Презентация на тему "Рефлексия"

Презентация: Рефлексия
Включить эффекты
1 из 38
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Рефлексия"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 38 слайдов. Также представлены другие презентации по философии. Скачивайте бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    38
  • Слова
    философия
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Рефлексия
    Слайд 1

    ЛЕКЦИЯ 6тема: РЕФЛЕКСИЯ

  • Слайд 2

    В лекции будет3 части:1) феноменально-смысловое введение;2)обзор исторических точек зрения на рефлексию;3) механизмы методологической рефлексии

  • Слайд 3

    1 часть:Феноменально- смысловое введение рефлексии

  • Слайд 4

    ЧТО ТАКОЕ РЕФЛЕКСИЯ?– базовый механизм сознания (Дж.Локк) – сущность мышления (В.Гумбольдт) – опосредование вообще (Г.Гегель)- механизм перескоков между «пустыми местами» мышления (Г.П.Щедровицкий)- установление отношений по содержанию (Н.Г.Алексеев)– функция человеческой активности (С.В.Попов)

  • Слайд 5

    ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА РЕФЛЕКСИЯ?- для различения и удержания разного (отвечает за существование);- для поддержания актуальности мира;- для обеспечения «умственного здоровья»;- для развития;

  • Слайд 6

    ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА«reflexio» - от латинского «повёрнутый назад», «отраженный»;«reflexus» - внутренняя, обращенная к морю и отражающая волны, сторона залива.(отсюда же – «рефлектор» - отражающая часть прожектора)

  • Слайд 7

    В XVII в. Дж. Локк ввёл другой смысл:«осознание опыта»В России XVIII в. с тем же смыслом использовался термин:«восклонение»,иначе говоря:«восхождение-склонение»

  • Слайд 8

    До XIX в физике была«рефлексия света»В XIX в. Белинский ввёл в литературу«рефлексивного героя»В биологии ХХ в. –«рефлекс Павлова»

  • Слайд 9

    Феноменальные проявления рефлексии

  • Слайд 10

    Раньше говорили так:«задумался – и ушёл в монастырь»(рефлексия, опосредующая переход в другой мир)В восточных единоборствах:только бой начинается – боец сразу же определяет школу противника(рефлексия деятельностных средств)

  • Слайд 11

    А.Парибок: «В буддизме сознание раскладывают на несколько позиций, а потом по определённой схеме собирают в новую структуру (следующего уровня посвящения)»(конструктивная рефлексия сознания)

  • Слайд 12

    Работа архитектора при строительстве дома:его рефлексия напоминает движения сплавщиков леса при молевом сплаве(конструктивная рефлексия мышления)

  • Слайд 13

    Солженицын, живя в США, писал сразу по несколько книг одновременно, каждую – в отдельном доме. В каждом доме было по несколько столов, на которых был свой особый «беспорядок» в бумагах. И никто не имел права к ним прикасаться(организующая рефлексия)

  • Слайд 14

    Притча Трёх строителей Кёльнского собора спросили: что делаете здесь?Первый сказал: «Таскаю камни»;Второй – «Зарабатываю на хлеб семье»;Третий – «Строю собор».(рефлексия разных рамок деятельности)

  • Слайд 15

    Если ребёнку говоришь:«…такой-сякой, вместо того, чтобы учить уроки, сидишь в «компе» и играешь в игрушки!»-в ответ получишь весь спектр рефлексивных реакций – от обмана до прямого хамства(рефлексивная защита сознания)

  • Слайд 16

    Шутка: Сороконожку спросили, как она ходит со своими 40 ногами? Она задумалась и перестала ходитьИ серьёзно: Если художник задумается, как он пишет картины, он перестанет быть художником(проблематизирующая рефлексия)

  • Слайд 17

    Школьник при решении задачи говорит себе: «Что-то не получается; попробую-ка я решить задачу по-другому»(рефлексия способов решения задачи)На стене университета перед сессией было написано: Я даже не знаю, знаю я или не знаю…(рефлексия рефлексии)

  • Слайд 18

    Герой рассказа А.Герцена лежит на диване и думает:«Может быть, встать? А зачем? Ну, хотя бы, чтобы поесть? Но я есть не хочу. И потом ведь снова ложиться придётся. А может быть, всё же, встать?...» (рефлексивная возгонка)

  • Слайд 19

    Подвыпившего водителя останавливает инспектор ГИБДД:«Влип», - думает водитель(рефлексия ситуации)

  • Слайд 20

    рефлексия – это то, без чего :- то, что было – не было; - то, что есть – не существует;- то, что будет – не появится.(рефлексия условий существования)

  • Слайд 21

    Рефлексия по Лефевру:«Я думаю, что он думает, что я думаю»Рассуждение шахматиста: «Если он сходит, пешкой, я подставлю под неё слона. Если он возьмёт его, у меня открыватся фланг…»(взаимный рефлексивный расчёт конфликтующих структур)

  • Слайд 22

    Рефлексия по ГП:«Представьте себе мясорубку, из которой вылезает фарш, который становится частью самой мясорубки – этот эффект и есть рефлексия мышления»(рефлексия перефункционализации организованностей мыследеятельности)

  • Слайд 23

    Условия появления рефлексии:- когда нужно установить отношения между разнородными сущностями;- когда двигаться надо, но двигаться дальше не можешь;- когда задают рефлексивные вопросы (как? за счёт чего?);- когда хочешь что-то понять, чтобы сделать(через рефлексию понятое переводится в действие);

  • Слайд 24

    ПРИЗНАКИ РЕФЛЕКСИИ:- отражение поступившего извне неким субстратом;- то, что отражается, всегда преобразованное;- отражение направлено на уже бывшее.Следствие: рефлексии над пустотой не бывает.

  • Слайд 25

    2 часть:Обзор исторических точек зрения на рефлексию

  • Слайд 26

    Рефлексия – оборачивание назад и рассматривание того, что было.Но, что смотрит? Куда смотрит? Как (для чего) смотрит? – в истории решалось по-разному

  • Слайд 27

    РЕФЛЕКСИЮ не надо путать с событийным воспоминанием того, что было когда-тоПамять в рефлексии служит рамкой, а не содержанием

  • Слайд 28

    Аристотель: Бог – это самомыслящее мышление мета-метафизическая трактовка РЕЛокк:РЕ - осознание человеком собственного эмпирического опытаРЕ эмпирического психологизмаЛейбниц:РЕ - осознание человеком способов работы сознания по построению понятийРЕ логического психологизмаКант:РЕ - творческое воображение условий (способностей) познанияметодологическая, трансцендентальная РЕ

  • Слайд 29

    Фихте:РЕ – объективирование конструктивного построения мысли, освобождение от собственной мыслисубъективно-деятельностная трактовка РЕГегель:РЕ – механизм самореализации абсолютного духа (мышление над мышлением)объективно-деятельностная трактовка РЕМаркс:РЕ – механизм привязки мышления к исторически разворачиващемуся бытиюРЕ исторически организованного мышления

  • Слайд 30

    Есть и другие формы рефлексии – предметные:- в психологии: РЕ – самопознание индивидом внутренних психологических актов и состояний;- социальной психологии: РЕ – процесс зеркального взаимоотражения субъектов в пространстве социальных взаимодействий- в научной теории (любой): РЕ – процесс замыкания на объект исследования

  • Слайд 31

    Современные методологические трактовки рефлексии

  • Слайд 32

    В.А. Лефевр: РЕ - взаимное осознание конфликтующих сознанийРЕ психологии взаимодействий субъектовГ.П.Щедровицкий: РЕ – дефициентности (недостаточности) средств развития деятельностиРЕ логики бессубъектной кооперативной мыследеятельностиС.В. Попов: РЕ – взаимодействия замкнутых миров (разных культур)РЕ организации общественных изменений

  • Слайд 33

    Типы и классификационные признаки рефлексии

  • Слайд 34

    3 типа рефлексий:- рефлексия сознания по поводу деятельности(Локк, Лейбниц, Фихте)- рефлексия мышления по поводу деятельности(Аристотель, Кант, Гегель, Маркс, ГП)- рефлексия мышления по поводу взаимодействий с сознаниями(Лефевр, Попов)

  • Слайд 35

    По функциональной интенции можно различить:

  • Слайд 36

    - выделяющую РЕ(чего не хватает в ряду: 1, 2, 4, 5, 7 ?)- расслаивающую РЕ(вопрос Платона: по очереди заменяем доски на галере; остается ли галера той же или становится другой?)- конструктивную РЕ(поскользнулся – упал: в чем причина падения? В зависимости от ответа – конструирование разных средств, предотвращающих падения в будущем)- самоопределяющую РЕ(профессиональная, схематизирующая собственный способ работы)- критическую РЕ(высвобождение из культуры Аристотеля, Канта, Декарта, Гегеля, Маркса, Гуссерля, ГП, Попова)- замыкающую РЕ(рефлексивное замыкание мышления или мира)

  • Слайд 37

    По временной направленности различают:- ситуативную РЕ- ретроспективную РЕ- проспективную РЕ

  • Слайд 38

    По типу организации различают РЕ:- топическую (рамочную)- разноуровневую(рефлексивную возгонку к основаниям)- объектную (теоретическую)

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке