бытия. 4. Материальное бытие: уровни и свойства материи. 5. Идеальность бытия. 6. Сознание: характеристика, проблема происхождения и развития сознания, форма и структура. 7. Философское учение о познании: вопрос о познаваемости мира, познание как процесс, уровни и ступени познания. 8. Истина как цель познания. Критерии истины. 9. Методологические проблемы познания. 10. Ступени познавательного процесса.
-
ОНТОЛОГИЯ
Онтология (ontos – сущее, logos – учение, греч.) Учение о бытии, его структуре, свойствах, изменении и развитии Основные онтологические вопросы: Есть ли в основании мира единая первооснова (вопрос о целостности мира) Есть ли в мире нечто существующее всегда (вопрос о пространственно-временной конечности мира)
-
Бытие − Предельно общее понятие о реальности; − То, что придает картине мира целостность и стабильность; − Не нуждающееся ни в каких основаниях, т.к. само по себе является основанием для всего существующего
-
БЫТИЕ Неизменная основа мира, причина всего. Не возникает, не исчезает СУЩЕЕ Совокупность многообразных вещей и явлений окружающего мира НЕ БЫТИЕ Полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто
-
Субстанция (substantia - сущность, лат.) − То, что лежит в основе, существует самостоятельно; − Философская категория для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития; Одна субстанция – монизм материализм идеализм Две субстанции – дуализм Множество субстанций - плюрализм
-
Новое время – дуализм Декарта, развитие науки, понятие «бытие» сливается с понятием «сущего» XX в. Хайдегер – поворот от «сущего» к «самому бытию». В проствете бытия обнаруживается иной, полнокровный и объемный взгляд на мир Понятие «бытие» возникает в Античности в философии Парменида Ранние греческие философы - «первовещество» «материалом из которого сделаны все тела», «первоначало», «мельчайшая частица реальности» Платон – «мир идей», «эйдос» Средневековье – истинное бытие – Бог
-
Формы бытия − Материальное бытие – существование материальных тел − Идеальное бытие – существование идеального духовного бытия − Человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного − Социальное бытие – мир социальных отношений
-
Формы бытия − Ноуменальное бытие («ноумен» – вещь сама по себе) – бытие, реально существующее независимо от сознания того, кто его наблюдает − Феноменальное бытие («феномен» – явление данное в опыте) – кажущееся бытие, бытие , каким его видит познающий субъект
-
Материальное бытие Материя (materia - вещь, вещество, лат.) – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, существуя независимо от них. Виды материи: − вещество – внутренне расчленено и обладает массой покоя − поле – внутренне непрерывно
-
Уровни материи НЕЖИВАЯ ПРИРОДА атомы молекулы планеты галактика ЖИВАЯ ПРИРОДА доклеточные формы одноклеточные формы многоклеточные организмы популяции биосфера ОБЩЕСТВО индивид семья группы этнические общества государства человечество
-
Протяженность Движение Системность Способность к самоорганизации Отражение Свойства материи − Во времени (время – как последовательность смены состояния) − В пространстве (трехмерность как способ существования) − Неорганическое − Органическое − Социальное Материя проявляет себя в виде материальных систем (структур) Синергетика – наука о самоорганизации И.Пригожин (1917-2003) возмущения в системе (флуктации) могут привести систему к точке бифуркации
-
Отражение Свойства материи раздражимость Психическое (сознательное) отражение чувствительность химическое биологическое физическое
-
Идеальное бытие − есть философская категория для обозначение объективного существующего вне и независимо от людей духовного мира в целом − синонимами «идеального» являются понятия: «идеальный мир», «сознание», «дух», «всеобщая идея» и «божественный разум», «мировая воля», «объективный разум», «осознанное бытие», «Абсолютная идея» и т.д. Сознание есть философская категория, обозначающая разнообразные формы и проявления духовной реальности вообще и в жизни человека.
-
Характеристики сознания: − идеальность: составляющие его образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов действительности, ни свойствами физиологических процессов; − объективность: существование объективных мыслительных форм (язык, религия, мораль, искусство), которые определяют индивидуальное сознание; − социальность: является функцией общества в целом; − существует в знаково-символической форме; − направленность: направлено на предмет (предметное сознание) или на себя (самосознание); − активность: не только отражает мир, но и вырабатывает идеи.
-
Проблема происхождения и развития сознания сознание как результат биологической эволюции и антропосоцио генеза существует объективное до человека и независимо от человека сознание мир существует в зависимости от человеческого сознания материализм объективный идеализм субъективный идеализм солипсизм мир существует только в сознании человека
-
Формы сознания Индивидуальное – духовный мир личность Общественное – духовный мир общество Обыденное – жизненно-практическое Научное – теоретическое сознание
-
Структура сознания: − познавательная сфера: чувственная (сенситивная) и рациональная; − эмоциональная сфера: эмоции, чувства, переживания; − ценностно-волевая сфера; − бессознательное: инстинкты, комплексы; − сверхсознание: интуиция, озарение.
-
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ
Гносеология (gnosis – знание, logos – учение, греч.) Эпистемология (episteme – знание,наука, logos – учение, греч.) ТЕОРИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Основные вопросы: Что такое познание? Какова структура познания? Что мы можем знать о мире? Что такое истина, ложь, заблуждение? Каковы методы познания мира?
-
Познание - творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире. Вопрос о познаваемости мира ГНОСТИЦИЗМ – философское учение, утверждающее, сто мир познаваем АГНОСТИЦИЗМ – философское учение о непознаваемости мира СКЕПТИЦИЗМ – выражает сомнение по поводу познаваемости мира
-
Познание как процесс Объект познания, - то, на что направлено познание Субъект познания – источник активности, действующее лицо
-
Уровни и ступени познания Ненаучные способы познания: интуиция, вера, мистическое озарение ЭМПИРИЗМ – направление в теории познания, признающее источником познания чувственный опыт РАЦИОНАЛИЗМ – философское направление , признающее разум основой познания − ощущения − восприятие − представление − понятия − суждения − умозаключения
-
Истина как цель познания Истина – соответствие мыслей и высказываний действительности По содержанию истина объективна По форме – субъективна (т.к. вне сознания не существует) Истина бывает: − относительной – неполное знание, которое дополняется в процессе познания (ведет к релятивизму; − абсолютная – знание, которое не может быть изменено в процессе познания (ведет к догматизму) (Не путать с банальными высказываниями)
-
Критерии истины в разных философских концепциях
-
Ложь и заблуждение – противоположность истине. Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений действительности. Ложь – преднамеренное возведение неверных представлений в истину
-
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ Методология есть система принципов, устанавливающих наиболее эффективные способы приращения, построения и практического применения знаний. Принципы методологии – это основные исходные положения, выступающие в качестве фундамента всей системы, её методов, способов, принципов, методик.
-
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ 1. Принцип развития – непрерывное изменение, преобразование и развитие всех предметов и явление действительности. Диалектика – учение о движении, изменении и развитии бытия и мышления (Гераклит, Сократ, Гегель). 2. Принцип детерминизма – признание существования всеобщей причинной обусловленности, закономерности всех явлений природы и общества.
-
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ 3. Принцип системности – мир есть множество соединенных между собой элементов (предметов), явлений), образующих определенную целостность. 4. Принцип объективности – определенные отношения между субъектом и объектом в процессе познания. 5. Принцип всесторонности. 6. Принцип практики.
-
СТУПЕНИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА − Проблема – противоречивый вопрос, требующий разрешения. − Гипотеза – научно-обоснованное предположение. − Методы – способ познания. − Теория – система знаний, объясняющая определенные явления. − Проверяемость – факты или ясность и отчетливость.
-
Методы познания ЭМПИРИЧЕСКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ − наблюдение − эксперимент − измерение − сравнение − анализ − синтез − классификация − абстрагирование − формализация − моделирование − идеализация
-
Вопросы?
-
1. Учение о бытии: «бытие», «сущее», «субстанция». 2. Проблема бытия в различных философских системах. 3. Формы бытия. 4. Материальное бытие: уровни и свойства материи. 5. Идеальность бытия. 6. Сознание: характеристика, проблема происхождения и развития сознания, форма и структура.
-
7. Философское учение о познании: вопрос о познаваемости мира, познание как процесс, уровни и ступени познания. 8. Истина как цель познания. Критерии истины. 9. Методологические проблемы познания. 10. Ступени познавательного процесса.
-
Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.