Содержание
-
Русская философия
Выполнила: Морозова Олеся студентка 31группы
-
«Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы.» (Пётр I)
-
Государство в Восточной Европе и в Северной Азии; Граничит с Кореей, Китаем, Казахстаном, Монголией, Азербайджаном, Грузией, Украиной, Белоруссией, Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией, Финляндией, Норвегией; Площадь 17075,4 тыс. кв.км; Население 141,37 млн. человек; 1095 города, 2270 поселков городского типа; Столица — Москва (10,5 млн.); Крупные города: Петербург (4,7 млн.), Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Омск, Казань, Уфа, Челябинск, Ростов-на-Дону, Пермь, Волгоград.
-
Русская философия – собирательное название философских концепций русских мыслителей.
-
Основной вопрос Русской философии это Человек, моральные и нравственныепроблемы общества. Также, сугубо специфической проблемой является проблема выбора исторического пути между Востоком или Западом.
-
Характерные черты русской философии:
Сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; Философские мысли выражаются через художественное творчество, литературную критику, публицистику, искусство; Целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; Большая роль проблем морали и нравственности; Конкретность; Широкое распространение в массах, понятность простому народу.
-
Проблема человека; Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); Проблемы морали и нравственности; Проблемы выбора исторического пути России-между Востоком или Западом (сугубо специфическая проблема русской философии); Проблема власти; Проблема государства; Проблема социальной справедливости; Проблема идеального общества; Проблема будущего. Предмет русской философии:
-
Основные этапы:
-
Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философииРуси IX – XIIвв.
Данный этап русской философии относится к IX—XII вв. и соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства — Киевской Руси до времени феодальной раздробленности Руси. Представители: Илларион; Владимир Мономах; Климент Смолятич; Филипп Пустынник и другие. Основные темы ранней русской философии : моральные и нравственные ценности; объяснение христианства; попытки соединить его с язычеством; государство, право; природа.
-
Илларион(основное произведение – «Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси); Владимир Мономах (основное произведение – «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются морально-нравственные вопросы); Климент Смолятич (основное произведение – «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии – проблемы разума, познания); Филипп Пустынник (основное произведение – «Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).
-
Илларион, родом «русин»; Был священником церкви св. Апостолов в с. Берестове под Киевом; Из Берестова он ходил молиться к Днепру на холм, где выкопал небольшую пещеру и сделался на Руси родоначальником пещерного иноческого подвига; Ярослав Мудрый, возвел его в Софии Киевской на митрополичий престол, он же стал первым митрополитом из русских; Деятельности Иллариона как митрополита: был соавтором Ярослава Мудрого в составлении церковного Устава; как сообщается в проложном "Сказании об освящении церкви Георгия в Киеве пред вратами св. Софии", освящение было совершено митрополитом Илларионом; В 1055 г., после смерти Ярослава его преемник был вынужден пойти на уступки Византии, откуда и прибыл на митрополичью кафедру грек Ефрем. Илларион же удаляется в Киево-Печерский монастырь. О дальнейшей его судьбе и годе смерти летописи ничего не сообщают. Илларион
-
"Исповедание веры" "Поучение священникам о пользе душевной". «Слово о Законе и Благодати» было составлено Илларионом, между 1037 к 1050 гг. Оно является первым известным нам памятником русского церковного торжественного красноречия. Илларион в «Слове о Законе и Благодати» популяризирует и анализирует роль христианства в настоящем и будущем Руси. Памятники проповедничества Иллариона:
-
Представители: Сергий Радонежский, Максим Грек, Андрей Курбский, Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Аввакум, Никон, Философий, Юрий Крижаничи другие. Философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития русского государства XII—XVII вв. Главными темамиявлялись: сохранение русской духовности; христианство; устройство государства; познание.
-
Сергий Радонежский - философ-богослов, идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; свержение монголо-татарского ига; Философий – занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства («Москва – Третий Рим») по линии Рим – Константинополь – Москва; Максимилиана Грек – отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость; Андрей Курбский – был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за ограничение царской власти, свободу, вел заочную полемику с Иваном Грозным; Нил Сорский, Вассиан Патрикеев – выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так называемого движения «нестяжателей»; Юрий Крижанич – выступал против схоластики; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.
-
Родился в семье боярина; В возрасте 10 лет Варфоломея отдали обучаться в церковную школу. Он существенно отставал в обучении. Мальчик со слезами молился, но учёба вперед не продвигалась; Когда ему было 13 лет, он повстречал старца, который помог ему в грамоте, дав съесть кусочек хлеба на который предварительно помолился; После смерти родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже был его овдовевший брат Стефан. Вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры. Варфоломей, оставшись в одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия. Ему было 23 года. Сергей Радонежский
-
Запретил принимать подаяние; Слава его росла; в обитель стали обращаться все сословия. Слава Сергия дошла даже до Царьграда; Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав; Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые ожесточённые сердца; часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться князю московскому; Дал благословение Дмитрию Донскому на Куликовскую битву; Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца; Сергий, за полгода прозрел свою кончину; Сергий причислен к лику святых в 1452 г.
-
Представители: Философы эпохи петровских реформ: Феофан Прокопович; В. Н. Татищев; А. Д. Кантемир; Материалистическая философия середины и второй половины XVIII в.: М. В. Ломоносов; А. Н. Радищев и другие. Философия XVIII в.
-
-
Елисей родился в купеческой семье. Образование получил в Киево-Могилянской академии, обошел пешком всю Европу. В 1701 г. в Риме поступил в прославленную тогда иезуитскую коллегию св. Афанасия; Своими дарованиями обратил на себя внимание папы, не пожелал остаться в Риме и в 1704 г. вернулся в Киев; Преподавательская деятельность; Пётр I вызвал его в Петербург для осуществления реформы церкви; При образовании в 1721 году Святейшего Синода стал его первым вице-президентом, с 1726 года — первенствующий член Синода; Пётр нередко делал Феофану подарки: лично сам подарил ему несколько деревень, значительные денежные суммы; Прежний горячий защитник реформы, при изменившихся условиях русской жизни, обращается из деятеля прогрессивного в строгого консерватора и становится панегиристом, оправдывающим существующий порядок даже тогда, когда он противоречил его идеалу. Феофан Прокопович
-
Отрицание авторитета духовенства как учительского сословия, требуя свободного, критического отношения ко всем научным и жизненным вопросам; отрицательно относится к старым формам московской церковной и общественной жизни; он сатирически изображает современную ему русскую жизнь и в этом смысле может быть назван первым русским сатириком, первым представителем этого направления.
-
Философия XIX века
-
Родился в семье военного врача, в Москве; По окончании училища, поступил в Военно-Инженерное Училище. В эти годы произошла драма — его отец был убит; Увлечен идеями утопического социализма участвовал в кружке петрашевцев; Достоевский был присужден к смертной казни. Но перед расстрелом помилован и сослан в Сибирь; Жил он все время очень бедно; Философия Достоевского искала выражения в художественном творчестве; На каторге у Достоевского усилились эпилептические припадки. Ф. М. Достоевский
-
“истина есть добро, мыслимое человеческим умом; красота есть то же добро и та же истина, телесно воплощенная в живой конкретной форме. И полное ее воплощение уже во всем есть конец и цель, и совершенство, из этого следует что красота спасет мир” “были для него совершенно ясны: отдельные лица, хотя бы и лучшие люди, не имеют права насиловать общество во имя своего личного превосходства; общественная правда не выдумывается отдельными умами, а коренится во всенародном чувстве, и, наконец, эта правда имеет значение религиозное и необходимо связана с верой Христовой, с идеалом Христа”
-
«Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием» «Правду говорят только те, у кого нет остроумия» «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца» «Честный и чувствительный человек откровенничает, а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»
-
Русская и советская философия XX в. Представители: Русская религиозная философия: С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского; Философия космизма: Н. В. Бугаева, В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского; Естественнонаучная философия: И. М. Сеченова, Д. И. Менделеева, К. А. Тимирязева, М. М.Ковалевского; Советская философия: Н. И. Бухарина, А. Богданова, А. Ф. Лосева, А. М. Деборина, Л. Гумилева. М. Мамардашвили, В. Асмуса, Ю. Лотмана; Философия «русского зарубежья»: П. С. Мережковского, Л. Шестова, П. Сорокина, Н. А. Бердяева;
-
Н. А. Бердяев Родился в дворянской семье; Поступил на естественный факультет Киевского университета, через год перешёл на юридический; Попадал в тюрьму: «Первый раз я был арестован в 20 году в связи с делом, к которому никакого прямого отношения не имел…». Во второй: «Я просидел около недели. Меня пригласили к следователю и заявили, что я высылаюсь из советской России. С меня взяли подписку, что в случае моего появления на границе СССР я буду расстрелян...»; Переехал в Париж; «В последние годы я получил наследство, хотя и скромное, и стал владельцем павильона с садом в Кламаре. В первый раз в жизни, я имел собственность, хотя и продолжал нуждаться, всегда не хватало…»; «Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей Родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании»; Умер в 1948 г. от разрыва сердца.
-
Охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления: греческую, буддийскую и индийскую философию и др. Ключевая роль принадлежала свободе и творчеству: единственный механизм творчества — свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Свобода, которая нарушает «божественную иерархию бытия», порождает зло. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.
-
«Моя философия есть философия духа. Дух же для меня есть свобода, творческий акт, личность, общение любви. Я утверждаю примат свободы над бытием.»; «В любви есть деспотизм и рабство. И наиболее деспотична любовь женская, требующая себе всего!» «Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко.»
-
Современная русская философия выражает противоречивые устремления общества и представлена двумя направлениями: Попытки найти обоснования духовности в русской православной традиции. Русская философия существует в рамках мировой философии и развивает идеи современных направлений как постмодернизм и феноменология, задействуя философские категории для истолкования фрагментов бытия.
-
В России философия никогда не была главенствующей отраслью культуры, а была служанкой религии в течение продолжительного времени с самого возникновения русской философии до XIX в. Наука в России получила развитие только в после петровские времена. Кардинальный прелом произошел с приходом большевиков к власти, т. к. из служанки богословия она стала служанкой идеологии. Современный этап развития философии ещё не получил пока чётких очертаний. Вывод:
-
«Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием» (Достоевский Ф. М.) «Правду говорят только те, у кого нет остроумия» (Достоевский Ф. М.) «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца» (Достоевский Ф. М.) «Честный и чувствительный человек откровенничает, а деловой человек слушает да ест, а потом и съест» (Достоевский Ф. М.) «Моя философия есть философия духа. Дух же для меня есть свобода, творческий акт, личность, общение любви. Я утверждаю примат свободы над бытием.»; (Бердяев Н. А.) Хрестоматия:
-
«Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко.» ( Бердяев Н. А.) «Ничто сразу не останавливается.» (Циолковский К. Э.) «Философствовать – это значит развивать в себе единое стройное существо» (Лавров П. Л.) «…кто вникал в деяние природы, тот знает, что она действует всегда единовременно…» (Радищев А. Н.) «Полуживое, полубожественное, сознание человека вечно двоится между сном и бдением…» (Трубецкой С. Н.) «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности…» (Ленин В.И.)
-
«В любви есть деспотизм и рабство. И наиболее деспотична любовь женская, требующая себе всего!» (Бердяев Н. А.) «Вещество биосферы состоит из двух состояний, материального и костного…» (Вернадский В. И.) «…отвлеченной истины нет; истина конкретна…» (Чернышевский Н. Г.) «Нельзя сравнить охлажденных результатов с пламенем и горением в момент их зарождения…» (Бердяев Н. А.) «Нельзя освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри.» (Герцен И. А.)
-
Анархист –отрицающий всякую государственную власть, организованную политическую борьбу. Аскетизм — вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Государство – основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры. Добро — понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру. Душа - совокупность психических явлений; внутренний мир человека. Жизнь — форма существования материи. Игумен - настоятель православного монастыря. Иноческий подвиг - монашеский подвиг. Словарь
-
История - прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. Истина — отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Концепция, или концепт, (от лат. conceptio — понимание, система) — определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет. Красота́ — эстетическая категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. Либеральная философия – этофилософияпринципа гражданских, политических, экономических свобод. Марксисты -последователь учения о законах общественного развития, о неизбежности социалистической революции, практическое применение этого учения.
-
Материализм – утверждает объективное существование мира и познаваемость его закономерностей, первичность его материи. Мир в широком смысле — всё, что существует, Вселенная Мир в более узком смысле — планета Земля (например: «страны мира»). Мораль – нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность. Наука – социальный институт, конституирующий в условиях общественного разделения труда, определённую общественную необходимую сферу человеческой деятельности, образующих в совокупности научную картину мира. Народник - участникобщественно-политического движения, боровшегося за идеи крестьянской демократии и перехода России к социализму через крестьянскую общину. Нестяжатели - противники церковного землевладения в России (конец XV - начало XVI веков). Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы. Общество – единство человеческих отношений.
-
Объект (лат. objectum — предмет) - предмет, явление или процесс, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта (наблюдателя). Ортодоксально-монархическая философия - общественно-политический и нравственный порядок. Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: «Православие, самодержавие, народность». ПАНЕГИРИКм. греч. безусловная похвала, похвальное слово. Панегирист, сочинитель панегирического слова Петрашевцы —участники собраний у М. В. Буташевича-Петрашевского. Были неоднородны по своим взглядам. Немногие имели замыслы прямо революционного характера, некоторые занимались изучением и пропагандой социально-утопической мысли XIX века. Постмодернизм (фр. postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века. Познание — совокупность процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Право - Возможность действовать, поступать каким-н. образом.
-
Православие ( с греч. ὀρθοδοξία — буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление») — в современном широком словоупотреблении означает направление в христианстве. ПРАВДА —понятие, обозначающее абсолютную истину. Проблема (др. греч. προβλήμα) — положение, причинность, условие, вопрос, объект, который создаёт затруднение, побуждает к действию и связан с избыточностью или недостатком чего либо для сознания субъекта. Пустынь — уединенное монашеское поселение. Позже так назывались и многолюдные монастыри. Разум - это та самая система, которая концентрирует реальность в том измерении, в котором логически определяет возможности наиболее рационального использования закономерностей. Революция — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революционно – демократическая философия –идеология крестьянской демократии.
-
Религия –совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поклонения. Утопический социализм - учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве. Свобода – возможность воплотить свои желания. Совершенство (идеал) — высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления. Справедливость – беспристрастие. Субъект — носитель действия, тот, кто познаёт, мыслит или действует, в отличие от объекта. Ум (др. греч. νοῦς, лат. intellectus) — познавательные и аналитические способности; в более тесном словоупотреблении отождествляется с разумом, интеллектом или рассудком. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (от греч. φαινόμενον и λόγος – учение о феноменах). Феномен — необычное явление, редкий факт, то, что
-
Феномен — внутренний опыт, который осознаётся, данные личного опыта. Феодальная раздробленность – процесс экономического усиления и политической обособленности отдельных земель. Философия – наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и человеческого мышления (познания). Христианский натурализм - взгляд на мир, согласно которому природа и бог выступают как единый и универсальный принцип объяснения всего сущего. Цель — это конечный желаемый результат, который определяется в процессе планирования и регулируется функциями управления. Ценность — значимость (польза, полезность) некоторого множества объектов для множества живых существ. Человек – существо котором бессознательное борется с сознательным. Для философии человек – ВСЕЛЕННАЯ. ЭСТЕТИКА — наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства Этика – философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность.
-
- вопросы с выбором ответа (тест) - соотношения - вопросы на размышление (синквейн) Проверочная работа
-
Сугубо специфической проблемой России является проблема… человека и его место в обществе. этики. выбора исторического путимежду Востоком или Западом. Русская философия – это… философское течение созданное в России. собирательное название философских концепций русских мыслителей. раздел философии изучаемый только в России. Тест:
-
Сколько насчитывается этапов в формировании Русской философии?а)5b) 7c) 6
Единственный механизм творчества — свобода. Кто из философов так считал? Илларион Н. А. Бердяев Ф.М. Достоевский Кто из философов имел паронормальные способности? Сергей Радонежский Ф. М. Достоевский Феофан Прокопович
-
Соотнесите исторический период и философа, творившего в это время:
Период древнерусской философии IX – XIIвв. Период древнерусской философии XII—XVII вв. Философия XVIII в. Философия XIX в. Русская и советская философия XX в. С. Радонежский Илларион Н. А. Бердяев Феофан Прокопович Ф. М. Достоевский
-
Русская философия _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Синквейн (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило прилагательными) (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами) (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЁХ слов, выражающая отношение автора к этой теме) (пятая строка – ОДНО слово – синоним первому, эмоционально–образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы)
-
Литература:
Введение в философию: составитель Бобров В.В., Учебное пособие – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. – 288с. – (серия «Высшее образование») Основы философии: учеб. Пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. А. Горелов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с. Философия: учеб. – 4-е изд., составители Алексеев П. В., Панин А. В., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007г. – 592 с.; Энциклопедия необходимых знаний. Книга эрудита \ Автор – Э68 составитель В. А. Менделев – Харьков: Книжный клуб «Книжный Семейного досуга», 2007. – 352 с. http://ru.wikipedia.org/wiki/; http://www.wisdoms.ru/pavt/p22.html; http://traditio.ru/wiki/;
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.