Презентация на тему "Основы философии. Русская философия XIX века"

Презентация: Основы философии. Русская философия XIX века
Включить эффекты
1 из 48
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по истории на тему: "Основы философии. Русская философия XIX века", с помощью которой учащиеся познакомятся с основными течениями русской философии означенного периода времени, а также познакомятся с наиболее яркими ее представителями.

Краткое содержание

  • Западники и славянофилы: спор о культурной идентичности и исторических перспективах России
  • П. Я. Чаадаев: аномалии русской истории
  • И. В. Киреевский: особенности русского просвещения
  • А. С. Хомяков: доктрина соборности
  • А. И. Герцен: критика славянофильства
  • Н. Я. Данилевский: теория культурно-исторических типов
  • Владимир Соловьёв: философия Всеединства
  • Понятие Всеединства
  • Софиология

Содержание

  • Презентация: Основы философии. Русская философия XIX века
    Слайд 1

    Основы философии

    Русская философия XIX века

    Московский государственный институт международных отношенийКафедра философии

  • Слайд 2

    Русская философия XIX века

    • Западники и славянофилы: спор о культурной идентичности и исторических перспективах России
    • П. Я. Чаадаев: аномалии русской истории
    • И. В. Киреевский: особенности русского просвещения
    • А. С. Хомяков: доктрина соборности
    • А. И. Герцен: критика славянофильства
    • Н. Я. Данилевский: теория культурно-исторических типов
    • Владимир Соловьёв: философия Всеединства
    • Понятие Всеединства
    • Софиология
    • Историософия: Богочеловеческий процесс
  • Слайд 3

    В тогдашнем поколении чувствуется именнонекое неодолимое влечение к философии,какая-то философская страсть и тяга, точномагическое притяжение к философским темами вопросам. <…> В предыдущем поколениитаким культурно-психологическим магнитомбыла поэзия, – теперь уже перестаётим быть. <…> Из поэтического фазисарусское культурно-творческое сознаниепереходит в фазис философский.

    Г. Флоровский. «Пути русского богословия».

  • Слайд 4

    И именно «из нашей жизни», из господствующихвопросов и интересов родной жизни,рождается в те годы русская философия.Рождается из историософического изумления,почти испуга, в болезненном процессенационально-историческогосамонахождения и раздумья.

    Г. Флоровский. «Пути русского богословия».

  • Слайд 5

    П. Я. Чаадаев (1794-1856)Аномалии русской истории

    • Философические письма(1829-1830, опубл. 1836-1991)
    • Апология сумасшедшего(1837)
    • Основные сочинения
  • Слайд 6

    Аномалии русской истории Россия – исключение из общего правила

    [Провидение] как будто совсемне занималось нашей судьбой.Отказывая нам в своём благодетельномвоздействии на человеческий разум, онопредоставило нас всецело самим себе,не пожелало ни в чём вмешиватьсяв наши дела, не пожелало ничему наснаучить. Опыт времён для насне существует. Века и поколенияпротекли для нас бесплодно.Глядя на нас, можно сказать, чтопо отношению к нам всеобщий закончеловечества сведён на нет.

    П. Я. Чаадаев Философические письма

  • Слайд 7

    Мы никогда не шливместе с другими народами,мыне принадлежим ни к одномуиз известных семействчеловеческого рода,ни к Западу, ни к Востоку,и не имеем традицийни того, ни другого.Мы стоим как бы вне времени,всемирное воспитаниечеловеческого родана нас не распространилось.

    П. Я. Чаадаев Философические письма

  • Слайд 8

    Аномалии русской истории Отсутствие исторических традиций

    Мы живём лишь в самом ограниченномнастоящем без прошедшего и без будущего,среди плоского застоя. <…>Нашивоспоминания не идут далее вчерашнегодня; мы как бы чужие для себя самих.Мы так удивительно шествуем во времени,что, по мере движения вперёд, пережитоепропадает для нас безвозвратно. <…>У нас совсем нет внутреннего развития,естественного прогресса; прежние идеивыметаются новыми, потому чтопоследние не происходят из первых,а появляются у нас неизвестно откуда.

    П. Я. Чаадаев Философические письма

  • Слайд 9

    Это естественноепоследствие культуры,всецело заимствованнойи подражательной.

    П. Я. Чаадаев Философические письма

  • Слайд 10

    Аномалии русской истории Историческая неудача православия

    В то время, когда среди борьбымежду исполненным силы варварствомнародов Севера и возвышенноймыслью религии воздвигалосьздание современной цивилизации,что делали мы? По воле роковой судьбымы обратились за нравственным учением,которое должно было нас воспитать,к растленной Византии, к предметуглубокого презрения этих народов. <…>В Европе всё тогда было одушевленоживотворным началом единства. Всё тамиз него происходило, всё к нему сходилось.<…>Чуждые этому чудотворному началу,мы стали жертвой завоевания.

    П. Я. Чаадаев Философические письма

  • Слайд 11

    Вы знаете, что ни один философ древностине пытался представить себе общества безрабов, да и не находил никаких возраженийпротив рабства. <…> Вы знаете также и то,что, по признанию самых даже упорныхскептиков, уничтожением крепостничествав Европе мы обязаны христианству.<…>Почему же христианство не имело таких жепоследствий у нас?Почему, наоборот,русский народ попал в рабство лишьпосле того, как стал христианским?<…>Пусть православная церковьобъяснит это явление.

    П. Я. Чаадаев Философические письма

  • Слайд 12

    Не знаю, но мне кажется,одно это могло бы заставитьусомниться в православии,которым мы кичимся.

    П. Я. Чаадаев Философические письма

  • Слайд 13

    Аномалии русской истории Миссия России – урок потомству?

    Одним словом, мы жили и сейчасещё живём для того, чтобыпреподать какой-то великий урокотдалённым потомкам,которые поймут его;пока, что бы там ни говорили,мы составляем пробелв интеллектуальном порядке.

    П. Я. Чаадаев Философические письма

  • Слайд 14

    Конечно, не пройдётбез следа и то наставление,которое нам суждено дать,но кто знает день, когдамы вновь обретём себясреди человечестваисколько бед испытаем мыдо свершения наших судеб?

    П. Я. Чаадаев Философические письма

  • Слайд 15

    Ранние славянофилы

    • И. В. Киреевский (1806-1856)
    • А. С. Хомяков (1804-1860)
    • К. С. Аксаков (1817‑1860)
    • Ю. Ф. Самарин (1819‑1876)
  • Слайд 16

    Философия культуры Киреевского Особенности генезиса западной культуры

    Западная Европа – наследница классической (римской) античности.

    Обе формы западного христианства: католицизм и протестантизм – сложились в отрыве от вселенской церкви.

    Западноевропейская государственность возникла из внешнего завоевания.

  • Слайд 17

    Философия культуры И. В. Киреевского Особенности генезиса русской культуры

    Античная культура проникала на Русь уже преобразованная христианством.

    Приняв христианство от Греции, Русь постоянно находилась в общении со вселенской церковью.

    Русская государственность самобытна: завоеватели оставались вне русского народа.

  • Слайд 18

    Философия культуры И. В. Киреевского Различия западной и русской культуры

    • Особенности генезисазападной культуры
    • Особенности генезисарусской культуры
    • Западная Европа –наследница классической(римской) античности.
    • Античная культура проникалана Русь уже преобразованнаяхристианством.
    • Обе формы западногохристианства: католицизм ипротестантизм – сложились вотрыве от вселенской церкви.
    • Приняв христианствоот Греции, Русь постояннонаходилась в общениисо вселенской церковью.
    • Западноевропейская государственность возниклаиз внешнего завоевания.
    • Русская государственностьсамобытна: завоевателиоставались вне русского народа.
  • Слайд 19

    Антропология И. В. Киреевского Концепция целостной личности

    Особенности психическогосклада западного человека

    Для человека западной культуры характерно гипертрофированное развитиетолько одной из способностейчеловеческого духа –отвлечённого разума.

    Такое понимание личностипредполагает разнородностьдуховных сил, действующихнезависимо одна от другой.

    Особенного психическогосклада русского человека

    Человек русской культуры –носитель целостного сознания.

    «Целостность» понимаетсяпри этом как органическоеединство рассудочной иэмоциональной сфер жизни.

  • Слайд 20
    • Особенности психическогосклада западного человека
    • Особенного психическогосклада русского человека
    • Для человека западной культуры характерно гипертрофированное развитиетолько одной из способностейчеловеческого духа –отвлечённого разума.
    • Человек русской культуры –носитель целостного сознания.
    • Западный человек –носитель духа отрицания(эгоизма и индивидуализма).
    • Русский человек –носитель общинного духа.
  • Слайд 21

    А. С. Хомяков Доктрина соборности

    • Свободав единстве
    • Вселенская церковь (православие)
    • Свободабез единства
    • Протестантизм
    • Единствобез свободы
    • Католицизм
  • Слайд 22

    Соборность –«единство свободное и органическое,живое начало которого естьБожественная благодатьвзаимной любви».

  • Слайд 23

    «Единство, – возвестил оракул наших дней, – Быть может спаяно железом лишь и кровью…»Но мы попробуем спаять его любовью – А там увидим, что прочней…

    • Ф. И. Тютчев. «Два единства».
    • А. С. Хомяков Доктрина соборности
  • Слайд 24

    Русский народ имеет прямое право, как народ, на общечеловеческое, а не чрез посредство и не с позволения Западной Европы.

    К. С. Аксаков. «О русском воззрении».

  • Слайд 25

    Западники

    • В. Г. Белинский (1811‑1848)
    • А. И. Герцен (1812‑1870)
    • Т. Н. Грановский (1813-1855)
    • Н. В. Станкевич (1813-1840)
    • М. А. Бакунин (1814-1876)
    • К. Д. Кавелин (1818-1885)
  • Слайд 26

    Критика славянофильстваНеобратимость истории

    А. И. Герцен.«Былое и думы».

    История не возвращается,жизнь богата тканями,ей никогда не бываютнужны старые платья.Все восстановления,все реставрациибыли всегда маскарадами.

  • Слайд 27

    Критика славянофильства Необратимость истории

    А. И. Герцен.«О развитииреволюционныхидей в России».

    Поклонники исторического принципа,они [славянофилы]постояннозабывали, что всё, происшедшеепосле Петра I, – тоже историяи что никакая живая сила,не говоря уже о выходцах с того света,не могла ни вычеркнутьсовершившиеся факты,ни устранить их последствия.

  • Слайд 28

    Критика славянофильстваРеакционность славянофильского идеала

    Нам, сверх того,не к чему возвращаться.Государственная жизньдопетровской Россиибыла уродлива, бедна, дика –а к ней-то и хотели славяневозвратиться, хотя онии не признаются в этом…

    А. И. Герцен.«Былое и думы».

  • Слайд 29

    Критика славянофильстваВред национального обособления

    Непосредственных основ быта недостаточно. <…>Одна мощная мысль Запада,к которой примыкаетвся длинная история его,в состоянии оплодотворитьзародыши, дремлющиев патриархальномбыту славянском.

    А. И. Герцен.«Былое и думы».

  • Слайд 30

    Восприимчивый характер славян,их женственность,недостаток самодеятельностии большая способностьусвоения и пластицизмаделают их по преимуществу народом,нуждающимся в других народах,они не вполне довлеют себе.

    А. И. Герцен.«Былое и думы».

  • Слайд 31

    Разочарование в ЗападеЗападничество как утопия

    Я знаю, чтомоё воззрение на Европувстретит у нас дурной приём.Мы, для утешения себя,хотим другой Европыи верим в неё так,как христиане верят в рай.

    А. И. Герцен.«Былое и думы».

  • Слайд 32

    Разочарование в Западе Западничество как утопия

    Поживши год, другой в Европе,мы с удивлением видим, чтовообще западные людине соответствуютнашему понятию о них,что они гораздо ниже его.

    А. И. Герцен.«Былое и думы».

  • Слайд 33

    Разочарование в Западе Социальное бессилие Запада

    Было время,когда полусвободный Западгордо смотрел на Россию,раздавленную императорским троном,и образованная Россия, вздыхая,смотрела на счастие старших братий.Это время прошло.Равенство рабства водворилось.

    А. И. Герцен.«Былое и думы».

  • Слайд 34

    Европа показалаудивительную неспособностьк социальному перевороту.Мы думаем, чтоРоссия не так неспособна к нему,и на этом сходимся со славянами.На этом основананаша вера в её будущность.

    А. И. Герцен.«Былое и думы».

  • Слайд 35

    Крестьянский социализм и историческая миссия России

    С тех пор, как туман, покрывавшийфевральскую революцию, рассеялся,резкая простота заменила путаницу, –осталось только два интересных вопроса:вопрос социальный и вопрос русский.В сущности эти два вопроссоставляют один и тот же.

    Разумное и свободное развитиерусского народного бытасовпадает с стремлениямизападного социализма.

    А. И. Герцен.«Былое и думы».

  • Слайд 36

    Н. Я. Данилевский(1822‑1885)

    Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому (1869)

    Дарвинизм: Критическое исследование (1870-1885)

    Основные сочинения

  • Слайд 37

    Теория культурно-исторических типовСтепени развития и типы развития

    В основе универсалистской парадигмы лежит логически не корректное деление истории на периоды: древность, средневековье, новое время.

    Рубежи, отделяющие один период от другого, не имели общечеловеческого значения.

    В истории каждой цивилизации выделяются свои фазисы развития: свои «древность», «средневековье» и «новое время».

    Между последними больше общего, чем между ними и соответствующими периодами других цивилизаций.

    Деление истории по степеням развития не исчерпывает всего богатстваеё содержания.

  • Слайд 38

    Теория культурно-исторических типов Многообразие культур

    • Культура не универсальна (западная – в том числе).
    • Совокупное человечество не есть реальный субъект истории, но лишь абстрактная идея.
    • Разнообразие, а не единообразие – закон и условие прогресса.
  • Слайд 39

    Дабы поступательное движениевообще не прекратилось в жизнивсего человечества, необходимо,чтобы, дойдя в одном направлениидо известной степени совершенства,началось оно с новой точки исхода ишло по другому пути, т. е. надо чтобывступили на поприще деятельностидругие психические особенности,другой склад ума, чувств и воли,которыми обладают только народыдругого культурно-исторического типа.

    Н. Я. Данилевский.«Россия и Европа».

  • Слайд 40

    Прогресс <…> состоит не в том, чтобыидти все в одном направлении (в такомслучае он скоро бы прекратился),а в том, чтобы исходить все поле,составляющее поприще историческойдеятельности человечества, во всехнаправлениях. Поэтому ни однацивилизация не может гордиться тем,чтоб она представляла высшуюточку развития, в сравнении с еёпредшественницами или современницами,во всех сторонах развития.

    Н. Я. Данилевский.«Россия и Европа».

  • Слайд 41

    Теория культурно-исторических типов Десять культурно-исторических типов

    • Египетский
    • Китайский
    • Древнесемитский
    • Индийский
    • Иранский
    • Еврейский
    • Греческий
    • Римский
    • Аравийский
    • Романо-германский
    • Мексиканский
    • Перуанский
    • Славяно-русский
  • Слайд 42

    Теория культурно-исторических типов «Одноосновные» и «многоосновные» цивилизации

    Цивилизации не бывают «лучше» или «хуже» – они просто разные.

    Цивилизации различаются преимущественным развитием какой-то одной стороны культуры:

    • еврейская цивилизация – преимущественно религиозная,
    • греческая – преимущественно эстетическая,
    • римская – преимущественно политико-правовая.

    Европейцы расширили область культурного творчества, создав «двуосновную» цивилизацию – научно-промышленную.

    Грядущая славяно-русская цивилизация будет – впервые в истории – полной «четырёхосновной»: Россия призвана решить и социально-экономический вопрос, который в Европе остался неразрешённым.

    Европейская цивилизация уже прошла период расцвета и находится на пути к дряхлению. Ей на смену идёт славяно-русская цивилизация.

    Инстинктивным пониманием того, что будущее за славянством, и объясняется иррациональная ненависть Запада к России.

  • Слайд 43

    В. С. Соловьёв(1853-1900)

    • Философские начала цельного знания (1877)
    • Чтения о Богочеловечестве (1877-1881)
    • Россия и Вселенская церковь (1889)
    • Оправдание добра (1895)
    • Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории (1899-1900)

    Основные сочинения

  • Слайд 44

    Онтология всеединства Понятие всеединства

    Достойное, идеальное бытиетребует одинакового просторадля целого и для частей, следовательно,это не есть свобода от особенностей,а только от их исключительности.Полнота этой свободы требует, чтобывсе частные элементы находилисебя друг в друге и в целом, каждоеполагало себя в другом и другое в себе,ощущало в своей частности единствоцелого и в целом свою частность, –одним словом, абсолютнаясолидарность всего существующего,Бог – всё во всех.

    В. С. Соловьёв.«Общий смыслискусства».

  • Слайд 45
  • Слайд 46

    Всеединствоесть категория онтологии, обозначающаяпринцип внутренней формысовершенного единства множества,согласно которому все элементы такого множестватождественны между собой и тождественны целому,но в то же времяне сливаются в неразличимое и сплошное единство,а образуют особый полифонический строй,«трансрациональное единствораздельности и взаимопроникнутости»,как сформулировал С. Л. Франк.

    С. С. Хоружий

  • Слайд 47

    ИсториософияБогочеловеческий процесс

    В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места процессу, развитию, переходу от менее совершенного к более совершенному – всей исторической драме.

    «Загадкой для разума» является отнюдь не идеальный, ясный космос, а наш мир, непонятный, нестройный и преходящий.

    Однако этот мир предполагает мир идеальный как свою норму и критерий оценки:

    • мы не находили бы его полным заблуждений, если бы не имели представления о сущей истине,
    • не считали бы его злым, если бы не носили в себе идею добра,
    • не чувствовали его безобразия, если бы были слепы к красоте.

    Поскольку он носит в себе идеалы истины, добра и красоты, человек оказывается посредствующим звеном между миром идеальным и земным.

  • Слайд 48

    Вопросы?

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке